Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№6
октябрь
2017

Российская торговля: от киоска до стрит-ритейла

Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики. Торговая отрасль играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне каждого региона, но и страны в целом.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как для многих предпринимателей зачастую именно этот вид бизнеса является первым («стартовым»). В этой связи особенно важна реальная возможность создания и использования начинающим предпринимателем низкозатратной, с точки зрения первоначальных инвестиций, инфраструктуры розничной торговли, в том числе рынков, ярмарок, нестационарной и мобильной торговли. Это позволит начать бизнес с минимальными вложениями со стороны хозяйствующего субъекта.

Данные факторы и послужили стимулом для принятия Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 г. № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015–2016 годы и период до 2020 года»).

Эта Стратегия развития охватывает сегменты розничной и оптовой торговли товарами потребительского назначения (за исключением торговли автотранспортными средствами и оборудованием, моторным топливом) и прежде всего – продуктами питания. Направлена она на формирование и на обеспечение функционирования многоформатной эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям развития социальной сферы и экономики Российской Федерации.

Документ отражает результаты анализа состояния и развития торговли в мире и в Российской Федерации, действующего правового регулирования отношений в области торговой деятельности, основных проблем развития российской внутренней торговли. Он определяет стратегические цели и задачи государства и бизнеса в отрасли торговли на долгосрочную перспективу, целевые индикаторы (показатели) и комплекс мероприятий, обеспечивающих их достижение, а также риски различных характеров, механизм реализации мероприятий и порядок мониторинга реализации Стратегии.

Целью Стратегии является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности (как производителей товаров, так и субъектов торговой деятельности) через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности. Иными словами, построение системы, при которой одновременно обеспечивается удовлетворенность 3 участников отношений в сфере торговли, а именно:

1) потребителя (в пределах места жительства и работы имеет возможность приобретать товары, в том числе отечественного и местного производства, на свой вкус, по справедливой цене, на приемлемых условиях и в комфортной обстановке, с возможностью выбора разных торговых форматов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю: то есть на конкурентных условиях);

2) производителя любого объема качественной и востребованной продукции (имеет возможность удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать свой товар);

3) субъекта торговли – предпринимателя (выполняет функцию по соединению интересов потребителей и производителей, транслирует последнему запросы и предпочтения потребителей, имеет возможность легально осуществлять торговую деятельность, комфортно открывать, вести и расширять свой торговый бизнес).

С учетом социально-экономических и внешнеэкономических реалий, в том числе для выполнения задачи по замещению потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами, возникает необходимость установления уточненного подхода к развитию торговой отрасли, учитывающего интересы ее участников на всех этапах движения товара от производителей, в первую очередь отечественных, до потребителей.

Все форматы торговли, независимо от размера, признаются цивилизованными и имеют право на беспрепятственное развитие в рамках своей самобытности и уникальности, а также на естественную эволюцию без вмешательства государства вследствие роста предпринимательской активности, изменений предпочтений потребителей и стремления граждан к комфортной среде обитания.

Если предприниматель готов открывать магазин или иную торговую точку в данном месте и нести связанные с этим предпринимательские риски, это означает востребованность предлагаемых предпринимателем товаров и услуг потребителями, даже если в данном месте уже существуют торговые объекты аналогичных товарных специализаций других хозяйствующих субъектов.

Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов: это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей. Органы государственной власти и местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, создавать благоприятные и прозрачные условия для осуществления торговой деятельности, а также содействовать в соблюдении хозяйствующими субъектами тех самых правил.

Другими словами, сбалансированность различных форматов торговли, их доли в общем объеме оборота розничной торговли должны выстраиваться рынком: то есть его участниками, а, в конечном счете, – потребителем.

Стратегия подразумевает необходимость обеспечения постоянного роста количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере розничной торговли: прежде всего, малых и средних предприятий, микропредприятий, а также индивидуальных предпринимателей как неотъемлемого элемента формирования конкурентной среды.

Торговля в 2017 году

Итак, сегодня торговля развивается в соответствии с принятой Стратегией. О ее реалиях рассказал Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров на Пленарном заседании «Жизнь в условиях цифровой экономики», которое прошло 6 июня 2017 года в рамках «Недели Российского Ритейла». Министр отметил, что в части торговли и общепита наблюдаются значительные успехи по сравнению с предыдущими годами, чему поспособствовали разбюрокрачивание, либерализация торговли и максимальное высвобождение частной инициативы.

Денис Мантуров отметил, что основной источник для ликвидации дефицита – развитие малого и среднего торгового бизнеса, и в этой части нужно концентрироваться на 3 базовых направлениях. Первое касается рыночного сопряжения интересов крупных сетей, малой торговли и малых производителей.

Второе направление – это развитие нестационарной и мобильной торговли. А третье связано с формированием в стране в интересах малого бизнеса полноценного стрит-ритейла. Для всех обозначенных форматов ключевыми задачами являются диверсификация каналов доставки товаров от производителя до потребителя, развитие конкуренции, а также совершенствование механизмов саморегулирования в отрасли.

Важно отметить, что качество и эффективность этих процессов тесно увязаны со скоростью внедрения в розничный сегмент элементов цифровой экономики.

– Системы, подобные таким, как ЕГАИС, «Платон», «Меркурий», онлайн-кассы – должны, прежде всего, работать в интересах бизнеса, позволяя экономить на логистике и документообороте, – заявил Министр.

Глава ведомства подчеркнул, что в дальнейшем, внедряя в торговлю цифровые технологии, необходимо отказываться от дублирования электронных документов на бумажных носителях и исходить из того, что каждое новое решение должно упрощать работу предпринимателей. В противном случае – воздерживаться от преждевременного применения такого рода инноваций.

Министр также отметил, что цифровизация и развитие онлайн-сервисов, помимо очевидных плюсов, влекут за собой и новые риски. Так, на сегодняшний день, подать жалобу посредством сети Интернет довольно просто, и многие пользователи этим правом злоупотребляют. Чтобы отрегулировать подобную ситуацию, по мнению Дениса Мантурова, необходимо исключить рассмотрение анонимных обращений и предусмотреть ответственность за заведомо необоснованные жалобы.

Кроме того, Минпромторг России поддержал предложение Роспотребнадзора предоставлять интернет-агрегаторами на своей площадке полную информацию о товарах и продавцах. Эта потребность вызвана тем, что любой растущий сегмент привлекает не только добросовестных игроков, но и мошенников.

Нестационарный торговый объект

Статистика свидетельствует о том, что большинство предпринимателей, работающих в сфере торговли, начинают, как правило, с объектов нестационарной торговли.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Указанный выше закон «Об организации торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливает правила размещения объектов нестационарной торговли на территории РФ.         

Так, статья 10 этого закона регулирует основные правила размещения нестационарных торговых объектов:

  • размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • порядок включения в схему размещения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Порядок разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года № 1045. Кроме того, порядком утверждены требования к предельной площади и предельной высоте НТО.  

И предприниматели, и власти города прекрасно знают, что киоски, ларьки и павильоны не всегда соответствуют архитектурно- художественному облику города. Поэтому и разрабатываются различные проекты, способствующие совершенствованию порядка размещения нестационарных торговых объектов. В частности, речь может идти о новом порядке сдачи в аренду нестационарных объектов городом. Об этом рассказала заместитель председателя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Татьяна Тихомирова на конференции «Организация и перспективы развития сферы торговли в Санкт-Петербурге».

Татьяна Тихомирова отметила, что в данное время городом прорабатывается новая концепция развития НТО. В качестве примера взят московский опыт. Идея заключается в том, что за счет бюджета города будут закупаться киоски или павильоны. Они будут уже подключены к инженерным сетям, и предпринимателям не придется задумываться о свете или воде. Они просто будут арендовать у города такой киоск и сразу же приступать к работе. В данный момент просчитывается стоимость данного объекта, а также решается вопрос о том, кто их будет закупать. А уже после этого расходы будут включены в бюджет следующего года.

Действительно, в апреле 2015 года власти Москвы приняли решение установить на улицах города нестационарные торговые объекты (НТО), которые будут принадлежать городу, а предпринимателям сдаваться в аренду. «Круглогодичный объект город размещает и подключает сам, предприниматель может заходить и работать. С предпринимателя взимается только ежемесячный платеж», — говорит Иван Зубцов, первый заместитель руководителя департамента торговли и услуг города Москвы.

