Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Актуальное интервью
№10
декабрь
2018

Повышение роли Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга в формировании положительного бизнес-климата Санкт-Петербурга

В рамках XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга 5 декабря 2018 года состоялся «круглый стол» на тему «Повышение роли Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга в формировании положительного бизнес-климата Санкт-Петербурга», модератором которого выступила председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели.

В мероприятии приняли участие главы и заместители глав районных администраций и председатели общественных советов по малому предпринимательству при администрациях районов города.

Основная идея мероприятия состояла в том, чтобы обсудить механизмы повышения качества взаимодействия между общественными советами по развитию предпринимательства и администрациями районов Санкт-Петербурга, а также полномочия администраций районов Санкт-Петербурга в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Первый заместитель главы Администрации Колпинского района Николай Гордей отметил, что за период времени с 2012 по 2017 год были внесены многочисленные изменения в Положение об администрации района, что привело к значительному сокращению их полномочий, в том числе, в сфере потребительского рынка, имущественных отношений, инвестиционной деятельности, строительстве, а также в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, например, в Положении, которое действовало до 1 января 2018 года в сфере потребительского рынка у Администрации района было 15 полномочий, а с 1 января 2018 года – их осталось только 3, но при этом объем выполняемой работы не только не уменьшился, а наоборот вырос, так же как и ответственность.

На отдельных полномочиях, которых у Администрации района теперь нет,  Николай Гордей остановился подробно.

Контроль за розничной продажей алкогольной продукции

Ежегодно утверждается План комплексной межведомственной работы по профилактике и пресечению правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, где Администрациям отводится роль организатора проведения совместных мероприятий по контролю в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга.

С одной стороны, принимая во внимание, что Администрация не наделена контрольными функциями и ее действия в рамках исполнения указанных Планов по проведению обследований предприятий торговли и общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, расцениваются Прокуратурой, как мероприятия по контролю, что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 №  294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем, действия Администрации могут быть признаны как превышение полномочий. С другой стороны, от Администрации требуют обеспечения на территории района порядка и недопущения нарушений в этой сфере. 

В целях обеспечения правомерности выполнения данных действий, Администрация обратилась к разработчику Плана - Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, с просьбой инициировать внесение изменений в постановление Правительства № 1098 и наделить Администрации районов полномочием по проведению обследований (мониторинга) организаций торговли и общественного питания Санкт-Петербурга, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга.

Наделение данным полномочием позволило бы Администрациям районов в рамках правового поля принимать меры, направленные на снижение несанкционированной торговли алкогольной продукцией. Но, к сожалению, Комитетом данное обращение оставлено без внимания и на сегодня вышеуказанные полномочия у Администрации отсутствуют.

Незаконные перепланировки

Следующее полномочие, которое теперь отсутствует – это согласование перепланировки нежилых помещений, в том числе по объектам потребительского рынка (Администрация не может влиять и/или сдерживать незаконные перепланировки собственников нежилых помещений).

До апреля 2016 года в районах функционировали районные комиссии по распоряжению объектами недвижимости в соответствии с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2011 № 939 «О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при распоряжении имуществом, находящимся в государственной собственности Санкт-Петербурга».

В рамках деятельности районной комиссии администрациями для продления договоров аренды нежилых помещений проводились обследования таких помещений, по результатам которых подготавливались соответствующие заключения.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.04.2016 N 252 «О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078, от 12.07.2011 № 939 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга» районные комиссии по распоряжению объектами недвижимости были упразднены.

Однако, ГКУ «Имущество СПб» КИО и в настоящее время направляет в администрации запросы (в отсутствие полномочий у администрации) о предоставлении вышеуказанных сведений для принятия решения о продлении договоров аренды нежилых помещений. Вместе с тем, полномочий по обследованию и выявлению, в том числе фактов незаконной перепланировки, у администраций районов не имеется. В этой связи, многие нежилые помещения в городе используются не эффективно.

Промышленность и инвестиции

Полностью исключены полномочия Администрации, касающиеся промышленности, и инвестиционной деятельности. А как известно, Колпинский район является крупным промышленным центром, на территории которого расположены 6 промышленных зон, в том числе и знаменитые «Ижорские заводы».

