Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№4
июнь
2018

Легкая промышленность в России: вчера, сегодня, завтра

В любой стране легкая промышленность – это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, а также сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Ведущие мировые страны, учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и в повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. 

Что касается России, то еще несколько лет назад рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходил, в основном, за счет импорта. Но в настоящее время ситуация изменилась, и легкая промышленность Российской Федерации вошла в число приоритетных отраслей экономики страны. 

Прошедший, 2017 год для легкой промышленности России оказался довольно удачным: негативные тенденции, которые наблюдались в индустрии в течение последних нескольких лет, удалось преодолеть. Так, текстильное производство увеличилось на 7,6%, кожевенно-обувное – на 3,7%, швейный сектор – на 2,3%.

Такой результат стал возможен во многом благодаря 2 основным инструментам, которые позволяют сегодня проводить модернизацию действующих производств и открывать новые: это 1) субсидирование прямых затрат на лизинг и 2) финансирование от Фонда развития промышленности. В рамках субсидий по лизингу, в 2017 году реализованы 9 проектов на общую сумму почти 2,5 млрд руб., а по Фонду развития промышленности запущены 13 проектов почти на 7 млрд руб.

Легкая промышленность в современном мире

Современная легкая промышленность представляет собой глобальную индустрию, формирующую значительную долю государственного бюджета и придающую импульс экономическому развитию во многих странах мира. Серьезные преобразования отрасли, произошедшие за последние 2 десятилетия, включают изменения подходов к управлению, смещение глобальных производственных центров и структурные изменения рынков сбыта.

За последние 20 лет в мире отмечается перенос глобальных производственных центров легкой промышленности из Европы и США в страны, которые позднее встали на путь индустриального развития. В настоящее время 70% мирового экспорта одежды и текстиля приходятся на страны Юго-Восточной Азии, Турции, а также Латинской Америки. Необходимо отметить беспрецедентное усиление роли Китая, обеспечивающего более 30% всего мирового экспорта. США, Германия, Франция и Япония, ранее считавшиеся производственными лидерами, в настоящее время выступают главными импортерами изделий легкой индустрии. Уровень потребления в этих странах превышает 50% от мирового потребления одежды и текстиля.

Причиной данной тенденции стали, в первую очередь, либерализация мировых торговых отношений, отмена импортных квот в ряде стран и управление торговлей в рамках процедур ВТО, что, в конечном итоге, привело к шоковой реструктуризации рынков. Даже отдельные сохранившиеся таможенно-тарифные меры не смогли сдерживать экспансию развивающихся стран.

Необходимо отметить, что легкая промышленность традиционно известна как трудоемкая отрасль. Тем не менее, в последние годы тенденция такова, что она становится всё более наукоемкой. В этой связи укрепление конкурентной позиции в данной отрасли требует инвестирования научных разработок и внедрения их в производственный процесс. Вместе с тем, легкая промышленность технологически тесно взаимосвязана с агропромышленным комплексом и химической промышленностью. Именно поэтому развитие производства текстиля и одежды напрямую связано с развитием этих отраслей.

Современные научные разработки направлены на внедрение информационных технологий в производственный процесс, инновационных способов крашения и заключительной обработки тканей, использование цифровых методов подборки цвета, на автоматизацию процесса проектирования изделий, использование «искусственного интеллекта» в производстве. Повышение наукоемкости легкой промышленности является необходимой мерой для противостояния мощному конкурентному давлению со стороны азиатских производителей.

Процесс интернационализации производства в легкой промышленности зародился еще в 1970-е годы и, на сегодняшний день, приобрел массовый характер. В его основе лежит перенесение производственных мощностей (или отдельных стадий производства) в страны с недорогой рабочей силой. На первоначальном этапе к такому методу прибегли страны Западной Европы – в частности, Германия, Италия, Франция, – перенося свои производства сначала в страны Восточной Европы (Венгрию, Чехию), а позднее – в Азию (Китай, Индию, Вьетнам).

Сегодня крупные производители одежды и текстиля, в целях повышения эффективности, размещают свои производственные заказы также в Узбекистане, Литве, Белоруссии, а также в странах Латинской Америки. Интернационализация производства в легкой промышленности, кроме того, осуществляется посредством реализации совместных проектов, обмена опытом и информацией, объединения усилий и ресурсов.

Новая, достаточно успешная тенденция, которая наметилась европейскими производителями одежды, состоит в консолидации представителей промышленного производства и моды. Суть такого альянса состоит в том, что дизайнерские коллекции после представления на подиумах и продажи отдельным покупателям направляются на швейные предприятия, которые адаптируют данные модели к массовому потребителю и осуществляют пошив крупных партий изделий.  

Подобное сотрудничество является выгодным для обеих сторон. Дизайнеры имеют возможность производить свои модели с наименьшими затратами, приобретая при этом известность и узнаваемость. Промышленные предприятия при этом получают заказы от профессионалов, прекрасно разбирающихся в модных трендах, быстро реагируют на модные изменения и расширяют производство. Выгоду от подобного сотрудничества получают и потребители, имея возможность покупать дизайнерскую одежду по доступным ценам. Таким образом, реализация альянса моды и промышленного производства является весьма перспективным направлением развития легкой промышленности.

Эксперты, в дополнение к вышесказанному, отмечают, что большую значимость в швейном и текстильном производствах за последнее десятилетие приобрела кластерная политика. Кластеры способствуют созданию эффективных межотраслевых связей, передаче знаний, инновационной деятельности, научным исследованиям, а также развитию смежных отраслей экономики.

Если же говорить о мировом опыте, то необходимо отметить механизмы государственной поддержки развития легкой промышленности в тех странах, чья одежда и текстиль сегодня занимают большую часть рынка.

Например, государственная программа Китая направлена на обновление устаревших производственных мощностей, увеличение энергоэффективности и производительности, развитие технологических инноваций и бренд-менеджмента в отрасли, стимулировании переноса производственных мощностей на северо-восток страны. 

Основными инструментами являются субсидии и налоговые льготы. Кроме того, в КНР существуют отдельные региональные политики развития экономики. Для каждой провинции вырабатываются своя политика развития, а также планы поддержки отраслей и промышленных кластеров в рамках принятых общегосударственных мер.

В 2003 году Поднебесная разработала стратегию возрождения старых промышленных баз северо-востока и северо-запада страны, призванную ускорить социально-экономическое развитие регионов и перемещения туда производственных мощностей. Например, в Синьцзян-Уйгурской провинции создан фонд модернизации и развития текстильной промышленности. Кроме того, в провинции действует освобождение от уплаты налогов – локального подоходного налога на 5 лет, налога на собственность и землю на 5 лет для крупных компаний, а кроме того, – налога на прибыль убыточных компаний на 2 года после первого прибыльного года.

После поддержки модернизации производства Китай сфокусировался на развитии инноваций в текстильной промышленности.

Основные задачи индийской программы развития отрасли – модернизация массового производства и уменьшение ручного труда (повышение производительности), увеличение доли квалифицированной рабочей силы и новых рабочих мест, достижение высоких показателей качества и дизайна, развитие кластеров технического текстиля.

Индия в 2011 году разработала Стратегию развития текстильной отрасли, включая 20 подпрограмм по сегментам. Ключевые задачи стратегии – создание высокотехнологической и конкурентоспособной на международном рынке отрасли, большого количества рабочих мест в ней и доступность квалифицированных кадров, увеличение доли Индии на международном рынке текстиля, достижение высоких показателей качества и дизайна в традиционных для этой страны сегментах текстиля с сохранением культурного наследия, достижение максимальной добавленной стоимости во всех сегментах текстильной отрасли, увеличение вклада текстильной отрасли в ВВП страны, занятности и валютных поступлений.     

В Индии примерно 75% бюджетных средств уходит на субсидирование процентных ставок для проектов модернизации. Кроме того, там развита система выдачи грантов на проекты развития инфраструктуры: кластеров, бизнес-инкубаторов и экологии. В среднем, государство финансирует около 50% проекта.

Отдельное внимание в госпрограмме Индии уделено техническому текстилю с акцентом на НИОКР и продвижение продукции. Создание необходимой инфраструктуры в рамках развития существующих и создания новых центров передового опыта финансируется за счет грантов. В рамках поддержки локального производства и экспорта осуществляется поддержка консультационная и организационная, продвижения продукции, субсидирование участия компаний в международных выставках, а также государственные заказы на разработку новых продуктов с целью импортозамещения.

Среди целей стратегии Турции – поддержка малого и среднего бизнеса, развитие институтов дизайна и местных брендов, а также торговой марки «Сделано в Турции» на европейском рынке.

