Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Полезная информация
Май
№3

Общественный Совет – Коллегиальный орган по рассмотрению вопросов содействия развитию конкуренции

В соответствии со Стандартом развития конкуренции, в Санкт-Петербурге, Коллегиальным органом по рассмотрению вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (губернатора) определен Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга (Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 10.06.2015 № 41-пг).

Таким образом, на протяжении 3 лет Общественный Совет занимается вопросами развития конкуренции. Одно из последних мероприятий, посвященных вопросу подготовки предложений по расширению перечня мероприятий действующего плана по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 65-рп, состоялось в Едином Центре Предпринимательства 25 апреля 2018 года.

В совещании приняли участие: заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Егор Мушкетов, и.о. начальника отдела государственного регулирования предпринимательской деятельности Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Сергей Кузин, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Андрей Борщевский, начальник Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Санкт-Петербурга Сергей Ходьков, начальник Управления развития предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Даниил Старковский.

В роли экспертов на совещании выступили генеральный директор Образовательного учреждения «УЦП» Наталья Потёмкина, председатель Комиссии по ЖКХ Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Андрей Обрядин, исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Ольга Сергеева, член правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Санкт-Петербурга Кира Журавская.

Модератором мероприятия стала Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Участники дискуссии обсудили 4 блока проблем:

1) рынок дополнительного образования детей,

2) рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства,

3) рынок розничной торговли,

4) рынок услуг по перевозке пассажиров наземным транспортом.

Елена Церетели, открывая мероприятие, подчеркнула, что его цель – обсудить состояние конкуренции в Санкт-Петербурге на примере 4 отраслей бизнеса, наиболее активно влияющих на предпринимательский климат города, а также активно отстаивающих свои интересы в Общественном Совете на протяжении прошлого года.

Председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга также напомнила, что в конце прошлого года появился такой важный документ, как Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». В документе подчеркивается, что в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности, содействие развитию конкуренции в Российской Федерации необходимо считать приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Указом также определено, что целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

О состоянии конкуренции на рынке дополнительного образования детей (ДОД) в Санкт-Петербурге рассказала директор Образовательного учреждения «УЦП» Наталья Потёмкина. Она отметила, что уже на протяжении 25 лет занимается проблемами частного дополнительного образования, что позволяет ей быть экспертом в данной области.

– Есть различные типы организаций, работающих на рынке дополнительного образования детей. Это и государственные и муниципальные организации ДОД, и культурно-досуговые, спортивные государственные учреждения, негосударственные организации ДОД с наличием образовательной лицензии и негосударственные организации ДОД без лицензии. Одним словом, наблюдается многообразие типов и форм дошкольных учреждений.

Естественно, справедлив вопрос: какие факторы делают государственный/муниципальный сектор более конкурентоспособным, чем негосударственный? Их немало.

Это:

  • наличие/отсутствие соответствующих помещений;
  • материально-техническое оснащение;
  • лицензирование образовательной деятельности;
  • стоимость услуг;
  • квалификация кадрового состава;
  • информационный доступ к целевым группам.

Наталья Потёмкина отметила, что одна из главных проблем отрасли – отсутствие на рынке подходящих помещений, в которых можно организовать дошкольное учреждение. Причем это касается как государственного имущества, так и частного сектора.

Директор Образовательного учреждения «УЦП» также подчеркнула, что, несмотря на все трудности, количество негосударственных учреждений в Санкт-Петербурге увеличивается, но заметной конкуренции между организациями нет.

В завершение своего выступления Наталья Потёмкина озвучила предложения по расширению перечня мероприятий действующего плана по содействию развитию конкуренции на рынке ДОД.

  1. Создание и апробация нормативно-правовых схем взаимовыгодного партнерства/взаимодействия государственных/муниципальных и негосударственных учреждений.
  2. Информационная господдержка (продвижение услуг, популяризация).
  3. Снижение налогов/предоставление льгот.
  4. Внедрение образовательного сертификата.
  5. Упрощение лицензионных требований для некоторых типов учреждений ДОД (либо выделение нелицензируемой группы учреждений), установление срока, в течение которого учреждение может работать без лицензии после даты его создания (открытия филиала, подразделения).

Андрей Обрядин, выступая с анализом состояния конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Санкт-Петербурга, отметил, что сегодня рынок ЖКХ можно условно разделить на 3 ключевые составляющие:

1) рынок предоставления коммунальных услуг (вода, отопление, электроэнергия),

2) рынок услуг по управлению многоквартирными домами и

3) рынок обращения твердых коммунальных отходов.

– Начну с главной проблемы – рынка услуг по управлению многоквартирными домами. Ни для кого не секрет, что он характеризуется наличием одного СУПЕРучастника, в управлении которого находится более 70% жилищного фонда города. Это Жилищный комитет Санкт-Петербурга.

Примерно 20% жилищного фонда Санкт-Петербурга находится в руках не более сотни предпринимателей, имеющих по 2-3 управляющие организации, поэтому у обывателей создается впечатление, что на рынке СПб действуют более 400 частных компаний. На самом деле их в разы меньше. Оставшиеся 10% жилищного фонда находятся в управлении жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и небольшого количества товариществ собственников недвижимости (ТСН).

И кто бы ни рассказывал нам сказки про то, что все Жилкомсервисы (ЖКС), кроме одного (ЖКС № 2 Московского района») только на 20% принадлежат городу, а остальными 80% владеют частные компании, мы знаем, что всё это – ложь. И она была создана для того, чтобы любыми путями выполнить требования федерального закона № 815-ФЗ, отчитаться перед Москвой и получить финансирование из федерального Фонда поддержки реформирования ЖКХ, а также из-за неспособности администрации построить работу в условиях конкуренции с частным бизнесом.

Сегодня мы пожинаем плоды тех фальсификаций и той липовой работой по созданию конкурентной среды в нашем городе. Недавнее решение Арбитражного суда о взыскании с бюджета города более 200 миллионов рублей в пользу ТГК-1 является ярким тому подтверждением (речь идет о банкротстве «ЖКС-2 Василеостровского района»)

Одним словом, если мы хотим развивать конкуренцию на рынке ЖКХ, работу нужно начинать немедленно. Прежде всего, следует признать, что Жилищный комитет Санкт-Петербурга со всем своим набором ГУПов, включая ГУП «ВЦКП», – это одна структура, занимающая на рынке управления многоквартирными домами даже не доминирующее, а монопольное положение. Вот потому-то главным шагом к развитию конкуренции в нашем городе должна стать работа по демонополизации рынка ЖКХ.

Что для этого нужно сделать?

Во-первых, Жилищному комитету и администрациям районов необходимо прекратить оказывать давление на частные компании, которые пытаются отказаться от услуг ГУП «ВЦКП «Жилищное хозяйство». Особым рвением в этом плане отличаются Василеостровский, Кировский и Красносельский районы. Услуги по ведению начислений и печати квитанций – это та сфера, где может и должен работать малый бизнес. Это IT-технологии, это программное обеспечение. А у нас 80% расчетов в ЖКХ занимает монстр под названием ГУП «ВЦКП».

При этом Администрация Санкт-Петербурга, оправдывая такую монополию, говорит о некой «большой социальной задаче», которую решает ВЦКП. Но «социальная задача» – это функция государства, и решать ее надо за счет бюджета, а не за счет граждан, бизнеса и ценой уничтожения конкуренции. Я считаю, что Антимонопольной службе и прокуратуре города давно необходимо обратить внимание на подобное нарушение законодательства.

Во-вторых, каждый раз при смене руководителя районной администрации сферу ЖКХ района начинает просто колбасить. Новый глава приводит с собой свою команду: это, прежде всего, заместитель, отвечающий за ЖКХ, и директор районного ГУЖА. Как правило, новая команда начинает наводить «порядок» и каждый раз пытается подмять под себя частников. При этом к тем, кто не соглашается играть по правилам администрации, применяется один метод: отнять бизнес и перераспределить дома государственным управляющим организациям или «своим» подконтрольным частным компаниям.

Показателен пример конфликта в Красносельском районе. Там с мая 2015 года районное жилищное агентство затеяло войну с частной управляющей организацией. Своим письмом ГУЖА заблокировало денежные средства частной управляющей компании на счете ГУП «ВЦКП» и до сих пор не позволяет их перевести получателю. Данный конфликт длится уже 3 года. В результате на счете ВЦКП удерживается более 50 миллионов рублей. А все стороны просто утонули в судебных разбирательствах.

В ответ на сопротивление предпринимателя районное Жилищное агентство, наплевав на закон, фактически производит рейдерские захваты многоквартирных домом и перевод их в районный ЖКС…

Я считаю, что подобным фальсификаторам давно пора дать по рукам. В связи с чем прошу дать поручение прокуратуре города, чтобы каждый случай перевода многоквартирного дома в управление государственного Жилкомсервиса был проверен на предмет наличия нарушений действующего законодательства и коррупционной составляющей.

Третья составляющая, связанная с необходимостью перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, о которой мы все время говорили, наконец-то стала реализовываться. Так, 4 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые позволяют населению перейти на прямые договоры. Я считаю, что это начало нового этапа развития конкуренции в ЖКХ. Перед управляющими организациями открывается возможность перестать быть вечными должниками перед ресурсниками и наконец-то получить возможность для нормальной конкуренции.

Хочу сказать, подводя итог данному вопросу, что сегодня мы должны не упустить свой шанс и запустить механизмы для привлечения большого числа предпринимателей в сферу ЖКХ Санкт-Петербурга. А для этого я предлагаю дать поручение Жилищному комитету Администрации Санкт-Петербурга подготовить программу по реорганизации городских Жилкомсервисов путем разделения каждого юридического лица на 10 и более предприятий: грубо говоря, по принципу «Один жилой квартал – одна управляющая организация». Затем выставить эти организации на аукцион.

Реализация данного предложения позволит не только перевести конкуренцию в ЖКХ СПб на новый уровень, но и существенно пополнит бюджет города, что позволит снять наболевший вопрос задолженности управляющих организаций перед монополистами.

Теперь несколько слов – о рынке обращения твердых коммунальных отходов (ТКО).

Как известно, система обращения отходов состоит из нескольких этапов, а именно: образование отходов, транспортировка, сортировка отходов и получение сырья для переработки, а также переработка отсортированного сырья и захоронение отходов («хвостов»).

Посмею утверждать, что транспортировка отходов, сортировка отходов и переработка сырья – это именно те сферы, где работает малый бизнес, где есть возможность привлечения инвестора. Это работает во всех экономически развитых странах, но только не у нас. Более того: в последнее время малый бизнес начал сворачивать свою деятельность.

Приведу пример: в Санкт-Петербурге в 2015–2016 годах лицензии на транспортировку отходов выше 4-го класса опасности получили более 400 предприятий малого бизнеса. Это означает, что предприниматели готовы были вывести на этот рынок примерно 1 500–2 000 специализированных автомашин. Однако за последние полтора года не был заключен ни один лизинговый договор на покупку специализированной техники. Это говорит о тревожных настроениях инвесторов.

Почему так происходит? Почему инвестор не видит перспектив и отказывается вкладывать деньги в развитие этого бизнеса?

Всё очень просто: из-за изменений федерального законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов планируется создание монополии и изменение схемы обращения ТКО. Планируется передача управления всем процессом единому региональному оператору. По сути, нас заставляют создавать новую монополию.

Нам, представителям малого бизнеса, лучше всех известно, к каким последствиям приводит монополизация рынка. Это и непомерный рост тарифов на услуги монополии, и падение качества услуг, и многое другое. Но главная опасность, на наш взгляд, заключается в том, что излишняя централизация приведет нас к тем событиям, которые сейчас происходят в Волоколамске и других городах Московской области.

Именно излишняя централизация и монополизация этой сферы привели к тому, что население городов Московской области задыхается от газов, которые выделяют свалки.

Чтобы не наступить на те же грабли, нам необходимо срочно требовать отмены законодательства о введении Единого регионального оператора по обращению ТКО.

Предлагаю, от лица Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, направить в Государственную Думу Российской Федерации требование отменить – или, как минимум, отложить – введение в действие законодательных норм о Едином региональном операторе по обращению ТКО. В этой сфере необходимы и возможны экономические методы построения системы. Тем более, что у нас есть пример ближайшего соседа (Эстонии), где региональный оператор был сначала введен, а потом законодательно запрещен.

В завершение своего выступления скажу, что ЖКХ, – это жизнеобразующая отрасль, и это сфера для малого бизнеса. И если мы задушим частника излишним административным регулированием, то развалится вся страна!

О состоянии конкуренции на рынке розничной торговли Санкт-Петербурга рассказала исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Ольга Сергеева. Она отметила, что одна из главных проблем – это доминирование одних форматов торговли над другими и засилье крупных торговых сетей. Много сложностей связано с незаконной торговлей (несанкционированные НТО, нелегальные ярмарки, продажа контрафактной продукции – прежде всего, алкоголя и табака, а также концентрация малых форм торговли в теневом секторе). На состояние конкуренции на рынке розничной торговли оказывают влияние и сложности выхода на рынок местных производителей продуктов питания, в том числе сельскохозяйственных и, конечно, отсутствие долгосрочных условий работы ввиду часто меняющейся нормативно-правовой базы.

