Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Экспертное мнение
№8
октябрь
2018

«Наша деятельность – это не бизнес, а образ жизни». Интервью с Вадимом Савченко - председателем Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Разговор о ремесленничестве и народных художественных промыслах был бы неполным без экспертного мнения Вадима Савченко – без преувеличения, главного не только по возрасту, но и по опыту человека в данной сфере.

– Вадим Парфеньевич, Вы являетесь председателем Правления Ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Расскажите немного об истории создания данной организации…

– В этом году исполняется 50 лет с момента создания первого профессионального предприятия народных художественных промыслов в нашем городе. Ленинградское областное производственное объединение народных художественных промыслов Управления местной промышленности Леноблисполкома было образовано 10 декабря 1968 года в г. Лодейное Поле в соответствии с решением Исполнительного комитета Ленинградского Областного Совета депутатов трудящихся и на основании приказа Управления местной промышленности.

Произошло это после выхода Постановления Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов». Отмечу, что в разное время были приняты 5 разных постановлений Совета Министров, связанных с народными художественными промыслами.    

Как я уже сказал, вновь созданное объединение сначала базировалось в Лодейном Поле, а затем было переведено в Ленинград. В объединение входили 10 производственных цехов: лодейнопольский, тосненский, волховский, киришский, волосовский, ломоносовский, выборгский, всеволожский, алеховщинский и померанский.

Главными задачами объединения стало создание своей производственной базы путем выявления в сельских поселениях народных умельцев, восстановления забытых промыслов и создания на этой базе своих цехов. Так, например, в Киришском районе было восстановлено производство кружев; в Тосненском – ручная вязка изделий из шерсти; в Лодейнопольском и в Алеховщинском цехах – ручное ткачество ковриков.

Поначалу объединение располагалось в Басковом переулке, а затем, для размещения народных художественных промыслов в Невском районе, на улице Челиева было построено специальное здание.

Меня направили в данное объединение в мае 1983 года – после разгромной статьи в «Правде» о состоянии народных промыслов в Ленинграде и области. И если, на тот момент, в объединении работали около 600 человек (представители и Ленинграда, и области), то к концу 90-х годов объединение насчитывало более 1 200 сотрудников.

В конце тех же 90-х область решила стать в этом плане самостоятельной, хотя лично я всегда считал, что разделять ремесленников на городских и на областных нельзя. У нас был единый творческий центр, единый сбыт, единое снабжение, а в результате все мастерские и ремесленные артели стали существовать разрозненно: каждая сама по себе.

В результате, как я и говорил, в течение 2–3 лет погибли все народные промыслы Ленинградской области. Исчезло киришское кружево, тихвинская и волховская росписи по дереву, многочисленные гончарные производства, лодейнопольская керамика и кингисеппская вышивка.

Что касается города, то у нас оставалось одно производство, и оно работало до начала перестройки. Позже, на базе своего объединения, мы создали десяток малых предприятий разных направлений.

И на следующем этапе мы задумались о том, как работать дальше. Поначалу вошли в состав Ассоциации «Народные художественные промыслы России», которая была образована в 1990 году. Позже пришли к мысли, что нужно создавать свое объединение, и в 1994 году мы создали Ассоциацию «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

– Что можно сказать о сегодняшнем дне ассоциации?

– Сегодня в Ассоциацию «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области» входят около 30 малых предприятий и 200 индивидуальных предпринимателей. В составе ассоциации – такие известные компании, как «Ниена» (изготовление оловянных солдатиков), «Маграф» (ручная гравировка по стеклу), Охтинские мастерские (деревянные игрушки), «Скудельник» (фарфоровые изделия), «Русская береста» и другие.

Отмечу, что мы – единственная ассоциация, которая с 1994 года в своем названии имеет слова «народные художественные промыслы» и «ремесла». Это очень важно, так как позволяет более широко трактовать нашу деятельность.

И мы – единственная ассоциация в России, которая не берет со своих членов ежемесячные взносы. Все же другие подобные объединения существуют за счет взносов участников. Безусловно, у нас есть вступительный взнос, равный 10 тысячам рублей для индивидуальных предпринимателей и 15 тысячам – для юридических лиц.

– Вадим Парфеньевич, считаете ли Вы, что за последнее время государственная политика по развитию и сохранению народных художественных промыслов улучшилась?

– На вопрос отвечу примером. В марте 1913 года в Санкт-Петербурге состоялась вторая Всероссийская кустарная выставка. Она прошла под покровительством государыни императрицы Александры Фёдоровны. Председателем Выставочного комитета был назначен принц А. П. Ольденбургский. Организатором смотра выступило Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ). Выставка разместилась на Петроградской стороне, в 4-этажном каменном здании гербария Ботанического сада, к которому пристроили 2 деревянных отапливаемых павильона. Площадь павильонов составляла около 5 500 квадратных метров, а общая площадь экспозиции приближалась к 9 600 квадратных метров.

Со всех уголков России 6 000 участников привезли в Петербург свои разнообразные и самобытные произведения. Здесь можно было увидеть великолепные образцы гончарного дела и мебели, изделия из соломки и металла, кружева и вышивки, ковры и золотошвейные изделия, ткачество, игрушки, иконопись… Всем экспонентам места на выставке предоставлялись бесплатно.

Проведение всероссийских кустарных выставок под эгидой правительства показывает, насколько серьезно власти относились к развитию народных промыслов, в которых участвовало многомиллионное сельское население страны.

А сейчас, если мы собираем на подобную выставку 200 участников – это считается большим достижением. А насчет бесплатного участия не может быть и речи!

В каталоге Второй кустарной выставки написано, что кустаря нужно обеспечить соответствующим оборудованием, дать рынки сбыта, оптовые заказы, облегчить возможность получения кредита. Одним словом, дать кустарям хлеб. С того времени прошло 105 лет – и ничего не изменилось. Сегодня эти вопросы так же актуальны!

Принимались десятки «умных» документов и в советское время, и сейчас, а результата – никакого. Я сам являюсь разработчиком Федерального закона «О народных художественных промыслах». Его 6 лет утверждали, – пока, наконец, 6 января 1999 года его не подписал Борис Ельцин.

Если говорить о регионе, то в ближайшее время ждем закон о культуре, который должно принять Законодательное собрание. Там будут статьи, посвященные ремесленничеству. Но с учетом того, что никакой оценки регулирующего воздействия с нашей стороны не было, то я даже представить не могу, о чем там будет идти речь… Единственный плюс во всей этой истории – будет законодательно закреплен наш статус.

Я в свое время написал статью с заголовком «Культурная столица без народной культуры», который очень точно характеризует сегодняшнее положение народного художественного творчества.

Что сегодня действительно нужно кустарям, так это рынок сбыта. Именно для этого и нужно создать Центр народных промыслов, о котором я говорю много лет. В таком центре кустари смогут демонстрировать и продавать свои изделия. К сожалению, на все наши обращения по поводу помещения КИО отвечает отказом. А ведь есть множество заброшенных зданий, которые пустуют по многу лет… Я говорю: «Дайте нам самое захудалое помещение! Мы сами найдем инвесторов и сделаем ремонт!» Нет… Зато повсеместно говорят о поддержке малого бизнеса… В чем она, интересно, заключается?

– Что Вы можете сказать о конкуренции? В первую очередь, со стороны китайских производителей?

– Нас не может не беспокоить засилье китайской продукции. Сегодня более 30% подарков и сувениров, продаваемых в городе, изготовлены в Китае. Еще 30% – контрафактные подделки под знаменитые «Гжель», «Палех» и другие известные бренды. Лишь 10% – продукция отечественных мастеров, изготовленная по старинным технологиям с соблюдением всех традиций. Что касается петербургских производителей, то на них приходится не больше 3%. И это – в лучшем случае!

– Вадим Парфеньевич, насколько мне известно, члены ассоциации принимают активное участие в международных выставках…

– Это действительно так! С 1991 года члены ассоциации стали активно участвовать в международных выставках, делая по 2–3 экспозиции в год. В нашем активе – выставки в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Женеве, Африке, Бразилии и так далее. На протяжении 8 лет ассоциация являлась участником французской выставки «Foire de Paris», которая считается одной из старейших во Франции и в которой принимают участие ремесленники, а также дизайнеры со всех уголков мира.

Выставки – это прекрасная возможность для ремесленников не только представить уникальную продукцию, но и заработать. Раньше это поддерживало мастеров-художников на протяжении года. Сейчас, к сожалению, ситуация изменилась: кризис.

Но, несмотря на трудности, мы все равно стараемся принимать участие в выставочной деятельности, понимая важность популяризации народных художественных промыслов. Так, в 2012 году мы участвовали в выставке в Стамбуле, а в 2015 году представляли продукцию ремесленников в Сеуле.

Кроме того, тоже в течении 8 лет мы принимаем участие в Рождественской ярмарке в Белграде. Данная выставка и по сей день значится в календаре нашей ассоциации: с 14 декабря 2018 года по 14 января 2019 года 15 ремесленников будут участвовать в ярмарке.

– Что, на Ваш взгляд, является самым важным в таком бизнесе, как Ваш?

– Я не могу назвать данное дело бизнесом. Наша деятельность – это не бизнес, а образ жизни. Ремесленники работают не 8 часов, а круглосуточно. Ремесленничеством занимаются творцы, художники. Именно поэтому мне кажется, что пришло время пересмотреть отношение к ремесленникам, помогать им и беречь как часть культурного наследия страны!

–Успехов Вам, Вадим Парфеньевич!