Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№3
июль
2017

Проблемы и перспективы развития частного дошкольного образования

Доля негосударственного сектора в российском дошкольном образовании весьма незначительна. Тем не менее, частные детские сады – прежде всего, с хорошей репутацией – прочно занимают свою нишу в общей образовательной системе.

Обратимся к цифрам. По состоянию на 1 апреля 2017 года, уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 98,73%. В 74 субъектах федерации уровень доступности дошкольного образования для детей в этом же возрасте составляет более 99%, в 4 субъектах – от 95 до 99% (республики Бурятия и Татарстан, Новосибирская и Самарская области).

В 7 субъектах федерации уровень доступности дошкольного образования для указанной возрастной категории составляет менее 95% (Республика Дагестан (82,88%), Республика Ингушетия (56,07%), Республика Крым (76,17%), Республика Северная Осетия – Алания (93,33%), Республика Тыва (86,92%), Забайкальский край (90,4%) и город Севастополь (94,86%).

Причинами такого уровня доступности для указанных регионов являются низкие стартовые значения показателей доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет до начала реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (Республика Дагестан – 59,65%, Республика Ингушетия – 20,95, Республика Тыва – 64,32, город Севастополь – 75,68%), нехватка региональных средств на создание новых мест, а также существенное увеличение численности детей.

В целом, в 2013–2016 годах созданы более 1 233 000 мест в дошкольных образовательных организациях.

По данным субъектов федерации, средняя наполняемость групп в дошкольных образовательных организациях составляет 25,3 чел. Этот показатель зависит от возраста и направленности групп.

Функционируют 2 032 семейные дошкольные группы как структурные подразделения муниципальных и (или) государственных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, с охватом 8 066 детей и 297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр и уход (без реализации образовательной программы) с охватом 890 детей.

Что касается частных дошкольных образовательных организаций, то, по информации Минобрнауки России, в 2016 году функционировали 1 438 дошкольных учреждений, в которых насчитывалось более 112 000 детей.

Перспективы развития частных детских садов (федеральный аспект)

Еще 10 лет назад частные дошкольные учреждения, по сути, были под запретом – если не формальным, то фактическим… Сейчас эта система модернизирована, прежде всего, благодаря развитию конкуренции в сфере дошкольного образования, а также активному внедрению вариативных форм воспитания и обучения дошкольников.

Одной из важных инициатив, способствующих развитию частных детских садов, стал указ Президента России Владимира Путина от 4 ноября 2014 года о внесении в перечень направлений для оценки работы глав регионов по созданию бизнес-климата 10-го показателя – «Содействие развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации». Стандарт разработан Агентством стратегических инициатив. Один из целевых показателей документа – доведение к 2016 году доли негосударственных дошкольных образовательных организаций в субъекте РФ до уровня 3% и выше.

Эксперты утверждают, что, помимо повышения качества услуг, развитие частных детских садов дешевле. По оценке Экспертного совета при Правительстве и Минобрнауки России, субсидирование одного места в размере 80 000 руб. повлечет 8 млрд расходов на создание 100 000 мест. Затраты на строительство федерального и регионального бюджета оцениваются в 75,5 млрд руб., а содержание – в 8 млрд руб. в год.

Именно поэтому 2 основных предложения Экспертного совета – 1) законодательное закрепление субсидий на услуги по присмотру и по уходу (сейчас они есть только на образовательные услуги) в частных детских садах и 2) разрешение коммерческим организациям осуществлять образовательную деятельность как основную. Перспективным направлением, по мнению тех же экспертов, может стать Сертификат малыша (по аналогии с Родовым сертификатом), предназначенный для оплаты услуг дошкольного образования и присмотра-ухода в любой организации или у предпринимателя – по выбору родителей.

– Мы исходим из того, что этот сертификат будет работоспособен, если он сможет полностью покрывать затраты на содержание, присмотр и уход, а также на образовательную услугу. Соответственно, в зависимости от региона, это будет иметь различные параметры, без изменения размера родительской платы. Это является обязательным условием: сохранение уровня родительской платы, установленного на сегодняшний день регионами, – сказал Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Такая система позволит повысить качество услуг: родители будут сами выбирать, какими учебными заведениями воспользоваться, – пояснил министр.

Среди других мер, нацеленных на развитие частных детских садов, Экспертный совет предлагает:

– предоставить коммерческим организациям право реализовывать образовательные программы в качестве основного вида деятельности;

– учитывать стаж работников частных детских садов;

– установить налоговые льготы организациям, оказывающим образовательную функцию;

– внести изменения в СанПиН, дающие возможность использования встроенных помещений в общественных и в административных зданиях, и так далее.

Перспективы развития частных детских садов (региональный аспект)

В Санкт-Петербурге, как и в целом по России, появляется всё больше негосударственных дошкольных учреждений – частных детских садов. Об их проблемах и перспективах развития рассказывает Наталья Потёмкина – авторитетный эксперт, генеральный директор Образовательного учреждения педагогических новаций и технологий «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРЕСТО», руководитель рабочей группы по детским садам при Общественном Совете по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

– Наталья Егоровна, можно ли сказать, сколько сегодня работает в городе частных детских садов?

–На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ.

Все частные образовательные учреждения (ЧОУ) можно условно разделить на 3 группы:

  1. Частные детские сады, имеющие лицензию на основное дошкольное образование.
  2. ЧОУ дополнительного образования, имеющие лицензии на дополнительное образование детей.
  3. ЧОУ, которые работают без лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Первая группа образовательных учреждений имеет право осуществлять основное дошкольное образование. Это полноценные детские сады полного дня с реализацией образовательной программы, организацией питания, сна и прогулок на своих площадках.

Как правило, это:

– бывшие ведомственные детские сады (например – РЖД), перешедшие в статус ЧОУ;

– ЧОУ, которые арендуют государственную/муниципальную недвижимость с коэффициентом социальной значимости (как правило, этаж или «крыло» в школе, реже – в детском саду);

– ЧОУ, которые имеют помещение в собственности (самый редкий случай: 2–3 заведения на весь город);

– ЧОУ, которые арендуют коммерческую недвижимость. Таких заведений – единицы, поскольку данные площади, во-первых, требуют существенной перепланировки для приведения в соответствие с требованиями, выдвигаемыми к организации детского сада; во-вторых, цена квадратного метра непомерно велика, что сказывается на стоимости предоставляемых услуг (такой детский сад обходится родителям от 55 000 рублей в месяц).

Из-за высокой цены за квадратный метр предприниматели стремятся арендовать помещения от 150 до 500 квадратных метров, размещая в них по 4–5 и более групп. В таких помещениях создать условия, полностью соответствующие требованиям, выдвигаемым к организации детского сада, невозможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать СанПиН 2.4.1.3049-13 и изучить требования к организации питания (пищеблока), медицинского кабинета, игровых, спален, раздевалок, подсобных помещений и прогулочных площадок. На такие помещения невозможно приобрести заключения Роспотребнадзора и Пожнадзора для получения в дальнейшем лицензии на основное дошкольное образование.

Предприниматели, арендующие такие площади, составляют вторую группу ЧОУ. Это, как правило, детские центры развития с лицензией на дополнительное образование, которые организуют кружки, студии и группы кратковременного пребывания (без организации питания и сна) с предоставлением дополнительных образовательных услуг.

Третью группу ЧОУ я бы разделила на 2 подгруппы:

  1. ЧОУ, которые намеренно игнорируют процедуру лицензирования.

К данной подгруппе относятся ЧОУ, руководство которых не разбирается в специфике образовательного процесса (или полагает, что это совершенно не нужно) и, как следствие, не считают необходимым получение лицензии.

Как правило, в такие организации принимаются работники без наличия медицинского обследования, и не все из них имеют профильное специальное образование. 

Данные учреждения чаще всего называют себя клубами, но фактически предоставляют образовательные услуги. Нередко встречаются организации, которые под вывеской клуба работают как детские сады, для чего используют приспособленные коммерческие площади, чаще – квартиры.

2.      ЧОУ, которые понимают целесообразность процедуры лицензирования, стремятся её получить, но не имеют возможности.

К данной подгруппе относятся ЧОУ, которые принимают на работу сотрудников в соответствии требованиями СанПиН и Профстандарта, но не могут получить лицензию из-за ряда причин.

Наиболее типичные из них:

  1. Отсутствие образовательной программы, соответствующей ФГОС ДО и опыта по их разработке.
  2. Отсутствие помещений, которые соответствуют требованиям Роспотребнадзора и Пожнадзора.
  3. Недостаточность финансовых средств для приведения имеющихся помещений в состояние, соответствующее требованиям Роспотребнадзора и Пожнадзора.

