Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Проблемы и потребности экспортеров Санкт-Петербурга

О проделанной работе и ее результатах рассказывает Максим Баланев – исполнительный директор «Евро Инфо Корреспондентский Центр – Санкт-Петербург».
 
– Максим, какие цели и задачи стояли перед экспертами, проводящими исследование?
 
Целью исследования являлось определение основных проблем и потребностей экспортно-ориентированных малых и средних предприятий Санкт-Петербурга, связанных с началом и ведением экспортной деятельности, а также с использованием государственных программ поддержки.
 
Исследование ставило перед собой следующие задачи:
 
  • получение характеристики и оценки масштабности экспортной деятельности МСП;
  • выявление приоритетных рынков;
  • определение барьеров для экспортной деятельности МСП
  • получение оценки существующих программ поддержки экспортной деятельности и рекомендаций по их дальнейшему развитию.
 
– Кто принял участие в исследовании?
 
К участию в опросе были привлечены малые и средние предприятия Санкт-Петербурга, занимающиеся экспортной деятельностью. В отсутствие полной и достоверной информации об отраслевом составе и иных характеристиках экспортеров, относящихся к МСП, данная целевая выборка была основана на примерно равном представительстве основных сфер деятельности: производство (35%), услуги (23%), НИОКР (21%), торговля (21%).
 
По количественному составу сотрудников среди участников опроса преобладали малые компании с численностью сотрудников до 14 чел. (52%), что связано с большей открытостью таких предприятий и потребностью во внешней поддержке.
 
По объемам хозяйственной деятельности среди участников опроса преобладали предприятия с годовым оборотом до 60 мл. руб. (63%), что соответствовало минимальному уровню оборота в предложенных вариантах ответа.
Непосредственными респондентами опроса в основном являлись топ-менеджеры компаний-экспортеров (79%).
Все предприятия-участники опроса являются прямыми поставщиками продукции и услуг в зарубежные страны. При этом 73% компаний занимаются экспортной деятельностью как минимум уже последние 4 года, а примерно треть компаний (27%) стали экспортерами только с 2012 года.
 
Основными объектами экспортной деятельности малых и средних компаний являются готовая продукция (71%) и услуги – 33%. Дистрибьюторские или агентские соглашения для осуществления экспорта продукции и услуг в настоящее время используют половина опрошенных предприятий-экспортеров (51%). В ближайшей перспективе (1-2 года) такие соглашения планируют иметь 84% компаний.
 
Представительства и совместные предприятия используют 41% участников опроса. Как правило, они имеют статус дистрибьюторских офисов (69%) и представительств компаний (44%). Основной территорией размещения этих структур являются страны ЕС (75%) и СНГ (36%).
 
В целом, в ближайшие 2-3 года доля компаний, имеющих представительства и совместные предприятия за рубежом, может увеличиться до 50%. По оценкам опрошенных компаний, основным видом деятельности представительств и совместных предприятий за рубежом в ближайшей перспективе будут маркетинг и осуществление продаж (72%).
 
Инвестиционная деятельность за рубежом является менее распространенным видом внешнеэкономической активности МСП – 7% (9 компаний). В перспективе 2-3 лет инвестировать за рубежом собираются 25% предприятий-экспортеров.
 
К инвестиционной деятельности в большей мере склонны более масштабные компании (оборот от 400 млн руб.), а также предприятия сферы услуг (42%) и занятые научно-исследовательской деятельностью (29%).
 
Иные формы внешнеэкономического сотрудничества используются достаточно активно – о них заявили 69% опрошенных. К дополнительным формам можно отнести обучение персонала и тренинги, участие в международных выставках, конференциях и семинарах, ознакомительные поездки и пр.
 

– Скажите, Максим, на каких рынках работают малые и средние предприятия Санкт-Петербурга?
 
– Основными рынками сбыта для малых и средних предприятий Санкт-Петербурга в настоящее время являются страны СНГ (69%) и Европы (51%).
 
– Следующую группу. с большим отрывом от первой, составляют Финляндия (в которую, несмотря на территориальную близость, экспортные поставки осуществляют только 19% компаний) и азиатские страны – 22%.
 