Администрация района неоднократно обращалась в профильный комитет по вопросу разработки и утверждения ППТ и ПМ на данные территории, которые позволят понимать какие земельные участки свободны и какие из них могут быть вовлечены в хозяйственный оборот. Однако, на сегодняшний день ППТ и ПМ разработаны только на небольшую территорию промышленных зон («Рыбацкая» и «Ижорские заводы», в части стратегических инвесторов).

В этом году в городе создана рабочая группа по разработке предложений по повышению эффективности использования земель и земельных участков в границах производственных зон Санкт-Петербурга, в состав которой было предложено включить представителей Администрации района, но данное предложение было отклонено.

Однако, все профильные Комитеты направляют в адрес Администрации  обращения, содержащие поручения и задания, касающихся предоставления информации, а также организации деятельности промышленных предприятий, а также субъектов малого и среднего бизнеса.

Первый заместитель главы Администрации Колпинского района затронул и тему потребительского рынка.

- До 2013 года размещение нестационарных торговых объектов регламентировалось городскими и районными адресными программами, все взаимоотношения предпринимателей с властью, осуществлялись по месту их деятельности, т.е. на территориях районов Санкт-Петербурга.

Для этих целей, а также для упорядочения предпринимательской деятельности у администраций районов Санкт-Петербурга и районных агентств КУГИ и КЗРЗ были соответствующие полномочия и ответственность. Районные управления КУГИ, выполняя свои полномочия, осуществляли контроль за своевременностью заключения договоров аренды, сбора арендной платы, т.е. выполняли свои полномочия в минимально возможные сроки, без проволочек.

Предприниматель знал конкретных исполнителей в структурах органов государственной власти, понимал свои действия, которые он должен осуществить, мог, не выезжая за пределы района, произвести все действия, направленные на заключение/продление договора аренды, а также меры ответственности за нарушения норм действующего законодательства.

Возможно, в этом есть свои недостатки, но острых очагов социального напряжения у предпринимательского сообщества было меньше. Несмотря на то, что сейчас процесс заключения договоров регламентирован, он очень затянут, что снижает планку результативности работы профильных Комитетов.

В связи с изменением Земельного кодекса РФ возникла потребность в разработке нового законодательства Санкт-Петербурга, регламентирующего взаимоотношения как с существующими предприятиями, так и с потенциальными, только начинающими свой бизнес.

В результате последовали реформы, которые длятся уже 4-й год, что негативно сказывается на развитии малого бизнеса, который арендует у города либо земельные участки, либо объекты недвижимости.

Отмечу, за период с октября 2017 года по октябрь 2018 года в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов…» изменения вносились 5 раз. Соглашусь, что многие поправки нужны. Например, городом разработан новый вид договоров – на размещения НТО.  Однако, постоянное изменение «правил игры», неизбежно влечет за собой «торможение» процедур принятия важных для предпринимателей решений, и соответственно, ведет к материальным издержкам для бизнеса.

В следствие этого происходит всплеск несанкционированной торговли, рост городских расходов на ее ликвидацию и недополучение доходов в бюджет города.

Конечно, Администрации районов даже в отсутствие каких-либо полномочий совместно с районными Общественными Советами по малому предпринимательству прикладывают все возможные усилия для стабилизации обстановки в части деятельности и развития предприятий малого и среднего бизнеса. Ведь предприниматель при возникновении у него вопросов и проблем, в первую очередь идет, к тем, кто ближе к нему находится - в Администрацию района, которая в пределах своих полномочий оказывает ему возможное содействие.

И в этой связи мы предлагаем следующее:

1. Инициировать изменения в законодательство, направленные на упрощение процедуры получения земельных участков под временное размещение, в рамках заключаемых договоров аренды (например, продление существующих).

2. Установить срок на получение всех согласований. При затягивании ИОГВ срока согласования, считать, что размещение объекта согласовано автоматически.

3. Создать в каждом районе подразделения, которые будут наделены полномочиями по заключению договоров для размещения НТО, функциями контроля за размещением НТО и сбором арендной платы. Эти подразделения могут быть подчинены либо КИО, либо администрациям районов.

4. Установить перечень обязательных согласований для размещения НТО – внешний вид, ОПС КГА (а он включит в себя треугольник видимости по линии ГИБДД, все сети, УСПХ, дор.технологии), ордер ГАТИ это позволит при планировании иных земляных и строительных работ учитывать наличие НТО и как вариант можно будет не получать ежегодный ордер ГАТИ при размещении выносных столиков у предприятий общественного питания, а при продлении договора не нужно будет пересогласовывать.

5. Разработать постановление Правительства Санкт-Петербурга взамен постановления № 1045, учитывая мнения всех (комитеты, администрации, бизнес).

6. Разработать упрощенную процедуру по проведению ярмарок, взяв за основу проведение ярмарок до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 14.01.2015 № 688-1 «О внесении изменений в некоторые Законы Санкт-Петербурга в сфере организации ярмарок на территории Санкт-Петербурга».

7. Разработать нормативный акт, регламентирующий порядок приемки в эксплуатацию НТО с обязательным решением вопросов благоустройства прилегающей территории, наличия подъездных путей и подключения к инженерным коммуникациям.

8. Предоставлять участки на более длительный срок от 5 до 10 лет, при этом предусмотреть неотвратимую ответственность, если арендатор нарушает условия договора (продажа алкоголя, изменение цели использования, не соответствие вида объекта разрешенному договором и КГА, и т.д.).

9. Предоставлять альтернативные участки, если расторжение произошло по инициативе Санкт-Петербурга с добросовестным арендатором.

10. Предусмотреть места для размещения НТО при разработке ППТ и ПМ, в том числе линейных объектов.

Председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при Администрации Красносельского района Олег Ванюков предложил перефразировать обсуждаемый вопрос, соединив две части в единое целое.

- Я предлагаю рассмотреть его как симбиоз первого и второго вопросов - «Механизмы повышения роли администраций районов в развитии и регулировании малого предпринимательства и как следствие, повышение качества взаимодействия между общественными советами и районными администрациями». И я сразу хочу отметить, что не наблюдаю каких-либо сложностей в общении с районной Администрацией потому что, у нас мало или практически нет предмета для общения.  

На моих глазах происходила эволюция преобразований взаимоотношений районной администрации и бизнеса: от плотного взаимодействия в конце девяностых, начале двухтысячных, когда администрация имела полное влияние на бизнес-структуры посредством распределения земельных участков, выдачи разрешений и других основополагающих регуляторов предпринимательства, до нынешнего момента, когда взаимодействие предпринимателей и районной администрации сведено к минимуму.

Я сразу оговорюсь, что основой кластерной структуры малого предпринимательства нашего района являются торговля и сфера услуг. Как следствие, именно в этих сегментах наблюдаются серьезные проблемы, которые типичны для большинства районов города.

Многие считают систему, существовавшую в начале двухтысячных годов, ущербной, потому что отсутствовала конкуренция и были сложности с вхождением на рынок новых игроков, что, в свою очередь, являлось благодатной почвой для коррупции. Да, наверное, это так, но в то же время было много и положительных моментов: любой предприниматель понимал, что, если он подведет администрацию (нарушит сроки работы, не заплатит аренду, нарушит правила благоустройства), то он может потерять бизнес. И это очень дисциплинировало!

Но постепенно районы лишались рычагов воздействия на бизнес, что, кстати, нисколько не снимало с них ответственности за состояние предпринимательства в районе. И на сегодняшний день мы подошли к тому моменту, когда районная администрация практически ничем не может помочь малому и среднему предпринимателю, а все, что она может сделать положительного, это просто не мешать нашей работе.

Мне кажется, что последнюю точку в череде этих преобразований, поставило, как ни странно, преобразование КУГИ в КИО. Хотя, напрямую это событие не имело отношения к администрациям районов, но в итоге данного «реформаторства» перестали существовать районные комиссии по продлению договоров аренды, которые были своеобразным отчетным событием в отношениях предпринимателя и районных властей. Многие предприниматели восприняли за благо данное решение, но мне уже тогда казалось, что это ошибка, и последующие несколько лет только укрепили мое убеждение…

На одной из таких комиссий на реплику предпринимателя: «Зачем это нужно? Продлевайте автоматом!», представитель администрации ответил: «А мы хотим хотя бы раз в три года видеть лица наших предпринимателей». И на мой взгляд, это правильно. Я не раз слышал от своих коллег опасения по поводу работы комиссий: они старались содержать в надлежащих условиях объект, делали дополнительное благоустройство, готовились к продлению заранее. И, в свою очередь, не раз районные власти давали шанс достойным предпринимателям исправить недочеты, и, как правило, они оправдывали их доверие (я поручался за предпринимателей).

