Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Актуальное интервью
№8
октябрь
2018

«Основной задачей центра является продвижение ремесленников и их продукции». Интервью с Львом Кузнецовым - директором СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства»

Ключевую роль в поддержке и развитии народных художественных промыслов играют регионы. Именно региональный вектор государственной поддержки народных художественных промыслов позволяет обеспечить стабильное функционирование и поступательное развитие отрасли.

О том, какая работа в этом направлении ведется в Санкт-Петербурге, рассказывает директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» (СПб ГБУ «ЦРПП») Лев Кузнецов:

– В январе 2017 года программы и проекты поддержки малых и средних предпринимателей, занятых в отрасли народно-художественных промыслов и ремесел, были выделены в отдельное, новое направление. Таким образом, на базе СПб ГБУ «ЦРПП» был создан Центр поддержки ремесленничества.

Специфика ремесленного производства и коммерческой деятельности предпринимателей данной отрасли во многом отличается от других производств, имеющих четкую выстроенную структуру бизнес-процессов и маркетинга. Высокая конкуренция с промышленными товарами аналогичных потребительских качеств – естественная реальность, в которой пытаются выживать предприниматели, занятые в отрасли ремесленничества и народно-художественных промыслов.

Между тем, ремесленничество и народные художественные промыслы являются частью культурного наследия России. Сохранение и развитие традиционных видов промыслов и ремесел является приоритетной задачей Правительства Российской Федерации. Именно поэтому Центр поддержки ремесленничества ставит своими основными задачами сохранение и развитие ремесленной деятельности в Санкт-Петербурге, популяризацию ремесленнической деятельности среди начинающих предпринимателей, развитие рынков сбыта ремесленной продукции Санкт-Петербурга и повышение узнаваемости петербургских брендов.

Достижение этих целей возможно через такие инструменты, как организационно-информационная поддержка участия ремесленников в отраслевых мероприятиях, а также повышение уровня знаний для выстраивания маркетинга и продаж, в том числе и для выхода на международные рынки и развитие рынков сбыта. Наш центр ведет мониторинг отраслевых событий не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России, и даже за рубежом. Об всех интересных и перспективных мероприятиях проводится оповещение, и в случае необходимости обеспечиваются коммуникации между организаторами и участниками.

В отдельных случаях центр выступает соорганизатором мероприятий. Благодаря этой деятельности за 2018 год более 30 ремесленных компаний нашего города приняли участие, в общей сложности, в 10 крупных выставках и фестивалях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и других регионах России. Отдельно хочу отметить крупнейшую в Северной столице Выставку-ярмарку народных художественных промыслов и ремесел «Невский ларец», которая проводилась при поддержке Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. В этом мероприятии бесплатно приняли участие 60 ремесленных организаций Санкт-Петербурга.

С целью повышения уровня компетенций ремесленников по вопросам ведения бизнеса центр организует бесплатные семинары по финансовой грамотности, оптимизации процессов, экспортной деятельности, маркетингу, рекламе и по другим областям. В частности, в 2018 году центром был проведен курс обучающих семинаров по основам маркетинга и рекламы, который специально разработан с учетом специфики ремесленной деятельности. Прошли обучение, узнали приемы коммерческой практики и определили для себя маркетинговую стратегию 50 предпринимателей. Для многих из них правильный маркетинг – это новый эффективный путь к процветанию.

Основной задачей центра является продвижение ремесленников и их продукции, в том числе за счет развития рынков сбыта. Центр активно занимается поиском новых направлений продаж: в частности, в 2018 году, во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, центр, совместно с Комитетом по туризму Санкт-Петербурга, стал единственным инициатором в городе и обеспечил реализацию сувенирной продукции отдельных ремесленных компаний в информационных туристских павильонах в исторических частях города. Кроме того, центр помог разместить продукцию народно-художественных промыслов и ремесел в одной из сети супермаркетов, а также в отелях города.

Для корпоративного заказчика в Едином Центре Предпринимательства (ЕЦП), на Полюстровском пр., 61, дважды в год проводится «Биржа корпоративных подарков», на которую приглашаются представители бизнеса и государственных учреждений, закупающие бизнес-сувениры для собственных нужд. Кроме того, центр оказывает содействие по размещению информации о предприятиях в туристических порталах и буклетах Санкт-Петербурга.

– Лев, представители ремесленничества могут принимать участие в 2 основных программах поддержки: «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов» и «Выставочно-ярмарочная деятельность». В данный момент прием заявлений и документов на участие в конкурсном отборе на право получения в 2018 году субсидий завершен. Что можно сказать о результатах? Сколько человек получили субсидии и на какую сумму?

– Одной из существенных мер государственной поддержки остаются программы субсидирования затрат предпринимателей, реализуемые Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Прием документов на участие в программах осуществляют специалисты СПб ГБУ «ЦРПП».

В 2018 году реализовывались 6 специальных программ государственной поддержки:

  1. «Поддержка социального предпринимательства»;
  2. «Сертификация»;
  3. «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»;
  4. «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста»;
  5. «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности»;
  6. «Выставочно-ярмарочная деятельность».

Общий объем финансирования указанных специальных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в этом году составил 101,5 миллиона рублей.

В установленные сроки в КРППР были приняты и переданы 405 заявок от субъектов малого и среднего предпринимательства.

По результатам 4 заседаний конкурсной комиссии были рассмотрены все принятые в апреле – июле пакеты документов: 308 заявок (из 405) были одобрены на общую сумму 101,5 миллиона рублей; 54 отказа, в том числе 39 – по причине отсутствия бюджетных ассигнований; 43 пакета документов были возвращены СМСП без рассмотрения – по причине наличия задолженности по уплате налогов и сборов.

Что касается программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов», то на нее поданы 37 заявок, 30 из которых одобрены и выданы субсидии на общую сумму около 9,5 миллиона рублей.

Кроме того, были поданы 135 заявок на субсидирование по программе «Выставочно-ярмарочная деятельность»; одобрены 100 заявок на общую сумму 24,7 миллиона рублей.

– Одной из мер поддержки является Реестр мастеров и организаций народных художественных промыслов и ремесленничества Санкт-Петербурга. Каким образом он формируется, и что нужно сделать предпринимателям, чтобы в него попасть?

– Действительно: в настоящее время центр ведет собственный Реестр предпринимателей ремесленной отрасли, который насчитывает уже более 130 компаний, в числе которых – ведущие ремесленные объединения Санкт-Петербурга. Как таковой мерой поддержки реестр назвать сложно – это скорее средство учета предпринимателей данной сферы, который позволяет дифференцированно подходить к тематической рассылке и делать адресные предложения субъектам реестра.

Если предприниматель производит ремесленную продукцию, зарегистрирован в Санкт-Петербурге, то он вполне может стать субъектом поддержки центра. Попасть в реестр достаточно просто: необходимо перейти по ссылке на нашем сайте, которая размещена на вкладке центра, и заполнить электронную форму. Конечно, желательно при этом прийти в центр (на Полюстровский пр., 61) и рассказать о себе. Субъекты реестра, как правило, первыми узнают о новых проектах и программах поддержки. Конечно, наши двери открыты и для индивидуальных мастеров и субъектов из других регионов: отдельные программы предполагают их полноценное участие.

– Лев, нашим читателям также интересно узнать о Каталоге ремесел Санкт-Петербурга, который размещен на сайте ЦРПП…

– В 2017 году, для визуализации возможностей наших мастеров в переговорах, центр сформировал небольшой каталог «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга», в котором отображены основные направления ремесленной деятельности нашего города посредством демонстрации образцов, предоставленных авторами специально для этого буклета. В каталог вошла продукция 20 мастеров различных направлений: стекло, керамика, роспись по дереву, куклы, игрушки, дизайнерская обувь, ювелирные украшения и предметы искусства, художественная ковка и литье, резьба по дереву и камню… Мы специально проводили отдельную съемку свежих образцов – как говорится, только из печи.  

Кроме иллюстрированного каталога, на территории ЕЦП располагается постоянно действующая экспозиция образцов изделий, которая сопровождается контактными данными производителей. Любой посетитель центра может заказать продукцию, не отходя от стенда, непосредственно связавшись с мастером. Периодически производится ротация образцов, поэтому поставить свою продукцию к нам в витрину может любой предприниматель-ремесленник.

Центр постоянно развивает и совершенствует свои проекты, руководствуясь отзывами участников, а также внедряет новые программы. Поддержка оказывается на безвозмездной основе. Приглашаем к нам в центр! Уверен, что начало сотрудничества с нами станет точкой роста как начинающих предпринимательскую деятельность, так и уже состоявшихся бизнесменов.

– Спасибо за интересный разговор! Удачи Вам!