Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Визитная карточка
№8
ноябрь
2016

Одна из основных задач Уполномоченного – донести до органов государственной власти предложения бизнес-сообщества, направленные на улучшение делового, а также инвестиционного климата. Интервью с Александром Абросимовым

Встреча в преддверии очередного Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александром Абросимовым и обсуждение с ним итогов его работы, а также планов на следующий год стало у нас доброй традицией.  

Александр Васильевич, 2016 год – на исходе. Что в течение этого периода в качестве Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге удалось сделать и с какими проблемами пришлось столкнуться?

– Необходимо отметить, что одна из основных задач уполномоченного – донести до органов государственной власти предложения бизнес-сообщества, направленные на улучшение делового, а также инвестиционного климата.

При этом одни вопросы удается решить оперативно, а вот другие приобретают характер затяжного хронического заболевания. Один из ярких примеров такой проблемы, которая на протяжении многих лет препятствовала работе бизнеса в Санкт-Петербурге, – это закрепление мощностей за помещениями, принадлежащими городу. В первую очередь она актуальна для представителей малого бизнеса, арендующих помещения у города, но не имеющих возможность заключить договоры энергоснабжения ввиду отсутствия акта технологического подключения (АТП) к электрическим сетям.

После вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 арендаторам таких объектов ПАО «Ленэнерго» выставляет счета за потребление электрической энергии, исходя из размера сечения кабеля, что, соответственно, в разы увеличивает плату за предоставляемую услугу.

Причина сложившейся ситуации обуславливалась тем, что гарантирующий поставщик не имеет возможности заключить договор энергоснабжения без предоставления АТП. В 2016 году число предпринимателей, потребляющих электроэнергию без договора, достигло примерно 15 тысяч.

Для решения этой проблемы на протяжении нескольких лет велась совместная работа депутатов Законодательного собрания, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга, а также общественных организаций бизнеса. Вопрос о необходимости закрепления мощностей за помещениями, сдаваемыми городом в аренду, лично я дважды поднимал на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга, а губернатор города давал поручения Комитету имущественных отношений в скорейшие сроки завершить мероприятия по обеспечению учета значения максимальной мощности энергопринимающих устройств объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.

В результате летом 2016 года за большинством таких помещений электрическая мощность была закреплена, что подтверждают выданные ПАО «Ленэнерго» акты о технологическом присоединении. Сейчас дело – за арендаторами. Я же, пользуясь случаем, призываю предпринимателей «узаконить» отношения с энергетиками и заключить договоры энергоснабжения. Для этого необходимо предоставить в АО «ПСК» документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица, договор аренды с КИО, а также имеющуюся техническую документацию. 

Приведу другой пример успешной совместной работы бизнес-сообщества, Законодательного собрания Санкт-Петербурга, института Уполномоченных по защите прав предпринимателей и общественных организаций. В этом году были приняты изменения в Закон Санкт-Петербурга о нестационарной торговле, увеличивающие сроки размещения торговых объектов до 5 лет.    

Вопрос прорабатывался на заседании Постоянной комиссии по промышленности, экономики и собственности ЗакСа, на прошлогоднем Форуме малого бизнеса. Необходимость дать предпринимателям возможность планировать свою деятельность на более долгий срок обсуждалась и на проводимых в ноябре прошлого года публичных слушаниях, а пожелания бизнеса вошли в мой Ежегодный Доклад за 2015 год. 

В то же время, в законе не предусмотрен порядок заключения договоров на 5 лет с теми предпринимателями, которые ранее подавали заявки на размещение своих нестационарных торговых объектов (НТО) сроком на 3 года. Нужно отметить, что сроки рассмотрения таких заявок – далеко не короткие, и перед предпринимателями встала дилемма: либо ничего не менять в документах и получать разрешение на размещения НТО на 3 года, либо заново оформлять документы и ждать, когда профильный комитет их рассмотрит.

При этом вопрос заключения договора на предусмотренный новым законодательством срок является чисто техническим, и заставлять бизнесменов заново проходить все процедуры и откладывать принятие решений по отдельным объектам на неопределенный срок — значит необоснованно создавать им дополнительные сложности!

