Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Экспертное мнение
№6
октябрь
2017

В Санкт-Петербурге обсудили организацию и перспективы развития торговли

Уже не первый год с наступлением осени в Санкт-Петербурге обсуждаются проблемы и перспективы развития торговли. Последняя по счету конференция «Организация и перспективы развития сферы торговли в Санкт-Петербурге» прошла в Гранд Отеле «Эмеральд» 26 сентября 2017 года. 
 
В мероприятии, организатором которого выступили Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, а также НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», приняли участие представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и предприниматели, работающие в сфере розничной торговли.
В рамках конференции были освещены следующие вопросы:
  • создание благоприятных условий для развития конкуренции в сфере розничной торговли в Санкт-Петербурге;
  • механизм борьбы с торговлей в неустановленных местах;
  • тенденции рынка дистанционной торговли Санкт-Петербурга;
  • оптовая торговля в современных условиях;
  • формы поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.
Советник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Евгений Кононов обратил внимание участников конференции на такие злободневные вопросы, как несанкционированная торговля и организация ярмарочной деятельности; он затронул проблемы, связанные с деятельностью Федеральной налоговой службы, и другие.
С анализом законодательства, регулирующим розничную торговлю, выступила председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели:  
– В своем выступлении я попробую не просто рассмотреть ключевой нормативный акт, регулирующий торговую деятельность, но и попробую ответить на дискуссионный вопрос: нуждается ли отрасль в дополнительном регулировании или достаточно просто исполнять уже принятый закон? 
Итак, как всем известно, главным документом для отрасли является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», принятый в 2009 году. 
Напомню, целями закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и к осуществлению торговой деятельности;
2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность 
4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Перечислю безусловные достоинства закона. Наконец-то описаны правовые отношения между поставщиками и гиперрозницей; установлен запрет на регулирование цен со стороны государства, кроме социально значимых групп товаров; целый раздел посвящен антимонопольному законодательству; определены правила формирования схемы размещения торговых объектов. 
Как эти положительные нормы работают на практике, Вы знаете не хуже меня. Гипермаркеты и сетевые магазины научились получать вознаграждение от поставщиков за реализацию, выкладку и прочие услуги, существенно превышающее разрешенные законом 5%; доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, в нашем регионе давно превысила допустимые законом 25% и лежит в диапазоне от 70 до 80%. 
И, наконец, схема размещения. Номер документа, регламентирующего этот вопрос, не знает только ленивый. Постановление № 1045 может войти в Книгу рекордов Гиннесса по количеству внесенных изменений, которые подчас противоречат ранее внесенным, и федеральному закону в том числе. А ведь в статье 6. ФЗ №381 четко сформулировано: «Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы». На практике сегодня у нас возникла очередная проблема – расстояние до метро изменилось, а значит, тысячи объектов опять могут оказаться вне закона.
Хочу вернуться к Федеральному закону. Было бы неправильно считать его идеальным. Так, разработчики не учли целые торговые форматы: такие, как оптовая торговля, дилеры, дистрибьюторы, торговые дома, и конечно, электронная торговля.
Эти пробелы не только создают сложности представителям перечисленных видов и торговых форматов – отсутствие регулирования влияет на вопрос, связанный с безопасностью товаров.
Это тема актуальна сегодня как никогда. Как известно, число фальсифицированных товаров на российском рынке огромно. По мнению экспертов, необходимо принятие программ – и на федеральном, и на региональном уровнях – по обеспечению безопасности и защите потребителя, а также широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях.
В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что, по договору о Евразийском экономическом союзе, требования к продуктам устанавливаются на уровне союза, и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории. А значит, использование этого продукта продолжается в самых невероятных количествах и продуктах.
Какое же регулирование отрасли необходимо с точки зрения бизнеса? 
Нужны законы, направленные на устранение излишних административных барьеров в торговле, формирование конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров. Сегодня отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский кодекс РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.
Однако публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. 
В настоящее время основной задачей, по мнению экспертов Общественного Совета, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. 
Но даже совершенное законодательство потребует исполнительской дисциплины как со стороны бизнеса, так и со стороны власти. А с этим у нас большая проблема. Как и с пониманием того, что избыточное регулирование влияет на конкуренцию, а чем она меньше, тем ниже качество услуги. На сегодняшний день, торговля остается одной из наиболее рыночных областей экономики, и не нужно ей в этом мешать.
Напомню: в целом в России, всё еще наблюдается низкая насыщенность торговыми площадями на душу населения: в 2015 году мы занимали лишь 28-е место. А значит, нам есть куда расти.
Выступление заместителя председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Татьяны Тихомировой было посвящено неожиданным для бизнеса проектам поправок в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045, запрещающим размещение нестационарных торговых объектов ближе 100 м от метро. Как отметила Татьяна Тихомирова, данные поправки разработаны в соответствии с требованиями антитеррористических мероприятий. В данный момент проект постановления вынесен на обсуждение. 
– Те события, которые недавно произошли в петербургском метрополитене, настораживают руководство города, которое требует обеспечить безопасность петербуржцев и гостей города. Именно поэтому и требуется освободить от ларьков зону возле метро. Анализ показывает, что в данной зоне около 300 договоров. Никто не собирается их расторгать единовременно: то есть до конца действия договора предприниматели смогут работать на своих местах. Но продление данных договоров не планируется. Будет пересмотрена схема размещения объектов НТО и, соответственно, данные «пятна» будут из схемы исключены. 
По данному вопросу председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев призвал найти компромисс между представителями бизнес-сообщества и КИО: в частности, провести встречу предпринимателей и представителей КИО.
 
От редакции:
 
В рамках, проводимых на территории Санкт-Петербурга мероприятий по усилению антитеррористической защищенности, в частности вблизи станций метрополитена, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО) разработал проект изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045, регулирующее порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории Санкт-Петербурга (Проект).
Проект предусматривает запрет на размещение НТО на расстоянии менее 100 метров от наземных вестибюлей станций метрополитена. Запрет согласно Проекту распространяется на любые виды НТО, включая НТО по реализации театральных билетов, билетов на городской пассажирский транспорт, оказанию информационных услуг, а также по реализации цветочной и печатной продукции.
Указанные изменения были разработаны с учетом мнения Комитета по вопросам законности и правопорядка, и Комитета по транспорту и поддержаны Комитетом по градостроительству и архитектуре.
В настоящий момент Проект проходит антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В рамках антикоррупционной экспертизы представители предпринимательского сообщества могут направить в КИО свои предложения и замечания на предлагаемые Проектом изменения.
Срок завершения антикоррупционной экспертизы – 05.10.2017.
Также Проект в установленном законодательством порядке будет направлен на согласование в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. После положительного согласования и проведения экспертизы Юридическим комитетом Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Проект будет вынесен на рассмотрение заседания Правительства Санкт-Петербурга с участием Губернатора Санкт-Петербурга.
Важно отметить то, что принятие Проекта и вступление в силу предусмотренных Проектом изменений не повлечет досрочное расторжение действующих договоров в отношении НТО, расположенных вблизи наземных вестибюлей станций метрополитена и попадающих в 100-метровую зону.