Разработано несколько типов торговых объектов: «Продукты», «Мороженое, «Цветы», «Театральные билеты» и «Пресса». Проекты имеют современный дизайн, их площадь составляет от 4 до 8 кв. метров. Стартовая цена за месяц аренды киосков «Мороженое» варьируется от 26,7 тыс. до 32 тыс. руб. в месяц.

В киосках есть набор мебели и оборудования, необходимого для деятельности. Так, киоски «Хлеб» и «Мороженое» подключены к инженерным сетям и укомплектованы морозильными камерами, холодильниками, стеллажами для открытой выкладки товаров, столами под кассовые аппараты, LCD-панелями. Все киоски имеют возможность подключения к системам электро- и теплоснабжения.

Все торги на право аренды торговых объектов проходят в электронном виде. При этом никто не знает участников лично. По мнению организаторов, это позволяет оградить участников от давления. Для получения доступа к торгам участнику требуется аккредитация на электронной торговой площадке. На аукционах определяется размер ежемесячного платежа. Договор заключается с победителем на пять лет.

По данным РБК с 15 апреля 2015 года (первый зарегистрированный по новым правилам лот) по 13 сентября 2017 года мэрия сдала в аренду 4,1 тыс. киосков на улицах города и более 400 в подземных переходах. При этом 468 лотов на 713 объектов не были разыграны — желающих их арендовать не нашлось.

Киоски «Мороженое» лидируют по числу претендентов на лот по итогам аукционов за право торговли в нестационарных объектах в первом квартале этого года, сообщил руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев. В среднем за лот торговались семь бизнесменов, а среднее превышение начальной цены составило 280 процентов.

Второе место по числу претендентов — у киосков «Цветы»: в среднем четыре человека на лот, среднее превышение начальной цены — 200 процентов. Палатки, специализирующиеся на продаже хлеба, а также овощей и фруктов, разделили третье место. За них соревновались в среднем три бизнесмена на лот, а среднее превышение начальной цены составило 270 процентов.

«Конкуренция на аукционах за право торговли в нестационарных объектах показывает, что предпринимателям понятны правила, по которым реализуются объекты, они их принимают и готовы к открытым торгам», — рассказал Геннадий Дёгтев.

Перспективы развития торговли

Как отметил ранее Денис Мантуров, одно из направлений развития торговли может быть связано с таким торговым форматом, как «стрит-ритейл». Совещание по данному вопросу прошло 8 сентября этого года в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Участники совещания сошлись во мнении, что Российская Федерация должна соответствовать заданной международным сообществом планке развития этого направления торговли. По мнению представителей Минпромторга России, особая актуальность развития стрит-ритейла отмечается в связи с острым дефицитом в России качественных площадей для объектов торговли и общественного питания.

– На сегодняшний день, основной проблемой развития такого торгового формата является отсутствие единых федеральных стандартов проектирования элементов стрит-ритейла для приведения в соответствие с международными стандартами, – заявили представители ведомства. – Для проработки стандартов проектирования стрит-ритейла Минпромторгом России будет разработана Концепция развития стрит-ритейла в Российской Федерации.

По мнению руководителя НПО «Социальная инфраструктура» Института Генплана Москвы Юлии Страшновой, Концепция развития стрит-ритейла в России крайне важна при комплексном планировании и застройке городских территорий, в особенности периферийных зон.

Представитель Института Генплана Москвы предложил реализовать пилотный проект на примере отдельных городов, районов комплексной застройки или второстепенных магистралей, а также заявить его для рассмотрения в рамках программы реновации районов пятиэтажной застройки.

По итогам рабочего совещания принято решение о разработке, в рамках создаваемой проектной группы при Минпромторге России, Концепции развития стрит-ритейла в России и ее фактической реализации на примере отдельных пилотных проектов.

Еще одно перспективное направление торговли связано с развитием розничных рынков и осуществления на них торговой деятельности. Минпромторг России разработал пакет законопроектов, упрощающих их деятельность.

Действующим законодательством установлены излишне жесткие условия для осуществления торговой деятельности на розничных рынках.

– Избыточное администрирование привело к соответствующим последствиям. Так, по данным Росстата за период с 2010 по 2017 год, доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли (по формам торговли) в целом по стране снизилась с 12,4 до 6,6%. Количество рынков за последние 10 лет сократилось почти в 5 раз: с 5892 до 1158 единиц, – сказал статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. – Удручающая ситуация с рынками сложилась даже в традиционно «рыночных», южных регионах страны. Например, в Краснодарском крае за 10 лет количество рынков сократилось с 380 до 38 (в 10 раз); в Ростовской – с 222 до 56, в Волгоградской области – со 136 до 34 единиц. Схожая ситуация наблюдается и в других регионах России.

