Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-навигаторБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№7
октябрь
2016

В России создается система независимой оценки квалификаций

22 июня 2016 года Государственной Думой в третьем чтении были приняты законопроекты «О независимой оценке квалификаций», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» и «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

(3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций». Вступает в силу с 1 января 2017 года).

Законопроект «О независимой оценке квалификаций» был подготовлен по поручению Президента Российской Федерации Минтрудом России при участии РСПП, общероссийских отраслевых объединений работодателей, советов по профессиональным квалификациям, научных и экспертных организаций.

Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. В настоящее время с участием советов по профессиональным квалификациям разрабатывается пакет подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение независимой оценки квалификаций.

Законопроект «О независимой оценке квалификаций» станет базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Законопроект предусматривает, что координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. 

Данный Совет был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249. Председателем Национального совета является Президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Николаевич Шохин. За время работы Национального совета он стал авторитетным органом, консолидировавшим усилия работодателей, профсоюзных организаций и органов государственной власти для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Национальный совет проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Национальный совет рассматривает проекты профессиональных стандартов. На основании заключений Национального совета принимается решение об утверждении профессиональных стандартов.

Национальный совет координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования:

  • по приведению федеральных государственных стандартов профессионального образования в соответствие с профессиональными стандартами;
  • по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ профессионального образования;
  • по формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации.

Национальный совет организует разработку и актуализацию классификатора видов профессиональной деятельности. 

Национальный совет содействует международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

Национальный совет создает советы по профессиональным квалификациям. Советы по профессиональным квалификациям являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.

Советы по профессиональным квалификациям осуществляют в рамках определенного вида профессиональной деятельности следующие полномочия:

  • проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий;
  • разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов;
  • разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;
  • организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствии с перечнем профессиональных стандартов и иными установленными квалификационными требованиями;
  • участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Для формирования современных эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и системы образования Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» создано Национальное агентство развития квалификаций.  

Национальное агентство развития квалификаций формирует и осуществляет ведение информационно-справочного ресурса «Реестр независимой оценки квалификаций».

Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц.

В связи с принятием законопроекта предусматривается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования порядка направления работодателями работников (с их письменного согласия) на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.

Третий законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с введением института независимой оценки квалификации.

В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе оценки квалификации законопроектом предлагается расходы работодателей на оценку квалификации относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Для граждан планируются социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации.

Профессиональные стандарты: особенности применения и механизм реализации

Итак, с 1 июля 2016 года в России начался новый этап оценки квалификации работников и теперь работодатели обязаны применять профстандарты в двух случаях:

  • если содержащиеся в них требования к квалификации работников для выполнения определенной трудовой функции установлены нормативно-правовыми актами РФ: Трудовым кодексом, Федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства, соответствующими приказами федеральных органов исполнительной власти (ст. 195.3 ТК РФ, вступил в силу 1 июля);
  • если с выполнением работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) связано предоставление льгот и компенсаций (наличие ограничений). В таких случаях наименования должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать данным, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих профстандартах (ст. 57 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

(Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Работодатель самостоятельно определяет содержание трудового договора с учетом статьи 57 ТК РФ, должностные обязанности работников, при этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Как показала практика уже на начальном этапе у компаний появились затруднения при применении профессиональных стандартов. Именно поэтому сегодня организуется и проводится немало мероприятий, на которых обсуждается данный вопрос.

Так, 21 сентября 2016 года в рамках международного форума «Российский промышленник» состоялось заседание президиумов Общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга», на котором эксперты обсудили профессиональные стандарты и систему независимой оценки квалификаций.

Выступая со вступительным словом президент Союза Анатолий Турчак отметил, что нормативная база по порядку внедрения профессиональных стандартов нуждается в значительном дополнении. «Тема очень непростая, с одной стороны есть федеральные законы с конкретными сроками, с другой стороны мы видим, что существует некий вакуум решений во исполнение данных законов. До настоящего времени не определен финансовый механизм реализации принятых федеральных законов».

С основным докладом выступил Председатель Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко. Кроме того, свои доклады на мероприятии представили руководители крупнейших государственных и коммерческих организаций из разных отраслей экономики, учреждений высшего и среднего профессионального образования, профессиональных объединений, Национального агентства развития квалификаций.

В своем выступлении председатель Комитета по труду и занятости населения напомнил присутствующим о том, что такое профессиональные стандарты, каков механизм их внедрения и каковы задачи, стоящие перед рынком труда в связи с необходимостью применения профстандартов.

Дмитрий Чернейко также рассказал о системе независимой оценки квалификаций, ее задачах и функциях, участниках, особо подчеркнув, что на данный момент система находится в стадии формирования, что дает возможность задать тренд ее развитию с учетом интересов предприятий Северо-Западного федерального округа, а также подготовить инфраструктуру для наиболее эффективного внедрения этой системы.

В настоящее время существует 26 советов по профессиональным квалификациям (СПК) в различных отраслях, основными функциями которых являются:

  • мониторинг отраслевого рынка труда;
  • разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов;
  • разработка, актуализация и организация применения отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований;
  • организация, координация и контроль деятельности по оценке
  • и присвоению профессиональных квалификаций;
  • участие в определении потребности в образовании и обучении, разработке образовательных стандартов, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Центры оценки квалификаций, непосредственно проводящие оценку и выдачу результатов, должны быть признаны СПК, что подтверждается соответствующим сертификатом. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 881-р утвержден план-график формирования сети центров оценки квалификации, согласно которому планируется в период 2015-2017 годов уполномочить для проведения оценки квалификации 289 юридических лиц. За указанный период оценку квалификации пройдут 7 400 человек.

На президиуме Дмитрий Чернейко также рассказал о новой структуре на городском рынке труда, - АНО «Агентство по развитию человеческого капитала в Северо-Западном федеральном округе» - созданной с целью координации действий всех участников системы независимой оценки профессиональных квалификаций в Северо-Западном федеральном округе. Одной из важных задач Агентства станет формирование инфраструктуры для создания в Санкт-Петербурге системы независимой оценки квалификаций, что позволит региону получить дополнительное конкурентное преимущество и по ряду профессий и технологий задать направление развития в масштабах всей Российской Федерации.

В перспективе деятельность Агентства по развитию человеческого капитала может быть расширена такими направлениями как целевое содействие образовательной и трудовой миграции, формирование объединений и кластеров с учетом структуры человеческого капитала, кадровый аудит и комплексное кадровое обеспечение проектов, независимая оценка кадровой составляющей инвестиционных проектов и стратегий развития отраслей и кластеров, управление трудом, развитие новых форм занятости (гибких, дистанционных и пр.), развитие системы добровольного страхования от безработицы, координация разработки и внедрения передовых информационных технологий в сфере трудоустройства и подбора персонала.

(Презентация Председателя Комитета по труду и занятости населения Дмитрия Чернейко).

13 октября 2016 года на круглом столе «Организационная модель поддержки развития системы профессиональных квалификаций в субъекте РФ на примере индустрии гостеприимства» эксперты обсудили результаты работы независимой оценки квалификаций в регионе. Мероприятие было организовано Федерацией рестораторов и отельеров в рамках первого Конгресса «Профессионалы гостеприимства».

В работе круглого стола приняли участие

  • Дмитрий Чернейко - председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
  • Михаил Лобин - первый вице-президент, генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга;
  • Нана Гвичия – заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга;
  • Елена Церетели - председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;
  • Игорь Бухаров – президент Федерации рестораторов и отельеров России;
  • Юрий Ушанов - председатель Центрального экспертного совета при СПК в индустрии гостеприимства, эксперт Государственной думы РФ.

Обсуждалась роль региональных общественных организаций и объединений работодателей в системе профессиональных квалификаций в субъекте РФ, меры государственной поддержки развития системы профессиональных квалификаций, общественный контроль и мониторинг деятельности ЦОК в регионе.

 

Открыла мероприятие Елена Церетели. Она выступила с докладом «Повышение конкурентоспособности малого бизнеса посредством внедрения и развития профессиональных стандартов».

Она напомнила участникам круглого стола, что основными целями применения профстандартов являются:

  • формирование политики в сфере управления персоналом с учетом прописанных в документе трудовых функций и требований к квалификации сотрудников на конкретных должностях;
  • организация повышения квалификации и увеличения объема знаний и навыков сотрудников;
  • определение оптимальной системы оплаты труда и установления тарифных ставок сотрудникам с учетом особенностей выполнения трудовых обязанностей и условий работы.

Профессиональные стандарты призваны привести образовательные программы в соответствие с реальными потребностями экономико-хозяйствующей деятельности. Применение профстандартов поможет работодателям повысить производительность и, как следствие, увеличить уровень конкурентоспособности; снизить издержки на обучение нового сотрудника и подбор персонала; без труда определять, какие знания и навыки нужны сотруднику на конкретной должности; эффективно повышать квалификацию и компетентность сотрудника; оценивать потребности в дополнительной профессиональной подготовке персонала.

В заключение своего выступления Елена Церетели отметила: «Внедрение профессиональных стандартов - благая идея и хочется надеяться на то, что со временем она не трансформируется для малого бизнеса в очередной административный барьер».

Дискуссию продолжил Михаил Лобин. «Сегодня предприниматели находятся в замешательстве, - заявил он, - потому что плохо представляют с чем им придется иметь дело. Именно поэтому очень важно проводить разъяснительную работу. Бизнес должен знать, какие штрафы их ожидают, в случае невыполнения требований законодательства. Что же касается Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, то мы занимались, занимаемся и будем заниматься данной проблемой».

Подведем итоги

Согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

Таким образом, работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Источники: