Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Визитная карточка
№1
Апрель
2016

«Государство должно создавать равные возможности для развития всех бизнес-субъектов». Интервью с Александром Бельским

Мы продолжаем знакомить предпринимателей с деятельностью районных Общественных Советов, и сегодня представляем Александра Бельского – председателя Общественного Совета при Администрации Курортного района Санкт-Петербурга.

– Александр Николаевич, Вы сравнительно недавно стали председателем Общественного Совета, поэтому всем интересно узнать: где Вы учились, работали; чем занимаетесь сегодня?

– Я – коренной петербуржец. Окончил Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича по специальности «Экономика и управление на предприятиях», а трудовую деятельность начал на заводе «Северная верфь».

За прошедшие после этого два десятилетия мне посчастливилось получить богатый жизненный опыт, работая в самых разных сферах экономики: судостроении, микроэлектронике, пищевой промышленности и, конечно же, на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Я был управляющим группой компаний «IBP-Group», созданной 7 лет назад и занимающейся пищевым производством. Начинали мы с малого, но за это время удалось сделать ее одним из лидеров петербургского рынка – ежедневно компания производит и продает более 30 000 различных хлебобулочных изделий. Так что, к бизнесу я имею самое непосредственное отношение, а потому прекрасно знаю, какие вопросы волнуют предпринимателей.

Помимо бизнеса, я много лет занимался общественной деятельностью: был генеральным директором Общественного фонда Петра и Павла, основными задачами которого являются патриотическое воспитание молодежи, возрождение духовно-исторических традиций, а также благоустройство мест боевой славы. 

Полагаю, что мой опыт работы в бизнес-структурах и стал основополагающим, когда мне предложили возглавить Общественный Совет по малому предпринимательству при Администрации Курортного района. Хотя, конечно, ее глава, Алексей Куимов, и председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели пошли на своего рода эксперимент, поскольку в настоящее время я не являюсь предпринимателем.

Предложение показалось интересным. Я согласился, хотя и отдавал себе отчет в том, что будет непросто, ведь мне нужно было оправдать доверие и администрации, и предпринимателей. 

Добавлю, что в сентябре 2014 года жители избрали меня депутатом Муниципального совета города Сестрорецка, и вот уже полтора года я работаю в должности главы этого муниципального образования.

Сегодня я могу сказать, что и та, и другая общественная нагрузка прекрасно дополняют друг друга. Работа в органах местного самоуправления не является помехой – наоборот: она позволяет мне более эффективно исполнять обязанности в районном Общественном Совете.

– Что представляет собой предпринимательская структура района?

– Особенностью Курортного района является отсутствие на его территории крупных предприятий. Исключением является разве что завод ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Но это – автогигант, на котором работают специалисты, проживающие во всех районах Северной столицы. Вот почему, кроме государственных социальных учреждений, в том числе санаторно-курортной сферы, наиболее важным сегментом экономики и важным фактором роста для нашего района, для его жителей является именно малый бизнес. Общеизвестно, что малый бизнес – это и оказываемые услуги, и потребительские товары, и, что самое главное, – вновь создаваемые рабочие места.

Природно-географические особенности нашего района во многом определяют рекреационную направленность его развития. В свете этого многие предприятия малого бизнеса ориентированы, в первую очередь, не на местных жителей, а на многочисленных отдыхающих, а также на петербуржцев, приезжающих на свои дачи и в загородные дома. Отсюда – достаточно плотное размещение предприятий общественного питания (кафе и ресторанов) вдоль Приморского шоссе: основной транспортной магистрали района. Активно развивается и рынок гостиничных услуг. Например, ежегодно открываются новые частные мини-отели, гостиницы, пансионаты, аква-клубы…

Все это, конечно, прекрасно, но, в то же время, наши предприниматели в своей деятельности вынуждены учитывать фактор сезонности: если в летние месяцы район посещают десятки и даже сотни тысяч петербуржцев, то зимой жизнь здесь немного замедляет ход. По этой причине, в зависимости от времени года, оборот и прибыль многих малых предприятий могут отличаться, причем весьма существенно.

– Александр Николаевич, с какими проблемами обращаются в Общественный Совет предприниматели района?

– Это все те же проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности и предприниматели других районов: например, сложности, связанные с подключением к сетям водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения… Но это – частные проблемы, и, как правило, при взаимодействии с «Водоканалом Санкт-Петербурга» и предприятием «Курортэнерго» предпринимателям удается решать их.

Существенной проблемой именно для нашего района остается недостаток основных производственных фондов, а также малое количество торгово-офисных площадей. Порой найти помещение для развития бизнеса бывает очень сложно. Городская застройка у нас достаточно старая, встроенных помещений в многоэтажках мало, зато есть много «деревяшек»: частных домовладений. Отсюда – достаточно высокая арендная плата.

Серьезной проблемой для малого бизнеса, связанного с торговлей, в последние годы – как, наверное, и везде – стали крупные розничные сети. С одной стороны, они задают определенную планку качества: и в плане обслуживания, и, нередко, даже цен. Но местным предпринимателям конкурировать с сетями крайне сложно. Небольшие магазины, не выдержав падения спроса, вынуждены закрываться.

Со стороны малого бизнеса в последнее время часто раздаются нарекания на периодически проводимые так называемые выездные ярмарки промышленных и продовольственных товаров. На мой взгляд, нарекания эти во многом справедливы. Как показала практика, качество товаров, представляемых на таких ярмарках, часто оказывается значительно ниже, чем в местных стационарных магазинах. В результате от этого страдают потребители, а от снижения спроса – местный бизнес.

В то же время, району необходимы современные торгово-рыночные комплексы, в которых постоянные места могли быть предоставлены местным предпринимателям. В Сестрорецке подобный комплекс планировало построить ОАО «РЖД» при реконструкции здания вокзала. Но, к сожалению, этот план так и не был реализован…

Следует отметить, что в последние годы предприниматели гораздо меньше жалуются на проблемы, возникающие при взаимодействии с различными контролирующими органами: районным отделом надзорной деятельности МЧС России, Роспотребнадзором и налоговой инспекцией.

Какое отношение к малому бизнесу имеет Администрация Курортного района?

– В структуре администрации есть отдел потребительского рынка; в нем работают квалифицированные отзывчивые сотрудники. Они отлично понимают, что малый бизнес – это фундамент Курортного района, поэтому в рамках своих полномочий стараются помогать предпринимателям. Они оказывают информационно-методическую поддержку, проводят семинары, разъясняющие актуальные изменения налогового законодательства, помогают взаимодействовать с контролирующими органами.

– А какое направление в деятельности Общественного Совета Вы считаете наиболее важным?

– Общественный Совет является своего рода посредником между предпринимательским сообществом района и органами власти. При этом наша задача состоит в том, чтобы отстаивать перед властью законные интересы предпринимателей, аккумулировать и доносить их проблемы и чаяния до тех, в чьей компетенции находится решение конкретного вопроса. Именно поэтому важным направлением работы Совета на данном этапе я считаю организацию правовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности.

– Александр Николаевич, чем, на Ваш взгляд, государство может помочь предпринимательству в условиях кризиса?

– В первую очередь, сбалансированной, щадящей налоговой политикой. А еще – реализацией государственных программ поддержки малого бизнеса (льготное кредитование, субсидирование подключения к электрическим сетям), реализацией учебных программ по развитию кадрового потенциала, а также поддержкой стартапов, в том числе через систему специальных грантов. Но самое главное, государство должно создавать равные возможности для развития всех бизнес-субъектов.

– Удачи!