Продолжила мероприятие член правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Санкт-Петербурга Кира Журавская. Она рассказала о конкуренции в области пассажирских перевозок, отметив, что многие законодательные акты противоречат друг другу, создавая благоприятную почву для увеличения коррупции в проверяющих структурах; для уничтожения отдельных видов туризма (детский туризм и туристические поездки в страны Скандинавии на автобусах российских перевозчиков); снижения безопасности перевозок; уходу с рынка легальных перевозчиков; как следствие – заполнение рынка нелегальными перевозчиками и иностранными, которым проще откупиться на месте, чем выполнять требования законодательства.

– Необходимо отметить, что под видом борьбы с нелегальными перевозчиками сотрудники ФБУ (сама организация не имеет регламента и наделена сомнительными правами на основании сомнительных же документов, противоречащих законодательству РФ) ведется открытая борьба с легальными перевозчиками, осуществляющими свою деятельность по заказам. Одним словом, легальные перевозчики по заказам, на сегодняшний день, совершенно не защищены и истребляются органами, призванными создавать благоприятные условия для развития малого бизнеса.

Яркий пример – оборудование системой «ЭРА-ГЛОНАСС» на период ФИФА. В апреле 2018 года состоялось собрание членов РТС с привлечением представителей Комитета по туризму Санкт-Петербурга, Комитета по транспорту Санкт-Петербурга и транспортной дирекции, которые были не в состоянии дать какие-либо вразумительные пояснения по тому, каким образом и как перевозчики могут оборудовать свои транспортные средства, чтобы соответствовать российскому законодательству.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2018 № 153 утверждены Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Согласно этим правилам, устанавливаемая аппаратура должна подключаться к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и иметь сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

На текущий момент, необходимый сертификат есть только у компании ГЛОСАВ. Стоимость самого устройства для владельцев автобусов составляет 12 100 рублей; стоимость установки и дополнительных устройств – в районе 6 000 рублей.

Отдельные участники ФБУ считают, что это незначительная финансовая нагрузка для перевозчика; при этом эти же сотрудники имели отношение к оборудованию «Глонасс Северо-Запад», которое так и не заработало и в результате было отменено, но деньги с перевозчиков за его установление были собраны. Сейчас у ГЛОСАВА – явный дефицит этих устройств. Все остальные устройства, которые были перечислены на сайте «ЭРА-ГЛОНАСС» как пригодные к установке и установленные отдельными перевозчиками, оказываются вне закона.    

Границы города, в которых будут требовать установку «ЭРА-ГЛОНАСС», так и не определены. По нашим данным, сотрудники ГИБДД никаких четких распоряжений до сих пор не получили, но уже рассылают предупреждения, механизм выполнения которого никому не известен.                                                                                              

Перевозчики, которые осуществляют регулярные перевозки, находятся в бесправном положении и зависят от решения сотрудников ФБУ, наделенных сомнительными правами.

В результате рынок регулярных перевозок заполняют иностранные регулярные перевозчики, на которых, по утверждению ответственных чиновников Ространснадзора, требования российского законодательства не распространяются. Таким образом, для российских перевозчиков создана абсолютно неконкурентная среда.

В связи с этим необходимо инициировать обращение на федеральный уровень для введения моратория на принятие каких-либо нормативных актов в области пассажирских перевозок. Одновременно хорошо бы создать рабочие группы, комиссию и тому подобное для ревизии имеющихся нормативно-правовых актов, которые необходимо проверить на соответствие законодательству РФ и требованиям, предъявляемым к нормативным актам. Следует выделить из существующих полутора миллионов законодательных актов основные, которые перевозчик будет в состоянии выполнять, а контролирующий орган – соответственно, контролировать, а остальные нормативные акты, которые препятствуют деятельности перевозчиков, отменить.

Необходимо также принять «дорожную карту» по выводу отрасли пассажирских перевозок из сложившегося острейшего кризиса.

От редакции:

В Доме предпринимателя 17 мая 2018 года состоялось заседание Президиума Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, на котором было принято решение на очередном заседании Общественного Совета с участием губернатора города в качестве главного вопроса повестки дня рассмотреть тему: «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг Санкт-Петербурга».