Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Бизнес-план
№5
сентябрь
2017

Как открыть интернет-магазин модной молодежной одежды

Цель проекта – создание интернет-магазина модной молодежной одежды. Ценовой сегмент – средний, тематика – молодежная одежда милитари и урбанистического стиля. Канал сбыта – собственный интернет-магазин, социальные сети. Рынок сбыта – Россия.

В условиях падения платежеспособного спроса внимание потребителя сместилось к такому перспективному каналу сбыта, как Интернет. Благодаря отсутствию издержек на аренду помещения, штат продавцов и склад интернет-магазины предлагают на товар более низкие цены по сравнению с традиционной физической розницей. Дополнительная конкурентоспособность проекта обеспечивается за счет работы с молодыми российскими дизайнерами, продукция которых еще не представлена во Всемирной паутине. Благодаря физическому расположению интернет-магазина (в мегаполисе) обеспечивается территориальная близость к поставщикам, что означает возможность оперативной доставки и, при необходимости, возврата брака.

Один из основных трендов последних лет – стремление сэкономить на скидках, акциях и прочих специальных предложениях. На этом фоне наиболее востребованными становятся интернет-магазины: по различным данным, доля онлайн-продаж сегодня составляет от 7 до 20%. Одним из наиболее сильных сдерживающих факторов для лояльности является уникальность продукта – необычные дизайнерские вещи люди приобретают вне зависимости от роста цен.

Развитие интернет-торговли как в России, так и во всем мире в последние 5–7 лет происходит очень активно. Многие традиционные офлайн-магазины и сети активно осваивают новый канал сбыта – не говоря уже о малом бизнесе.

Одним из основных драйверов развития этой отрасли является распространение широкополосного доступа к сети Интернет, а также развитие технологий веб-программирования, которые в совокупности позволяют пользователям получить максимально полный и быстрый доступ ко множеству различных товаров. Пользователь может не только посмотреть фотографии товара, узнать его характеристики, прочитать отзывы других покупателей, но и практически моментально сравнить его с аналогичным, но предлагаемым другими магазинами.

Что касается количества пользователей сети Интернет, то Россия, на сегодняшний день, несколько отстает от многих развитых стран мира: в нашей стране количество пользователей Интернета составляет примерно 71% от общей численности экономически активного населения. Для сравнения: в Австралии этот показатель находится на уровне 92%, а в Великобритании, Германии, Франции, США – более 80%. Тем не менее, с каждым годом это отставание сокращается, что положительно сказывается, в частности, на объемах интернет-торговли. Впрочем, это не единственный драйвер роста данного сегмента.

Значительную часть российского рынка интернет-торговли занимает трансграничная торговля – когда россияне приобретают товары в зарубежных интернет-магазинах. При этом западные интернет-магазины имеют высокую конкурентоспособность по широте ассортимента и качеству продукции, а китайские – по широте ассортимента и цене. Такое обострение конкурентоспособности вызывает обеспокоенность на уровне как субъектов предпринимательства, и на государственном. На сегодняшний день, существуют различные проекты законодательных актов, ограничивающих торговлю зарубежных интернет-магазинов на территории России.

Результаты исследования РБК показали, что абсолютное большинство российских пользователей сети Интернет являются активными участниками рынка виртуальной торговли. Наиболее активные участники проживают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. При этом жители небольших городов (с населением 100 000–500 000 чел.) совершают покупки в интернет-магазинах чаще, чем жители мегаполисов.

Данным проектом предполагается организация интернет-магазина модной молодежной одежды. Территориальное расположение проекта – г. Санкт-Петербург: административный центр Северо-Западного ФО и Ленинградской области, крупнейший культурный, экономический и промышленный центр Северо-Запада страны. Рынок сбыта – все регионы России. Доставка осуществляется Почтой России или курьерской службой (доставка Почтой России включена в стоимость товара, курьерская доставка оплачивается отдельно).

Покупателю в качестве сервисной услуги целесообразно предоставить возможность примерки и бесплатного возврата товара в течение 3 календарных дней с момента получения посылки (при условии сохранения товарного вида, а также целостности бирок и этикеток). Как показывает анализ статистических данных, доля возврата для интернет-магазинов составляет 8–10%.

Всю продукцию планируется реализовывать через интернет-магазин. Он должен обладать высокой скоростью работы и эргономичным дизайном, что станет для проекта конкурентным преимуществом, поскольку в таком случае у клиента не возникает трудностей при навигации, зачастую приводящим к отказам от покупки.

Целевая аудитория интернет-магазина модной молодежной одежды – молодые люди (мужчины и женщины) в возрасте 16–33 лет с уровнем дохода от 40 000 рублей в месяц (собственного или спонсируемого), увлекающиеся современной модой и ведущие социально активный образ жизни.

Для продвижения магазина лучше использовать контекстную рекламу в социальных сетях. Большое внимание следует уделить PR-мероприятиям в группах в социальных сетях: vk.com, fb.com и Instagram (у этих сетей – наиболее релевантная аудитория). Группы рекомендуется наполнять контентом, связанным с модой и молодежным образом жизни: соответственно, интересным для целевой аудитории.