Среди инструментов, предусмотренных турецкой программой поддержки: субсидирование процентных ставок по кредитам, субсидирование операционных затрат, предоставление налоговых льгот (в том числе освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин, снижение ставки налога на прибыль), а также финансирование получения профильного образования. 

Легкая промышленность и государственная политика Российской Федерации

Долгое время проблемы легкой промышленности в нашей стране не являлись приоритетными; отрасль развивалась стихийно и бесперспективно. Правительство Российской Федерации, понимая, что без систематического подхода легкую промышленность поднять и сделать конкурентоспособной невозможно, в июле 2008-го приняло Стратегию развития легкой промышленности России на период до 2020 года, а также План мероприятий по ее реализации.

Стратегия была призвана стать основным инструментом в решении проблем отрасли и увязать задачу ее экономического роста с обеспечением потребностей в качественных и доступных потребительских товарах, а также в продукции технического и стратегического назначений. Но, как показало время, существенного влияния на развитие отрасли данный документ не оказал…

Первый серьезный разговор о проблемах легкой промышленности состоялся в марте 2013 года в Вологде. Тогда, на совещании с участием Президента России Владимира Путина, были озвучены главные трудности отрасли и намечены пути их решения.

С тех пор и в отрасли в частности, и в экономике в целом произошли немалые изменения. И та и другая сталкивались с известными трудностями объективного характера. Вместе с тем, у российских производителей появились новые возможности: такие, как импортозамещение.                                                                      

В развитие отечественного легпрома за последние 4 года были вложены примерно 80 млрд руб. частных инвестиций. Это обеспечило устойчивость предприятий и позволило возродить рост производства практически во всех сегментах. В сжатые сроки были модернизированы более 40 действующих предприятий, открыты около 17 новых производств.

Лидеры отрасли занимают новые рыночные ниши, запуская производство продукции, которая востребована смежными отраслями. В частности, налажен выпуск высокотехнологичных тканей и нетканых материалов для строительства домов и автодорог, для нужд сельского хозяйства, медицинской и мебельной промышленности.

Обо всем этом говорилось 24 августа 2017 года в Рязани: на совещании о мерах по развитию легкой промышленности в Российской Федерации. Обсуждались, в частности, перспективы развития отрасли и пути борьбы с производством контрафактной продукции.

Владимир Путин, открывая совещание, отметил, что политика, направленная на импортозамещение, в сегменте легкой промышленности открывает новые возможности для производителей.

По словам Президента России, для развития отрасли необходимо поддерживать рост деловой активности в отечественной легкой промышленности, а кроме того, стимулировать появление новых успешных производств. Для эффективного же роста нужно усиливать меры по борьбе с контрафактом и контрабандой, подрывающими конкуренцию на внутреннем рынке, поскольку эти явления обесценивают меры государственной поддержки:

– Именно в зачистке рынка от сомнительной продукции заключен, на мой взгляд, важнейший ресурс для развития легкой промышленности, – заявил глава государства.

Одной из задач для улучшения динамики по отрасли он назвал необходимость увеличения поставок сырья на отечественные предприятия, а также решение проблемы дефицита натуральных волокон и материалов. Президент предложил проработать решения, которые позволили бы стимулировать собственное производство сырья и закрыть текущие потребности переработчиков.

Остановился Владимир Путин и на вопросе подготовки кадров:

– Нужно наращивать кадровый потенциал легкой промышленности, возрождать престиж профессии и привлекать в отрасль молодых специалистов. Сегодня основные образовательные учреждения по этому профилю сосредоточены в Москве – тогда как производственные мощности находятся, в основном, в регионах Российской Федерации.

Нужно внимательно проанализировать эту ситуацию. Будущие кадры должны обучаться там, где есть практика, где можно применить получаемые знания. В том числе предлагаю рассмотреть возможность открытия профильных кафедр при ведущих предприятиях отрасли.

И конечно, очень чувствительный вопрос для молодежи, для всех работников легкой промышленности – уровень заработной платы. Здесь, на предприятии, уровень заработной платы выше, чем, в среднем, по региону, но это не так по отрасли, к сожалению. С 2013 по 2016 год выработка на 1 занятого в отрасли увеличилась на 60%, а заработная плата выросла примерно на треть и по итогам прошлого года составила, в среднем по отрасли, 18 600 рублей в месяц. Это значительно ниже, чем в среднем по экономике России.

Предлагаю вместе подумать над тем, как улучшить эту ситуацию, какие меры нужно предпринять для привлечения молодых сотрудников на предприятия легкой промышленности.

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в своем докладе отметил, что на поддержку инновационного развития отрасли за последние 4 года правительство направило более 7 млрд руб., в том числе около 3 млрд руб. – льготных займов из ФРП.

Денис Мантуров также рассказал о работе по снижению на рынке доли нелегальной продукции. С этой целью Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции занимается корректировкой нормативной базы, в том числе для упрощения порядка изъятия товаров легпрома из незаконного оборота и последующего их уничтожения.

Еще одно направление работы госкомиссии – активное подключение регионов для координации на местах работы силовых и контрольно-надзорных органов по выявлению и ликвидации точек сбыта нелегальных товаров. Кроме того, в рамках проводимой политики, создается система сквозной прослеживаемости на пути следования продукции легкой промышленности в периметре Евразийского экономического союза. Основным инструментом для этого является маркировка легальных товаров контрольными знаками:

Министр промышленности и торговли Российской Федерации озвучил следующую информацию: в 2018 году аналогичный механизм планируется распространить на кожаную обувь, а с 2019-го внедрить маркировку верхней одежды: курток, блузок, сорочек, костюмов, а также постельного и столового белья (Распоряжением Правительства от 28 апреля 2018 года № 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации). 

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, продолживший мероприятие, отметил, что считает одним из источников ускорения экономического роста в стране увеличение кредитования малого и среднего бизнеса:

– Совместно с Минпромторгом в этом году сделали поправку в закон, который теперь к малым и средним относит предприятия легкой промышленности с большей численностью, – отметил он.

Два министерства совместно подготовили подзаконный акт о принципах внесения предприятий в соответствующий реестр. Те, что туда попадут, получат доступ ко всем программам поддержки:

В заключение того совещания Владимир Путин отметил, что основные проблемы отрасли, которые были затронуты, необходимо зафиксировать в соответствующих поручениях. И в течение последующего времени появился ряд документов, направленных на развитие и стимулирование организаций легкой промышленности.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2017 года № 1412 расширен круг субъектов среднего предпринимательства в сфере легкой промышленности.

Данным документом установлено предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для цели отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые, в качестве основного вида деятельности, осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, к категории средних предприятий. Утверждены также правила формирования перечня таких хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств.

Для включения в перечень основным видом деятельности хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должна быть предпринимательская деятельность, соответствующая классу 13 «Производство текстильных изделий», классу 14 «Производство одежды» или классу 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

При этом доля доходов от этих видов предпринимательской деятельности по итогам предыдущего календарного года должна составлять не менее 70% общей суммы доходов такого хозяйственного общества, хозяйственного партнерства, а среднесписочная численность работников хозяйственного общества, хозяйственного партнерства за предшествующий календарный год – от 250 до 1 000 чел.

Принятые решения направлены на расширение круга субъектов среднего предпринимательства и призваны оказывать поддержку значимым инвестиционным проектам по модернизации и созданию новых производств в отдельных отраслях промышленности в индивидуальном порядке.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 года № 1654 продлено на 2018 год действие Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013–2017 годах.

Субсидирование предприятий легкой промышленности направлено на достижение показателей подпрограммы «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Субсидии предоставляются организациям, прошедшим конкурсный отбор инвестиционных проектов, – при условии их соответствия установленным требованиям.

Принятое решение позволит предоставить необходимую поддержку организациям легкой и текстильной промышленности для обеспечения их кредитными ресурсами по приемлемым ставкам в целях реализации в 2018–2020 годах новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению.

Распоряжением от 30 марта 2018 года № 548-р, из резервного фонда Правительства России выделены дополнительные средства на поддержку предприятий легкой промышленности.

На стимулирование организаций легкой промышленности направляются 0,7 млрд руб. для предоставления субсидий на финансирование расходов лизинговых организаций в целях обеспечения легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга. Это позволит в текущем году увеличить объем производства товаров легкой промышленности по отношению к году, предшествующему дате начала реализации инвестиционного проекта, в стоимостном выражении не менее чем на 2%.

На стимулирование деятельности российских организаций – производителей камвольных и (или) поливискозных тканей направляются 0,5 млрд руб. для предоставления субсидий российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства тканей, предназначенных для изготовления школьной формы для начальных классов. Это позволит обеспечить производство в этом году продукции в объеме не менее 101% относительно уровня предыдущего.

