Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Бизнес-навигатор
№4
июнь
2018

Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (извлечения)

I. Общие положения

Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244.

Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в планах мер и комплексных мероприятиях нормативно-правового, экономического, научно-технического и организационного характера, в инновационных, региональных и бюджетных целевых программах, в отдельных проектах.

Паспорт Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года приведен в Приложении 1 к настоящей Стратегии.

Стратегия:

- определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития легкой промышленности с учетом вызовов предстоящего периода, структурные изменения и пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс, восприимчивый к инновациям;

- обеспечивает согласованность действий государственных органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке легкой промышленности на государственном уровне по приоритетным направлениям развития отрасли;

- служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, стимулирования пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно-государственного партнерства.

При разработке Стратегии и мероприятий учтены:

- национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечение высоких темпов промышленного роста и создание потенциала для будущего развития российской экономики);

- предложения федеральных органов исполнительной власти, государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 20 июня 2008 года по вопросу подъема  экономики легкой промышленности, определения путей и способов повышения ее конкурентоспособности на рынке потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения;

- важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- предложения субъектов Российской Федерации, отраслевых НИИ, общественных организаций и объединений о необходимых мерах поддержки отрасли по приоритетным направлениям и проблемным вопросам;

- особенности легкой промышленности, как объекта предполагаемого воздействия и стартовые условия ее деятельности на современном этапе для определения целевых ориентиров ее развития на период до 2020 года.

Базой для разработки Стратегии послужили следующие документы и материалы:

- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурные преобразования в экономике, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

- сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов (июль 2009 года);

- основные направления развития легкой промышленности, одобренные участниками заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года (г. Иваново);

- региональные программы, концепции и кластеры развития легкой промышленности, официальные источники информации;

- методические рекомендации по разработке стратегий развития отраслей промышленности, разработанные Минэкономразвития России в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № МФ-П13-4480.

В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.

Для реализации Стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, важнейших инновационных проектов (далее - ВИП) и других инновационных проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.

Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:

- интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;

- совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.

В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году к уровню 2008 года в 3,1 раза и увеличения экспорта в 4,0 раза, объем которого в 2020 году составит порядка 3,0 млрд. долларов США.

Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспособность российских компаний, увеличить долю инновационной продукции, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50 процентов, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46 процентов объема производимой легкой промышленностью продукции. Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года. Она должна взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

II. Место и роль легкой промышленности в экономике Российской Федерации

Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Отрасль содействует гармоничному развитию регионов, решению социальных вопросов (особенно в градообразующих населенных пунктах) - повышению занятости населения и улучшению его благосостояния, становлению и развитию малого бизнеса.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) легкая промышленность Российской Федерации по объемам продаж и уровню потребления продукции входит в состав ведущих мировых отраслей промышленного комплекса, опережая таких «монстров», как машино- и автомобилестроение, военно-промышленный комплекс, химическую промышленность и другие. При этом объем потребления товаров легкой промышленности в мире растет более высокими темпами, чем прирост населения Земли.

Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Для России до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходит в основном за счет импорта. В настоящее время ситуация меняется и можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в ведущих мировых странах). Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г. № Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема  экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции. Решение этих вопросов предусматривается осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства.

Выполнение поставленных вопросов своевременно и актуально (особенно в условиях глобального финансового кризиса), так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом и необходимостью улучшения сложившейся ситуации в легкой промышленности, предприятия которой сегодня обеспечивают своей продукцией почти четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны в продукции отрасли удовлетворяются всего лишь на 17-36 процентов, что противоречит законодательству о безопасности государства, согласно которому в объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 50 процентов. Доля отрасли в объеме промышленного производства Российской Федерации менее 1,0 процента (в 1991 году этот показатель был равен 11,9 процентов и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12 процентов).

Поэтому сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО. И это выполнимая задача. Технологически законченный и взаимоувязанный промышленный комплекс (от процесса глубокой переработки сырья до выпуска готовой продукции) способен вырабатывать современный ассортимент продукции массового потребления из натурального и химического сырья и различных их смесовых сочетаний. Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.

Предприятия отрасли производят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального назначения.

Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и оказывает непосредственное влияние на здоровое развитие общества. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, где на них приходится около 40 процентов производимой продукции.

Это ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи, ковры и ковровые изделия. С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть - конечный индивидуальный потребитель - задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. В связи с этим, целесообразно в перспективе сохранение пропорций по потребителям продукции отрасли. Это наиболее привлекательный сегмент как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.

Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты (4,3 процента). Это не очень большая цифра с точки зрения максимизации прибыли отрасли. Однако это полностью управляемый государством сегмент рынка, так как обеспеченность российских силовых структур вещевым довольствием российского производства является одним из важнейших элементов сохранения национальной безопасности.

Корпоративный сектор и ряд отраслей экономики потребляют продукцию промежуточного спроса, которая используется ими в качестве материалов и компонентов в процессе производства - 1,8 процентов, и в рамках реализации приоритетных национальных проектов - более 0,9 процентов. Несмотря на сравнительно небольшую долю, этот сегмент рынка играет важную роль в развитии экономики России, так как с одной стороны он создает спрос на сырьевые полуфабрикаты довольно высокого передела и, таким образом, способствует реализации целевых установок стратегий развития энергетической и химической отраслей промышленности и соответствующих программ в сельском хозяйстве. С другой - он является важным элементом обеспечения уже реализуемых стратегий развития в других отраслях экономики.

Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли - 75 процентов, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке. Причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На швейные изделия и изделия из меха приходится 30 процентов, на продукцию кожевенно-обувного производства около 25 процентов.

Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) легкой промышленности в 2008 году составила 26,6 млрд. рублей (0,8 процентов от стоимости ОПФ обрабатывающих отраслей). Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 462,8 тыс. человек (5,5 процентов от общей численности обрабатывающих отраслей), 75 процентов которого составляют женщины.

В настоящее время в отрасли функционирует 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Около 70 процентов предприятий являются градообразующими. Все предприятия приватизированы.

Научное обеспечение отрасли осуществляют 15 научно-исследовательских и проектных институтов, многие разработки которых соответствуют и даже превышают мировой уровень.

В перспективе отрасль может стать своеобразным полигоном для внедрения инноваций - как за счет использования передовых зарубежных технологий, так и за счет внедрения отечественных разработок (в том числе нанотехнологий), что очень значимо для целого ряда отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (55 предприятий), Приволжский (30) и Южный (17) федеральные округа (далее - ФО), они же имеют и наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции.

Выпуск продукции легкой промышленности в структуре промышленного производства регионов Центрального ФО, Приволжского ФО и Южного ФО составляет от 10 до 30 процентов. Именно в этих регионах целесообразно модернизировать крупные производства, имеющие важное отраслевое и региональное значение. В наименее развитых с точки зрения отрасли ФО - Сибиркий ФО, Дальневосточный ФО, Уральский ФО - представляется целесообразным стимулирование создания средних и малых предприятий по пошиву готовых изделий, в ряде случаев способных выполнять роль центров инновационной активности. Прекращение в условиях кризиса деятельности других отраслей в этих округах приведет к высвобождению занятого населения, которое можно направить на создаваемые предприятия в легкой промышленности.

Таким образом, легкая промышленность имеет возможность быть развитой в форме малого и среднего бизнеса в Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО, развитие которого должно идти гармонично с текстильной промышленностью, которая является для них основным поставщиком полуфабрикатов и сырья. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости модернизации и технического перевооружения текстильных предприятий. Уделив внимание региональному аспекту стратегии, отрасль придет к значительным социальным эффектам как прямым, так и косвенным.

Помимо существенного объема денежных средств, генерируемого потребителями продукции легкой промышленности, потенциальным инвестиционным преимуществом отрасли является быстрая отдача вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства. Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2 - 4 раза в год, что обеспечивает прирост объема производства на каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств на сумму 350 - 500 млн. рублей в год.