По сравнению с традиционными видами рекламы использование социальных сетей экономически выгодно за счет как более низких тарифов (стоимости контакта), так и в плане более полного охвата целевой аудитории.

Как показывает анализ результатов выдач поисковых систем по релевантным запросам, на сегодняшний день, на рынке присутствуют 7 интернет-магазинов, которые можно считать прямыми конкурентами. Из них 3 реализуют товары по более низкой стоимости, остальные 4 – по такой же, что будет заложена в данном проекте, или выше. Кроме того, только 2 игрока предлагают бесплатный возврат товара.

Для повышения лояльности клиентов следует проводить e-mail-рассылку с информацией о новинках, акциях и прочих мероприятиях. Плюс к этому, не лишним будет рассылка поздравлений с Днем рождения и прочими праздниками (по СМС или по электронной почте). Постоянным клиентам хорошо бы предоставлять скидки.

Потенциальным владельцам интернет-магазина модной молодежной одежды необходимо учесть следующее обстоятельство: спрос на подобные товары отличается сезонностью. Пики продаж, как правило, приходятся на время распродаж (август и февраль). При этом за счет сезонных скидок, а также на момент выхода новых коллекций (март, сентябрь) выручка снижается. Параллельно с этим наблюдаются локальные всплески – перед 8 Марта, Новым годом и так далее.

Производственный и организационный планы

Основной инструмент продвижения интернет-магазина – сайт. Именно от его надежности, функциональности и удобства зависит успех реализации всего проекта. Разработке сайта следует уделить самое серьезное внимание. Подряд на разработку и первичное продвижение лучше доверить веб-студии с солидным портфолио и многолетним опытом работы.

Продукцию рекомендуется закупать у поставщика в состоянии полной готовности, в фирменной упаковке. Складировать товар хорошо бы в доме инициатора проекта (организовать склад продукции).

Заявки в таких случаях принимаются либо через контактную форму сайта, либо по телефону. В последнем случае, однако, в интернет-магазине лучше все равно оформить заявку (менеджером магазина): для того, чтобы данные о клиенте попали в базу.

Согласно сформированному заказу оформляется посылка, которая, собственными силами команды проекта, передается, как уже говорилось, или на Почту России, или в курьерскую службу.

В целях реализации проекта лучше организовать малое предприятие. Организационно-правовую форму предпочтительнее выбрать ИП, форму налогообложения – УСН, ставку – 15%, объект налогообложения – «доходы минус расходы». Процесс реализации можно разбить на 2 этапа: подготовительный и операционный. К подготовительному относится разработка сайта и его продвижение, подбор персонала и закупка товара. Длительность подготовительного этапа – 1 месяц.      

Все основные функции по администрированию и по управлению обычно выполняет инициатор проекта. Часть функций стоит передать фрилансерам на аутсорсинг – в первую очередь, для наполнения сайта контентом и ведение социальных сетей.

Штатное расписание и фонд оплаты труда

 

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

1

Бухгалтер

2 500

1

2 500

Производственный

6

SMM-специалист

10 000

1

10 000

7

Копирайтер

10 000

1

10 000

Торговый

13

Менеджер интернет-магазина

25 000

1

25 000

 

Итого:

47 500,00 ₽

 

Социальные отчисления:

14 250,00 ₽

 

Итого с отчислениями:

61 750,00 ₽

Финансовый план

Как правило, финансовый план составляется на 5-летний срок. Он призван учитывать все доходы и расходы по реализации проекта. Под доходами понимается выручка от операционной деятельности; другие источники дохода не рассматриваются. Хорошо, если ежегодная выручка проекта после выхода на окупаемость будет составлять 14,9 млн руб., а чистая прибыль после уплаты налогов – 4,8 млн руб.

Объем инвестиционных затрат обычно исчисляется 760 000 руб., из которых собственные средства инициатора проекта составляют 250 000 руб. Недостаток средств планируется покрыть с помощью банковского кредита.  

Переменные затраты включают расходы на закупку товара и на его транспортировку к месту складирования. Сюда также должна быть заложена стоимость возврата товара от клиента (10% от общего объема стоимости доставки).

Гарантии и риски

Для учета всех возможных рисков, связанных с реализацией проекта, следует учитывать все внутренние и внешние факторы.

К внутренним факторам относятся:

  • перебои с функционированием магазина. Требуется постоянно проводить аудит работоспособности сайта, наладить обратную связь с покупателями и своевременно проводить корректирующие мероприятия (донастройку, смену хостинга и так далее);
  • низкий уровень продаж, связанный с некачественным продвижением. Необходим постоянный мониторинг рынка на предмет наличия адекватных предложений по продвижению (альтернативные поставщики услуг), а также контроль работы фрилансеров и, при необходимости, их оперативная замена.

К внешним факторам можно отнести деятельность конкурентов и дальнейшее падение платежеспособного спроса, однако эти факторы представляются маловероятными по причине уникальности предлагаемых товаров, формирующих лояльность покупателей.

Источник: Портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.