А что сегодня? Все происходит без участия предпринимателя, он отстранен от процесса, не может высказать свою точку зрения, не знает, отстаивает ли его права районная администрация или наоборот, по каким-то причинам пытается убрать его объект…

Всем прекрасно известно, что у меня был опыт участия в согласительных комиссиях по исключению из схемы размещения земельных участков, и на этих комиссиях я увидел интересную картину: все комитеты идентифицировали предпринимателя по номеру заявки или по адресу, и только мы, с представителем районной администрации, оперировали конкретными именами и фамилиями владельцев этих объектов. Для нас это реальные люди с их судьбами и лицами, а для всех остальных -  только номера заявок. Вот такое обезличенное предпринимательство! 

В последнее время действительно взаимодействие районных общественных советов и администраций районов переживает не лучшие времена по причинам, которые я озвучил выше. Мы консолидируем проблемы бизнеса и отправляем в городской Общественный Совет, проводим информационное сопровождение, оказываем представительские, а иногда и анимационные услуги для подрастающего поколения. Администрация пытается помогать в рамках своих мизерных возможностей и полномочий. Порой все это держится на человеческом уважении и авторитете с обеих сторон. Но так быть не должно, у нас сейчас мода, по любому поводу писать президенту, премьеру, прокурору, а в конце копию тому ведомству, которое действительно будет решать данную проблему. Зачем проблемы районного масштаба выводить на городской уровень? Они должны решаться в районе и тогда восстановится уважение предпринимателей к районной администрации. Они должны воспринимать администрацию как структуру, которая может не только наказать, но и помочь, а когда это произойдет, то и возрастет роль районных общественных советов. 

Сегодняшняя наша встреча проходит в условиях изменений во властных структурах города, и наш долг донести до новой власти все первоочередные, не терпящие отлагательств, вопросы. И, естественно, на первом месте это проблемы имущественного блока и три привычных аббревиатуры КИО, ГКУ, ККИ - наши дорогие лебедь, рак и щука. Мне кажется, наведя порядок в этих структурах, городская Администрация снимет половину проблем предпринимательства. Конечно, я понимаю, что резкие изменения могут, в очередной раз, ввести имущественный блок в ступор, но уверен, что необходимо определить логику подчинения этих комитетов, на данный момент, мне кажется, каждый из них по-своему видит свое предназначение. Далее, необходимо срочно создать на базе районных Администраций приемные КИО-ГКУ, где бы квалифицированные кадры, прикрепленные к районам, могли бы консультировать предпринимателей по принадлежности вопросов. На основе работы этих приемных можно в будущем принимать или не принимать идею возвращения к районным агентствам. Также считаю необходимым вернуть в районы комиссию по продлению договоров размещения НТО, а также обеспечить присутствие предпринимателей на согласительных комиссиях КРППР, путем обеспечения видеоконференций из районных администраций. Мне кажется, что представители администрации могут присутствовать на этих комиссиях виртуально, дабы не терять времени для перемещения по пробкам на Полюстровский пр., 61.

И, конечно, необходимо разобраться с болевыми точками регионального уровня:

  • 100 - метровым ограничением на размещение объектов у станций метрополитена.
  • запретом на субаренду НТО.
  • ГОСТ Р 50597-2017 (запрет размещения НТО на тротуарах).
  • продлением договоров неформатных объектов, возведенных до ограничения параметров и их перевод на договора размещения. 

На федеральном уровне необходимо инициировать изменения в Земельный кодекс (для продления договоров аренды без торгов), а также оптимизировать налоговую систему.

И завершая свое выступление, я хотел бы заметить, что наш Президент определил малое предпринимательство как точку роста. Очень приятно было услышать именно этот термин, которым пользуется любой предприниматель. Мы постоянно ищем точки роста, те направления, где вложения наиболее эффективно окупятся. Мне кажется, что применение логики бизнеса в среде чиновников, привело бы к видимым результатам.