– Следует отметить наличие отраслевых особенностей в освоении мировых экспортных рынков. Так, доля производственных предприятий, осуществляющих экспорт в Финляндию и другие европейские страны, составляет только 14 и 39% соответственно; доля предприятий сферы услуг, занимающихся экспортом в страны СНГ, составляет только 38%, а доля торговых предприятий-экспортеров в азиатские страны – 11%.
 
Опрос также показал, что между уровнем освоения территориальных мировых рынков сбыта МСП и уровнем их оценки в качестве приоритетных существует разрыв, свидетельствующий о недоосвоенности или недоступности ряда рынков для некоторых экспортеров.
 
Наибольший разрыв между указанными показателями наблюдается для Финляндии – 20%, азиатских стран – 10%, Северной Америки – 7%, европейских стран – 6%.
 
– Какие проблемы и потенциальные барьеры экспортной деятельности выявлены в ходе проведения исследования?
 
– Результаты опроса показали, что основные барьеры для экспортной деятельности МСП носят институциональный характер. В большей степени таким барьером являются административные трудности, связанные с оформлением документации и другими процедурами (81%).
 
– Значимым барьером для развития экспорта являются и финансовые проблемы самих предприятий – 66% респондентов, а также недостаток информации о зарубежных рынках – 64%.
 
В восприятии малыми и средними предприятиями экспортных барьеров тоже существуют различия, связанные со сферой их деятельности. Если рассматривать основные, выявленные в ходе опроса барьеры, то можно отметить большую чувствительность производственных компаний к факторам административных расходов (87%) и недостаточной государственной поддержки (77%). Предприятия сферы услуг находятся под большим воздействием финансового фактора (77%).
 
Наиболее чувствительными к рассматриваемым барьерам являются научные организации. В этой группе суммарная оценка важности и относительной важности основных факторов выше, чем в других отраслевых группах, за исключением фактора государственной поддержки (68%). 
 
– Насколько активно малые и средние предприятия пользуются государственными программами поддержки экспортной деятельности?
 
– Результаты опроса показали, что более половины опрошенных (53%) знают о программах, которыми они могли бы воспользоваться. Участвуют в таких программах около 30% компаний, планируют воспользоваться в ближайшие годы – 76%.
 
Главными источниками информации о программах поддержки для МСП являются Интернет (45%) и организации поддержки бизнеса (41%).
 
Среди мер финансовой поддержки экспортной деятельности субъекты малого и среднего бизнеса отдают безусловное предпочтение налоговым льготам (96%), субсидиям/грантам (87%), а также кредитам и гарантиям (62%). Наименее приоритетной мерой, по оценкам компаний-экспортеров, является венчурный капитал (37%).
Все меры нефинансовой поддержки, рассмотренные в ходе опроса, можно считать приоритетными для основной части экспортеров. Самым приоритетным направлением является информирование о потенциальных зарубежных партнерах/покупателях (приоритет для 62% респондентов), а также о возможностях доступа на зарубежные рынки (61%), о требованиях законодательства и нормах ведения бизнеса в зарубежных странах (50%).
Для большинства предприятий приоритетными являются меры организационного характера: помощь в проведении индивидуальных встреч с иностранными компаниями (приоритет для 58%) и участие в международных торговых выставках и ярмарках (56%).
 
Более подробно, чем другие, в ходе исследования были рассмотрены особенности реализации следующих мер нефинансовой поддержки экспортной деятельности: торговые миссии; предоставление сопутствующих экспорту услуг за рубежом; обучение, связанное с ведением экспортной деятельности.
Около 63% участников опроса рассматривают помощь в организации торговых миссий за рубежом в качестве приоритетной меры. При этом 65% заинтересованы в участии за собственный счет в деловых миссиях в зарубежные страны. Наибольший интерес вызывают деловые визиты в европейские страны: Германию (40%), Финляндию (26%), далее – азиатские страны (20%).
 
Подавляющее число предприятий выразили заинтересованность в получении многих услуг юридического, организационного, информационного, маркетингового характера в странах-импортерах. Наиболее востребованными (со стороны 72-78% предприятий) являются услуги по подбору потенциальных клиентов, маркетинговые исследования и организация участия в выставках, семинарах и других профессиональных мероприятиях.
К числу основных деловых услуг за рубежом, которые МСП готовы получать на платной основе, относятся: услуги по сертификации и патентованию продукции, организация участия в выставках, семинарах и других профессиональных мероприятиях, по подбору потенциальных клиентов (28-36% предприятий), а также регистрация юридических лиц за рубежом, реклама товаров и услуг (25%).
 
