Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-навигаторБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№3
Июнь
2016

Малый и средний бизнес на ПМЭФ

Уже не первый год на форуме «большого» бизнеса обсуждаются проблемы малого. И это понятно: малый бизнес из модного тренда превратился во вполне осязаемый объект, с которым нельзя не считаться. Как и в прошлом году, о проблемах и перспективах малого бизнеса говорилось на многочисленных «круглых столах» и панельных сессиях.

А тон разговору о роли малого бизнесе в российской экономике задал Российский форум малого и среднего предпринимательства, который прошел уже во второй раз. Свою работу он начал 15 июня 2016 года.

 

Российский форум малого и среднего предпринимательства

В преддверии открытия XX, юбилейного ПМЭФ-2016, на площадке КВЦ «Экспофорум» 15 июня 2016 года обсуждались наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним предпринимательством.

Участие в мероприятии приняли более 500 человек, среди которых были представители органов власти России, Финляндии, Латинской Америки, Республик Гаити и Суринам, Аргентины, а также топ-менеджеры крупнейших российских и зарубежных компаний.

На панельной сессии «Кооперация малого, среднего и крупного бизнеса», модератором которой выступил вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Сазонов, обсуждались вопросы предоставления малым и средним предприятиям (МСП) доступа к закупкам для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд крупнейших компаний; интеграция МСП в производственные цепочки и меры государственного протекционизма.

Дискуссию открыл исполнительный директор НКО «Ассоциация электронных торговых площадок» Илия Димитров. «Участие в госзакупках настолько сложное, – заявил он, – что многие предприниматели отказываются от этой возможности. Пакет изменений в 44-й и 223-й федеральные законы, регулирующие государственные закупки, находится на рассмотрении Госдумы уж несколько месяцев. Принятие этих поправок необходимо ускорить, поскольку они значительно упростят процедуру закупок».

Александр Браверман – генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» – привел статистику, подтверждающую активное участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Он отметил, что сегодня номенклатура доступа МСП к госзакупкам составляет примерно 98 000 позиций. Инфраструктурные монополии, корпорации и госкомпании уже разместили заказ на сумму 520 млрд рублей; к концу года ожидается, что сумма заказа достигнет 1 трлн рублей. Сегодня заключены договоры с предприятиями малого и среднего бизнеса на сумму 445 млрд рублей. Несколько тысяч субъектов МСП уже осваивают эту сумму.

По его мнению, проблема состоит в недостаточной информированности малого и среднего бизнеса, а также в чрезмерном количестве площадок для интернет-торгов, многие из которых не функционируют должным образом. Александр Браверман отметил, что Корпорация МСП работает над увеличением информированности малого и среднего бизнеса. Для этого на многочисленных ресурсах организаций инфраструктуры поддержки размещена информация о проводимых госзакупках.

В ходе дальнейшей дискуссии вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» – генеральный директор ООО «РТС-тендер» Виктор Степанов – указал на то, что в соответствующих законах нет норм и требований к электронным площадкам. Кроме того, г-н Степанов отметил низкую конкурентность рынка госзакупок. Так, 95% закупок по ФЗ-223 осуществляется у единственного поставщика.

Директор Департамента закупочной деятельности ОАО «Россети» Юрий Зафесов, в свою очередь, отметил активное участие МСП в закупках компании – 29% от их общего объема за первые пять месяцев года пришлись на субъекты малого и среднего предпринимательства. При этом «Россети», заявил г-н Зафесов, заинтересованы в увеличении числа поставщиков. Он предложил упростить процедуру небольших закупок: на суммы, не превышающие 500 000 рублей. В частности, создать единый интернет-магазин, в котором будут представлены все компании, занесенные в реестр Корпорации МСП. Эту инициативу поддержал Илия Димитров, упомянувший позитивный опыт создания подобного магазина в Южной Корее.

