Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Бизнес-инкубаторы и технопарки в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт

«На поддержку резидентов бизнес-инкубаторов в 2010 г. из городского бюджета будет выделено порядка 62 млн. рублей», - сообщил начальник управления инновационной политики КЭРППиТ Денис Цуканов.

 

Сейчас в Петербурге действуют два городских бизнес-инкубатора – «Ингрия» и «Кристалл». В «Кристалле» (Седова д.37) из городского бюджета резидентам компенсируется часть арендной платы, а также оказывается на безвозмездной основе набор сервисных услуг, тогда как принципы работы инкубатора «Ингрия» - первого объекта, создаваемого в городе одноименного технопарка – имеют ряд отличий. Здесь собрана команда наставников, которые выращивают новый бизнес – доводят инновационные проекты до стадии получения инвестиций и выхода на рынок.

В прошлом году было открыто 2 площадки пилотного бизнес-инкубатора «Ингрия» для поддержки начинающих компаний и предпринимателей по адресам: пр-т. Обуховской обороны д.70, кор.2, Биржевой пер. д.14. Выручка резидентов всех бизнес-инкубаторов составила более 82 млн. руб., резидентами привлечено инвестиций на сумму свыше 10 млн. руб., создано более 200 новых рабочих мест.

 

Экономический рост и модернизация отраслей экономики, как в Петербурге, так и в Российской Федерации в целом, возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности указанных отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.

 

Наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей является создание технопарков и бизнес-инкубаторов в сфере высоких технологий.

 

А что для этого нужно? Каковы перспективы и возможности развития бизнес-инкубаторов? Какая реальная поддержка оказывается бизнес-инкубаторам государством?

 

Немного терминологии

 

Бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг (подпункт в редакции приказа Минэкономразвития России от 20 марта 2009 года № 94).


Общая площадь нежилых помещений бизнеса - не менее 900 кв. м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85% от полезной площади бизнес-инкубатора.

 

Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.
Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

 
  • предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, определенных требованиями настоящего Порядка;
  • осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
  • почтово-секретарские услуги;
  • консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
  • доступ к информационным базам данных.
 

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению:

 
  • наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;
  • наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;
  • наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;
  • наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;
  • наличие интернет-канала для не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора;
  • наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.
 

Технопарк - это территория инновационной активности, на которой происходит ускоренное взаимодействие компаний сектора высоких технологий за счёт наличия развитой инфраструктуры и оказания необходимых услуг.

 

Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.

 

В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий (Распоряжение Правительства РФ от 10.3.2006 N 328-р «Об одобрении государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" (с изменениями на 10 марта 2009 года»).

 

Инновационно-технологический центр - организация, имеющая статус юридического лица, или структурное подразделение организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, обладающая имущественным комплексом в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования, использующая его для предоставления малого инновационного предприятия на основе договоров или для осуществления собственной инновационной деятельности, обладающая квалифицированным персоналом сотрудников для реализации различного вида услуг по обеспечению инновационной деятельности. ИТЦ призваны выполнять следующие функции:

 
  • создание и ведение базы данных инновационных предложений и научно-технических разработок малых и средних предприятий, вузов, НИИ и др.;
  • отбор и продвижение наиболее жизнеспособных и экономически эффективных инновационных предложений, научно-технических разработок в различные сферы народного хозяйства;
  • поиск источников финансирования для доведения инновационных предложений и научно-технических разработок до коммерческого освоения и внедрения на предприятия;
  • предоставление для сторонних организаций и пользователей научно-консалтинговых услуг.
 

Центр коллективного пользования - подразделение научно-исследовательской организации или образовательного учреждения, обладающего комплексом научного оборудования, доступного для использования широким кругом ученых и специалистов. Основная цель ЦКП - техническое и методическое сопровождение использования уникального научного оборудования для научно-образовательной деятельности. В состав ЦКП входят используемые в режиме коллективного пользования уникальные комплексы высокоэнергетических установок, уникальные многофункциональные комплексы, специализированные установки с уникальными показателями, уникальные объекты инфраструктуры науки (коллекции, ботанические сады, научные музеи, обсерватории и пр.) - элементы научно-технического потенциала. ЦКП являются организационно-методическими структурами, в которых одновременно выполняются три функции:

  • непосредственно фундаментальные и поисковые исследования и разработки;
  • разработка новых методик исследований и введение их в практику научно-технической деятельности;
  • совместная деятельность с промышленными компаниями по созданию современных исследовательских комплексов.
 

Итак, бизнес-инкубатор — это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности.

 

Главная задача бизнес-инкубатора— создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность.

 

Как правило, бизнес-инкубаторы сдают в аренду своим клиентам офисные и производственные помещения. Производственные помещения на каждую фирму составляют площадь примерно 150 кв. м., офисные – 20 -30 кв. м.

 

Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров аренды. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше.

 

Наряду со льготными условиями аренды помещений, особенностью бизнес-инкубаторов является также сервисное обслуживание начинающих предпринимателей.

 

Государственная поддержка

 

10 марта 2006 года Правительство РФ одобрило государственную программу "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий".

 

Данная Программа разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики и создание технопарков в сфере высоких технологий.

 

Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.

 

Отличительной особенностью технопарков в сфере высоких технологий, создаваемых в рамках настоящей Программы, является то, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств бюджета Российской Федерации.

 

Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.

 

В технопарках в сфере высоких технологий могут осуществлять свою деятельность организации, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги, а также бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий.

 

Инфраструктура технопарков в сфере высоких технологий состоит из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры.

 

В создании технопарков в сфере высоких технологий примут участие учреждения высшего профессионального и послевузовского образования и научные учреждения, которые выступят инициаторами, заказчиками и соисполнителями исследований и перспективных разработок в сфере высоких технологий и осуществят подготовку квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий.

 

Согласно Программе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают решение земельных и социальных вопросов.

 

Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных и региональных программ и внебюджетных источников.

 

Средства международных финансово-кредитных организаций на указанные цели могут привлекаться в установленном порядке.

 

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных организаций, расположенных на территории технопарков в сфере высоких технологий, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на реализацию в течение 2006 - 2010 годов.

 

Основные этапы реализации Программы:

 
  • 2006 - 2007 годы - создание органов управления технопарками в сфере высоких технологий, проведение предпроектных и проектных работ для начала строительства, подготовка базовой инфраструктуры, строительство объектов, разработка программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок, реализация маркетинговых и других организационных мероприятий;
  • 2008 - 2010 годы - развитие инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий, привлечение ведущих мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках в сфере высоких технологий, реализация программы, направленной на продвижение российских высокотехнологичных предприятий на мировой рынок.
 

В результате реализации Программы к 2010 году предполагается создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой.

 

Стоимость совокупного объема произведенных в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд. рублей.

 

Что касается Петербурга, то у нас принята специальная программа «Бизнес-инкубатор», которая в течение нескольких лет реализуется в рамках Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы.

 

В рамках данной программы субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду нежилые помещения бизнес-инкубаторов со ставкой арендной платы, установленной Санкт-Петербургом для аренды нежилых помещений бизнес-инкубатора, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, уменьшенной в установленном порядке, сроком до 5 лет.

 

Кроме того, субъектам малого предпринимательства, размещенным в бизнес-инкубаторах, предоставляются следующие услуги:

 
  • почтово-секретарские;
  • консультационные по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
  • обеспечивается доступ к информационным базам данных;
  • внешнее бухгалтерское обслуживание;
  • техническое обслуживание оборудования;
  • иные услуги, в зависимости от специализации бизнес-инкубаторов.
 

Программа «Бизнес-инкубатор» помогает начинающим предпринимателям, но, если учесть, что в том же бизнес-инкубаторе «Кристалл» могут располагаться не более 50 компаний, то на ситуацию в целом, данная льгота для малого бизнеса не влияет.

 

История возникновения и развития бизнес-инкубаторов

 

Для индустрии новых разработок необходима базовая инфраструктура, основу которой сегодня составляют наукограды, особые экономические зоны, технопарки и бизнес-инкубаторы. Все они призваны обеспечить взаимодействие между потребителями и разработчиками новой продукции.

 

В мире насчитывается более 2000 технопарков, из которых около 50 % были созданы в 1990-х гг. А первые бизнес-инкубаторы появились еще в 50 годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение особенно после 1983 года инкубаторы бизнеса получили в США. В последние десять лет их число выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Можно назвать три причины, которые способствовали их быстрому распространению в США.

 

Проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов. Инкубаторы, создаваемые в рамках этой схемы, открывались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях, в общем, в любых помещениях, которые можно было приспособить для формирования и выхаживания малого бизнеса. Эти инкубаторы выполняли в основном, функцию создания новых рабочих мест и связаны, в основном, с нетехнологичным бизнесом.

 

Поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Инкубаторы, появление которых было вызвано этой причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.

 

Инициативы по открытию инкубаторов, предпринятые для создания привлекательных условий частным инвесторам - "деловым ангелам". Удобство инкубаторной схемы для венчурных капиталистов в том, что они, таким образом, могут контролировать по ряду параметров своих клиентов, одновременно создавая им условия для работы. Эти инкубаторы оказывают поддержку, как фирмам высоких технологий, так и нетехнологическому предпринимательству.

 

Примером успешного развития инкубатора по третьей схеме может служить бизнес-инкубатор в г. Остин штата Техас (Austin Technology Incubator). Он был создан в 1989 году и занимал тогда небольшую площадь всего в 400 кв. метров. Однако уже в 1997 году его площадь увеличилась до 20000 кв. метров, а число компаний, входящих в него, возросла до 28. Сейчас общий капитал этих компаний достиг 100 миллионов долларов. 90% всех компаний, которые родились здесь, успешно развиваются. При этом 33 компании были выпущены из инкубатора в свободное плавание, а 6 из них зарегистрированы на бирже. Интересно, что постепенно на схему привлечения частных инвесторов для финансирования венчурных фирм переходят и университетские инкубаторы. В частности так теперь работает Оксфордский центр инноваций в Великобритании.

 

Чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их "взросления" тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии.

 

В мировой практике бизнес-инкубаторам государственная финансовая поддержка предоставляется исключительно в виде субсидий на выплату арендных ставок и покупку оборудования. Средняя площадь бизнес-инкубаторов варьирует от 6-10 тыс. кв.м в Китае до 1,5 тыс. кв.м в Австралии, в ЕС средняя площадь бизнес-инкубаторов составляет 3-4 тыс.кв.м. Как правило, в бизнес-инкубаторе работает 20-30 компаний, получающих консалтинговую и финансовую поддержку, помощь в обучении специалистов и в проведении исследований.

 

Интересен опыт по созданию бизнес-инкубаторов в Германии, которым немецкие специалисты поделились со своими российскими коллегами на конференции, посвященной проблемам инновационного бизнеса.

 

По их мнению, практическая поддержка малого бизнеса - задача, в первую очередь, муниципальных властей. Взаимосвязь и взаимная заинтересованность малого бизнеса и власти проявляется, в основном, на уровне местного самоуправления. Государство, безусловно, играет значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т.ч. малого. Однако задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной банковской и кредитной системы. Практическое наполнение понятия «поддержка малого бизнеса» - дело, в первую очередь, муниципальное.

 

Бизнес-инкубатор, по мнению немецких экспертов, дает возможность решить многие социальные и экономические проблемы муниципалитета - создаются новые рабочие места, как в руководстве самого бизнес-инкубатора, так и на размещаемых в нем фирмах.

 

В случае участия муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появляется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере. Так, путем закрепления профиля инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку организациям, деятельность которых совпадает, например, с планом стратегического развития муниципального образования на определенный период времени, т.е. соответствует приоритетам муниципалитета в экономической сфере. Примером могут служить бизнес-инкубаторы инновационного профиля, созданные в бывших и нынешних наукоградах.

 

Еще одним положительным фактором для развития муниципального образования может стать то, что бизнес-инкубатор способствует в конечном итоге повышению прозрачности рынка и легализации работающих на нем субъектов. Этот эффект достигается за счет того, что фирмы, находящиеся в бизнес-инкубаторе, изначально ведут прозрачный бизнес. Кроме того, возможна практика, когда все бухгалтерские документы «инкубируемых» фирм ведутся одним, «общим» бухгатером, работающим в штате бизнес-инкубатора. Таким образом, фирма, покидающая стены бизнес-инкубатора по истечении определенного времени, обычно 3-5 лет, уже известна налоговым и другим контролирующим органам и продолжает вести честный бизнес.

 

Не последнюю роль играют бизнес-инкубаторы и с точки зрения имиджа муниципалитета, точнее - местных властей. Сам факт участия муниципалитета в таких структурах воспринимается как свидетельство активного содействия властей бизнесу, доброжелательного отношения и практической поддержки предпринимателей. С точки зрения потенциального инвестора, естественно, при прочих равных условиях, такая территория более привлекательна. Кроме того, в условиях более прозрачного рынка, который формируется при участии механизма бизнес-инкубирования, уровень риска инвестиций значительно снижается, что является немаловажным критерием при оценке потенциальным инвестором возможных инвестиционных проектов в регионе.

 

Нужно сказать и о том, что бизнес-инкубатор оказывает услуги поддержки не только «инкубируемым» предприятиям, но и всем другим заинтересованным предпринимателям муниципального образования. В первую очередь, это касается проведения обучающих мероприятий и оказания консалтинговых услуг. Более того, рекомендуется создание в бизнес-инкубаторе дополнительного рабочего места, оснащенного компьютером, которым может воспользоваться любой начинающий предприниматель извне. Кроме того, «внешние» начинающие предприниматели должны иметь возможность по предварительной заявке использовать помещение для переговоров или офисную технику. В таком случае воздействие бизнес-инкубатора значительно расширяется. Естественно, эта вторая роль инкубатора - роль некоего бизнес-центра и бизнес-консультанта - более важна и актуальна для небольших муниципалитетов, там, где еще не сложилась разветвленная инфраструктура услуг для предпринимательской деятельности. В таких муниципалитетах инкубаторы какое-то время выполняют эту «замещающую» функцию, заполняют нишу, которая в перспективе должна быть занята частными предприятиями (предпринимателями).

 

В качестве еще одного положительного аспекта функционирования на территории муниципального образования бизнес-инкубатора можно отметить формирование определенного сообщества предпринимателей, вышедших из его стен, подобного английским клубам выпускников университетов. Это позволяет говорить о формировании устойчивых связей между предпринимателями, работающими в различных отраслях, что оказывает благоприятное воздействие на общий экономический климат муниципального образования.

 

С другой стороны, бизнес-инкубатор как хозяйствующий субъект сам заинтересован в участии муниципалитета в его деятельности. Это объясняется различными факторами. В первую очередь, естественно - необходимостью получения здания (помещений) для своей деятельности. Кроме того, инкубатору, выполняющему «общественный» заказ, необходим, или как минимум желателен определенный статус, подчеркивающий связь с публичной властью. Это значительно облегчает работу бизнес-инкубатора как на «внешнем» рынке, так и с клиентами - инкубируемыми предприятиями.

 

Отбор претендентов на размещение в бизнес-инкубаторе также производится при участии органов местного самоуправления. Это придает конкурсу общественную значимость, открытость и прозрачность. Для осуществления процедуры выбора создается комиссия. Роль конкурсной комиссии может быть передана наблюдательному (попечительскому) совету, в состав которого могут входить:

 
  • Глава муниципального образования
  • руководитель бизнес-инкубатора
  • представители учредителей
  • представитель фонда занятости
  • представитель торгово-промышленной палаты
  • представитель банка
  • независимые эксперты, аудиторы, представители общественности.
 

Основными принципами отбора претендентов являются:

 
  • соответствие вида деятельности претендента заявленному профилю бизнес-инкубатора,
  • экономическая состоятельность и обоснованность бизнес-плана претендента,
  • соответствие иным требованиям, если таковые установлены конкурсной документацией.
 

Муниципалитет может формировать профиль бизнес-инкубатора в соответствии с представлениями администрации о стратегической потребности муниципалитета. Выбор профиля диктуется и объективными факторами, к примеру, размером, расположением и характером площадей, наличием инженерной инфраструктуры и др. Для закрепления профиля немаловажно умение на ранних стадиях реально оценить рынок соответствуют их видов деятельности, поскольку предприниматели, претендующие на размещение в бизнес-инкубаторе, должны доказать не только потребность в продукции своего предприятия, но и экономическую состоятельность бизнеса, предоставить в конкурсную комиссию соответствующие документы, например, бизнес-планы».

 

В 1990-х гг. технопарки стали создаваться в России в основном в качестве структурного подразделения вузов. Как правило, партнер университетского технопарка – малое предприятие, основанное выпускниками вуза, которое специализируется на разработке наукоемкой продукции. Реструктуризация крупных предприятий в эти же годы также положила начало созданию «кластерных» технопарков при промышленных предприятиях.

 

Чаще всего технопарки становятся основой для поддержки сформировавшихся малых предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности. Вместе с тем почти 90 % технопарков в мире имеют один или несколько бизнес-инкубаторов, выходцы которого становятся резидентами технопарка.

 

Сегодня в России номинально действует около 80 технопарков. По мнению экспертов, есть три фактора, которые определяют успех этих структур. Это энергичность местных и региональных органов власти и управления, заинтересованность местной промышленности и наличие университета, обеспечивающего подготовку кадров.

 

Крупные компании хотят переселиться в технопарк, чтобы избавиться от арендной зависимости, иметь свою собственность и развиваться. Малые компании, чтобы выжить, нуждаются в гарантированной низкой арендной плате на долгий срок. И те, и другие заинтересованы в экологически хороших условиях работы, удобной логистике, транспортной доступности, достаточных энергетических ресурсах. Технопарк – это не только коммерческое предприятие, он выполняет функции подбора и выращивания кадров.

 

«Технопарки как технологические ареалы – это цельный кластер взаимозависимых инновационных предприятий, работающих в общей или связанных отраслях, и компактно располагающихся на обособленной территории, – говорит Наталья Харкевич, заместитель председателя комиссии по производственным кластерам Общественного совета по развитию малого предпринимательства. – Эти предприятия делят общую инфраструктуру, рынок труда и услуг и имеют дело со схожими возможностями и угрозами. Инфраструктура этого технопарка – совокупность офисно-производственных зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Можно либо создать такой технопарк на уже имеющихся свободных производственных площадях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо построить такой комплекс на выделенной территории».

 

Московский опыт

 

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие малого инновационного предпринимательства в городе Москве, по мнению экспертов, является нехватка офисных и производственных помещений для ведения деятельности в научно-технической сфере. Разрешение данной проблемы возможно посредством развития такого элемента инфраструктуры имущественной поддержки малого инновационного предпринимательства, как технопарки и бизнес-инкубаторы.

