Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Бизнес-план
№4
август
2017

Как открыть мобильную кофейню

Цель данного проекта – открытие мобильной кофейни, или кофейни на колесах, для реализации натурального зернового кофе населению города численностью более 1 млн чел. Мобильная кофейня представляет собой автомобиль, снабженный специальным оборудованием для приготовления кофе и работающего в формате «кофе с собой». Целевой аудиторией мобильной кофейни являются люди, имеющие привычку употреблять кофе на ходу: студенты, офисные работники, школьники и так далее. Преимущество мобильной кофейни заключается в низких стартовых вложениях, отсутствии трат на недвижимость и быстром выходе на окупаемость.

Кофе считается вторым по популярности напитком в мире после воды и справедливо считается продуктом повседневного спроса. В заведении, планируемом к открытию, основной услугой будет являться продажа кофе с собой. «Кофе с собой», или кофе «to go», сегодня является непременным атрибутом современной жизни, которое позволяет человеку насладиться натуральным кофе по пути куда бы то ни было, причем с минимальными временными затратами. Основные требования покупателей «кофе с собой» можно выразить просто: «быстро и вкусно». Этот ряд можно пополнить словом «дешево», так как уличный формат подразумевает предельную доступность напитка.

Следует отметить, что производство кофе без кофеина и кофе жареного в марте 2017 года увеличилось на 31,9% к уровню марта прошлого года и составило 3 761,9 т. Средняя розничная цена на кофе натуральный в зернах и молотый в этом году выросла на 3,6% к уровню прошлого и составила 1 010,9 руб./кг.

По данным исследования РосИндекс компании «Synovate Comcon», доля потребителей кофе среди населения старше 16 лет, проживающего в городах от 100 000 населения на протяжении последних лет держится на уровне 56–58%. В основном кофе употребляют в мегаполисах – 63% жителей. Несмотря на то, что каждый второй житель России пьет растворимый кофе, с каждым годом все больше поклонников приобретает кофе зерновой. Тенденция особенно хорошо прослеживается в городах-миллионниках. Увеличивается и число универсальных кофеманов, потребляющих разные виды кофе.

Мобильная кофейня, как правило, реализует кофе (основной продукт), другие горячие напитки и сопутствующие продукты питания.

Ассортимент кофе состоит из:

– эспрессо;

– американо;

– капучино;

– мокко;

– латте.

Описание отрасли и компании

Мобильными кофейнями называются такие, в которых приготовление кофе происходит в нестационарном помещении. Чаще всего мобильной кофейней называется кофейня на колесах: например, велокофейня, кофейня в виде фургона, передвижного прицепа и так далее. Подобный вид деятельности стал появляться в России совсем недавно, а пришел он из США и из Европы. Отрасль, к которой относятся мобильные кофейни, называют рынок «кофе с собой». Под этим понятием подразумеваются не только мобильные кофейни, но и стационарные экспресс-точки – всевозможные палатки, павильоны, островки в торговых центрах, окна выдачи и тому подобное.

Суть их работы довольно проста. Сотрудник мини-кофейни (бариста) принимает заказ – и буквально через пару минут заказчик получает чашку свежесваренного кофе. Обычно мини-кофейни начинают работать с 7 ч утра, когда крупные заведения еще закрыты, а основной поток клиентов уже направляется на работу. Располагаются мини-кофейни, как правило, в людных местах, поскольку основной расчет таких заведений сделан на импульсивную покупку: то есть «увидел – захотел – купил».

В качестве организационно-правовой формы мобильной кофейни предпочтительнее ИП, а системы налогообложения – упрощенная схема (УСН). Объект налогообложения – полученный доход (6%). Все основные функции по управлению, организации и непосредственной торговле выполняет собственник.

Основной реализуемый продукт мобильной кофейни – натуральный зерновой кофе, который готовится с помощью кофемашины, установленной, к примеру, в автомобиле. Реализация напитков производится в одноразовых стаканчиках различных объемов (50, 100, 150, 200 и 300 мл). Для удобства клиентов и предотвращения пролива напитков кофейные стаканчики имеют специальные крышки. В мобильной кофейне можно расширить ассортимент предлагаемых товаров за счет хлебобулочных и кондитерских изделия, а также сладостей.

Наиболее приемлемый ассортимент, как правило, определяется в процессе деятельности. Кроме того, меню кофейни будет несколько видоизменяться в зависимости от сезона. Так, летом есть смысл предлагать клиентам холодный чай и другие прохладительные напитки. В осенне-зимний период основную ставку логичнее сделать на горячие напитки.

Торговля кофе с помощью мобильной кофейни потребует получения разрешительных документов. Во-первых, необходимо зарегистрировать бизнес в качестве ИП и встать на учет в налоговую службу. Во-вторых, потребуется получить заключение Роспотребнадзора на оборудование, сертификат на кофе и другие продукты, а также разрешение на розничную торговлю.