Статс-секретарь — вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков, говоря о низкой конкурентности рынка госзакупок, указал на невозможность увеличения количества поставщиков при закупке таких товаров, как рельсы и локомотивы, ведь в России их производят всего одна-две компании. При этом РЖД не наблюдают большой интерес к участию в закупках со стороны МСП. Для того чтобы изменить ситуацию, РЖД разместили всю необходимую информацию, номера «горячих линий» и видеоуроки на своем сайте; проводят регулярные семинары. «Однако эти меры не помогли нарастить интерес», – сообщил Анатолий Мещеряков.

– Что мешало большим корпорациям в течение 20 лет, пока у нас не было 223-го закона, выращивать хороших поставщиков? Поставщики не выросли – выросла коррупция. Корпорациям не нужно было снижать себестоимость, они закладывали издержки в тарифы. Именно эти проблемы и породили 223-й закон, — заявил статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей Цариковский. Представитель ФАС отметил, что ФЗ-223 во многом искусственен и несовершенен.

В панельной сессии «Отраслевой аспект развития МСП. Перспективные направления: внутренний туризм» приняла участие председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели.

Участники обсудили предпосылки для развития внутреннего туризма, его наиболее востребованные и перспективные направления, развитие инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг, а также меры поддержки МСП, занятых в туристическом секторе, и создание новых рабочих мест.

В ходе дискуссии было высказано предположение о том, что малый и средний бизнес может стать драйвером для развития туризма в России. В сложившейся экономической и геополитической ситуации на первый план вышел внутренний туризм. Его развитие позволит создать новые рабочие места не только в агентствах, занимающихся продажами путевок, но и в инфраструктуре российских городов и курортов, где открывается огромное поле для деятельности малых и средних предприятий. Развитие внутреннего туризма предполагает комплексную поддержку предприятий в этой сфере с учетом особенностей отрасли, заключили участники дискуссии.

Модератором панельной сессии выступил Андрей Шубин – исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

– В течение последних 20 лет внутреннего туризма в России как такового не было, подчеркнул Игорь Бухаров – президент Федерации рестораторов и отельеров. – А в советское время под словом «туризм» подразумевали поход, сплав на байдарках или отдых на Черноморском побережье, – отметил он.

Спикеры признали, что в настоящее время наметился такой тренд: многие предприниматели хотят развиваться в сфере внутреннего туризма, а региональные ассоциации приглашают их к сотрудничеству.

Спикеры считают, что в продвижении российского туристического продукта как бренда есть проблемы. Турпродукт РФ нужно продвигать; это касается и внутреннего, и внешнего туризма. Кроме того, надо повышать стандарты качества размещения в отелях, общепита и уровень компетенции в специализированных учебных заведениях.

Алексей Кожевников – генеральный директор «GoToRus» – рассказал о новом продукте: конструкторе путешествий по России. Он призван стать конкурентом зарубежным сайтам для бронирования отелей.

Андрей Сулейков – генеральный директор ООО «Аппреал» и владелец сервиса TopTripTip – рассказал о своем мобильном приложении. Программа TopTripTip – это мобильный путеводитель по городам России, который может работать в режиме офлайн. Для Москвы, Петербурга и Татарстана разработчики сделали гиды не только на русском, но и на китайском языках.

О развитии туристической отрасли в Краснодарском крае рассказал Даниэль Башмаков – руководитель Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». По его словам, самым лучшим решением для популяризации отдыха в регионе стала отмена туристического сообщения с Турцией и с Египтом. Однако еще в прошлом году оказалось, что в Краснодарском крае недостаточно мест для того, чтобы разместить всех отдыхающих.

Елена Церетели – председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга – рассказала о проблеме, которая возникла перед предпринимателями, работающими в гостиничном бизнесе, после того как Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий использование жилых помещений в качестве отелей и хостелов.

Автор законопроекта, депутат Галина Хованская, обосновала свое детище необходимостью защитить жителей многоквартирных домов, в которых размещаются те самые хостелы и мини-отели. Парламентарий якобы получила несколько десятков жалоб от граждан и на этой основе выдвинула законодательную инициативу.

