Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№8
октябрь
2018

Ремесленничество в России: бизнес или увлечение

На Руси издавна развивались различные промыслы и ремесла. Сама жизнь, ее уклад, способствовали появлению и развитию их в виде и количестве, обусловленными общими демографическими потребностями населения той либо иной области или края. Изделия ремесел и промыслов как потреблялись самими производителями, так и сбывались на местных рынках.

Если обратиться к словарю В. Даля, то там слово «ремесло» трактуется как «рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда». Соответственно, слово «реме́сленничать» означало «заниматься ремеслами», особенно в крестьянстве.

Навыки ремесел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей качества. Не в каждом селе или деревне были мастера сразу нескольких ремесел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката. Деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века, часто были совсем небольшими: 5–10 дворов – уже деревня. 

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремесел «по деревням». То есть в одной деревне жили гончары, в другой – плотники, в третьей – портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путем или на ближайшем рынке: натуральным образом либо через деньги. 

В крупных селах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели. Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества, а стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда; кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, а закупку сырья производить оптом, что, естественно, обходилось дешевле. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства.

Впоследствии практически все промыслы и ремесла на Руси эволюционировали в промышленность – за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов. 

Сегодня произведения народного искусства могут многое рассказать о русском национальном характере и об истории России. Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности; их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал – место залежей железной руды, а также полудрагоценных и поделочных камней – знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня. 

Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха – существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них: матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись и каслинское литье. 

Матрешка – самый распространенный русский сувенир – довольно «молода»: ей чуть более 100 лет. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы – буддийского мудреца Фукуруму. Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу. А вот хохлома – роспись по дереву золотой, красной и черной красками – зародилась очень давно, в XVII веке; с тех пор технология ее изготовления мало изменилась. 

Палехская миниатюра возникла на основе древнего иконописного промысла. Городецкая роспись, возникшая в середине XIX столетия, раскрывает представления народа о «хорошей жизни». Помимо цветов и животных, городецкие мастера любили изображать гуляния, чаепития, праздники и прочее. Герои этих сюжетов – зажиточные крестьяне, городские жители и купцы: веселые, богатые, щегольски одетые. 

В наше время и россияне очень любят и ценят произведения народного искусства. Почти в каждом доме можно увидеть каслинскую статуэтку или городецкую кухонную дощечку, хохломскую деревянную ложку или полховомайданский бочонок; среди детских игрушек обязательно найдутся матрешка и расписная пирамидка. Не редкость – целые коллекции гжели, хохломы или дымковской игрушки. 

Изделия народных промыслов продаются во всех туристских центрах и городах. Невозможно не привезти из России какое-либо народное произведение. Пышные цветы и тончайшая роспись, изящные кружева или наивные забавные игрушки еще долго напоминают интуристам о нашей стране и ее талантливом народе.

Из истории народных художественных промыслов

О серьезной поддержке ремесленников на государственном уровне впервые в России задумались в 1888 году. К тому времени, наряду с фабричным производством, во многих сферах сохранилось производство ремесленников, причем многие вещи, выходящие из рук мастеров-кустарей, были намного качественнее, чем фабричные аналоги. 

Например, знаменитые романовские полушубки. Их слава уходит в глубину веков. Главным секретом их успеха у самых состоятельных слоев населения являлась необыкновенная красота романовской овцы. Ее шерсть – очень пушистая, с благородным сероватым оттенком: с белым пухом и серой остью. Техника у ремесленников была очень примитивна, причем специалисты полагали, что при внедрении передовых технологий качество выделки будет утеряно. Возможно, они были правы, посему мастера продолжали выделывать и сшивать шкуры вручную. 

Никакой автоматизации и быть не могло в производстве знаменитых оренбургских пуховых платков. Эти платки были настоящей легендой как в России, так и за рубежом. Рассказывают, что супруга Николая I, Александра Фёдоровна, очень высоко ценила подарок оренбургских мастериц – удивительно тонкий платок, в сложенном виде помещавшийся в скорлупку грецкого ореха. 