На снижение долговой нагрузки организаций легкой промышленности направляется 1 млрд руб. для предоставления субсидий организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015–2018 годах на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств. Это позволит сегодня обеспечить количественные показатели производства продукции не менее 100% объема произведенной и реализованной продукции в 2017 году.

Санкт-Петербург и легкая промышленность

Общероссийская тенденция по развитию и поддержке предприятий легкой промышленности сохраняется и в Санкт-Петербурге – городе, который обладает необходимыми предпосылками для формирования и развития конкурентоспособного на российском и международном рынках сектора легкой промышленности и индустрии моды. Это обусловлено выгодным географическим расположением города (близость к странам ЕС, транспортная доступность), а также широкими возможностями для создания инвестиционного климата региона: наличием производственных мощностей, профессиональных и творческих кадров, необходимых креативному сектору экономики.

Именно поэтому Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, совместно с Центром развития и поддержки предпринимательства, разработал План мероприятий по развитию индустрии моды и легкой промышленности, который включает в себя целый комплекс мер по поддержке малого бизнеса этой сферы, а именно: текстильных, швейных, сервисных, торговых предприятий, работающих в области производства и продажи одежды, аксессуаров, обуви и сопутствующей текстильной продукции.

Сегодня Центр развития и поддержки предпринимательства:

  • Консультирует о реализуемых программах господдержки в части субсидирования аренды производственных и торговых площадей, процентов по кредитам, сертификации качества, затрат на сырье, оборудование, а также участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.         

В 2018 году на реализацию специальной программы «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности» выделены 25 млн руб.

  • Организует и проводит регулярные обучающие семинары и мастер-классы с привлечением ведущих мировых специалистов легкой промышленности и индустрии моды с целью повышения квалификации и развития деловых и коммуникационных связей между участниками отрасли.
  • Организует выставки и ярмарки, на которых предприниматели получают возможность встретиться с потенциальными клиентами или поставщиками.
  • Информирует петербургских дизайнеров и производителей, привлекает их к участию в проводимых в городе и за рубежом наиболее значимых выставках и ярмарках. Так, например, благодаря ЦРПП несколько предпринимателей Санкт-Петербурга приняли участие в конкурсе «Золотое веретено». Организаторами мероприятия выступила Национальная академия индустрии моды, президентом которой является Вячеслав Михайлович Зайцев.
  • Организует работу коллективных стендов на выставках, в том числе международных.
  • Формирует Реестр предприятий легкой промышленности для оказания им господдержки (в частности, в поисках внутриотраслевых контактов), подготавливает программы наставничества с привлечением успешных производственников и дизайнеров, а также занимается организацией швейных коворкингов и торговых пространств для молодых дизайнеров Санкт-Петербурга.

Город, кроме прямого субсидирования, оказывает предприятиям легкой промышленности и иную помощь. Так, например, для поддержки молодых отечественных талантов и продвижения малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге был реализован проект «ШОУ-РУМ № 35». Отборочный конкурс проходил в августе 2015 года. Участником мог стать любой петербургский дизайнер в возрасте от 18 до 35 лет, зарегистрированный в качестве юридического лица или ИП.

Важным критерием отбора стало наличие отлаженного производства от начала до конца. По итогам отборочного конкурса молодые петербургские дизайнеры в сентябре 2015 года смогли представить свои коллекции в универмаге «Гостиный двор» – символе культурной и торговой жизни Санкт-Петербурга.

«ШОУ-РУМ № 35» реализуется при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Центра развития и поддержки предпринимательства. Проект несет в себе миссию формирования образа современного Петербурга, а также закрепления за городом статуса интеллектуального центра моды.

Следующим этапом в формировании данного имиджа можно считать проект «Санкт-Петербург – центр индустрии моды», который был включен в список приоритетных и согласован с Губернатором Санкт-Петербурга 10 февраля 2017 года.

Инициатором проекта выступил Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. После обобщения многочисленные обращения производителей об оказании содействия в развитии модной индустрии и учитывая непростую ситуацию субъектов малого и среднего предпринимательства, было инициировано создание рабочей группы – для предварительного анализа состояния рынка индустрии моды и легкой промышленности.

Мониторинг показал, что существует огромное количество проблем, включая нехватку кадров, падение покупательского спроса в разрезе общей макроэкономической ситуации, раздробленность рынка, дезинтеграцию и низкую технологичность производства. Кроме того, отсутствует стратегия развития и механизма продвижения продукции на потребительский рынок, а вместе с тем, в Санкт-Петербурге исторически заложен огромный творческий потенциал и предрасположенность «прорубать окна», интегрируя в мировое сообщество культурный код России, формировавшийся здесь со времен реформаторства Петра I.