Как отметила Елена Церетели, речь идет о тех хостелах, которые работают вне правовых рамок, а не о цивилизованном бизнесе. Наводить порядок в таких домах должны соответствующие структуры, а не представители малого и среднего бизнеса.

Подстраховаться и оформить перевод жилого помещения в нежилое в Санкт-Петербурге невозможно — этот процесс, по словам Елены Церетели, заморожен, поскольку соответствующие нормативные акты отсутствуют.

Она также напомнила, что после принятия законопроекта в первом чтении Общественным Советом были направлены письма в адрес Губернатора Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко, в Госдуму и Совет Федерации. В них говорилось о том, что в закон необходимо внести корректировки, иначе отрасль малых средств размещения будет уничтожена; упадут объемы въездного туризма; снизится качество услуг.

Елена Церетели также отметила, что два года назад Общественный Совет уже поднимал данный вопрос – на одном из заседаний с участием Губернатора Санкт-Петербурга. Итогом того заседания стало письмо Г. С. Полтавченко в адрес Председателя Правительства России. В нем губернатор города аргументированно объяснил, к каким последствиям может привести запрет на размещение хостелов и мини-отелей в жилых помещениях. И это касается не только Санкт-Петербурга, но и Крыма, а также Сочи и тех городов, в которых данный сегмент рынка составляет 70–80% всего номерного фонда.

В заключение своего выступления Елена Церетели отметила, что в сложившейся ситуации представителям малых отелей и хостелов не осталось ничего, кроме как выйти на митинг: 10 июня на Марсовом поле около 150 представителей малого отельного бизнеса Петербурга сказали слово в свою защиту. 

В заключение второго Российского форума малого и среднего предпринимательства состоялось пленарное заседание «Большой спрос на малый бизнес». Ключевым событием стала презентация проекта Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года, которую Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал на последнем заседании правительства. Представил Стратегию Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Максим Паршин.

Модератором пленарного заседания стал Слава Ходько – председатель правления АНО «Северо-Западное агентство развития и привлечения инвестиций»; член совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

На заседании участники, путем анонимного голосования, определяли ключевые направления развития МСП и подводили итоги форума.

По итогам голосования важнейшим направлением развития была признана доступность финансовых ресурсов. За этот пункт проголосовали большинство присутствующих. Среди остальных направлений фигурируют стимулирование спроса, создание условий для повышения производительности труда, повышение качества госрегулирования, укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин отметил, что из-за падения цен на энергоносители власть вынуждена искать другие точки роста экономики и обратить внимание на МСП. В 2015 году прошли различные мероприятия, которые позволили определить проблематику МСП. В частности, 7 апреля 2015 года состоялось заседание Государственного совета по МСП, но по его итогам, по оценке бизнесменов, выполнены лишь 4 из 21 поручения. Однако появилась первая Стратегия развития МСП, Государственная Дума готовится принять законопроекты о декриминализации ряда преступлений экономической направленности и заменяющий штрафы для МСП на предписания за первое нарушение.

Неутешительные наблюдения, исходя из итогов 2015 года, сделал Уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов. Он напомнил о таких проблемах, как кредитование, налоги и проверки. Кредитование, по его словам, перекрыто, кадастровая стоимость для расчета налога на имущество является большой проблемой и вызывает огромные счета, количество плановых проверок снизилось, но при этом выросло число внеплановых, а также объем взысканий в случае обнаружения нарушения.

Генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александр Браверман сообщил, что 15 июля 2016 года будет готова первая часть навигатора для бизнеса, который позволит оценить емкость рынка и дать адресность правовой, имущественной и гарантийной поддержки. К началу 2017 года навигатор охватит города, которые аккумулируют 60% бизнеса по численности и 80% – по объему. «Это, в сочетании с реестром МСП, станет существенной поддержкой для бизнеса», – считает г-н Браверман. Он также напомнил о поддержке льготной «Программы 6,5%», которую активно продвигают Сбербанк и ВТБ.

Максим Паршин, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции, представил Стратегию развития МСП до 2030 года. Он рассказал, что она состоит из 45 конкретных мероприятий, реализация каждого из которых может занять до двух лет. Целями Стратегии является увеличение в 2,5 раза оборота МСП, в 2 раза – роста производительности труда, наращивание доли промышленности до 28%, увеличение доли занятых до 35% по сравнению с 2014 годом. Единым центром поддержки объявлено АО «Федеральная корпорация по развитию МСП». Особое внимание уделяется массовому сектору бизнеса и высокотехнологичным производствам.

Должно произойти и расширение рынка госзаказов: не менее 25% из них, согласно Стратегии, придутся на МСП. Плюс к этому, Стратегия подразумевает развитие электронной торговли, технологическое развитие, поддержку экспорта, доступное финансирование, улучшение фискальной политики, повышение качества госрегулирования, а также территориальное регулирование и квалификацию кадров.

Форум «Деловой двадцатки». Приоритеты G20/В20: инфраструктура, занятость, развитие МСП, перспективы председательства Германии в В20

На второй панельной сессии форума «Деловой двадцатки» – «Приоритеты G20/В20: инфраструктура, занятость, развитие МСП, перспективы председательства Германии в В20» – 16 июня 2016 года участники продолжили обсуждение рекомендаций целевых групп.

Обсуждались вопросы оптимального регулирования и стимулирования инвестиций в инфраструктуру, расширения возможностей трудоустройства, эффективного распределения человеческих ресурсов, включения малого и среднего предпринимательства (МСП) в глобальные цепочки стоимости и поиск новых возможностей для развития МСП.

Модератором панельной сессии стал президент «Asia Society Policy Institute (ASPI)» – экс-премьер-министр Австралии Кевин Майкл Радд.

Рекомендации рабочей группы «Инфраструктура и инвестиции» представил директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Константин Зубанов. Всего группа подготовила пять рекомендаций, две из которых направлены на совершенствование уже действующих мер.

Так, г-н Зубанов призвал страны «Большой двадцатки» увеличить количество прибыльных проектов и ускорить их реализацию. Еще одна рекомендация целевой группы касалась правовых аспектов и финансовых инструментов, которые могут способствовать развитию инфраструктурных проектов. В нее вошли такие шаги, как развитие нормативно-правовой базы в области инвестиций, внедрение механизмов монетизации инфраструктурных активов и инвестирование полученных средств.

В числе новых рекомендаций Константин Зубанов перечислил усиление роли международных банков и институтов развития, поддержку внедрения методов современного управления активами и повышение связанности инфраструктуры. «По нашим оценкам, данные меры могут увеличить объем мировой экономики более чем на 2 триллиона долларов», – заключил директор РФПИ.

О новом экономическом шелковом пути высказался первый заместитель Министра транспорта РФ Евгений Дитрих. «Мы представили нашим китайским партнерам ряд проектов, которые реализуем в этом направлении. Это восточный полигон Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, который ускорит движение грузов, международный транспортный маршрут Европа — Западный Китай, позволяющий перевозить грузы большими автомобилями, и проекты, связанные с развитием портов Дальнего Востока», – сообщил г-н Дитрих.

Исполнительный директор, вице-председатель и главный исполнительный директор «Fosun International Limited» Синьцзюнь Лян, как сопредседатель целевой группы «B20» по занятости, рассказал о рекомендациях своего подразделения. Они состоят в реализации программы, реформ, стимулирующих предпринимательство и инновации, подразумевают снятие структурных барьеров и поддержку механизмов по расширению занятости.

Позицию РСПП по вопросу занятости озвучил президент Российско-Американского совета делового сотрудничества Давид Якобашвили. «В целях создания современных рабочих мест необходимо принятие как точечных мер по инвестициям в инновационные проекты, так и системных мер по созданию соответствующего бизнес-климата и снятию барьеров для бизнеса. В России эти меры необходимо дополнить повышением гибкости рынка труда и либерализацией трудового законодательства», – прокомментировал г-н Якобашвили доклад китайского коллеги.