Кроме того, понадобятся документы на помещение, в котором будет храниться мобильная кофейня; документы, необходимые по закону «О защите прав потребителей», санкнижка на продавца. Проблема заключается в том, что российское законодательство подобный бизнес четко не регулирует, а, значит, могут возникнуть непредвиденные трудности: например, парковка в определенном месте может потребовать дополнительных разрешений.

Конкурентным преимуществом мобильной кофейни выбрана невысокая для города-миллионника цена на любимый напиток, широкий ассортимент кофейных напитков и сиропов к ним. Помимо этого, в качестве преимущества рекомендуется расположить кофейню в месте с высоким уровнем проходимости и хорошей видимостью для клиентов.

Основные способы рекламы заведения – информация на поверхности кузова автомобиля, способная откладываться в памяти даже в те моменты, когда кофейня не работает (например, при подъезде к месту) и не требующая постоянных затрат за размещение. Во-вторых, это брендированная посуда: например, одноразовые стаканчики с оригинальным рисунком.

План производства

В качестве основных мест для торговли лучше всего использовать парковки возле крупных супермаркетов, торговых центров, возле учебных заведений и офисных центров, перекрестки крупных пешеходных улиц и прочих оживленных мест. На старте работы выбор места происходит опытным путем: с помощью переезда и поиска наиболее оптимального варианта.

Выбор расположения рекомендуется вести согласно следующим критериям:

1. Уровень ежедневного трафика клиентов.

2. Наличие/отсутствие конкурентов.

3. Уровень продаж.

После выбора наиболее удачного варианта расположение следует менять как можно реже: покупатели должны привыкнуть к возможности приобрести кофе в данной точке города. Работа мобильной кофейни лучше начинать, как уже говорилось, с 7 ч утра, а вот продолжительность рабочего дня и количество рабочих дней в неделю (скажем, 5-дневка) будут определяться уровнем трафика. На ночь кофемобиль необходимо отгонять в собственный гаражный бокс.

Для создания мобильной кофейни планируется приобрести автомобиль, снабженный всем необходимым оборудованием. У специализированной фирмы приобретается оборудованная кофейня на колесах. В такой машине установлена новая кофемашина с заводским газом и автокапучинатором, кофемолка, морозильная камера; имеется необходимое газобаллонное оборудование, солнечная батарея и так далее. По сути, автокофейня оборудована «под ключ», что позволяет минимизировать стартовые как временные, так и материальные издержки. Дополнительные траты потребуются лишь на разрисовку автомобиля – нанесение графической рекламы в целях привлечения клиентов.

Лучше, если продажей напитков будет заниматься сам предприниматель, при этом совмещая обязанности бариста с водительскими функциями. В связи с отсутствием опыта в сфере коммерческой готовки кофе владельцу подобного бизнеса рекомендуется пройти индивидуальный курс обучения профессии бариста.

В основе текущих трат лежит закупка сырья и продуктов – в первую очередь, кофе, молока, сахара и воды. Для ведения торговли понадобятся расходные материалы, а именно: топливо для кофемобиля, одноразовые брендированные стаканчики для кофе, крышки для стаканчиков, салфетки. Плюс к этому, необходимы расходные материалы для кофемашины и оборудования (фильтры, газ и так далее).

Срок подготовительного этапа – с учетом регистрации бизнеса, оформления документов и необходимые разрешения, покупку и подготовку автомобиля – составит примерно 1,5 месяца. Все основные обязанности на начальном периоде деятельности возлагаются на собственника. Далее, по мере развития бизнеса, наработки необходимого опыта и накопления ресурсов для работы в кофейне, у предпринимателя наверняка появится возможность привлечь 1–2 наемных работников.

Инвестиционные затраты на открытие бизнеса составят около 800 000 руб. В эту сумму входят покупка оборудованного кофемобиля и его брендирование, оформление разрешительных документов, оборотные средства инвестиционного периода, курс обучения профессии бариста и прочие расходы (20 000 руб.).

К основным расходам относится закупка сырья и продуктов, расходных материалов (стаканчики, крышки, салфетки), горюче-смазочные материалы, амортизация основных средств и прочие расходы, включая стоимость прохождения ТО, ОСАГО и уплату транспортного налога.

Срок окупаемости проекта составляет, в среднем, 10 мес. Дисконтированный срок окупаемости – 11 мес. При выходе на окупаемость розничные цены на кофе могут быть повышены, без негативных последствий для спроса, до 5%.

Риски и гарантии

Следует отметить, что мобильная кофейня является рентабельным и быстро окупающимся бизнесом с высоким уровнем ликвидности. Основной риск связан с месторасположением, которое напрямую влияет на объем выручки и успех всего дела. Минимизировать риски поможет правильная ценовая политика, высокое качество продукции, удобный график работы. Благоприятным фактором можно назвать и сложившуюся конъюнктуру рынка: потребление зернового кофе в России растет, а рынок «кофе с собой» еще далек от насыщения.

Источник: Портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.