III. Характеристика легкой промышленности, оценка состояния и тенденций ее развития

Анализ тенденций развития легкой промышленности России показал, что с середины 90-х годов состояние отрасли неизменно оценивалось как критическое, несмотря на то, что в конце восьмидесятых - начале девяностых годов государство вложило в техническое перевооружение ее предприятий около 2 млрд. долларов США. В начале перестройки отрасль, оказавшись вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, стала терять объемы производства, снижать темпы освоения новых прогрессивных технологий и степень обновления продукции, перепродавать имеющееся и завезенное в страну технологическое оборудование в Турцию и Китай, где, в свою очередь, начинался бум развития легкой промышленности. Это послужило началом формирования непрозрачного, неконкурентоспособного и нецивилизованного рынка челноков и карго перевозок. Выживать в таких условиях предприятиям отрасли было очень тяжело, последовали массовые банкротства и ликвидация предприятий.

После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства за счет эффекта импортозамещения и девальвации рубля, но в последующие годы в силу объективных и субъективных причин она не смогла закрепить позитивные тенденции. Так, темп прироста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9 процентов, в 2001 году - 12,7 процентов, в 2003 году он снизился до 3 процентов, а в 2004 году темп имел уже отрицательное значение - 95,6 процентов. При этом наибольшее снижение темпов прироста происходило в отраслях, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека, а именно, в швейной, трикотажной и обувной. И только, начиная со второго полугодия 2005 года, отрасль преодолела тенденцию падения объемов производства и по итогам 2006 года добилась хороших результатов. Но уже в 2007 году тенденция роста объемов производства по сравнению с предыдущими годами не только замедлилась, но по отдельным ассортиментным группам имела отрицательное значение

Нестабильное и скачкообразное развитие легкой промышленности, причем не только по годам, но и по видам продукции, обусловлено различными конъюнктурными факторами, и в первую очередь модой.

В отличие от иностранных компаний, успевающих за колебаниями в развитии модных товаров, большинство российских предприятий в силу своих возможностей не могут воспользоваться плодами благоприятной конъюнктуры рынка в полной мере, так как доля товаров новых структур и модного дизайна в ассортименте их продукции пока незначительна.

Следует отметить, что снижение темпов роста производства продукции в легкой промышленности в последние годы было значительно больше, чем в обрабатывающих отраслях промышленного комплекса страны (за исключением 2006 года). Особенно это касается объемов производства продукции текстильного и швейного производства, и особенно их падения в декабре 2008 года (обусловленное влиянием мирового кризиса), которое к уровню декабря 2007 года составило 20,5 процентов (таблица 1). Падение объемов производства произошло, главным образом, за счет снижения объема выпуска тканей на 8,8 процента, в том числе хлопчатобумажных тканей - на 10,4 процента, что было вызвано перенасыщением рынка в постельном белье, и как следствие, падением его выпуска на 12,0 процентов.

Объем кожевенно-обувной продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос на 1,7 процента, в том числе кожаной обуви на 2,5 процента. Невысокие темпы роста обусловлены несколькими причинами, главной из которых явилось увеличение в два раза объемов легального импорта в результате снижения ввозных таможенных пошлин на обувь.

Другой не менее важной причиной стало введение ФТС России фиксированной цены на комплектующие для производства обуви в размере не менее 17,85$ за 1 кг для верха обуви и 4,04$ для низа. Это привело к сокращению производства обуви на некоторых крупных предприятиях, использующих импортные комплектующие, закупочные цены на которые ниже фиксированной цены.

Наибольшее влияние на темпы роста объемов выпуска продукции в 2008 году оказал низкий уровень использования производственных мощностей, который составил: - в хлопчатобумажной отрасли 67,0 процентов, в льняной - 36,4 процента, в шерстяной - 28,4 процента, в шелковой - 40,0 процентов, в трикотажной - 66,1 процентов, в обувной - 73,9 процентов. В условиях ежегодного роста затрат на производство недоиспользование производственных мощностей приносит отрасли значительные убытки и формирует нерациональную структуру ее баланса.