Технология выделки платков очень сложна. Производственный процесс включал 4 этапа. Первый – чесание коз и пропускание пуха сквозь гребни с различной частотой зубцов. На втором этапе полученный пух собирался в кудельки, из которых ручным способом пряли пряжу на веретенах. Отходы ручного прядения шли на производство носков и варежек. Далее следовало непосредственное изготовление платка – его вязали на стальных спицах вручную, а затем стирали в мягкой мыльной воде. На последнем этапе платки высушивали на специальных рамах: чтобы придать им правильную геометрическую форму. 

Масштабы этого производства к началу ушедшего века впечатляли: в нем были заняты примерно 12 500 мастериц, производивших продукцию на 150 тыс. руб. Для того времени — колоссальная сумма! 

Начало истории матрешек, знаменитых сейчас на весь мир, также можно датировать концом XIX века. Тогда в Сергиевом Посаде была организована учебная мастерская Московского губернского земства. Поначалу организаторы пытались оказывать помощь местным кустарям, однако эта идея не реализовалась, и тогда мастерская сама приступила к производству игрушек – вернее, матрешек, которые сбывались через кустарный музей Московского земства. Они стали очень популярны, но еще большим успехом изделия стали пользоваться, когда в мастерскую был приглашен специальный мастер, специализировавшийся на лакировании. Оригинальные игрушки завоевали сердца не только россиян, но и иностранцев. 

Еще один очень прибыльный промысел – сапожный. К началу прошлого века центром этого ремесла можно было назвать Тверскую губернию: точнее, село Кимры. Ассортимент изготовляемых изделий включал как тяжелые солдатские сапоги, так и изящные женские бальные туфельки. Причем очень ценилась обувь именно ручного производства. Сохранились данные, что сырье для мастеров поставляли из-за рубежа, так как наши кожемяки не научились выделывать тонкие кожи для бальной обуви. Известно, что в селе были большие обувные мастерские, в которых существовало разделение труда: раскроем и пошивом занимались разные рабочие. Кроме того, имелись в Кимрах свои склады. Некоторые семьи сделали большие состояния на этом ремесле, что позволило им дать своим детям заграничное образование. 

Качество продукта было настолько высоким, что привлекло внимание военных, и сапожники получали большие заказы на изготовление обуви для армии. Именно это сотрудничество обратило на себя внимание правительства, после чего были предприняты меры по развитию и поддержке ремесленников-кустарей. 

Правительство разработало программу по развитию ремесленничества, во многом положившись на местные власти – земства. Последние начали вкладывать в кустарные промыслы средства, и их затраты быстро окупились. А кустари получали помощь в сбыте своей продукции, минуя алчных скупщиков и спекулянтов. Вятское губернское земство, например, создало в Вятке Музей народных промыслов и склад при нем. Позже аналоги этого музея открылись в других крупных городах. С тех пор ремесленники могли не только предлагать продукцию, но и изучать спрос населения на свой товар. При музеях открывались свои мастерские – для кружевниц, ткачей, игрушечников… 

Кроме того, земства играли важную роль: они стали посредниками между производителями и правительственными органами. Так, с подачи Новооскольского земства кустарная мастерская получила большие заказы для изготовления обуви для армии. 

Правительство пошло дальше и стало давать ремесленникам определенные льготы, а кроме того, всячески поддерживать этих производителей. Дело дошло до того, что Министерство земледелия, в чьем ведомстве находилось ремесленничество, и Военное министерство договорились о совместных усилиях по организационному и техническому совершенствованию кустарных производств.

Грандиозным финалом программы поддержки стала Первая всероссийская кустарно-промышленная выставка, прошедшая в 1902 году в Санкт-Петербурге. В ней приняли участие мастера из 75 губерний и областей. Параллельно работал Съезд деятелей кустарных производств. Выставка пользовалась огромным успехом и широко освещалась в прессе. Сам Александр III выступил на этой выставке и всенародно обещал дальнейшую помощь и всяческое содействие нужным стране мастерам. 

Возможно, так бы оно и произошло, однако вскоре последовал Октябрьский переворот. Как известно, новые власти несильно жаловали любую частную собственность, а ремесленники, владеющие определенными орудиями труда, а иногда – и целыми мастерскими, подпадали как раз под эту категорию. 

Кустарное производство медленно пришло в упадок и вернулось на средневековый уровень: мастера выполняли работы под заказ, поскольку даже в бедствующей стране сохранялся высокий спрос на их изделия. Однако такое производство было нелегальным и подвергалось всяческим гонениям.

Государственное регулирование и поддержка народных художественных промыслов в современной России

Направления государственной политики по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов определяет Федеральный закон  от 6.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах».

Законом предусмотрено, что основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.

В соответствии с законом Российской Федерации от 9.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», народные художественные промыслы включены в область применения Основ законодательства о культуре. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 № 438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере народных художественных промыслов осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ.

Вопросы сохранения и популяризации места традиционного бытования народных художественных промыслов отражены в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

Министерство промышленности и торговли России 20 июля 2015 года утвердило Стратегию развития народных художественных промыслов на 2015–2016 годы и на период до 2020 года. Она основывается на признании промыслов важнейшим инструментом развития современной отечественной культуры, основой этнокультурной самоидентификации, а также активизации творческого потенциала народов России.

Документ подписал Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Народным умельцам – которых, по официальной статистике, в стране насчитывается свыше 30 000 чел., – разрешили продавать свои высокохудожественные изделия без уплаты НДС, снизили страховые взносы, помогли федеральными и региональными субсидиями. Еще одна государственная задача – превращение мест традиционного «обитания» народных художественных промыслов в туристические комплексы национального и международного значений. В России, подсчитали в Минпромторге, таковых – свыше 60 мест.

Целью стратегии является сохранение и развитие народных художественных промыслов как универсальной ценности, а также ресурса для развития культуры и образования в стране.

Стратегия призвана способствовать решению комплекса проблем, затрудняющих стабильное функционирование и развитие сферы народных художественных промыслов; стать базовым документом для разработки программ, планов, проектов, мероприятий федеральными и региональными органами власти.

К приоритетным направлениям государственной поддержки в сфере народных художественных промыслов следует отнести:

– совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и развития народных художественных промыслов;

– государственный учет и контроль за сохранностью высокохудожественных изделий народных художественных промыслов музейного уровня;

– популяризация и продвижение изделий народных художественных промыслов;

– совершенствование механизмов борьбы с контрафактной продукцией;

– повышение привлекательности отрасли для молодых специалистов;

– совершенствование системы маркетинга и сбыта;

– интеграция народных художественных промыслов в индустрию туризма.

Отраслевую стратегию в интервью «Российской Бизнес-газете» тогда прокомментировал статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов:

– Субсидирование расходов предприятий народных художественных промыслов остается важной мерой поддержки отрасли. Мы выступаем за увеличение объемов субсидирования. В перспективе мы также планируем изменить вектор поддержки отрасли народных художественных промыслов от предприятия к мастеру. Может быть, это будут гранты мастерам, имеющим учеников, тем самым обеспечивающим сохранение и воспроизводство исторически сложившихся народных ремесел.  

Предприятия, располагаясь на территориях, где исторически сложился и развивается тот или иной народный художественный промысел, есть инфраструктура, сырье, фактически являются градообразующими. В качестве первоочередных антикризисных мер по финансовой поддержке отрасли министерство предлагает правительству включить эти организации в перечень системообразующих предприятий, оказывающих существенное влияние на промышленность и торговлю. А это означает стабильную господдержку.

В нескольких регионах: в Рязанской области, в Карелии, Дагестане, других субъектах – созданы специализированные центры народных художественных промыслов. С помощью этих площадок участники рынка координируют формирование экспозиций, организацию торговых точек в областных музеях, библиотеках, клубах, в других культурно-досуговых учреждениях. Включение народных художественных промыслов в образовательные стандарты регионов тоже дает эффект.

Президент 1 августа 2017 года подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и статью 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах».

Федеральным законом устанавливается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Внесенные изменения дают возможность субъектам Российской Федерации оказывать поддержку организациям народных художественных промыслов федерального перечня, изделия которых являются визитной карточкой регионов России и страны в целом. На текущий момент, в федеральный перечень входят 79 организаций из 34 субъектов Российской Федерации, среди которых – Гжельский фарфоровый завод, Жостовская фабрика художественной росписи, «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», а также Павловопосадская платочная мануфактура.

