Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-навигаторБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Бизнес-навигатор
№1
Апрель
2016

С чего начинается бизнес?

Открыть свое дело, стать предпринимателем – мечта многих. И это понятно: предпринимательство дарит человеку свободу и возможность реализовать свои самые фантастические мечты! А еще предпринимательство – это риск, азарт, трудолюбие и умение преодолевать трудности. 

По состоянию на 01.07.2016, в Санкт-Петербурге зарегистрированы 285,2 тыс. малых предприятий, в том числе 202, 2 тыс. микропредприятий.

Прирост количества малых предприятий, в том числе микропредприятий, за I полугодие 2016 года составил 6,5 тыс. единиц.

Отраслевая структура малого бизнеса, включая микропредприятия, выглядит следующим образом:

  • 40,4% – оптовая и розничная торговля;
  • 21,7% – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  • 11,8% – строительство;
  • 8,7% – транспорт и связь;
  • 8,2% – обрабатывающие производства;
  • 3,0% – гостиницы и рестораны;
  • 2,8% – предоставление прочих коммунальных услуг;
  • 1,2% – здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • 2,2% – прочие услуги.

На 01.07.2016, в Санкт-Петербурге зарегистрированы примерно 123,6 тыс. индивидуальных предпринимателей; кроме того, по состоянию на ту же дату, в  городе зарегистрированы 796 средних предприятий.

Розничная и оптовая торговля  лидирует в отраслевой структуре малого бизнеса

Статистические данные свидетельствуют о том, что малый и средний бизнес в Северной столице, несмотря на кризисные явления, жив и развивается. Это значит, что самое время придумать идею будущего бизнеса.

Выбор сферы деятельности и определение своей рыночной ниши – одна из ключевых задач, которую предстоит решить начинающему предпринимателю. Это обеспечит в будущем как стабильный спрос на продукцию (товары, работы, услуг), так и наиболее полную самореализацию.

                                          Идея есть? Нужно составить бизнес-план

Под понятием «бизнес-план» подразумевается программа осуществления бизнес-операций, действий, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге и  плановой эффективности.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса; важнейший инструмент, позволяющий определить наиболее перспективный результат, а также средства для его достижения.

По своей сути, бизнес-план является документом, управляющим бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования, а кроме того – как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план в качестве самого процесса планирования, а плюс к этому – инструмента внутрифирменного управления.

К этому следует добавить, что бизнес-план – программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

Планирование бизнеса – это определение целей и путей их достижения посредством намеченных и разработанных программ действия, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Начинающему предпринимателю бизнес-план дает ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный проект. Кроме того, он служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы;
  • определить целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав, определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
  • оценить производственные и торговые издержки по их созданию, а также по реализации;
  • оценить налоговую нагрузку на планируемый бизнес при применении различных режимов налогообложения, выбрать оптимальный режим;
  • выявить соответствие имеющихся кадров и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение компании, соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • по возможности, постараться предусмотреть все «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Общая структура бизнес-плана должна состоять из:

  1. Резюме.
  2. Идеи предлагаемого проекта (общие исходные данные и условия, описание потребителей нового товара или услуги, оценка конкурентов и так далее).
  3. Плана маркетинга.
  4. Организационного плана (организационно-правовая форма собственности фирмы, сведения о партнерах, трудовые ресурсы компании, а также сведения о каждом из руководящих сотрудников).
  5. Финансового плана (план доходов и расходов, стратегия финансирования, источники поступления средств, их использование).

Если составление бизнес-плана вызывает трудности, можно использовать один из типовых текстов, размещенных, например, на сайте Корпорации МСП.

Портал «Бизнес-навигатор МСП»

Это бесплатный ресурс для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес; работать честно, легально, платить все налоги и отчисления, зарабатывая на свое будущее и будущее своих детей.

Информационно-аналитическая система «Бизнес-навигатор МСП» создана Корпорацией МСП в целях оказания предпринимателям информационной и маркетинговой поддержки. 

С помощью «Бизнес-навигатора МСП», созданного по принципу «одного окна», предприниматель может:

  • выбрать бизнес; 
  • составить примерный бизнес-план;
  • найти, где взять кредит и оформить гарантию;
  • узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса; 
  • подобрать в аренду подходящее помещение; 
  • быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков. 

Базовым принципом открытия своего дела с помощью «Бизнес-навигатора МСП» является поиск и заполнение свободной рыночной ниши в выбранной сфере бизнеса.

Для размещения в «Бизнес-навигаторе МСП» отобраны 90 наиболее распространенных видов локализованного бизнеса (преимущественно услуг) по таким направлениям, как общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги, сервисные услуги и другие. Для каждого из этих видов бизнеса определен перечень типовых форматов его ведения, разработан бизнес-план и маркетинговые стратегии, инвестиционные и операционные затраты, финансово-экономические результаты и окупаемость инвестиций.

Всего разработаны около 300 примерных бизнес-планов.

Тел. Службы поддержки предпринимателей: 8 (800) 100-1-100.

Бизнес по франшизе

В данном разделе следует отметить, что одним из вариантов оптимизации процесса открытия своего дела может стать покупка франшизы и построение бизнеса по готовым «лекалам».

Франча́йзинг, коммерческая концессия, франшиза – вид отношений между хозяйствующими субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя уже обкатанную бизнес-модель его ведения.

Как правило, предоставляющая франшизу компания предлагает не только свой бренд, репутацию и бизнес-технологии, но и необходимые материалы, обучение, консалтинг. Важно учесть, что, в зависимости от условий договора, которые необходимо очень тщательно изучить, франшиза может быть бессрочной или предоставляться на определенное время: например, на 3 года.

Франшиза «Четыре глаза» – одна из наиболее перспективных рыночных ниш в 2016 году

Положительным моментом такой формы ведения бизнеса является то, что начинающий предприниматель не остается один на один со своими проблемами и рисками: он всегда может договориться о профессиональной поддержке франчайзера во всех вопросах, учась, таким образом, на чужих ошибках. Что немаловажно, кредитные организации охотно предоставляют средства на начало бизнеса, если он открывается по франшизе известной компании или сети.

В то же время, нужно понимать, что франчайзи работает не только «на себя»: одновременно он развивает бизнес (торговую марку) полноправным собственником которого является франчайзер.

Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара. Этот товар должен обладать следующими признаками:

– известность торговой марки;

– номенклатура товаров должна быть ограничена.

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:

  • продукт (изделие, имеющее материальную форму);
  • услуга;
  • производственный процесс;
  • бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых и организационных действий).

Важно помнить, что франшиза предполагает точное и неукоснительное соблюдение правил, касающихся ежедневных операций в бизнесе, а также использования товарного знака франшизы. Например, строго регламентироваться могут не только дизайн помещений франчайзи, но и график работы его фирмы, место ее расположения, а также ассортимент предоставляемых продуктов и услуг.

Полезная информация: