Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№2
апрель
2018

Социальное предпринимательство – новая перспектива развития

Социальное предпринимательство – это способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости.

В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы (или проблем), действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе.

В нашей стране социальное предпринимательство долгое время не считалось серьезным бизнесом. Наблюдение за общественными процессами, протекающими в России в 1990–2000-е годы, – так же, как и опросы общественного мнения, – показывали, что не только «бизнес» или «чиновники», но и сами граждане не демонстрировали большую приверженность моральным ценностям, социальную солидарность, обеспокоенность нерешенными социальными проблемами, если последние не касались их лично. Это тоже не могло служить благоприятной питательной средой для социального предпринимательства.

Эксперты Высшей школы экономики, подготовившие единственное, на данный момент, исследование «Социальное предпринимательство в России и в мире» (2011), сделали 2 принципиальных вывода.

Первый: социальное предпринимательство развивается в западном, развитом индустриальном мире гораздо активнее и разнообразнее, чем в странах третьего мира. Более того: можно предположить, что проекты социального предпринимательства в развивающихся странах, получивших мировую известность, во многом стали успешными благодаря предпринимательским образцам, ценностям, культуре, экономическому образованию, созданными в индустриально развитых странах Запада. В последнее время к этому добавились также финансовая инфраструктура и консультативная помощь со стороны различных фондов и других некоммерческих организаций, обычно западного базирования.

Второй: несмотря на отсутствие моды на социальное предпринимательство и уже перечисленные не слишком благоприятные условия среды, в России социальное предпринимательство есть, причем по инновационному потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам. Разница, которая между нами наблюдается, определяется скорее масштабами деятельности предприятий, а главное – отличиями российской социальной и институциональной сред. Но разницу в средах, отражающуюся в характере бизнес-моделей социального предпринимательства, можно наблюдать и внутри западного мира: в частности, между американскими и многими европейскими предприятиями социального предпринимательства.

Первый серьезный разговор о социальном предпринимательстве состоялся в октябре 2013 года. Именно тогда Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев встретился с предпринимателями, реализующими проекты в социальной сфере

На встрече присутствовали экс-генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин, директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский, заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Анна Нестерова, а также лидеры проектов и инициатив, реализуемых при поддержке агентства.

Участники совещания обсудили модернизацию социально-экономических отношений, государственно-частное партнерство, а также административные барьеры и проблемы, с которыми чаще всего приходится сталкиваться предпринимателям в социальной сфере.

В своем вступительном слове Дмитрий Медведев обозначил ряд сложностей, среди которых – фрагментарность нормативно-правовой базы, сохранение целого ряда организационных, административных и налоговых барьеров, сохранение устаревших нормативов по целому ряду отраслей и, конечно, совсем невысокая доходность от вложений.

– Для повышения привлекательности социальных услуг необходим комплексный подход к решению именно этих задач, – заявил глава правительства. – Мы, конечно, будем развивать в целом инструменты поддержки малого и среднего бизнеса; говорили недавно об этом на Сочинском форуме, я выступал на эту тему. Конечно, речь идет о доступности кредитных ресурсов, об увеличении объемов государственной поддержки, создании федерального гарантийного фонда для малых предприятий. 

Я напомню, что с 1 января не менее 15% государственного заказа подлежат распределению между небольшими фирмами и социально ориентированными некоммерческими организациями. Всё это актуально и для вас. Мы будем и дальше продолжать практику субсидий из федерального бюджета, включая финансовую помощь отдельным категориям предпринимателей – от 1 до 10 миллионов рублей. Предусмотрены и специальные целевые субсидии на организацию дошкольных образовательных центров, групп дошкольного досуга, молодежных инновационных центров, – напомнил Дмитрий Медведев. Безусловно важным является внедрение механизмов государственно-частного партнерства. Мы об этом много говорим; к сожалению, не так много пока сделали. В любом случае всё, что делается в той сфере, которой вы занимаетесь, в значительной степени должно быть основано именно на государственно-частном партнерстве. Надеюсь, что закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», который в ближайшее время должен быть принят, хотя бы часть вопросов решит, – отметил глава правительства. Дмитрий Медведев также отметил роль предпринимателей в создании качественных информационных сервисов в сфере социальных услуг, подчеркнув, что это должно облегчить жизнь людям и сформировать более точные представления о том, что на самом деле нужно нашим людям, отдельным категориям потребителей социальных услуг. 

                                                                     * * *

По итогам встречи Дмитрий Медведев дал следующие поручения Правительству России:

1. Довести работу по внесению изменений в СанПиНы в части дошкольного образования, дополнительного образования детей, детского отдыха и оздоровления, а также услуг социального обслуживания.

2. Федеральным органам власти в области социальной сферы, совместно с АСИ, подготовить предложения по субсидированию процентных ставок по кредитам в части дошкольного и допобразования, детского отдыха, услуг социального обслуживания населения – по итогам обсуждения.

3. Агентству стратегических инициатив поддержать поступившие предложения участников в части разработки рекомендаций по взаимодействию кредитных организаций с предпринимателями в социальной сфере.

4. Поддержать работу ведомств по разработке законопроекта по ГЧП с учетом необходимости утверждения нормативно-правовой базы в части создания условий для ГЧП в социальной сфере.

5. Проработать детально предложения по законодательному закреплению понятия «предпринимательство в социальной сфере».

6. Поддержать предложения, озвученные Министром культуры России В. Р. Мединским, по утверждению льготной ставки аренды для книжных магазинов у подведомственных Минкультуры учреждений и организаций.

7. Проработать озвученную участниками совещания озабоченность в части ставки налога НДС для коммерческих образовательных учреждений.

                                                                        * * *

Главным же итогом встречи стало решение о необходимости разработки закона о социальном предпринимательстве. «Если мы идем на создание закона, он должен быть хорошо проработан. В противном случае он и вам (предпринимателям в социальной сфере) не принесет пользы, и государство трудно будет убедить в том, что он нужен. Многие будут иметь в виду, что жулики смогут уходить от налогов… Необходимо продолжать работу в правовом направлении», – отметил Дмитрий Медведев.

Глава правительства 8 июня 2016 года утвердил «дорожную карту» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», которая реализовывается не только на федеральном, но и на региональном, и на муниципальном уровнях до 2018 года.

Что касается законопроекта, в который были бы включены такие понятия, как «социальное предпринимательство», «социальные услуги» и «социально-ориентированная деятельность», то он до сих пор не принят. Хотя попытки предпринимались неоднократно.

Так, в августе 2016 года Минэкономики вынесло на общественное обсуждение законопроект о социальном предпринимательстве, разработанный совместно с представителями экспертного и предпринимательского сообщества.

Документ был разработан для реализации положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и «дорожной карты» по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

Проект федерального закона определял основные критерии отнесения малых и средних предприятий к субъектам социального предпринимательства, в том числе специализацию компаний на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, или создание рабочих мест для таких граждан.

Отдельная статья законопроекта определяла единые принципы оказания поддержки субъектам социального предпринимательства уполномоченными органами. Такую помощь будут осуществлять органы государственной власти и органы местного самоуправления в виде создания и развития специализированных организаций инфраструктуры поддержки субъектов социального предпринимательства, предоставления на льготных условиях помещений, создания банков франшиз, реализации образовательных мероприятий, организации доступа к осуществлению функций социального обслуживания граждан. Дополнительно предусматривается возможность заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества без проведения торгов.

После общественного обсуждения законопроект был серьезно переработан. Новый вариант законопроекта Минэкономики направило на согласование в ФАС, ФНС, Минфин и Минтруд РФ. В апреле 2017 года проект закона лег на стол премьер-министра Дмитрия Медведева.

Замминистра экономического развития России Олег Фомичёв тогда дал следующий комментарий:

– У нас вышло поручение Президента России о необходимости правительству в осеннюю сессию проработать с Госдумой принятие закона, вводящего понятие «социальное предпринимательство». Я очень рассчитываю, что мы это поручение выполним в установленный срок: в осеннюю сессию отработаем в Госдуме соответствующий законопроект.

Сегодня на дворе – май 2018 года. Как видно, очередная попытка ввести понятие социального бизнеса в правовое поле не увенчалась успехом…

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

Пока депутаты Государственной Думы, в очередной раз, переносят рассмотрение соответствующего законопроекта, социальные предприниматели лишены возможности получения льготной аренды государственного и муниципального имущества, доступа к банкам франшиз, кредитным и к образовательным программам. На помощь предпринимателям приходят сами предприниматели. Такие, как Вагит Алекперов – учредитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».

Он был создан в 2007 году для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства.

Цель Фонда: развитие социального предпринимательства на территории России.

Фонд решает следующие задачи

1. Выявление действующих социальных предприятий и социальных предпринимателей, а также новых предпринимательских инициатив в области социального предпринимательства (социальные бизнес-идеи).
2. Определение направления и форм поддержки развития и повышения эффективности деятельности социальных предприятий, социальных предпринимателей, их социальных инициатив, обеспечивающих их успешную реализацию.
3. Оказание необходимой поддержки создаваемым и действующим социальным предприятиям в форме: финансовой поддержки в виде грантов, займов, участия в уставном капитале; обучения и консультирования по актуальным вопросам их деятельности; информационного обеспечения и продвижения; иных форм поддержки.
4. Широкое распространение идеи социального предпринимательства при формировании позитивного отношения к социальному предпринимательству в обществе.
5. Интеграция на базе фонда зарубежных и российских партнеров из государственного, частного и некоммерческого секторов, развивающих социальное предпринимательство на территории России.

6. Вовлечение в эту сферу новых предприятий и предпринимателей.

Фонд, развивая институт социального предпринимательства и выступая в качестве социального предпринимателя, ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике, а также адаптации западных технологий социального предпринимательства к российским условиям.

Директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева говорит: «Фонд «Наше будущее» не зря носит такое название. Мы считаем, что за социальной экономикой и социальными предпринимателями – будущее. Социальный бизнес уже сейчас показывает заметные результаты: мы видим, как российские предприниматели создают рабочие места, трудоустраивая социально незащищенные слои граждан; создают доступную среду; придумывают новые способы переработки материалов, улучшая экологическую ситуацию. По подсчетам Фонда, сейчас в России работают уже 125 000 социальных предпринимателей. И это – всего за 10 лет, что подобное направление ведения бизнеса стало активно развиваться в России. Мы уверены, что это – только начало.

Фонд использует различные финансовые формы поддержки социальных предпринимателей и предприятий: гранты, займы и участие в капитале. Займы являются приоритетным способом финансирования проектов социальных предпринимателей.

Ключевой механизм Фонда «Наше будущее» по отбору проектов, которые получают финансовую поддержку в виде беспроцентных займов, – это конкурс «Социальный предприниматель». Принять участие в конкурсе могут предприниматели изо всех регионов России, реализующие проекты, которые способны улучшить жизнь общества и решить насущные социальные проблемы.

(В 2015 году финалистом конкурса «Социальный предприниматель», который проводит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», стала Яна Окунева - президент ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов», эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга).

В 2018 году предприниматели, впервые участвующие в конкурсе «Социальный предприниматель», могут рассчитывать на займы в размере до 10 млн руб.

Раньше сумма до 10 млн предоставлялась тем, кто уже ранее побеждал в конкурсе «Социальный предприниматель», а впервые подавшие заявку на конкурс могли получить финансовую помощь в размере до 5 млн руб. Изменилась и минимальная величина займа: ранее она составляла 500 000 руб., а теперь увеличена до 2 млн руб. Что касается стартап-проектов, то объем их финансирования составляет тоже 2 млн руб. Еще одно изменение – срок погашения займа: раньше максимальное время его погашения составляло 7, теперь – 10 лет.

– Фонд «Наше будущее» никогда не стоит на месте, мы всегда движемся навстречу позитивным переменам. Потому-то мы и подняли нижнюю и верхнюю планки займов с целью привлечения новых качественных проектов, – комментирует ситуацию директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

За 11 лет существования Фонда были поддержаны 199 проектов в 52 регионах России на общую сумму 499 млн руб.

Заявки на конкурс принимаются круглый год, а победители объявляются в 2 этапа – летом и осенью. Победители среди тех, кто подал заявки после 1 марта 2018 года, будут определены этой осенью.

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» также является учредителем ежегодной Премии за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России – «Импульс добра».

Премия присуждается социальным предпринимателям, представителям общественных организаций, руководителям государственных структур и профильных ведомств, журналистам, СМИ и высшим учебным заведениям России. За 6 лет премия «Импульс добра» была вручена 68 лауреатам из 17 регионов.

Прием заявок продолжится до 31 мая 2018 года.

Номинации 2018 года

Положение о Премии «Импульс добра» 2018

Еще один проект Фонда – комплексная программа «Действуй без границ»: программа образовательной и финансовой поддержки социальных предпринимателей, чья деятельность направлена на интеграцию в общественную жизнь и трудоустройство совершеннолетних людей с инвалидностью. Она включает тематическую Онлайн-школу социального предпринимательства и грантовый конкурс. 

Уже подведены итоги среди действующих социальных предпринимателей, и 2 марта 2018 года закончился прием заявок от начинающих предпринимателей; сейчас ведется конкурсный отбор победителей. «Действуй без границ» проводится в 10 регионах России: гг. Москва и Санкт-Петербург; в Ленинградской, Ростовской, Самарской, Воронежской, Новосибирской, Тульской, Ярославской областях и в Хабаровском крае.

Главная цель Онлайн-школы – обучение слушателей созданию и развитию социального бизнеса, направленного на поддержку людей с инвалидностью. Обучение учеников полностью финансировалось компанией «Балтика». Ученики, успешно защитившие свои проекты, получили сертификат о прохождении курса дополнительного образования. Проекты слушателей участвуют в грантовом конкурсе «Действуй без границ», и 2 из них уже стали победителями среди действующих предпринимателей; каждый получил грант в размере 400 000 руб.

Во время обучения ученики детально прорабатывают свой проект от формирования идеи до начала операционной деятельности, а также готовят бизнес-план для презентации его потенциальным инвесторам.

– Разнообразие идей и творческий подход слушателей к социальным проблемам очень радует, – комментирует директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. – Все защитившиеся слушатели Онлайн-школы социального предпринимательства – большие молодцы. Надеюсь, их проекты смогут успешно стартовать в самое ближайшее время.

Фонд поддержки социальных проектов

Идею создания подобного фонда предложила 15 марта 2017 года генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева на встрече с Президентом России Владимиром Путиным. На заседании Наблюдательного совета АСИ в Петрозаводске 26 июля 2017 года, в рамках форума «Карелия: точки роста», президент одобрил идею создания Фонда.

Организаторы акселератора – Фонд поддержки социальных проектов (ФПСП), Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ)

Программа бесплатная, попасть в неё можно на конкурсной основе.

С помощью программы акселерации лучшие команды, во главе с их основателями, будут прокачивать свои предпринимательские и управленческие навыки, а также смогут претендовать на льготное финансирование реализуемых проектов.

Участники программы получают:

  • управленческие навыки;
  • сопровождение проектов;
  • общение с экспертами;
  • помощь в финансировании.

Принять участие в акселераторе можно, если предложенный проект отвечает следующим условиям:

  • Проект относится к социальной сфере, решает проблемы незащищенных слоев населения и инвалидов.
  • Компания оформлена как юридическое лицо; не менее 50% компании принадлежит резидентам РФ.
  • Проект обладает потенциалом самоокупаемости и масштабируемости.
  • Пилотная стадия реализации: имеется готовый продукт или услуга, который можно предлагать клиентам (проекты на стадии идеи не рассматриваются).

Первая акселерационная программа стартовала 7 февраля 2018 года. Всего в ФПСП поступили более 600 заявок. В 3-дневном стартовом интенсиве приняли участие 235 представителей, 115 социальных проектов из более чем 45 субъектов Российской Федерации. По итогам стартового интенсива лидеры из 16 регионов были отобраны для прохождения 2-месячной акселерационной программы. Основные сферы деятельности проектов: образование (43%) и социальное обслуживание (43%). Остальные проекты относятся к сферам здравоохранения, экологии, туризма и здорового образа жизни.

Успешный финал первой акселерационной программы показал эффективность ФПСП как участника системы поддержки социального предпринимательства.

– Акселерация помогла социальным предпринимателям выявить бизнес-составляющие своих проектов, определить эффективные модели их дальнейшей реализации. Наши эксперты положительно оценили проекты, отметив действующие бизнесы в социальной сфере, которые можно дальше масштабировать и тиражировать. Уже сейчас видно, что по итогам сегодняшнего демо-дня многие проекты нашли партнеров и инвесторов, – говорит заместитель директора направления «Социальные проекты» АСИ Наталья Кремнева

Как сообщила директор ФПСП Евгения Шохина, на финансовую помощь будут претендовать не все проекты. «По мандату, это могут быть заемные средства от 500 тысяч рублей на 3 года, либо это будет вхождение в капитал. Мы уже подписали соглашения о сотрудничестве с НАПИ (Национальным агентством прямых инвестиций), Фондом развития промышленности, частными инвесторами, которые тоже поддержат проекты финансово или в экспертном варианте. Инвестирование в эти проекты – в большей степени благотворительная миссия, корпоративная и социальная ответственность», – сказала директор фонда.

Она подчеркнула, что фонд продолжит работу с этими проектами, оказывая административную поддержку; некоторые будут приглашены на следующие акселерационные программы.

Поддержка социального предпринимательства в Санкт-Петербурге

С 2015 года в Санкт-Петербурге реализуется специальная программа «Поддержка социального предпринимательства» (утверждена Распоряжением КРППР от 15.05.2015 № 1711-р «Об утверждении специальной программы «Поддержка социального предпринимательства»).

В рамках программы в 2018 году возмещаются затраты, произведенные не ранее 01.01.2016.

Максимальный размер субсидии 1 субъекту малого и среднего предпринимательства в течение одного финансового года составляет 50% от общей суммы документально подтвержденных затрат, но не более 500 000 руб. (за вычетом налога на добавленную стоимость).

Для участия в программе необходимо:

1. Проверить соответствие основных параметров своего бизнеса условиям программы.

2. Проверить соответствие произведенных затрат условиям программы.

3. Произвести предварительный расчет баллов по программе.

4. Записаться на подачу документов.

5. Собрать необходимый пакет документов.

6. При необходимости предварительно проверить комплектность собранного пакета документов в СПб ГБУ «ЦРПП».

7. Самостоятельно проверить отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пени, штрафов и страховых взносов на 10-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления и документов на участие в конкурсном отборе на право получения субсидий.

8. Подать готовый пакет документов в установленном порядке.

9. Дождаться информации о результатах рассмотрения КРППР поданного пакета документов.

10. В случае положительного решения Комитета выполнить определенные обязательства.

Необходимо также отметить, что субсидии на создание, модернизацию рабочих мест, в том числе специальных, обеспечение доступа к рабочим местам и к объектам производственной инфраструктуры, профессиональное образование инвалидов предоставляет также Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.  