На объемах производства негативно сказывался фактор спроса на продукцию отрасли и бурный рост на российском рынке официального импорта с большой долей дешевых товаров, а также резкое сокращение экспорта. В 2008 году увеличилось поступление из стран дальнего зарубежья трикотажных изделий на 55 процентов, швейных - на 43 процента и на 38,3 процента - кожаной обуви. Экспорт товаров к уровню 2007 года сократился на 21,7 процента.

Структура товарного выпуска продукции легкой промышленности (рис. 7) в 2008году несколько улучшилась по сравнению с 2007 годом. Увеличилась доля готовой продукции для населения (одежда, трикотажные и меховые изделия, обувь) с 40 процентов до 43,4 процентов, доля натуральных и искусственных кож для обуви и кожгалантерейных изделий - с 9 процентов до 12 процентов, появились новые товары медицинского назначения, ткани для текстильных обоев и другие виды.

Доминирующее положение в товарной структуре проданных товаров занимает продукция текстильных отраслей (хлопчатобумажной, шерстяной, льняной, шелковой, трикотажной, нетканых материалов и др.), доля которой в объеме отгруженной продукции в 2008 году составила 52,1 процента, а доля продукции швейной, кожевенно-меховой, обувной и других отраслей - 47,9 процента.

Объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах за 2005-2008 годы вырос на 44,8 процента и составил 174,8 млрд. рублей, (таблица 2).

В новых экономических условиях сформировался круг предприятий крупного бизнеса, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекающих капитал для своего развития и определяющих техническую, ассортиментную и инвестиционную политику отрасли. В хлопчатобумажной отрасли это 19 предприятий, доля которых в объеме выпускаемой продукции отрасли составляет 82 процента. В шелковой отрасли - 6 предприятий (68,7 процентов объема), в шерстяной - 9 предприятий (71 процент объема), в льняной - 14 предприятий (67 процентов объема), в трикотажной - 15 предприятий (50 процентов объема), в обувной - 22 предприятия (56 процентов объема).

Финансовое состояние легкой промышленности в 2008 году ухудшилось, сальдированный финансовый результат снизился по сравнению с 2007 годом на 38,6 процента и составил 2,0 млрд. рублей.

Сегодняшний уровень инвестиций явно недостаточен для увеличения масштабов производства и освоения эффективных достижений отраслевой науки. Это является барьером в создании современной технологической базы легкой промышленности, необходимой для стабилизации развития и финансовой устойчивости предприятий. И, если не изменить ситуацию, это может привести к деградации наукоемких производств, дальнейшему падению объемов производства, и, как следствие, к усилению товарной и стратегической зависимости государства от зарубежных стран.

В настоящее время большинство предприятий российского машиностроения, поставляющих легкой промышленности оборудование, комплектующие изделия и запасные части к нему, прекратило свою производственную деятельность, а оставшиеся сократили объемы выпуска оборудования, качество и технический уровень которого не соответствуют импортным аналогам по показателям производительности, надежности, материало- и энергоемкости. Это заставляет предприятия закупать современное импортное оборудование, позволяющее (как показала практика) повысить производительность труда в 5-7 раз, значительно снизить энергозатраты и расход сырья на изготовление единицы продукции.

Легкая промышленность в таких условиях не может поддерживать конкурентные позиции не только в мировой экономике, но и на российском рынке. Сегодня стоит вопрос о необходимости кардинальной смены не только факторов экономического роста легкой промышленности, но и механизма экономического развития - перехода отрасли на инновационный социально-ориентированный путь развития. В этой связи необходимо выделить образ предпринимателя, который является важным фактором развития отрасли. Для стимулирования его инвестиционной активности необходимо сопровождать меры регулятивного характера стимулирующими мерами для бизнеса. Решение данного вопроса потребует проведение масштабного технического перевооружения отрасли и капиталовложений (по оценке экспертов) в объеме не менее 300 млрд. рублей в течение ближайших 10-15 лет.

IV. Анализ состояния внутреннего и внешнего рынков продукции легкой промышленности и перспективы их развития

Мировой рынок

Легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится 5,7 процентов мирового валового продукта, более 14 процентов занятых в промышленном комплексе.

Активизация торговли между странами, вовлечение в международный товарооборот все новых государств и территорий изменяют мировой рынок и усиливают международную конкуренцию в сфере производства и насыщения рынка товарами повседневного спроса, продукцией технического назначения. Повышение в последние несколько лет курса евро и ослабление деловой активности ряда стран привели к стагнации производства продукции легкой промышленности в Европе во многих сегментах и к изменению основных игроков на мировом рынке. Сегодня лидерами в легкой промышленности являются Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. В этих странах легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В период до 2020 года производство и развивающиеся рынки этих стран (по оценке экспертов) составят большую часть мировой экономики, более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы.

Бурное развитие легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил. Центр массового производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью, основанных на высоких технологиях (крашения и заключительной отделки), инновациях и качественном дизайне, на выпуске остромодной продукции высокого класса и технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области - «умный» текстиль). В 2007 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 21 млн. т на сумму 115 млрд. долларов. К 2010 году планируется рост данного сегмента рынка до 24 млн. т и 127 млрд. долларов. Примерно 40 процентов от мирового рынка технического текстиля приходится на долю нетканых материалов.

Мировая легкая промышленность характеризуется постоянным экономическим ростом, связанным с увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и покупательной способности. Соответственно и мировой рынок продукции легкой промышленности развивается динамично. За последние пятнадцать лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5 процентов, в США - на 99,3 процента, в Японии - более чем в 2 раза. На долю легкой промышленности России приходится всего 1,9 процента мирового товарооборота, несмотря на то, что она все еще превосходит по производственным мощностям многие ведущие страны мира.

Статистика международной торговли товарами легкой промышленности свидетельствует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успеха не только за счет диверсификации рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья. По данным ВТО основными странами-экспортерами текстиля являются Китай (10 процентов мирового экспорта), Гонконг, Германия, Италия и Южная Корея (по 8 процентов), Тайвань (7 процентов), США (6 процентов). Лидерами в экспорте швейной продукции являются Китай (17 процентов), Гонконг (12 процентов), Италия (7 процентов), Турция, Мексика, США и Германия (по 7 процентов), Франция, Финляндия (по 5 процентов).

Китай считается крупнейшим мировым производителем и крупнейшим экспортером предметов домашнего интерьера и товаров из кожи. По данным национального отраслевого объединения в 2007 году в КНР было произведено около 3 млрд. пар обуви, 70 млн. шт. кожаной одежды и свыше 550 млн. шт. других кожаных изделий, более 50 процентов объема которых предназначено на внешний рынок.

Ввиду ослабления курса доллара резко смогли увеличить свой экспорт товаров кожевенной промышленности Соединенные Штаты Америки. Из европейских продуцентов в наибольшей степени расширила свой экспорт Италия. На международной ярмарке кожевенных изделий в Гонконге весной 2008 года доминировали итальянские фирмы с широким ассортиментом высококачественной кожи, а также готовых изделий - сумок, одежды и обуви.

Самым большим импортером текстиля сегодня является США (9,5 процентов), ввозя продукцию в основном из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. За США следует Гонконг (8 процентов от общего объема импорта), Китай (7 процентов), Франция и Италия (по 5 процентов). В глобальном импорте одежды, как и в импорте текстиля, доминирует США - более 30 процентов от мирового уровня, на втором месте Германия - 11 процентов, на третьем Япония - 9 процентов (ее импорт вырос благодаря эффекту регионализации с Азиатскими странами с дешевой рабочей силой, где японские производители открыли фирмы и осуществили перенос своего производства). Импорт Англии (7 процентов) и Франции (6 процентов) также как и других стран увеличился вследствие передислокации производства в страны третьего мира.

Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей, экспортеров товаров легкой промышленности. Исходя из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших мировых импортеров.

Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000-2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 процентов, а импорт вырос в 3,6 раза.

Основную долю экспортируемой российской продукции составляют ее поставки в государства СНГ и Балтии, значительно меньшую в дальнее зарубежье.