Если опираться на сведения Комитета по образованию Санкт-Петербурга, то, по состоянию на 17 июля 2017 года, учреждений, составляющих первую группу, в городе насчитывается 38 шт., вторую группу – 24 шт. Для Санкт-Петербурга такое количество лицензированных учреждений ничтожно мало.

На самом деле так называемых детских садов в десятки раз больше, и они составляют третью группу. Около 3 лет назад представители Комитета по образованию обсуждали на рабочем совещании с руководителями ЧОУ идею составления реестра всех подобных организаций, но фактически это осуществить не представляется возможным, поскольку среди них есть совсем нелегальные, которые даже не представлены в сети Интернет.

Если же проанализировать наиболее популярные каталоги ЧОУ в сети Интернет, то, по ОЧЕНЬ приблизительным данным, в Санкт-Петербурге работают около 400 детских садов, а именно (по районам): Адмиралтейский – 6; Василеостровский – 17; Выборгский – 43; Калининский – 30; Кировский – 32; Колпинский – 4; Красногвардейский – 22; Красносельский – 30; Курортный – 6; Московский – 28; Невский – 32; Петроградский – 17; Приморский – 73; Пушкинский – 10; Фрунзенский – 15; Центральный –13.

– Перечислите главные проблемы организации и функционирования частных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)… Что можно сделать для их решения на федеральном и региональном уровнях? Сможет ли помочь частным детским садам государственно-частное партнерство (ГЧП)?

– Ответы на эти вопросы содержатся в моей презентации, которую я представляла на «круглом столе» по теме «Проблемы и перспективы развития частного дошкольного образования. Государственные механизмы поддержки», прошедшем в рамках XIV Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга в декабре 2016 года.

В поддержку ГЧП добавлю, что оно в любом случае выгодно и государству, и ЧОУ, и родителям, потому что:

– увеличивается количество ДОУ, недвижимость остается в собственности государства, обеспечивается 100%-ная гарантия, что данные площади не будут переориентированы в другую сферу и станут использоваться по назначению. Наличие конкурсной процедуры дает возможность выбрать из общего числа ЧОУ наиболее достойных операторов образовательных услуг. ЧОУ берет на себя расходы по содержанию помещения и функционированию учреждения, что снижает финансовую нагрузку для города;

– ЧОУ получает помещения, пригодные для открытия детского сада в долгосрочную аренду по низкой арендной ставке либо безвозмездно, но с обременением (например, обязательная квота для детей из общегородской очереди на безвозмездной основе);

– родители и дети обеспечиваются правом выбора качественного частного дошкольного образовательного учреждения за приемлемую цену с безопасной и комфортной средой, вариативным и с альтернативным образованием.

– Наталья Егоровна, с недавних пор Вы являетесь руководителем рабочей группы по детским садам, которая создана при Общественном Совете по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Какие вопросы Вы планируете решать с помощью ОС?

– Это действительно так! С помощью Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга мы планируем решить следующие вопросы:

  1. Разработать региональную программу по строительству, а также выкупу у строительных компаний уже имеющихся помещений, пригодных для размещения ДОУ, в государственную собственность для дальнейшей передачи их ЧОУ, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
  2. Создать базу данных помещений, пригодных для организации частных детских садов.
  3. Разработать формы мотивации владельцев помещений, состоящих в базе данных помещений, пригодных для работы частного детского сада, с целью снижения арендной платы для предпринимателей, планирующих организацию подобного заведения.
  4. Выявить причины, тормозящие применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере частного дошкольного образования. Отработать «узкие» места, для чего привлечь в рабочую группу специалистов ведомств, от которых зависит устранение выявленных причин. Запустить несколько пилотных проектов для апробации и дальнейшего тиражирования.
  5. Инициировать признание некоммерческих частных образовательных организаций субъектами малого и среднего предпринимательства.
  6. Разработать мероприятия по налоговой и по имущественной поддержке негосударственных дошкольных образовательных учреждений.
  7. Обеспечить информационную и консультационную поддержку предпринимателей, желающих открыть детское дошкольное образовательное учреждение, для чего аккумулировать всю необходимую информацию, в том числе о существующих программах субсидирования и кредитования.