Обучение и приобретение дополнительных навыков в области внешнеэкономической деятельности считают достаточно приоритетным направление поддержки 62% участников опроса. Наиболее важными вопросами, по которым требуется дополнительное обучение, являются: таможенное законодательство и практика таможенно-логистических операций; лицензирование, сертификация, техническое регулирование за рубежом; юридическое сопровождение внешнеэкономической деятельности; общие правила и опыт ведения бизнеса в зарубежных странах.
 
– Максим, какие же выводы можно сделать, анализируя результаты исследования?
 
– Результаты исследования «Проблемы и потребности экспортеров Санкт-Петербурга» показали, что ведение экспортной деятельности становится стратегической альтернативой дальнейшего развития бизнеса малых и средних предприятий. Участники опроса подтвердили свою готовность продолжить в период 2012-2014 годов как экспорт товаров и услуг (100%), так и международное сотрудничество, способствующее экспорту (89%).
Результаты исследования показали также приоритетность мер нефинансовой поддержки экспортной деятельности, включающих как поиск потенциальных партнеров, информирование о возможностях доступа на зарубежные рынки, участие в мероприятиях по установлению контактов, торговых выставках и ярмарках, так и обучение, содействие бизнес кооперации и профессиональное консультирование.
 
«Евро Инфо Корреспондентский Центр – Санкт-Петербург (ЕИКЦ – Санкт-Петербург)», являясь ключевой организацией инфраструктуры поддержки интернационализации малого и среднего бизнеса, по заказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, с 2009 года реализует комплексную программу поддержки экспортно-ориентированных компаний из Санкт-Петербурга «5 шагов к экспорту».
В рамках программы у предприятий из Санкт-Петербурга есть возможность начать и/или развить экспортную деятельность, воспользовавшись интегрированными инструментами поддержки интернационализации малого бизнеса.
По результатам проведенного исследования «ЕИКЦ – Санкт-Петербург» скорректировал реализуемую программу «5 шагов к экспорту», приняв во внимание рекомендации и пожелания, высказанные участниками опроса. В настоящее время у малых и средних компаний из Санкт-Петербурга есть возможность принять участие в одной или нескольких «ступенях» программы, включающих:
  • Обучение 
В рамках серии обучающих семинаров экспортно-ориентированные компании могут узнать ответы на многие вопросы, включая наиболее важные аспекты экспортной деятельности, высказанные в ходе опроса.
  • Поиск партнеров
С помощью специальных инструментов сети «Евро Инфо Центров» в РФ и «Enterprise Europe Network» в ЕС малые и средние компании из Санкт-Петербурга могут найти деловых партнеров, поставщиков и новые технологии.
  • Консультации 
Начало и ведение экспортной деятельности связано со множеством вопросов. В рамках индивидуальных и онлайн-консультаций сотрудники «ЕИКЦ – Санкт-Петербург» отвечают на многие вопросы, связанные с реализацией внешнеэкономической деятельности.
  • События 
«ЕИКЦ – Санкт-Петербург» совместно со своими партнерами проводит широкий спектр мероприятий. Малые и средние компании из Санкт-Петербурга, принимая участие в программе, получают прямой доступ к информации об участии выставках, деловых миссиях, деловых встречах, брокерских мероприятиях, а также семинарах, позволяющих расширить деловые контакты, на специальных условиях.
  • Информационная поддержка
Клиенты «ЕИКЦ – Санкт-Петербург» еженедельно получают информацию об актуальных мероприятиях, проводимых Центром и нашими партнерами в РФ и за рубежом, а также программах развития и поддержки международной экспансии компаний, действующих в Санкт-Петербурге и РФ.
 
Зарегистрировавшиеся компании, соответствующие критериям отбора, участвуют в программе бесплатно.
 
Программа реализуется по заказу Правительства Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга.
Все подробности о программе и деятельности «Евро Инфо Корреспондентского Центра – Санкт-Петербург» можно узнать на сайте www.euro-info-center.ru.
 
Лейла Церетели 

 

Назад к списку

Важные новости