Например, любой клиентоориентированный бизнес подразумевает разработку и внедрение программного обеспечения для работы с заказчиком. Так называемая система CRM (Customer Relationship Management) позволяет отслеживать все обращения (лиды), все действия по обращениям, определять системные проблемы и устранять их. Мы для стимулирования своих подчиненных используем различные KPI ключевые показатели, в основном, они оценивают увеличение степени лояльности клиента и экономические показатели, такие как увеличение выручки и т.д. Хотелось бы понять какие KPI у КИО, степени лояльности клиента точно нет, увеличения собираемости арендной платы -  опять нет, я думаю, они уже года два показывают отрицательные результаты. Их деятельность может быть признана удовлетворительной, только если в качестве KPI поставить увеличение напряженности в предпринимательской среде.

Продолживший мероприятие председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при Администрации Выборгского района Денис Самуйлов  рассказал о проблемах производственного бизнеса.

- Одна из проблем, с которой сталкивается малый и средний бизнес в сфере производства, это подбор соответствующего помещения. Они должны соответствовать современным и передовым требованиям рынка, а также нормам законодательства Российской Федерации (просторные помещения с возможностью устанавливать внутренние стены и перегородки, высокие потолки, обеспыленные полы, электричество, вентиляция, отопление, с условиями размещения персонала, обеспеченность каналами высокоскоростной сети интернет и т.д.). Необходимо также учесть площадь помещений: для малого и среднего бизнеса, как правило, требуется от 300 до 1000 кв. метров.

А что мы имеем в реальности? Предприниматели вынуждены арендовать площади под склады и производства на промышленных предприятиях, которые были созданы в советское время. В большинстве случаев это технически и морально устаревшие здания, в которых, зачастую, не возможно создать условия для функционирования производства, так как данные помещения не только не соответствуют современным требованиям рынка, но и  нормативным актам Российской Федерации.

Это очень серьезная проблема, которая сдерживает рост малого и среднего бизнеса производственной направленности. Решение проблемы - это создание технопарков, соответствующих современным требованиям. Отмечу, что в данном вопросе - строительстве новых технопарков и реконструкции старых предприятий, бизнес готов активно участвовать, причем, даже материально. В связи с чем бизнес-сообщество просит провести инвентаризацию промышленных предприятий и площадок нашего города с целью получения объективных данных о возможности использования их под строительство и реконструкцию технопарков.

И еще один вопрос, который я хотел бы озвучить. На V Форуме малого предпринимательства Санкт-Петербурга экс-губернатор города Валентина Матвиенко сообщила участникам форума, что в Петербурге будет создан Дом предпринимателя. И спустя полтора года у предпринимателей действительно появился свой дом! В самом центре Петербурга, на улице Маяковского 22 июня 2009 года открылся Дом предпринимателя! А символический ключ от Дома предпринимателя был передан Елене Церетели - председателю Общественного Совета.

Вместе с аппаратом Общественного Совета в Доме разместились все организации инфраструктуры поддержки: Фонд кредитования малого бизнеса, Центр поддержки предпринимательства и другие. За короткое время, как и планировалось, Дом предпринимателя стал центром предпринимательской активности, знаковым местом для бизнес - сообщества Петербурга.

С момента открытия на площадках Дома предпринимателя прошло огромное количество «круглых столов», конференций и заседаний, на которых поднимались самые злободневные вопросы предпринимательской деятельности. Юридической службой Общественного Совета были оказаны бесплатные консультации как начинающим, так и опытным предпринимателям.

В Доме предпринимателя на бесплатной основе проводили свои мероприятия все городские ассоциации, поддерживающие бизнес. Дом предпринимателя находится в центре города, в шаговой доступности от метро и равно удалён от всех не центральных районов, что, безусловно, всегда являлось преимуществом – любой предприниматель за кратчайшее время мог сюда приехать.

И вдруг, происходит что-то невероятное! Все организации инфраструктуры, кроме городского аппарата Общественного Совета, оказываются выселены, никаких мероприятий для бизнеса там больше не проводится, и более того, с Дома предпринимателя снята информационная табличка с его названием.

От имени бизнес-сообщества я обращаюсь к руководству города с просьбой вернуть нам Дом Предпринимателя, а с учетом открытия МФЦ для малого бизнеса, предлагаю часть помещений предоставить под эти цели.

В конце заседания Елена Церетели вручила благодарственные письма председателям общественных советов по малому предпринимательству при администрациях районов, проработавшим в этой должности наибольшее количество лет.