– С учетом значимости деятельности субъектов Российской Федерации в сфере народных художественных промыслов, поправки позволят осуществлять комплексный подход в сфере развития народных художественных промыслов. Так, в 2016 году консолидированная поддержка отрасли составила более 1 миллиарда рублей, из которых 15% пришлись на долю региональных бюджетов. Мы надеемся, что принятие этого законопроекта позволит регионам существенно увеличить объем этой поддержки. Совместными усилиями мы сможем сформировать устойчиво развивающийся сектор экономики, способствующий сохранению традиций народов Российской Федерации, укреплению положительного образа России в мире и развитию культурного туризма, – прокомментировал ситуацию Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Стоит подчеркнуть, что проект поправок не вносит изменения в разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти по поддержке народных художественных промыслов, а в целом расширяет спектр инструментов поддержки организаций народных художественных промыслов: главным образом, по линии малого и среднего предпринимательства.

В конце 2017 года появился еще один важный документ. Распоряжением от 14 декабря 2017 года № 2800-р Правительство РФ утвердило «дорожную карту» по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года.

Документ разработан Минпромторгом РФ во исполнение поручения Президента России по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области 18 апреля 2017 года (№ Пр-912 от 7 мая 2017 года).

«Дорожная карта» предусматривает, в частности, усиление государственной поддержки народных художественных промыслов, совершенствование механизма отнесения продукции к изделиям народных художественных промыслов и системы их продвижения, интеграцию народных художественных промыслов в индустрию туризма, подготовку кадров для отрасли, противодействие незаконному обороту продукции народных художественных промыслов, другие меры.

В «дорожную карту» по развитию народных художественных промыслов и ремесел Минпромторгом России включены меры поддержки населенных пунктов с численностью не более 100 000 чел. из числа мест традиционного бытования НХП с присвоением статуса «территория сохранения и развития традиций и укладов бытования» (ТЕТРА) – по аналогии с механизмом инициализации и поддержки моногородов, что позволит поддержать их на государственном уровне, создать эффективный механизм, позволяющий раскрыть потенциал уникальных территорий нашей страны. 

Народные художественные промыслы сегодня: проблемы и перспективы

Как уже было указано, по данным Минпромторга РФ, сфера народных художественных промыслов включает в себя около 250 предприятий из более чем 60 регионов России. Все они выпускают продукцию, относящуюся к 15 видам производства. Численность занятых в этой сфере составляет более 30 000 чел. Ремесленные структуры и их участники представляют собой исключительно малый бизнес и средний класс россиян. В 2016 году объем производства народных промыслов по сравнению с предыдущим вырос и составил 5,5 млрд руб.

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью российской истории и культурного наследия. Предприятия, располагаясь на территориях, в пределах которых исторически сложился и развивается тот или иной промысел, есть инфраструктура и сырье, фактически являются градообразующими: они формируют основные рабочие места.    

Наибольшее количество предприятий, занимающихся производством продукции народных художественных промыслов, сконцентрировано в Центральном федеральном округе, на долю которого приходится около 40% всех предприятий народных художественных промыслов.

Как и любой бизнес, производство народных художественных промыслов не может развиваться без трудностей. И одна из главных проблем отрасли – нехватка специалистов как художественных, так и рабочих специальностей, что обусловлено, в первую очередь, низкой зарплатой, отсутствием необходимого социального пакета, а также развитых институтов наставничества. Почти 40% предприятий отрасли отмечают нехватку и даже отсутствие кадров по всем основным производственным специальностям. В последнее время также на предприятиях появилась потребность в менеджерах по продажам, экономистах, экскурсоводах и PR-специалистах.

Серьезную угрозу для сферы народных художественных промыслов как для отрасли с большой долей ручного труда представляет растущий объем контрафактной продукции. Наиболее распространенными формами контрафакта в сфере народных художественных промыслов являются:

– использование похожего на логотип официального правообладателя изображения;

– подделка внешнего вида товара, его дизайнерских решений.

Большое количество поддельной продукции реализуется по крайне низкой цене, что в целом подрывает конкурентоспособность профильных предприятий. Более того: низкое качество и непрофессиональное изготовление наносят существенный вред имиджу и репутации как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.

Не менее важен для предприятий народных художественных промыслов и вопрос конкуренции со смежными сегментами рынка и импортом.