 

Помимо решения проблемы с нехваткой площадей технопарки способствуют решению и других существенных проблем развития малого инновационного предпринимательства, таких как:

 
  • отсутствие знаний, необходимых для коммерциализации инноваций;
  • недостаток знаний и опыта в области защиты интеллектуальной собственности и рыночной конкуренции;
  • сложности с поиском бизнес-партнеров и инвесторов;
  • отсутствие доступа к внешним источникам финансирования;
  • продвижение и сбыт продукции на рынке;
  • существенные затраты на приобретение не специфичных (не связанных с профильной научно-технической деятельностью) основных фондов.
 

Если обратиться к данным, которые предоставлены Агентством по развитию инновационного предпринимательства, то сегодня на территории Москвы функционируют или находятся на стадии строительства 31 бизнес-инкубатор и технопарк. Рассмотрим некоторые из них.

 

Технопарк «Строгино» был создан Правительством Москвы при поддержке Минэкономразвития России в 2007 г. Общая площадь Технопарка «Строгино» составляет 17 000 кв. м. Главная задача технопарка – создать развитую инфраструктуру для роста и развития инновационных компаний, размещенных на территории Технопарка, и инновационного предпринимательства России в целом. Основные подразделения Технопарка:

 
 

Многофункциональный технопарк «Загорье» создан в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 1010 от 02.11.1999 года «О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве» и Распоряжение Премьера Правительства Москвы № 53-РП от 27.01.2000 года в Южном административном округе г. Москвы для размещения предприятий малого бизнеса.

 

Данный проект был включен в городскую Комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства, реализован при поддержке Правительства Москвы.

 

Идея проекта - создание под одной крышей единого комплекса производственных, складских и офисных помещений, которые сдаются в аренду субъектам малого предпринимательства, планирующим расширение действующего производства или создание нового.

 

В 2008 году, на территории Зеленоградского административного округа был образован бизнес-инкубатор "Зеленоград".

 
 

Российско-Китайский технопарк «Дружба» создан в ноябре 2003 года по решению правительств России и Китая. Его деятельностью управляет совместная российско-китайская компания, учредители которой были определены министерствами двух стран, курирующими науку и технологии. Ими стали с российской стороны Научный Парк Московского энергетического института, с китайской стороны корпорация «Бада» Харбинского политехнического института. Технопарк включен в План действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ, утвержденным Председателем КНР Ху Цзиньтао и Президентом РФ Путиным В.В. 14 октября 2004 г.

 

Цели РКТ:

 
  • продвижение на китайский рынок российских завершенных научно-технических разработок и на российский рынок – высокотехнологичной продукции китайских предприятий;
  • создание совместных российско-китайских предприятий для производственного освоения и рыночной реализации результатов НИОКР;
  • совершенствование нормативно-правовой и информационной базы в области международного трансфера технологий.
 

Инновационно-технологический комплекс «Технопарк «Курчатовский», образованный в 1998 году, является структурным подразделением РНЦ «Курчатовский институт». В 2006 году проведено реформирование деятельности и структуры Технопарка.

 

Направления деятельности:

 
  • оценка инвестиционной привлекательности и подготовка предложений по инновационным бизнес-проектам;
  • организация и управление инновационными проектами;
  • трансферт технологий для коммерциализации;
  • ведение продуктовой линейки РНЦ «Курчатовский институт»;
  • организация выставочной деятельности.
 

ООО «Инновационный парк Российского нового университета».

 

Главная цель создания технопарка - это создание тепличных условий малым предприятиям, ускоренно коммерциализирующих перспективные идеи. В результате рынок будет получать новые востребованные инновационные продукты, предприятия участники технопарка и РосНОУ высокие доходы, государство новые рабочие места и налоговые поступления.

 

В большинстве действующих технопарков нет возможности оказывать конструкторские, дизайнерские и другие сопутствующие услуги, включая изготовление опытных образцов и мелких серий инновационных продуктов. Однако в современных условиях невозможно говорить об инновациях, привлечении инвесторов, продвижении идей, если нет возможности создавать дизайн опытных образцов, доводить техническую и конструкторскую документацию до опытного образца, а затем серийного производства. Технопарк предлагает:

  • разработку технологии производства ;
  • создание опытных образцов и моделей для подготовки серийного производства;
  • подготовку полного пакета технической документации.

Поскольку для создания инновационного продукта необходимо наличие современных средств производства и высококлассных специалистов работающих на одной производственной площадке, нами создан многофункциональный, экспериментальный участок с возможностью выполнения следующих работ:

 
  • металлообработка
  • электроника и микроэлектроника
  • деревообработка
  • участок по работе с пластмассами и др.
 

Предусматрены также экономические, юридические, маркетинговые службы, необходимые для успешной работы над проектами. Кроме того, в структуре технопарка есть отделы дизайнеров, конструкторов и технологов, оснащенные современным оборудованием и программными средствами, которые по заявкам авторов идей будут доводить документацию до производственной стадии.

 

ООО «Научный парк МЭИ».

 

МЭИ был одним из первых вузов, который активно включился в развитие инновационной деятельности. За период 1989 – 1991 годы в МЭИ было создано 26 технологических компаний с участием МЭИ, как акционера и уже в 1990 году были заложены основы инфраструктурной поддержки этих компаний в виде Научного парка МЭИ.
В состав Научного парка МЭИ входит инновационно-технологический центр, и те компании, которые были приняты в него, развиваются весьма успешно. Общий годовой оборот инновационных компаний МЭИ сравним по объему с бюджетом МЭИ. Каждая из компаний является многопродуктовой, то есть она выпускает не один, а несколько видов продукции, причем продукции высокотехнологичной. Однако главной задачей Научного парка является поддержка инкубируемых и малых инновационных предприятий.
МЭИ проводит большое количество исследовательских работ в области энергетики, а также в других областях науки и техники, многие из которых завершаются созданием высокотехнологичных объектов интеллектуальной собственности. Одна только статистика патентования в количестве более 300 патентов на изобретения за период с 1996 по 2002 г. говорит о большом объеме создания инновационных продуктов в МЭИ.

 

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) создан в 1997 году и является крупномасштабным проектом формирования инфраструктуры поддержки наукоемкого предпринимательства. Компании, которые были приняты в ИТЦ Научного парка МЭИ, развивались и развиваются весьма успешно. Общий годовой оборот инновационных компаний МЭИ сравним по объему с бюджетом МЭИ. Каждая из компаний является многопродуктовой, то есть она выпускает не один, а несколько видов высокотехнологичной продукции. Компании в технопарке растут значительно быстрее по отношении к аналогичным средним показателям в сфере «наука и научное обслуживание». Годовой оборот таких компаний составляет от 40 до 120 млн. руб., число работающих в них – от 15 до 130 человек.

 

Основные направления деятельности Научного парка МЭИ:

 
  1. Проведение исследований в области коммерциализации науки и технологий, технологического трансфера и инноваций.
  2. Поддержка динамично развивающихся средних и начинающих малых компаний.
  3. Разработка новых и адаптация имеющихся зарубежных программ обучения в области технологического инновационного бизнеса.
  4. Подготовка кадров в области коммерциализации технологий.
  5. Поддержка существующих международных и национальных кооперативных связей и установление новых для поиска научных и коммерческих контактов, обмена опытом по сопровождению и сервису фирм, помощи в продвижении их товаров и услуг на внешние рынки.
 

Инновационно-технологический центр "Научный парк МГУ", (далее НП) образовался в 1992 г. на волне зарождавшегося интереса к созданию научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов.

 

Учредителями выступили Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Министерство образования и науки РФ в лице инновационного фонда при ГКНТ.

 

Университет передал Научному парку территорию рядом с Ботаническим садом, где было начато строительство двухэтажных корпусов.

 

В течение первых шести лет работы Научного Парка, на его территории один за другим возникли восемь зданий, в которых, в последствии, разместилось около 20 научных коллективов. В этих зданиях расположились как офисные, так и лабораторные и отчасти производственные помещения.

 

Научный Парк МГУ сегодня – это более 11000 кв. м. площади, 53 малых научно-технических предприятия, работающих на его территории, более 2500 работников.

 

В 53 компаниях Научного Парка работает более 2500 человек. 80% из них имеют отношение к МГУ (научные сотрудники, аспиранты, студенты, недавние выпускники). Средний возраст работающих в Научном Парке составляет чуть выше 30 лет. Руководители более чем трети предприятий, работающих в Научном Парке, имеют ученую степень.

 

На право претендентов для размещения в Научном парке МГУ был объявлен открытый конкурс. Для оценки представленных на него 78 проектов создан экспертный совет из трех независимых групп. Первая оценивала экономическую целесообразность, проработанность предпринимательской концепции проекта. Вторая – его научную значимость, технологичность и соответствие направленности Научного парка МГУ. И третья группа определяла возможность технической реализации проекта в его рамках.

 

Основными целями НП были определены:

 
  • Развитие новых наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности;
  • Увеличение занятости населения;
  • Создание и обеспечение выживаемости новых фирм;
  • Конверсия;
  • Повышение роли науки и образования.
 

Необходимость подобной организации была продиктована сложившейся обстановкой в стране: в процессе перехода к рынку и конверсии стали высвобождаться высококвалифицированные кадры, которые в поисках новой ниши для приложения своих способностей встали на путь развития малого инновационного предпринимательства.

 

В 1997 году в рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности на базе Научного Парка МГУ началось строительство Информационно-аналитического Центра площадью около 7000 кв.м. Финансирование строительства осуществлялось как за счет средств Федерального бюджета, так и за счет средств инновационных предприятий ИТЦ. Доля внебюджетного финансирования составила более 2/3 от общего объема.

 

25 января 1999 года состоялось торжественное открытие Центра Информационных технологий МГУ.

 

В 2000 г. Научный Парк получил свидетельство о Государственно-общественной аккредитации №1.

 

15 сентября 2008 года Научный парк стал членом Международной Ассоциации Научных парков (IASP).

 

Анализ бизнес-инкубаторов и технопарков Москвы позволяет сделать вывод, что многие из них созданы на базе ВУЗов. И это совсем не случайно. Высшие учебные заведения, с одной стороны являются научными центрами и обладают соответствующим потенциалом, а с другой – это организации, располагающие значительными площадями, которые можно сдавать в аренду.

 

В Петербурге также немало Высших учебных заведений, которые могли бы стать основой для создания технопарков и бизнес-инкубаторов в сфере высоких технологий и инноваций. И странно, что до сих пор ни один ВУЗ не рискнул это сделать. Особенно, учитывая тот факт, что сегодня ВУЗам разрешено создавать малые предприятия.

 

А что в Петербурге?

 

В Санкт-Петербурге ситуация с бизнес - инкубаторами и технопарками иная, чем в Москве. В городе функционируют два «настоящих» бизнес-инкубатора.

 

Бизнес-икубатор «Кристалл» - бизнес-инкубатор для субъектов малого предпринимательства, проект реализован совместно с Министерством экономического развития РФ. Общая площадь бизнес-инкубатора 3200 кв.м. Количество рабочих мест - 160.

 

Бизнес-инкубатор оказывает поддержку малым предприятиям, работающим в инновационной, научно-технической, промышленной сферах, и в системе ЖКХ, на начальном этапе развития. Участникам программы предоставляются на льготных условиях: помещения, оборудованные мебелью и оргтехникой, Интернет, телефония, лицензионное ПО. Бухгалтерское и юридическое обслуживание, консультации по налогообложению, кредитованию, маркетингу, продвижению, содействие в поиске инвестиций, обучение и т.д).

 

Следует отметить, что это не просто площади, предоставляемые в аренду на льготных условиях. Это институт поддержки начинающего малого предпринимательства. Большинство малых предприятий затрачивают значительные усилия и средства на решение организационных вопросов, таких как поиск помещений для производства и офиса, организацию связи, приобретение оргтехники, поиск квалифицированных бухгалтерских, юридических и прочих услуг. Основной задачей бизнес – инкубатора является оказание подобных услуг субъектам малого предпринимательства, помогающих предпринимателям на начальном этапе сконцентрироваться на развитии своего бизнеса. Для субъектов малого предпринимательства нежилые помещения в аренду на начальном этапе предоставляются на льготных условиях. Стоимость арендной платы для инкубируемых предприятий устанавливается в следующем процентном соотношении относительно расценок принятых для данных площадей: в 1 год размещения в бизнес-инкубаторе - 40%, во 2-ой год - 60%, в 3-ий год - 100%.

 

Бизнес-инкубатор «Ингрия» – это объект инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга, уникальная платформа для поддержки перспективных высокотехнологичных проектов и начинающих предпринимателей, цель, которой – помочь стартапам развиться до стадии получения финансирования и выхода на рынок. Общая площадь бизнес-инкубатора «Ингрия» - 1838,77 кв.м. Количество рабочих мест - 209, из них 29 рабочих мест в коворкинге, 113 – в кьюбикле, 67 – в офисе.

 

Бизнес-инкубатор был запущен в декабре 2008 года в качестве структурного подразделения ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» (находится в 100% собственности города). Бизнес-инкубатор оказывает широкий спектр услуг по привлечению экспертов и менторов, доступу к информационным базам, необходимым для подтверждения успешности проекта, формированию команды, а также по представлению проектов инвесторам и компаниям - потенциальным заказчикам.

 

Бизнес-инкубатор предлагает инновационным компаниям услуги по продвижению проекта, привлечению финансирования, консультационную и сервисную поддержку. Резидентам предлагаются две программы: прединкубация и инкубация. Результатом первой является формирование модели бизнеса, второй – развитие бизнеса и выход на рынок. Проекты компаний-резидентов бизнес-инкубатора представлены в разнообразных инновационных сферах: энергетике и энергосбережении, медицине, биотехнологиях и других.
Кроме зоны рабочих мест, резиденты могут воспользоваться переговорными комнатами, оснащёнными необходимым оборудованием для проведения телеконференций, презентаций, переговоров, семинаров и других мероприятий, а также оборудованной кухней, копи-центром, выходом в интернет, доступом к справочным и информационным системам, клининговыми услугами. На всех этапах инкубирования «Ингрия» предоставляет клиентам не только удобные рабочие места и необходимые бизнес-сервисы, но и возможность воспользоваться юридическими, бухгалтерскими и другими партнерскими услугами.

 

Справедлив вопрос: могут ли два бизнес-инкубатора удовлетворить потребности всех предпринимателей, желающих арендовать помещения на льготных условиях и воспользоваться теми услугами, которые они предоставляют? Вряд ли. Свидетельство тому – многочисленные «круглые» столы и конференции, на которых в последний год неоднократно обсуждались перспективы развития бизнес-инкубаторов и технопарков в Петербурге.

 

Напомним, о чем шла речь на данных мероприятиях.

 

25 ноября 2009 года о судьбе технопарков и бизнес-инкубаторов говорили на расширенном заседание «рабочей группы» Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, в работе которой принял участие первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский.

 

Сергей Фивейский в своем выступлении отметил, что льготная аренда помещений не является главным преимуществом бизнес-инкубаторов.

 

- Главное отличие бизнес-инкубатора от аналогичных проектов заключается в «выращивании» инновационных проектов с помощью наставников или менторов – людей, имеющих большой опыт, в том числе, и зарубежный, в выведении проектов на рынки. Сегодня по этому пути идут все европейские страны, и к этому должны стремиться и мы.

 

В Петербурге на данный момент в большей степени соответствует данному требованию бизнес-инкубатор «Ингрия».

 

Бизнес-инкубатор, расположенный на пр. Большевиков д.22, площадью 220 кв.м, запущен в декабре 2008 года в качестве структурного подразделения ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» и является одним из основных элементов инфраструктуры «Технопарка «Ингрия». Резиденты бизнес-инкубатора – разработчики инновационных проектов в сфере высоких технологий. В настоящее время инкубатор выращивает 6 инновационных компаний. Бизнес-инкубатор оказывает широкий спектр услуг по привлечению экспертов и менторов, доступу к информационным базам, необходимым для подтверждения успешности проекта, формированию команды, а также по представлению проектов инвесторам и компаниям - потенциальным заказчикам.

 

В декабре 2009 года запланировано открытие еще 2-х площадок «Ингрии» - на проспекте Обуховской обороны д.72 (900 кв.м.) и Биржевом переулке д.14 (682 кв.м.).

 

В целом до 2011 года планируется создание двенадцати новых бизнес-инкубаторов, в том числе производственного типа. На сегодняшний день принято решение о проектировании и строительстве типового производственного бизнес-инкубатора «Красносельский» по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рябчикова, планируемая площадь 7000 кв. метров. Еще один адрес, по которому ведутся работы, – Светлановский пр. 35. Производители мебели, объединенные в кластер, планируют открыть бизнес-инкубатор в промзоне «Ржевка». Всего по плану мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2008 году на создание в городе бизнес-инкубаторов было выделено 40 млн. рублей, в 2009 году – 90 млн., в 2010 году – 100 млн., в 2011 году – 120 млн. рублей.

 

Во второй части мероприятия состоялась презентация действующего бизнес-инкубатора, размещенного на частных площадях завода «Металлист». Данный бизнес-инкубатор носит название «Оптимист». Его адрес: наб. Обводного канала, дом 148. Площадь бизнес-инкубатора более 1000 кв. метров офисных, складских и производственных помещений. Бизнес-инкубатор оборудован необходимой оргтехникой, мебелью, имеются две переговорные комнаты. Помимо традиционных услуг, арендаторы данного объекта имеют возможность воспользоваться кредитами «Русского торгово-промышленного общества взаимного кредита», расположенного на данном объекте.

 

Бизнес-инкубатор «Оптимист» не устанавливает ограничения по размещению в нем предпринимателей по видам деятельности. Все субъекты малого бизнеса, осуществляющие свою деятельность в рамках российского законодательства, могут получить помещение в бизнес-инкубаторе.

 

Виктор Быков, председатель ОС Адмиралтейского района и один из учредителей бизнес-инкубатора, считает, что самая главная задача, которая стоит перед управляющей компанией – передать начинающему предпринимателю «мягкую технологию» превращения технологической или бизнес - идеи в быстрорастущий бизнес.

 

«Мы должны помочь создать инновационную бизнес-модель, организовать процесс развития бизнеса и обучить предпринимателя методам управления, а также помочь создать стратегический альянс и организовать финансирование». Организатором данного бизнес-инкубатора необходима помощь города в продвижении данной площадки среди представителей малого бизнеса, а также финансовая поддержка».