По словам замминистра, рынки и ярмарки крайне важны для продовольственной безопасности страны: «Зачастую они являются единственными гарантированными каналами сбыта для мелких и средних сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания. Населением и фермерскими хозяйствами производится огромный объем продукции», – отметил Виктор Евтухов.

– Сокращение рынков и малых торговых форматов привело к тому, что мелкие и средние производители испытывают серьезные трудности со сбытом. Потребители же не получают весь спектр и ассортимент производимых продуктов питания, – подчеркнул замминистра. – Можно с уверенностью сказать, что до того момента, когда началось резкое сокращение количества рынков и иных малых форматов торговли, в России не было никакой проблемы диктата сетей над производителями. Последние имели возможность воспользоваться иными каналами сбыта.                  

По словам представителя ведомства, сейчас производители искусственно поставлены в ситуацию, когда им попросту некуда деваться, кроме как сотрудничать с торговыми сетями.

– Те же производители, которые, в силу объективных причин, не имеют возможность работать с сетями, вынуждены постепенно сокращать производство и закрываться из-за отсутствия сбыта, – сказал Виктор Евтухов. – Предлагается признать утратившим силу Федеральный закон 2006 года «О розничных рынках», а обновленные нормы, регулирующие рыночную торговлю, включить в общий для всех форматов торговли Федеральный закон «О торговле».

Изменения коснутся исключения целого ряда избыточных требований, устанавливающих необоснованные ограничения и обязанности управляющих компаний. Таких жестких требований нет по отношению ни к торговым центрам (комплексам), ни к иным форматам торговли, что и сказалось на количестве рынков.

Предлагается сократить перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на право организации рынка, а также количество оснований, по которым заявителю может быть отказано в предоставлении такого разрешения.

Изменения коснутся корректировки положения об использовании на рынках исключительно капитальных зданий, строений и сооружений. В настоящий момент, в городах-миллионниках любые рынки должны работать только в капитальных зданиях. Предлагается установить, что в городах-миллионниках в составе рынка должно быть капитальное здание, что не исключает сезонную торговлю плодоовощной продукцией на внешних площадках в пределах земельного участка, принадлежащего рынку.

– Реализация указанных предложений существенно облегчит процесс создания новых розничных рынков, функционирования существующих, а также будет стимулировать увеличение количества малых предпринимателей, профессионально осуществляющих торговлю на розничных рынках, – сказал Виктор Евтухов. – Подход Минпромторга России по максимальному упрощению создания и деятельности рынков был полностью поддержан регионами России. В частности, этому было посвящено совещание, прошедшее 7 сентября 2017 года в Правительстве Ростовской области с участием регионов Южного федерального округа. Участники совещания полностью поддержали предлагаемые изменения.

От редакции:

Стрит-ритейл – торговый формат, представляющий собой непрерывную череду магазинов и кафе на первых этажах зданий, с витринами и с отдельными входами на уровне тротуара на торговую улицу.    

Советская застройка не предполагала размещение таких объектов на первых этажах вдоль улиц, кроме как отдельно стоящие точечные специализированные магазины – в то время как в Европе оживленные улицы с длинными рядами чередующихся витрин магазинов и ресторанов – это абсолютная норма.

В большинстве современных городов Европы, Азии и США стрит-ритейл является одним из неотъемлемых элементов торговли. По мнению экспертов, рост общественного капитала улиц увеличивает экономический капитал города. Речь в первую очередь идет о росте инвестиционной и туристической привлекательности городов, увеличению доли малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения.             

На первом месте по развитию стрит-ритейла – Нью-Йоркская 5 Авеню в центре Манхэттена, торговая история которого началась в 1906 году, с момента открытия универмага «Бенджамин Алтмэн энд Компани». Второе место занимает улица Рассел Стрит в Гонконге. На третьем – традиционный Лондон с его Bond Street, разделенной на «новую» и «старую» части, последняя из которых носит славу премиального торгового места еще с XVIII-го века.

Классический стрит-ритейл - Монмартр в Париже или Виа дель Корсо в Риме.