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам – за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга. Предельный размер предоставляемой субсидии на создание 1 рабочего места составляет 296 000 руб., специального рабочего места – 500 000 руб.

В 2018 году на создание (модернизацию) рабочих мест для инвалидов, обеспечение доступа к рабочим местам и к объектам производственной инфраструктуры, обучение инвалидов предусмотрены 60 млн руб.; планируются создание и модернизация (оснащение) 205 рабочих мест для инвалидов, обеспечение доступа к 78 рабочим местам инвалидов и к объектам производственной инфраструктуры, обучение 91 инвалида.

По вопросам о порядке предоставления субсидий обращаться в отдел занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по тел. (812) 417-53-15.

Социальное предпринимательство – в сфере интересов Общественного Совета

Вопросы социального предпринимательства неоднократно рассматривались Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Более того: в рамках XI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга (в декабре 2013 года), прошел «круглый стол» по теме «Поддержка и развитие социального предпринимательства, в том числе, семейного бизнеса». Организатором этого «круглого стола» выступила Комиссия женского предпринимательства Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга, модератором - Марина Седова-Бахенская: член Комиссии женского предпринимательства ОС, руководитель Департамента по молодежной политике НП «Деловая Петербурженка». В работе круглого стола приняла участие Ирина Иванова – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В рамках «круглого стола» обсуждались следующие вопросы:

  • проработка законодательной базы, определение ССП (субъект социального предпринимательства, субъект семейного предпринимательства);
  • поддержка социального предпринимательства;
  • программы федеральные, региональные и независимых фондов;
  • обучение социальных предпринимателей;
  • семейный бизнес как вид социального предпринимательства;
  • создание и укрепление традиций семейного предпринимательства.

По его итогам в Резолюцию XI Форума было включено следующее положение: «Законодательному собранию Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о разработке нормативных актов, направленных на развитие социального и семейного предпринимательства в Санкт-Петербурге».

Кроме того, в протокол заседания Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга от 05.08.2016 № 2 была включена рекомендация КИО рассмотреть возможность дополнения информации, размещаемой на официальном сайте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о Перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, информацией о наличии централизованного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения такого недвижимого имущества, о техническом состоянии объектов недвижимого имущества, отражающая фактическое состояние объекта недвижимого имущества, а также информацией о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимости на дату просмотра перечня. 

Данное требование было выполнено. В письме КИО от 16 мая 2017 года сообщалось, что на портале Комитета размещены дополнительные сведения в отношении объектов, включенных в Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, и Фонд находящихся в собственности Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда, предназначенных для предоставления в аренду исключительно для осуществления социально значимых видов деятельности. Таким образом, сегодня на портале КИО можно ознакомиться с информацией об объектах для социально значимых видов деятельности (речь идет о льготной аренде помещений).

Следует также отметить, что в 2015 году в конкурсе «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга», который проводит Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, появилась номинация «Социально-ответственный бизнес». В 2015 году победителем было признано ООО «Творческая мастерская «Русская береста» (генеральный директор – Ольга Замфир), в 2016 году - ООО «Кидбург» (генеральный директор - Максимилиан Пивоваров) и в 2017 году - театр «Плоды Просвещения» (генеральный директор – Елена Сергеева).

Подведем итоги

В заключение разговора о социальном предпринимательстве хочется отметить, что Международная экспертная группа «Благотворительность в интересах социальной справедливости и мира» (Philanthropy for Social Justice and Peace, PSJP) выпустила доклад о современном состоянии филантропии в России, который сделан на основе серии интервью с представителями различных организаций РФ. По итогам исследования эксперты пришли к выводу о том, что социальное предпринимательство становится в России все более модным.

«Социальное предпринимательство становится все более модным, особенно потому, что государство и бизнес с интересом относятся к этому виду деятельности», – пишет «Филантроп» со ссылкой на доклад.