Необходимо отметить, что изготовители народных художественных промыслов сталкиваются и с такой серьезной проблемой, как устаревшее оборудование. Именно поэтому его замена и модернизация – одна из стратегических задач, решение которой осложняется отсутствием значительных средств на перевооружение у ремесленников.

И, наконец, изделия народных художественных промыслов нуждаются в активном продвижении к потребителю, в постоянном информационном присутствии, рекламных и PR-компаниях, ориентированных на целевые аудитории.

С этой целью 16 октября 2017 года в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась Всероссийская выставка народных художественных промыслов «Живой источник», приуроченная к 115-летию Первой всероссийской кустарно-промышленной выставки, прошедшей в 1902 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Инициатором проекта стала Ассоциация «Народные художественные промыслы России»; его поддержали Минпромторг России, Минкульт России, а также Правительство Москвы.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец зачитала приветственное слово Президента Российской Федерации Владимира Путина. 

«Народные промыслы России по праву являются неотъемлемой частью нашего богатейшего национального наследия, – отметил глава государства в приветствии, адресованном организаторам, участникам и гостям выставки. – Их сбережение, передача из поколения в поколение бесценных традиций самобытного искусства и опыта мастеров – важная общегосударственная задача».

На выставке были представлены 19 тематических групп изделий из дерева, кости, фарфора, хрусталя, льна, рассказывающих о разных уникальных техниках резьбы, вышивки, росписи. Это более 1 200 самобытных произведений, созданных в 56 областях страны: изысканное кружево; каслинское художественное литье, лаковая миниатюра, посуда с хохломской росписью, жостовские подносы, картины в керамике, изукрашенные клинки от московских мастеров-оружейников, глиняные игрушки.

Как отметил председатель правления Ассоциации народных художественных промыслов Геннадий Дрожжин, открытие выставки призвано стать зарождением новой традиции. Проект будет способствовать популяризации и развитию народных промыслов. Геннадий Дрожжин также рассказал о многообразии экспонатов.

Так, в Рязанской области создают уникальные кружева, используя самую тонкую игольную вышивку «кадомский вениз», в Нижегородской – изделия ручной работы, выполненные в ювелирной технике «филигрань», во Владимирской области – шкатулки, ларцы Мстёрской лаковой миниатюры, в Московской – жостовские подносы, в Свердловской области – «скатертные» подносы.  

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, осмотрев экспозицию, подчеркнул, что изделия промыслов могут стать достойной частью государственного подарочного фонда, и выразил благодарность всем коллективам предприятий, занятых производством народных художественных промыслов, за сохранение русской культуры.

– Государство должно обязательно обеспечивать своевременную поддержку ваших идей и инициатив по развитию этого направления, – отметил глава Минпромторга России, оставив памятную запись в книге пожеланий выставки «Живой источник».

Кроме того, Денис Мантуров пообщался с мастерами, создающими дымковские игрушки и федоскинские шкатулки. По его словам, развитие народных художественных промыслов как отрасли промышленности, передача бесценного опыта мастеров – важная общегосударственная задача.

Министр отметил, что за последние 10 лет количество организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется из средств федерального бюджета, увеличилось в 4 раза.

Необходимо отметить, что популяризация народных художественных промыслов играет важную роль в укреплении позиций предприятий. Именно поэтому государство уделяет повышенное внимание организации не только региональных и федеральных выставок (таких, как «Живой источник»), но и участию в международных выставочных мероприятиях.

Так, 8 сентября 2017 года в Париже открылась выставка дизайна интерьеров и товаров для дома «Maison&Objet». Впервые Россия представила коллективный стенд на известной европейской площадке, которую традиционно посещают до 100 000 гостей. Экспозиция продемонстрировала изделия народных художественных промыслов российских фабрик, которые хранят традиции и переносят их в современную жизнь: Гжельский фарфоровый завод, Императорский фарфоровый завод, «Объединение «Гжель», «Кадомский вениз», «Крестецкая строчка», «Хохломская роспись», «Дулевский фарфор», «Дятьковский Хрустальный завод плюс» и «Башкирские художественные промыслы «Агидель».

В торжественном открытии российской экспозиции приняли участие Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова и Торговый представитель России во Франции Александр Туров.