Исполнительный председатель «Alibaba Group» Джек Юн Ма представил рекомендации группы по МСП. Согласно им, в первую очередь нужно поддержать идею электронной мировой торговой платформы, во вторую – учредить программы обучения для субъектов малого и среднего бизнеса в сотрудничестве с международными организациями и, наконец, снизить издержки на соблюдение требований законодательства для МСП.

О перспективах председательства Германии в «В20» говорил председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп. Он назвал основные задачи, которые Германия ставит перед «Большой двадцаткой»:

– На первом месте стоят торговля и инвестиции, на втором – энергетика и климат; далее идут финансирование роста, диджитализация, рабочие места и образование. В соответствии с этими задачами, а также отдельно по развитию малого бизнеса и для борьбы с коррупцией формируются рабочие группы, — заявил г-н Шепп.

Итоги форума подвел модератор Кевин Майкл Радд. Бывший премьер-министр Австралии призвал реализовать на практике предложенные меры по улучшению инфраструктуры, разработать инновационные финансовые продукты, обеспечить равенство женщин и мужчин в занятости по всему миру, повысить занятость молодежи, а также создать всемирную электронную платформу и электронный торговый путь.

Панельная сессия «Новое качество экосреды для малых и средних компаний»

На Петербургском Международном экономическом форуме (ПМЭФ-2016) 16 июня 2016 года прошла панельная сессия по теме «Новое качество экосреды для малых и средних компаний».

В ходе мероприятия обсуждались вопросы расширения российского предпринимательского класса, открытия рыночных ниш для малых и средних компаний, технологической и управленческой готовности таких компаний к взаимодействию с крупным бизнесом, а также вопросы развития мер поддержки предпринимателей и стимулирования предпринимательского потенциала населения.

Модератором мероприятия выступил Дмитрий Щугорев – ведущий телеканала «Россия 24».

В работе панельной сессии приняли участие:

  • Игорь Шувалов – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
  • Александр Браверман генеральный директор – председатель правления АО «Корпорация «МСП»;
  • Шломо Вебер – и. о. ректора, первый проректор, научный руководитель Лаборатории исследования социальных отношений и многообразия общества Российской экономической школы; профессор Южно-Методистского университета;
  • Ольга Каненкова – директор по закупкам «SchneiderElectric»;
  • Кристиан Кауфманн – старшее должностное лицо по финансовой деятельности в России, Украине и Беларуси «Unilever»;
  • Лоран Пробст – партнер, руководитель международной сети экспертов в области науки и инноваций «PwC Люксембург»;
  • Джон Скотт – заместитель председателя «KPMG International»; председатель «KPMG EMA»;
  • Дмитрий Тулин – первый заместитель председателя Центрального Банка Российской Федерации;
  • Доминик Фаш – руководитель Фонда «Софиа Антиполис»;
  • Олег Фомичёв – Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
  • Михаэль Хармс – управляющий директор Восточного комитета германской экономики;
  • Анатолий Чабунин – вице-президент ОАО «Российские железные дороги»;
  • Андрей Шаров – вице-президент, начальник Управления развития малого бизнеса Сбербанка России.

Открыл мероприятие Олег Фомичёв. Он напомнил, что совсем недавно была утверждена Стратегия поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года. По его словам, это первый документ за последние 10 лет, в котором государство комплексно сформулировало то, что собирается предпринять в отношении малого и среднего бизнеса. – Дело не только в мерах финансовой поддержки, которая у нас есть, – отметил он. – Ключевой элемент Стратегии – это Корпорация по развитию МСП как средоточие мер господдержки, причем не только финансовых, но и административных, организационных.

