Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Полезная информация
№4
август
2017

Выработка единых правовых подходов с учетом позиций судов способствует снижению налоговых споров. Комментарий Юлии Чарноцкой

Положительная тенденция последних лет - сокращение налоговых споров в досудебном порядке. Юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Юлия Чарноцкая напоминает читателям «Вестника предпринимателя Санкт-Петербурга» об особенностях рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке:

– В действующем налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Так, пункт 2 статьи 138 НК РФ предусматривает, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Для обжалования решений по камеральным и выездным налоговым проверкам предусмотрены следующие виды жалоб:

жалоба – обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц;

апелляционная жалоба – обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важно обратить внимание на то, что основным отличием жалобы от апелляционной жалобы является то, что жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц – в то время как объектом рассмотрения апелляционной жалобы являются еще не вступившие в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

Кроме того, к ненормативным актам налоговых органов, их действиям или бездействию, которые могут быть обжалованы, относят:

  • отказ в возврате налога;
  • решение о приостановлении операций по счетам;
  • требование об уплате налога, пени или штрафа;
  • решение о взыскании налога;
  • отказ в предоставлении налогового вычета;
  • иные.             

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, акты ненормативного характера (решения), действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.

Далее налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня поступления жалобы (апелляционной жалобы) направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В течение 5 дней после получения документов вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит наличие обстоятельств, определенных статьей 193.3 НК РФ. Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 3 дней со дня его принятия.

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Срок может быть продлен еще на 1 месяц – в случае необходимости получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или представления лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов.

Решение по иным жалобам принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 дней со дня их получения; срок принятия решения по вышеназванным обстоятельствам также может быть продлен на 15 дней.

В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в указанные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), тоже могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Обращаю особое внимание на то обстоятельство, что акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

От редакции

Налогоплательщики стали реже обращаться с жалобами в налоговые органы. Так, в 2016 году количество жалоб по налоговым спорам снизилось более чем на 6% по сравнению с предыдущим годом. В пользу налогоплательщиков решение вынесено в 34% случаев.

За 2016 год налоговые органы рассмотрели 21 000 жалоб, связанных с оспариванием результатов камеральных и выездных налоговых проверок, что на 11% меньше, чем годом ранее.