– Впервые предприятия с коллективной экспозицией вышли на такую масштабную зарубежную площадку, – отметила Гульназ Кадырова. – Организация подобных мероприятий – это один из важнейших инструментов привлечения внимания к нашим народным художественным промыслам как в России, так и за рубежом.

Предприятия отрасли презентовали посетителям «Maison&Objet» столовое белье, скатерти, салфетки, рушники, выполненные в уникальных техниках; вазы, графины, бокалы из хрусталя ручной работы, столовые, чайные сервизы с гжельской росписью, фарфоровые статуэтки, шкатулки, матрешки с хохломскими узорами. 

– В каждом изделии заключена неподдельная красота и чувствуется душа России, – подчеркнула Гульназ Кадырова. – Популяризация форм народного творчества, продвижение промыслов как внутри страны, так и за ее пределами – важнейшие задачи государства.

Участие делегации российских предприятий в выставке призвано способствовать продвижению народных художественных промыслов, помогать организациям отрасли выйти на новые европейские рынки. По словам заместителя главы Минпромторга России, культурные и экономические двери России открыты для иностранных партнеров.

Ремесленничество Санкт-Петербурга

Среди предприятий малого и среднего бизнеса отдельное место занимает сектор народных художественных промыслов и ремесел. Предпринимательская деятельность субъектов данной отрасли принципиально отличается от организации деятельности других производственных предприятий, прежде всего, преобладанием ручного труда, небольшими партиями изделий, отсутствием в штате сотрудников коммерческой, маркетинговой служб, а также способами продвижения товаров и услуг, а также их реализации.

С января 2017 года на базе СПб ГБУ «ЦРПП» организован Центр поддержки ремесленничества для оказания адресной поддержки сектору ремесленничества и народных художественных промыслов.

(Подробно о его работе рассказывает директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Лев Кузнецов).

Как уже не раз отмечалось, народные художественные промыслы и ремесла необходимо популяризировать. И с этой целью с 30 мая по 3 июня 2018 года в Петербурге, впервые за последние 105 лет, состоялась выставка «Невский ларец», в которой приняли участие более 110 крупнейших компаний из 23 городов России, представившие знаменитые на весь мир изделия хохломской и гжельской росписи, матрешек, оренбургские платки, художественное литье, деревянные сувениры, жостовские подносы и другие авторские работы.  

Мероприятие прошло при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Ассоциации «Народных художественных промыслов и ремесел Санкт-Петербурга и Ленинградской области», а также региональных Палат ремесел и ассоциаций.

На торжественном открытии выставки председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев отметил, что Россия – многонациональная страна, и у каждой народности есть свои традиции, потому очень важно их сохранять и развивать: «Государство поддерживает народные традиции; это часть нашей культуры и наше наследие. Город помогает ремесленникам и тем, кто занимается народным промыслом. У нас есть программы поддержки, которые мы будем расширять и оказывать содействие. Главное – сделать все, чтобы наше молодое поколение не теряло ориентиры и видело, какая культура и достижения были у наших предков».

Проблемы и перспективы развития в России народных художественных промыслов и ремесел стали темой пленарного заседания выставки-ярмарки «Невский ларец». Представители власти, учебных заведений, профессиональных союзов и мастерских обозначили важность системного подхода.

Председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев поблагодарил профессиональные объединения за участие в проекте «Невский ларец». Он напомнил, что городской Центр развития и поддержки предпринимательства поддерживает инициативы в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов, сотрудничает с Гильдией кузнецов и Палатой ремесел.

– Возрождение традиций, поддержка ремесленников и художников – государственная задача. Сегодня, благодаря программе субсидирования, мы компенсируем предпринимателям до 350 000 рублей на закупку материалов; есть субсидия на расходы по участию в выставках; будет создана новая программа по лизингу. И все же город пока недорабатывает – нужен комплексный подход с участием Комитета по развитию туризма, Комитета по промышленной политике и инновациям. Можно делать закупки у наших ремесленников, продвигать продукцию во всех местах, где есть туристы, – отметил он.
Позицию Минпромторга России выразила заместитель директора Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Лилия Нургатина: «Есть вещи, которые формируют очень глубокие смыслы. Эта выставка помогает вернуть глубокие смыслы и традиции».