 

3 июня в Смольном состоялось очередное заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга с участием Губернатора города Валентины Матвиенко, на котором также рассматривался вопрос перспектив развития бизнес-инкубаторов, а также был заслушан отчетный доклад Виктории Бойцовой, генерального директора ООО «РЭО Сервис» (управляющая компания первого городского бизнес-инкубатора):

 

- Первый городской бизнес-инкубатор начал свою работу в апреле 2007 года. И так как участие предприятий в программе рассчитано на 3 года, то сейчас мы подводим первые итоги нашей деятельности.

 

Виктория Бойцова - генеральный директор ООО «РЭО Сервис»

(управляющая компания первого городского бизнес-инкубатора)

По состоянию на 26 апреля 2010 года в бизнес-инкубаторе сдано в аренду 34 офисных помещения общей площадью 1861,61 кв.м.; свободных офисов – 15, общей площадью 773,6 кв.м. Из 87 договоров аренды, заключенных с первого дня работы инкубатора, на сегодняшний день действуют 40.

 

47 договоров были расторгнуты по следующим причинам:

 
  • в связи с финансовым ростом, сменой юридического адреса и потребностью в других площадях расторгнуто – 19 договоров;
  • в связи с окончанием срока участия в программе (3 года) - 6 договоров;
  • по причине несоответствия осуществляемого вида деятельности, заявленной при подаче заявки – всего 2 договора;
  • и по причине неустойчивого финансового положения – 20 договоров.
 

Таким образом, 46% компаний, заключивших договора с петербургским бизнес-инкубатором в первый год своего существования, работают в нем и по сей день.

 

29% компаний являются выпускниками или покинули инкубатор в связи с финансовым ростом, сменой юридического адреса и потребностью в других площадях. 75% компаний БИ динамично развиваются на рынке.

 

Виктория Бойцова рассказала и о том, какие услуги на сегодняшний день предоставляются резидентам бизнес-инкубатора.

 

Компании, работающие в бизнес-инкубаторе, получают всестороннюю поддержку - обучение, помощь в продвижение продукции и в привлечении финансирования. Им оказываются различные консультации, охватывающие все сферы деятельности предприятия: правовые, финансово-экономические, маркетинговые и другие. За консультациями к специалистам в месяц обращаются 20-25 компаний.

 

Особое внимание уделяется интернационализации бизнеса. С этой целью проводятся регулярные консультации с привлечением отечественных и иностранных специалистов по следующим вопросам:

 
  • Как открыть и вести бизнес за границей?
  • Как найти надежных партнеров и привлечь инвесторов в Финляндии и ЕС?
  • Как вести интернационализацию через Финляндию?
  • Продвижение продукции за рубежом;
 

Кроме того, для резидентов БИ организуются совместные мероприятия с иностранными партнерами: поездки, семинары, программы международного сотрудничества, стажировки.

 

Бизнес-инкубатор активно сотрудничает с Евро Инфо Центром – Европейской сетью поддержки предприятий и инноваций в 40 странах мира.

 

В декабре 2009 года заключен договор с Центром малого бизнеса Хельсинской школы экономики Университета «Аалто». В рамках этого договора проводятся совместные мероприятия с финскими предпринимателями и инвесторами.

 

В октябре 2009 года совместно с Центром «Нордика» была организована программа «Европейский опыт поддержки инновационного бизнеса в Финляндии и Швеции». Для резидентов БИ участие в программе было бесплатным. Участники программы посетили несколько технопарков и бизнес-инкубаторов, познакомились с финскими и шведскими предпринимателями. Они также получили консультации юристов по открытию и ведению бизнеса в Скандинавии, посетили Скандинавскую техническую выставку.

 

В декабре 2009 года с КЭРППиТ был подписан протокол, согласно которому предпочтение для размещения в бизнес-инкубаторе отдается компаниям, осуществляющим свою деятельность в сфере энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий.

 

«Мы считаем, что это одно из важнейших направлений современной экономики, поэтому фактически берем на себя ответственность за «выращивание» этих компаний,-подчеркнула Виктория Бойцова. – И мы будем создавать для них максимально комфортные условия, а в результате расширения площадей бизнес-инкубатора, им будут предоставляться офисы наиболее востребованного размера – 25-30 кв.м.».

 

За три года работы бизнес-инкубатора сделано много, но еще больше предстоит сделать в ближайшем будущем.

 

Одним из приоритетных направлений развития бизнеса мы считаем работу с вузами и проектными институтами. Уже сегодня в БИ проводятся регулярные экскурсии для студентов, презентации программ поддержки предпринимательства. В некоторых компаниях БИ проходят практику студенты петербургских вузов, осуществляется помощь в написании дипломных работ. Это направление также следует развивать.

 

Мы планируем также, шире развивать международное сотрудничество. Являясь соучредителем некоммерческого партнерства «Институты развития малого и среднего бизнеса», хотим создать региональный консультационный центр бизнес-инкубаторов.

 

Бизнес-инкубатор «Кристалл» - это хороший пример, но, к сожалению, данное предприятие создано для начинающих предпринимателей, которым на начальном этапе становления бизнеса, вполне хватит офисного помещения размером 30 метров. А что делать действующим инновационным компаниям, основная проблема которых заключается в отсутствие собственных (или арендованных) производственных площадей? Зачастую, инновационному бизнесу, в отличие от той же торговли или сферы услуг, требуются площади от 1000 и более кв. метров. И решить эту проблему без государственной и региональной поддержки не возможно.

 

Марина Гирина, председатель Комиссии по производственным кластерам Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга неоднократно подчеркивала, что у большинства предприятий, входящих в Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий огромная потребность в собственных производственных площадях. И сегодня Кластер ожидает окончания работ в здании оптико-механического лицея на Полюстровском проспекте, где должны разместится предприятия Кластера.

 

В 2010 году планируется увеличение площади бизнес-инкубатора на Седова на 1200 кв. м с целью размещения там малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере энергосберегающих технологий. Также, в настоящее время рассматривается вопрос об открытие 3 площадки бизнес-инкубатора «Ингрия». Ведется работа по созданию бизнес-инкубатора производственного типа по адресу Полюстровский пр., д. 61, литера А. Общая площадь бизнес-инкубатора порядка 11 000 кв. метров.

