Красногвардейский район расположен в северо-восточной части Санкт-Петербурга на правом берегу Невы. Площадь района 56,8 кв. км, что составляет около 4 % от общей площади города. На 1 июля 2009 года в экономике района были представлены более 18 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе 918 крупных и средних предприятий. Красногвардейский район является привлекательным и для развития малого бизнеса, что обусловлено и территориальным расположением района, наличием свободных площадей на крупных промышленных предприятиях, наличием 15 бизнес-центров, а также последовательной политикой администрации района по поддержке и развитию малого бизнеса.
Обо всем этом мы беседуем с председателем Общественного Совета по малому предпринимательству при администрации Красногвардейского района Виталием Мисниковым.
- Виталий Олегович! Расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родился 1 декабря 1965 года в городе Свердловске, в семье военнослужащих. В 1970 году наша семья переехала в Ленинград на новое место службы отца, где в 1983 году я окончил среднюю школу № 346.
У меня высшее техническое образование – в 1989 году я окончил дневное отделение Ленинградского института авиационного приборостроения по специальности инженер системотехник. Уже во время учебы я стал приобщаться к «бизнесу» - был комиссаром студенческого отряда проводников. Мы работали на самых популярных южных маршрутах. Было трудно, но интересно. И что самое важное, работая в студенческом отряде, я на всю жизнь усвоил одну истину – отличных результатов можно достичь только в сплоченной команде.
После института с 1989 года по 1992 год я работал в органах КГБ СССР. Мне нравилась моя работа, но, в связи с изменением политической ситуации в стране, я принял непростое решение попробовать себя на ниве зарождающегося предпринимательства.
И с этого момента начался новый этап моей жизни – я пришел в бизнес. С 1992 по 1997 год я занимал руководящие должности в различных коммерческих структурах, включая банковскую сферу.
С 1994 по 1998 год я был помощником депутата Законодательного собрания первого созыва. Это был очень интересный жизненный опыт – законотворческая деятельность в стране находилась в стадии становления, и я имел возможность изнутри наблюдать за этим процессом.
В 1997 году я был назначен председателем совета директоров ОАО «Инвестиционное агентство «Оккервиль», а с 2001 года и по настоящее время _ я являюсь генеральным директором данного агентства. ОАО «Инвестиционное Агентство «Оккервиль» работает на рынке услуг 14 лет; является участником профессиональных Союзов: Гильдии управляющих и девелоперов СПб и Союза строительных объединений и организаций. «Оккервиль» эффективно взаимодействует с участниками строительного, проектного, землеустроительного рынка, а также девелоперскими компаниями. Агентство «Оккервиль» совместно с администрацией Красногвардейского района и профильными комитетами занимается разработкой крупных инвестиционных проектов, реализация которых важна для промышленной, жилищной и социальной инфраструктуры. В рамках работы с инвестором по реализации инвестиционных предложений Агентство выступает в роли уполномоченного городом «консультанта» и обеспечивает профессиональное взаимодействие между городскими структурами, заказчиком, проектными и строительными организациями. При реализации некоторых инвестиционных проектов ОАО «Инвестиционное Агентство «Оккервиль» выступает в роли заказчика, застройщика.
Набираясь предпринимательского опыта, я не забывал и о том, что современному руководителю необходимы знания. В 2005 году я окончил «Северо-Западную Академию Государственной службы при Президенте РФ» по специальности «государственное и муниципальное управление» и параллельно получил диплом о профессиональной переподготовке по специальности «юриспруденция».
- Будучи генеральным директором ОАО «ИА «Оккервиль», я постоянно взаимодействовал и с властью, и с бизнесом. И думаю, что именно этот факт и стал основополагающим, когда в декабре 2005 года мне предложили возглавить Общественный Совет по малому предпринимательству при администрации Красногвардейского района.
Предложение показалось мне интересным, и я согласился, хотя и отдавал себе отчет в том, что мне будет непросто: ведь я должен был оправдать доверие и администрации, и предпринимателей. А сейчас, спустя четыре года, я понимаю, что в отличие от многих моих коллег по Общественному Совету нахожусь в более привилегированном положении - у меня нет в районе своего «малого бизнеса», и поэтому я никогда не лоббирую собственных интересов. И, кстати говоря, это прекрасно понимала администрация района, когда предлагала мне эту должность.