По этой причине я направил обращение председателю КИО Александру Сергеевичу Семчукову, в котором предложил предоставить возможность предпринимателям, ранее подавшим заявку о заключении договора на размещение НТО на 3 года, в упрощенном порядке, в том числе в ходе заседаний Комиссии по принятию решений о размещении НТО, подавать заявления о заключении договора на их размещение на срок до 5 лет. Данное предложение было принято, и предприниматели смогли оперативно продлевать сроки аренды.

Если говорить об изменениях на федеральном уровне, значительно повлиявших на предпринимательский климат, то считаю уместным вспомнить возникшую в текущем году проблему в связи с введением российским правительством утилизационного сбора на прицепную технику и самоходные машины – квадроциклы, снегоходы, сельскохозяйственную технику и так далее.

Ставки этого сбора были установлены неоправданно высокие. Так, согласно постановлению, сумма сбора на прицепы массой не менее 0,75 и не более 3,5 тонны, рассчитанных на широкого потребителя, составила 330 тысяч рублей – при стоимости прицепов от 30 тысяч рублей: то есть с 10-кратным превышением рыночной цены товара! При этом размер утилизационного сбора на прицепы крупного тоннажа составил примерно 400 тысяч рублей.

В связи с многочисленными обращениями со стороны предпринимателей Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борис Титов инициировал созыв совещания в Министерстве промышленной политики и торговли Российской Федерации. Кроме того, обращения в защиту прав предпринимателей – производителей прицепной техники направлялись в правительство, Минпромторг, ФАС Российской Федерации и из Санкт-Петербурга.

В итоге федеральное правительство утвердило постановление об отмене утилизационного сбора для прицепов максимальной допустимой массой менее 10 тонн и снижении ставки взимания сбора на прицепы массой более 10 тонн.

Большинство актуальных проблем, с которым столкнулись в 2016 году предприниматели города, мы обсудили на публичных слушаниях. Целью мероприятия стала выработка предложений для улучшения предпринимательского климата в Санкт-Петербурге, которые войдут в итоговый доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге и будут направлены Губернатору Санкт-Петербурга, Законодательному собранию города, а также Уполномоченному при Президенте Российской Федерации.  

Так, на заседании «круглого стола» по теме «Административные барьеры, препятствующие развитию малого бизнеса: пути преодоления», предприниматели акцентировали внимание представителей органов власти на следующих вопросах:

– проблемы, возникающие у предпринимателей при размещении нестационарных НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена;

– организация и регулирование на территории Санкт-Петербурга ярмарочной деятельности;

– бездоговорное потребление электроэнергии. Заключение договора энергоснабжения с АО «ПСК»;

– малые средства размещения. Проблемы предоставления гостиничных услуг.

В частности, мы предложили Комитету имущественных отношений не ограничивать право предпринимателей передавать принадлежащие им на праве собственности НТО в пользование третьим лицам в течение срока действия договора аренды. Кроме того, в целях борьбы с несанкционированной торговлей и защиты прав добросовестных предпринимателей, в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга внесено предложение проработать вопрос внедрения комплексной QR-код технологии для обозначения легальных объектов. В результате внедрения предлагаемой технологии все легальные НТО обретут виртуальные визитки – маркеры, по которым покупатели смогут определить, легально или нет работает конкретный торговый объект.

Плюс к этому, предприниматели высказали предложение лишить полномочий по освобождению земельных участков от незаконных землепользователей Администрации Санкт-Петербурга.

На заседании «круглого стола» на тему «Проблемы и тенденции развития промышленности Санкт-Петербурга» были обсуждены следующие вопросы, волнующие промышленников нашего города:

– промышленная политика Санкт-Петербурга: меры государственной поддержки крупных и средних промышленных предприятий;

– создание и развитие индустриальных парков на территории Санкт-Петербурга;

– проблемы промышленных предприятий Санкт-Петербурга в сфере государственного заказа. Особенности закупок для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;          

– проблемы, связанные с соблюдением промышленными предприятиями нормативов с использованием собственных локальных очистных сооружений (ЛОС).

