Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Актуальное интервью
№2
апрель
2018

«Наша главная цель – это развитие: эстетическое, духовное и культурное». Интервью с Еленой Сергеевой

На пленарном заседании юбилейного, XV Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, вице-губернатор Константин Серов вручил призы и Благодарственные письма победителям городского конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга – 2017». В номинации «Социально-ответственный бизнес» победителем была признана компания Выборгского района: ООО «Масштаб» (театр «Плоды Просвещения»).

О том, как в Выборгском районе появился свой театр и об истории его создания рассказывает генеральный директор ООО «Масштаб» (театр «Плоды Просвещения») Елена Сергеева.

– Театр «Плоды Просвещения» – часть уникального проекта «Дивный город», созданного на территории центра развития «Гранд Каньон». Открытие театра состоялось в ноябре 2011 года. Он до сих пор является одним из самых крупных негосударственных театров Петербурга и всего Северо-Западного региона России.

При этом у нас была одна цель – создание культурного пространства, в первую очередь, для жителей северных районов Петербурга, но оказалось, что круг наших клиентов гораздо шире, и сегодня к нам в театр приезжают зрители со всего города и даже из пригородов.

На нашей сцене работают разнообразные театры и творческие коллективы; у нас можно посмотреть драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также балеты, оперетты, шоу и даже цирковые представления. Многие молодые талантливые коллективы не имеют собственной сцены. Мы же предоставили им возможность показывать свои работы в нашем театре. Плюс к этому, мы сотрудничаем со студенческими театральными группами и частными продюсерскими компаниями.

Несмотря на то, что у нас нет своей труппы, спектаклей, которые можно посмотреть только в нашем театре и нигде больше, с каждым годом становится все больше. Кроме того, наша площадка подходит для проведения различных фестивалей, причем как городского, так и общероссийского и даже международного уровней. Мы рады предоставлять свою сцену как именитым артистам, так и самым юным талантам, ведь очень важно, чтобы человек с детства приобщался к искусству, творчеству и культурным традициям.

– Елена, на какого зрителя рассчитан репертуар театра? Вы предоставляете сцену другим театрам? Есть ли у вас собственные постановки?

– Основой репертуара театра «Плоды Просвещения» являются спектакли для детей, но их папы, мамы, бабушки и дедушки тоже не остаются без внимания: на нашей сцене можно увидеть драматические спектакли, хореографические постановки, оперетты. Кроме того, в нашем зале регулярно проводятся концерты для пенсионеров – жителей района, приуроченные к различным государственным праздникам и памятным датам. 

У нас есть два своих спектакля для детей, которые мы играем не только у себя в театре, но и вывозим на другие площадки, но в этом направлении мы пока не планируем развиваться дальше, поскольку такой путь требует очень серьезных финансовых вложений, которые пока мы не можем себе позволить.

С какими трудностями Вы сталкивались на первых этапах? Как их преодолевали? Каким был стартовый капитал? Как скоро он окупился?

– Трудностей всегда хватает: и на первом этапе, и на сегодняшний день. Театр – это все-таки не бизнес, и, как любая организация культуры, без энтузиастов своего дела, а также без помощи и поддержки существовать не может. Вот и наш театр появился, живет и развивается благодаря удивительному человеку, профессору, меценату, генеральному директору АО «Соломон» Муссе Хабалевичу Экзекову.

За 6 лет существования «Плодов Просвещения» нам удалось стать частью культурной жизни Петербурга, любимым театром множества маленьких зрителей и их родителей, местом встречи с прекрасным. И сегодня мы искренне можем сказать, что да: театр окупился, наши мечты, наш труд не пропали зря. Мы нужны, востребованы и любимы.

– Скажите, Елена: как Вы думаете, что является самым важным в таком бизнесе, как Ваш?

– Самым важным в нашем «бизнесе» является ЛЮБОВЬ. Имеется в виду любовь к людям, для которых мы работаем, ведь театр дает именно то, чего им так не хватает в современном, стремительно развивающемся мире: бесценное, живое человеческое общение. Его не хватает и нам самим, но больше всего – нашим детям. Дело в том, что эмоциональное развитие ребенка, его способность сопереживать, сочувствовать невозможно переоценить.

Конечно, театр не способен решить все социальные и духовные проблемы, но это не может никто и ничто, отдельно взятое: только в комплексе, только вместе мы можем сделать мир лучше, добрее и красочнее. И мы, со своей стороны, вносим посильный вклад в это дело, даря каждому приходящему к нам кусочек души и света, добра и теплоты от соприкосновения с миром живого человеческого искусства.

Театр – это искусство, и приобщение к нему – не просто развлечение. Образовательная и развивающая роли театра зачастую сильно недооцениваются.

– А что Вы можете сказать о конкуренции? Можно ли утверждать, что «Плоды Просвещения» – единственный, в своем роде, театр Санкт-Петербурга?

– В наши дни конкурировать театрам приходится не столько между собой, сколько с альтернативными способами времяпрепровождения. Процент людей, посещающих театры, к сожалению, не растет… Цифровой мир, кинотеатры, развлекательные центры и комплексы – вот наши основные конкуренты. И сейчас подрастающее поколение зачастую не знакомо с театром и даже не знает, зачем он вообще нужен.

Любовь к театру зарождается с самого раннего детства и остается с человеком в течение всей его жизни, обогащая и одухотворяя ее. Просветительская деятельность в этой области и является нашей основной «конкурентной борьбой».

А что касается того, единственный ли, в своем роде, наш театр, то, думаю, да – как и любой другой. У каждого театра – свои особенности, свой стиль и свой имидж. Можно построить два одинаковых кинотеатра, а двух одинаковых театров не может быть – как и двух одинаковых людей.

Елена, какими Вы видите перспективы дальнейшего развития своего бизнеса?

– Внутренняя деятельность театра как единого организма, направленная на рост и развитие. Недостаточно ставить перед собой цель окупить расходы, хотя она понятна, – важно понимать и ставить перед собой глобальные цели и задачи. Быть хорошим детским театром и удобной арендной площадкой на севере города недостаточно: мы стремимся стать культурным центром района и частью культурной жизни Петербурга.

Для достижения этой цели мы хотим стать интересными самым разным возрастным категориям жителей Санкт-Петербурга. Например, задаемся вопросами воспитания эстетического вкуса у детей и подростков, при этом выводя на первый план общечеловеческие ценности и проблемы. Общее развитие приведет к росту популярности и повышению статуса; соответственно, возникнет приток зрителей, увеличится прибыль. Но это не должно быть главной целью. Наша главная цель, как я уже и говорила, – это развитие: эстетическое, духовное и культурное!

– Успехов Вам!