- На территории района работает 17,5 тысяч субъектов малого предпринимательства, из них 8,5 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Что касается отраслевой структуры, то она близка к общегородским показателям. Как и прежде, в 2009 году основной процент приходится на предприятия оптовой и розничной торговли – 48,9 %. Но по сравнению с прошлым годом доля таких предприятий в нашем районе снизилась на 1,6%. В районе идет реализация адресной программы размещения магазинов пешеходной доступности по 10 адресам. Один магазин уже работает, а по 9 адресам ведется работа. В ноябре заканчивается строительство «Ириновских торговых рядов» на 400 торговых мест.
Кроме торговли, малый бизнес представлен в промышленности – 8,7 %, в строительстве – 6,1 %, на транспортные услуги приходиться 8,5 % и 4 % представителей малого бизнеса, заняты в научно-технической сфере.
В то же время в районе не хватает предприятий общественного питания: кафе, ресторанов, бистро. А это как раз еще одна сфера деятельности, которую могли бы осваивать представители малого бизнеса.
- Предприниматели обращаются в общественную приемную Совета по самым различным вопросам: кого-то интересуют программы поддержки, кого-то – аренда, а кого-то – семинары. Наш секретарь ведет реестр устных и письменных обращений. Мы внимательно изучаем каждое обращение и даем рекомендации по дальнейшим действиям.
Раз в неделю предпринимателей консультирует юрисконсульт.
Ежемесячно мы проводим бесплатные семинары «10 шагов к бизнесу», на которых начинающие предприниматели могут узнать особенности системы бухучета, налогообложения, кредитования и многое другое.
Большой популярностью у предпринимателей района пользуются семинары по актуальным проблемам с участием представителей Прокуратуры, Госпожнадзора, Центра занятости населения.
В помощь предпринимателям мы подготовили справочник начинающего предпринимателя Красногвардейского района. В справочнике собрана необходимая информация об инфраструктуре поддержки малого бизнеса, телефоны контролирующих органов.
Для того, чтобы эффективнее помогать предпринимателям, мы заключили соглашения о сотрудничестве с «Территориальным отделом ОГПН» и «Территориальным управлением в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Невского и Красногвардейского районов. И теперь, в случае необходимости, предприниматели могут оперативно получить консультацию.
Нам наконец-то удалось сломить массовую инерцию бизнеса по отношению к специальным программам государственной поддержки малого предпринимательства. Я считаю это результатом огромной совместной работы власти и бизнеса, в том числе, и городского Общественного Совета. И, безусловно, в этом успехе есть и крупица заслуг и нашего районного Совета.
В 2009 году представители Красногвардейского района приняли участие в следующих программах поддержки:
1. «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса» - 6;
2. Субсидирование арендной платы - 15;
3. Аутсорсинг – 74;
4. Выставочно-ярмарочная деятельность – 4;
5. Сертификация продукции, работ, услуг – 8;
6. Приобретение основных средств в лизинг – 7;
7. Кредитование коммерческими банками – 30.
Кроме того, мы активно сотрудничаем со «Сбербанком», «Русь Банком» и «НОМОС-Банком» по вопросам кредитования малого предпринимательства. Так, по состоянию на 01.10.09 в Красногвардейском ОСБ «Сбербанка» получили кредиты 100 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 480,0 млн. рублей, а в «Русь Банке» кредитуется 70 предпринимателей на общую сумму 168,8 млн. руб.
-Что же касается деятельности Общественного Совета, то администрация района нас активно поддерживает. Вместе мы разработали программу развития и поддержки малого предпринимательства в Красногвардейском районе на 2009-2011 годы. При активной поддержке главы администрации мы ежегодно проводим в школах района «День предпринимателя».
Конечно, у нас бывают разногласия, деловые споры, но мы пытаемся по возможности найти оптимальный вариант решения конфликта.
Некоторое время назад было много проблем, связанных со сносом ларьков. И мы пытались убедить предпринимателей в том, что это не прихоть администрации района, а законное требование города.
Конечно, в определенный исторический момент ларьки были востребованы. И благодаря развитию мелкорозничной торговли был дан толчок торговому бизнесу. Прошли годы, и нам потребовались другие формы торговли. На смену ларькам город стал строить цивилизованные павильоны и торговые центры. А предприниматели отказывались это понимать и принимать. И во всем винили администрацию района.