Большинство предложений, вошедших в проект резолюции последнего «круглого стола», касались совершенствования федерального и регионального законодательства, регулирующего промышленную политику. В частности, по мнению руководителей промышленных предприятий, требуется внести изменения в Закон Санкт-Петербурга № 221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга».

Активно обсуждался и вопрос, возникший в связи с сокращением объемов государственного оборонного заказа после 2017 года. Промышленники Санкт-Петербурга высказали обеспокоенность в связи с обозначенным Президентом Российской Федерации курсом на сокращение гособоронзаказа и рекомендовали Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга разработать «дорожную карту», предусматривающую мероприятия, направленные на содействие перепрофилированию предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях производства продукции для гражданских нужд.

Участники следующего «круглого стола, по теме «Состояние инвестиционного климата в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы», обсудили проблемные вопросы, с которыми в своей деятельности сталкиваются инвесторы и строители Санкт-Петербурга.

Среди них:

– инвестиционный климат в Санкт-Петербурге: оценка бизнес-сообщества;

– административные барьеры при реализации инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге;

 – внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» (правоприменение, недостатки, предложения по совершенствованию);

 – изменения законодательства в градостроительной сфере как «шоковая терапия» для инвесторов. Необходимость установления переходных периодов для реализуемых инвестиционных проектов.

Ряд предложений предпринимателей касались перевода работы комитетов Санкт-Петербурга на современные электронные технологии: в частности, завершения разработки и внедрения модели автоматизированной системы информационного сопровождения процессов управления проектированием и строительством. Такая модель предоставит инвесторам возможность подавать заявки на получение государственных услуг в сфере строительства в электронном виде, а также в режиме online отслеживать все процессы, связанные с их инвестиционно-строительной деятельностью. 

Последний из «круглых столов», на тему «Соблюдение прав предпринимателей при организации и проведении в отношении них проверочных мероприятий», был проведен совместно с прокуратурой города. Сотрудникам Роспотребнадзора, ГУ МВД, а также Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга представители бизнеса задали много самых разных вопросов. В резолюцию этого «круглого стола» предприниматели предложили включить рекомендации Прокуратуре Санкт-Петербурга о проведении проверок правоприменительной практики на предмет соблюдения законности и прав субъектов предпринимательской деятельности при производстве административных расследований и надлежащей квалификации правонарушений.

Скажите, а какие законодательные инициативы, с Вашей точки зрения, оказали наибольшее влияние на развитие предпринимательства по стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности (со знаком плюс и со знаком минус)?

– Я, отвечая на вопрос о законодательных инициативах, оказавших наибольшее влияние на развитие предпринимательства по стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности, хочу остановиться на позитивных тенденциях в реформировании действующего уголовного законодательства в интересах предпринимательского сообщества.

Так, в текущем году закон детально регламентировал порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам в сфере экономики. Теперь установлены более четкие сроки принятия по ним органами предварительного следствия процессуальных решений (статья 81.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Кроме того, в 2016 году в России введен новый институт судебных штрафов, позволяющий судам, при соблюдении ряда требований, освобождать от уголовной ответственности лиц, в том числе и предпринимателей, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Считаю обоснованным подчеркнуть, что данные правовые новеллы получили свое закрепление во многом благодаря активной работе аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Вместе с тем, работа по дальнейшей модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства сохраняет свою актуальность. На предстоящем XIV Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, в рамках запланированного открытого заседания рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти города, созданной при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, одной из тем обсуждения станет развитие уголовно-правового законодательства в сфере защиты прав предпринимателей и актуальные вопросы правоприменения норм УПК.

В заключение, пользуясь случаем, поздравляю предпринимателей с наступающим Новым годом! Надеюсь, что трудности останутся в прошлом, а впереди всех ждут плодотворная работа, реализация новых успешных проектов и достижение поставленных целей!

– Удачи Вам, Александр Васильевич!