Ключевой блок, по которому Минэкономразвития будет очень активно работать, – это все, что связано с регуляторной средой, – отметил замминистра. – К сожалению, в этой области у нас не все в порядке в отношении всего бизнеса, но малый страдает больше всего.

Представитель Минэкономразвития подчеркнул, что лозунг Стратегии сформулирован так: «Малый бизнес – прежде всего».

– Наша задача – сделать так, чтобы принимаемые правительством решения анализировались с точки зрения воздействия на МСП, – заявил г-н Фомичёв. – Для этого мы сейчас будем корректировать оценку регулирующего воздействия: инструмент, который в настоящее время используется, в основном, средним и крупным бизнесом. Теперь мы хотим, чтобы в рамках ОРВ проверяли в первую очередь то, как предлагаемые инициативы могут повлиять на малых и средних предпринимателей.

По словам Олега Фомичёва, в Стратегии поставлены амбициозные цели по доли в ВВП, занятости и т. д. Чтобы их обеспечить, малый бизнес должен работать не в своих малых сегментах – ему необходимо выходить, как минимум, на уровень региона и страны, а как максимум – на глобальные рынки: особенно, если речь идет о малом инновационном бизнесе.

– Принятый документ – это шаг к тому, чтобы все, что мы до сих пор делали, стало работать более эффективно, комплексно, и чтобы принимаемые меры не противоречили друг другу и содействовали развитию МСП, – завершил он свое выступление.

В стратегии развития МСП до 2030 года заложены четыре целевых ориентира, достижение которых позволит говорить о выходе на новый качественный уровень развития малого и среднего предпринимательства.

В частности, это:

1)       увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 году (с 41,8 трлн руб. в 2014 году до 104,7 трлн руб. в 2030 году);

2)       увеличение в 2 раза оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 году (с 2,3 млн руб. в 2014 году до 4,6 млн руб. в 2030 году);

3)       увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего предпринимательства с 11,8 до 20% (с 4,9 трлн руб. в 2014 году до 20,9 трлн руб. в 2030 году);

4)       увеличение доли занятых в общей численности занятого населения с 25 до 35% (с 18 млн чел. в 2014 году до 25 млн чел. в 2030 году).

Продолжил мероприятие Александр Браверман. Он отметил, что государство понимает важность поддержки малого и среднего бизнеса. Свидетельством тому – проведение Российского форума малого и среднего предпринимательства (15 июня 2016 года), а также Форума «Деловой двадцатки», который состоялся утром того же дня и на котором отмечалось, что малые и средние предприятия являются важными источниками производительности, а также инновационных подходов в условиях слабого экономического роста. Кроме того, г-н Браверман подчеркнул, что для развития малого и среднего бизнеса важны три составляющие: доступ к госзакупкам, доступ к финансированию и образование.  

– Суть предпринимательства – это когда ты можешь найти свое место на рынке, продать услугу или товар, получить заработок, а дальше – жить достойно, создавая это благо, и передать еще это благо как достойное дело будущему поколению. Это возможно, если все участники общества будут к этому стремиться, – отметил Игорь Шувалов, выступая на панельной сессии «Новое качество экосреды для малых и средних компаний».

А в качестве итога можно привести слова Лорана Пробста: «Малое и среднее предпринимательство состоит из самых разных людей. За каждой малой или средней компанией стоит конкретная личность; не система, не юридическое лицо — а личность».

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума…

состоялось 17 июня 2016 года. Модератором мероприятия «На пороге новой экономической реальности» выступил ведущий CNN Фарид Закария. В заседании приняли участие Президент РФ Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Председатель Совета министров Италии Маттео Ренци.

Владимир Путин, открывая пленарное заседание, отметил, что Петербургский форум традиционно служит площадкой для обсуждения стратегических вопросов и проблем. Такой разговор тем более важен сегодня – когда мир переживает серьезную трансформацию; когда глубокие изменения затрагивают практически все сферы жизни.

– Важнейший фактор, который предопределяет общую конкурентоспособность экономики, динамику рынков, ускорение роста ВВП, повышение заработной платы, – это производительность труда. Нам необходим рост производительности труда на крупных и средних предприятиях: в промышленности, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве не менее чем пять процентов в год. Кажется, что это очень трудная или даже невыполнимая задача – если посмотреть, что у нас происходит с этим сегодня.

Вместе с тем, примеры многих предприятий, да и целых отраслей производства – таких, как авиапром, химпром, фарминдустрия, сельское хозяйство, – показывают, что эта задача – абсолютно реализуемая, реальная. Будем так настраивать законодательство, налоговые регуляторы, технические стандарты, чтобы компании были заинтересованы повышать производительность труда, внедрять трудо- и энергосберегающие технологии.

При этом предприятия, которые готовы и хотят решать такие задачи, должны получить широкий доступ к финансовым ресурсам, в том числе через механизмы институтов развития: такие, как Внешэкономбанк и Фонд развития промышленности.

 

С ростом производительности неэффективная занятость будет неизбежно сокращаться, а это значит, что нам нужно существенно повысить гибкость рынка труда, предложить людям новые возможности. Мы сможем решить эту задачу, в первую очередь создавая новые рабочие места в малом и среднем бизнесе. Численность работников (это очень важно – то, что я сейчас скажу), занятых в малом и среднем бизнесе, с сегодняшних 18 миллионов человек должна возрасти, как минимум, на 1,4 миллиона человек к 2020 году и более чем на 3 миллиона – к 2025-му.

Будет непросто наращивать поддержку малого и среднего бизнеса, а последовательно формировать целые ниши для его работы, наверное, – еще труднее. Но это нужно, придется сделать.

В этом направлении сделан уже важный шаг, есть первые результаты. Так, резко возрос объем заказов для малого и среднего бизнеса со стороны крупных компаний с госучастием. По итогам года – и это, считаю, безусловно, успех правительства – крупные компании разместят заказы для малого и среднего бизнеса на 1 триллион рублей. По сравнению с прошлым годом рост – почти в девять раз.

Еще одна ниша для малого и среднего бизнеса – это высокотехнологичная сфера, создание условий для тех небольших компаний, которые реализуют стартапы, выходят на рынок с прорывной продукцией. И, наконец, емкая ниша – это сервис, развитие сферы бытовых услуг, а по сути – создание комфортной, благоприятной среды для жизни людей в городах и поселках России.

Уже в июле Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса запускает бесплатный электронный сервис – бизнес-навигатор, в котором будет содержаться информация о том, где, в каком регионе есть перспективные площадки для открытия своего дела; какая продукция и услуги востребованы; какую финансовую, имущественную поддержку может получить предприниматель. Правительство уже начало целенаправленную работу по содействию экспорту: например, создан Российский экспортный центр. Необходимо двигаться дальше, отталкиваясь от достигнутых результатов, формировать систему поддержки экспортно-ориентированных компаний. Она должна охватывать весь цикл: от проведения НИОКР и экспортного финансирования до помощи в сертификации, маркетинге, организации сервисного обслуживания и закрепления компаний на внешних рынках.

Добавлю, что наша программа импортозамещения также нацелена на создание продукции, конкурентной на мировом рынке, и в этом смысле хотел бы тоже подчеркнуть: импортозамещение – это важный этап для наращивания несырьевого экспорта, для встраивания наших компаний в глобальные производственные и технологические альянсы. И не на вторых ролях, а в качестве сильных, эффективных партнеров.

Уважаемые друзья! Мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового климата. Знаю, что на площадках форума об этом много говорилось вчера и сегодня. Будем решать системные проблемы, которых еще достаточно. Речь идет о том, чтобы повысить прозрачность, выравнивать отношения государственных структур и бизнеса. Эти отношения должны строиться на понимании и взаимной ответственности, строгом выполнении и следовании законам, на уважении к интересам государства и общества, безусловной ценности института частной собственности...

Источник: ПМЭФ.