Нам понятна стратегическая мысль города, нам понятны интересы и чаяния определенной части бизнеса, и мы предлагаем объединяться. Потому что, так или иначе, все равно нам вместе жить и работать. И нельзя допускать, чтобы власть зарабатывала очки тем, что «косой» метет всех на своем пути, а предприниматели тем, что сидят в своем ларьке, который уродует вид района, и не сдвигаются с места. Пока не будет диалога, ничего хорошего не получится. Нельзя, чтобы проблемы превращались в непреодолимые препятствия, а процесс их решения – в открытый конфликт; необходимо объединить усилия в единый позитивный вектор.
- Мы участвовали в проведении нескольких встреч с участием администрации «Хасанского» рынка, и должен сказать, что в этом конфликте не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Если бы в свое время господа бизнесмены задумались о последствиях своего противостояния городу и не решали только свои собственнические интересы, а искали инвестиции для реконструкции торговой зоны, конфликт не получил бы такого развития.
На сегодняшний день городом принято решение о строительстве рынка, который затем будет передан в аренду малому бизнесу. Что здесь плохого? Предпринимателей это устраивает, но против данного решения выступает компания, которая сдает места в субаренду на рынке. То есть, на лицо конфликт конкретных заинтересованных лиц.
Конечно, сейчас мы не знаем, чем эта история закончится. Но если идея будет реализована в том виде, в котором она сегодня предложена (строительство рынка за счет бюджета и предоставление торговых мест по льготным ценам предпринимателям), - это будет прекрасно. А вот если город свое обещание не выполнит, и вместо рынка, который существовал не один год, с многочисленными рабочими местами, низкими ценами на товары, будет построено что-то совершенно противоположное, - это будет большой бедой и ошибкой власти.
Повторюсь: у всех заинтересованных сторон свои интересы. Сейчас городской Общественный Совет выступил в роли посредника между городом и предпринимателями. И, наконец-то, ситуация начинает стабилизироваться, и появляются конкретные предложения. Думаю, что, в конце концов, конфликт будет исчерпан.
- Я не раз высказывал на различных слушаниях и выступлениях свою точку зрения: проект очень интересный, амбициозный, смелый и имеет право на реализацию только в случае соблюдения законности в процессе принятия решений.
На мой взгляд, проблема в том, что нет объективной информации: она или замалчивается или перевирается, что создает благодатную почву для манипулирования общественным мнением. Считаю, что это безобразие! Каждый житель нашего города должен получить право самому делать выводы на основании полноценных и достоверных данных.
В связи со сложившейся ситуацией Общественный Совет взял на себя роль «просветителя». Совместно с администрацией района было организовано выездное расширенное заседание на площадке «Охта центра». Мы пригласили предпринимателей и предоставили им возможность своими глазами увидеть то место, в котором собираются построить центр. И что они увидели? Из остова старой крепости торчат сваи, вбитые в советские времена, а на месте снесенных, полуразрушенных производственных корпусов активно ведутся археологические раскопки. Стало очевидно, что если бы «Газпром» не задумал именно в этом месте реализовать свой проект, мы и сегодня имели бы неприглядный вид обветшалых фасадов частного завода, на скорую руку переделанных в бизнес-центр. И не нужно говорить о том, что Общественный Совет – ангажированный орган и выражает мнение администрации. Нет, это не так. Я бы никогда не включился в активную дискуссию по вопросу судьбы проекта, если бы меня не раздосадовал тот факт, что мое право и право моих коллег и друзей на объективную информацию нарушено. К тому же речь идет не о единичном объекте, а о комплексном развитии огромной прилегающей территории. Кроме бизнес - центра предполагается строительство музея, концертных площадок, спортивного комплекса и многое другое, а этим наш район не избалован. А главное, о чем все забывают, - появится работа и для малого бизнеса. Об этом мы говорили на встрече с руководством «Охта центра». Мы просили, чтобы при проведении тендера на производство различных работ, которые будут вестись при строительстве объекта, учитывались в первую очередь заявки предпринимателей Красногвардейского района. И нам это обещали.
Я не знаю, чем закончится это противостояние, но важно помнить, что все мы, являясь жителями прекрасного города, несем ответственность перед потомками не только за сохранение исторического наследия, но и за созидание.