Таким образом, появилась идея создания глобального амбициозного проекта по формированию в Санкт-Петербурге центра отечественной индустрии моды как генератора развития легкой промышленности – креативной отрасли экономики, с последующим выходом на международную арену.

С учетом мнения признанных экспертов, общественных организаций, ведущих специалистов и других значимых игроков рынка модной индустрии был сформирован План мероприятий – «дорожная карта», которая и легла в основу Проекта «Санкт-Петербург – центр индустрии моды».

В Смольном 30 января 2018 года состоялась защита паспорта проекта «Санкт-Петербург – центр индустрии моды».

Цель проекта – формирование в общественном сознании имиджа Санкт-Петербурга как центра индустрии моды и легкой промышленности путем создания институциональной среды и инфраструктуры (кластера) индустрии моды и легкой промышленности

Санкт-Петербурга для увеличения объема отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг по текстильному и швейному производству к 2020 году на 10% (с перспективой увеличения к 2030 году на 25% относительно базового значения 2016 года), и увеличения количества СМСП, осуществляющих деятельность в области индустрии моды и легкой промышленности, к 2020 году на 20% (с перспективой увеличения к 2030 году на 30% от базового показателя 2016 года).

Ресурсы города предлагается направить на обеспечение успешной реализации проекта. И это не только финансовое и материальное обеспечение, но и организационное, имиджевое, маркетинговое, информационное, а также капитал отношений, играющий немаловажную роль в достижении результата.

Отметим, что проект «Санкт-Петербург – центр индустрии моды» стал победителем «Форсайт-флота», который прошел в Северной столице с 1 по 5 июня 2018 года. Со стороны Администрации Санкт-Петербурга, в рамках «Форсайт-флота», проект курировал председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. По его словам, Санкт-Петербургу для того, чтобы стать мировой столицей моды, необходим комплекс мероприятий, рассчитанных на 15–20 лет вперед…

Вместо эпилога

Сегодня в России наступил благоприятный период для развития индустрии отечественной легкой промышленности. Особую роль в этом развитии может сыграть Санкт-Петербург – город, который по праву считается законодателем моды и промышленного дизайна. А первые шаги по популяризации петербургских производителей и дизайнеров были сделаны в прошлом году. В рамках работы крупнейших международных выставок «Who's Next» (модная одежда) и «Premiere Classе» (аксессуары) в Париже 8 сентября 2017 года состоялось открытие фронт-офиса Санкт-Петербурга, а также индивидуальных стендов ведущих компаний легкой промышленности Северной столицы под брендом «Made in St. Petersburg».

Впервые на выставке были представлены сразу 7 российских брендов (и все – из Санкт-Петербурга): «Ianis Chamalidy», «Kogel», «Kisselenko», «Kurguzova», «Ultramarine», «Vedynia» и «ViX&VOX», чья продукция обладает уникальным дизайном, достойным качеством и более чем конкурентными ценами.                                                

Представители петербургских компаний, работавшие на выставке с 8 по 11 сентября, провели, в общей сложности, более 170 встреч. Были установлены контакты с потенциальными заказчиками из 18 стран, среди которых – США, европейские страны (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Англия), азиатские (Китай, Корея, Япония, Индия), страны Ближнего Востока (Израиль, ОАЭ, Кувейт), страны СНГ и так далее.

От редакции

Проблемами малого бизнеса в сфере легкой промышленности Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга занимается давно. Более того: в рамках организации была создана Рабочая группа по легкой промышленности под руководством члена Общественного Совета Валентины Иосифовны Мироновой – президента Союза производителей легкой промышленности, генерального директора ООО «Леди Шарм».

Первое заседание Рабочей группы по легкой промышленности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга прошло в Доме предпринимателя 17 августа 2017 года. В нем приняли участие представители Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, ЦРПП, профессиональных общественных объединений, производственных организаций в сфере легкой промышленности, учебных заведений, готовящих специалистов для отрасли, а также дизайнеры.    

Следующий серьезный разговор состоялся на XV Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. Панельная дискуссия на тему «Индустрия моды Санкт-Петербурга. Проблемы и перспективы отрасли. Кадровый вопрос» прошла 22 ноября 2017 года. Модератором на ней выступила уже упомянутая президент Союза производителей изделий легкой промышленности Валентина Миронова.