 

«Для бюджета содержание одного бизнес-инкубатора обходится от 500 до 1 млн. евро. В среднем создание одного рабочего места в бизнес-инкубаторе составляет порядка 7-10 тыс. евро, что сопоставимо с затратами на подобные цели в европейских странах», - подчеркнул Денис Цуканов, начальник управления инновационной политики КЭРППиТ. - Поэтому мы доведем до нужного уровня эффективность работы действующих бизнес-инкубаторов и потом примем решение о целесообразности создания новых».

 

Итак, бизнес-инкубаторы – это сложная и дорогостоящая система. И в дальнейшем город будет оценивать их деятельность по конкретным результатам: сколько компаний сможет вести устойчивую деятельность в рыночных условиях после прохождения бизнес-инкубирования, сколько компаний сумеют привлечь инвестиции и стать устойчивыми на рынке.

 

Региональные проекты

 

Рассматривая вопрос создания и развития бизнес-инкубаторов и технопарков было бы неправильно ограничиваться только Москвой и Санкт-Петербургом – в российских регионах также активно продвигается идея создания данных систем.

 

 

Весной 1995 года при поддержке мэра города Волхова Нонны Михайловны Волчковой открылся «Волховский международный Бизнес-Инкубатор», который до 31 октября 1998 года финансировался Агентством по Международному Развитию США (USAID). В 2003 году Волховский международный Бизнес-Инкубатор был переименован в НОУ "Волховский Бизнес-Инкубатор». В связи с ликвидацией, из состава учредителей вышел Альянс американский и российских; женщин. Соучредителем администрации города стало Управление занятости населения Ленинградской области. Цели создания «Волховского Бизнес-Инкубатора»:

 
  • оказание поддержки и содействия развитию малого и cреднего бизнеса в Волхове и Волховском районе Ленинградской области,
  • обучение по вопросам ведения бизнеса,
  • предоставление услуг, необходимых для ведения бизнеса, источников информации, возможности сотрудничества с организациями, проводящими обучение, кредитными организациями и другими источниками альтернативного финансирования. Россия.
 

Государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». Представляет собой структуру, целью которой является поддержка и развитие малых форм предприятий на начальной стадии развития с помощью создания благоприятных условий для их организации, становления и успешного развития, используя все имеющиеся для этого возможности. Бизнес-инкубатор обеспечивает всестороннюю поддержку начинающему предпринимателю, создавая благоприятные условия для ускоренного развития зарождающихся компаний. В бизнес-инкубаторе субъекты малого бизнеса найдут не только подходящие площади и инфраструктуру, но и целый ряд иных полезных услуг. В центре внимания находится предоставление предпринимателям в аренду офисных и производственных помещений, технического оборудования на выгодных условиях, а также предоставление соответствующих сервисных услуг (консультации, сопровождение и инфраструктура). Бизнес-инкубатор создает хорошие исходные предпосылки для молодых предпринимателей во время трудных первых лет работы.

 

Некоммерческое партнерство "Курганский бизнес - инкубатор" - Это совершенно новая, молодая организация, учреждена как структура поддержки малого бизнеса. Представляет интересы безработной молодежи и начинающих предпринимателей. цели Бизнес-инкубатора - Создание наиболее благоприятных условий для поддержки и развития малого бизнеса. Оказание содействия в создании новых рабочих мест, Выявление наиболее перспективных и социально значимых проектов создания малых предприятий, защита прав и законных интересов предпринимателей на всех уровнях государственного и негосударственного управления Комплекс услуг, предоставляемых Бизнес-инкубатором: Доступ к специализированным банкам данных, Бизнес-обучение, Рекомендации по составлению и составление бизнес-плана, продвижение бизнес-планов на инвестиционные конкурсы для финансирования Все виды консультаций (право, налогообложение и т.д.)Помощь при основании фирмы, регистрации предприятия, предоставление офисных помещений и посредничество при поиске помещений под офис или производственных площадей, пользование оргтехникой, помощь в подборе кадров

 

«Информационно-Консультационный Бизнес-инкубатор Красноярского Края». В рамках государственных программ развитию бизнес-инкубаторов и информационно-консультационных сетей придается все большое значение, так как эти ресурсы способны стать основными действенными элементами поддержки и развития среды малого предпринимательства. Так в Красноярском крае при поддержке департамента экономического планирования и промышленной политики создан дистанционный информационно-консультационный бизнес-инкубатор. Он позволит объединить представителей малого бизнеса, органы государственной и муниципальной власти, а также бизнес-консультантов по основным аспектам предпринимательской деятельности. Информационно-консультационный бизнес-инкубатор содержит актуальные тематические рубрики. На ресурсе содержится огромное количество полезной информации. Источниками пополнения данных являются ресурсы государственных и муниципальных учреждений, информационно-правовые базы, специализированные деловые ресурсы, средства массовой информации и многие другие. Более того, на данном веб-ресурсе вы сможете задать интересующий вас вопрос и получить ответ от бизнес-консультанта.

 

 

Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба». Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба», именуемый «СБИ», создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» как его структурное подразделение. Основными целями СБИ являются:
создание с участием студентов малых предприятий - производителей наукоемкой продукции, реально способствующих переводу экономики Томской области и России на путь инновационного развития, отработка механизма генерации новой волны предпринимателей в области информационных технологий и радиоэлектроники, развитие научных школ и укрепления их связи с рынком.

 

«Республиканский бизнес-инкубатор» (РБИ). Основной целью РБИ является формирование благоприятного предпринимательского климата для активизации процесса создания новых и развития действующих субъектов малого предпринимательства Чувашской Республики. Оказание эффективной поддержки вновь созданным и молодым субъектам малого предпринимательства. В соответствии с основными целями и задачами в РБИ предоставляются следующие виды услуг: предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора, оборудованных компьютерной техникой, мебелью, телефоном, доступом в Интернет, почтово-секретарские услуги, консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития организации, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, доступ к информационным базам данных, офисные услуги (конференц-залы, учебные классы, техника коллективного доступа), маркетинговые и рекламные услуги, обеспечение необходимыми пакетами документов представителей малого и среднего предпринимательства, предоставление услуг по разработке фирменного стиля фирмы под заказ.

 

В городе Ульяновск в 2010 г. создан уникальный, первый в мире расширенный частный бизнес-инкубатор «Иннователь», выходящий далеко за пределы традиционного бизнес-инкубатора и вовлекающий в инновационный процесс детей, начиная с 6-летнего возраста.

 

По мнению организаторов, данный бизнес-инкубатор является «радикально инновационным» - он был создан и выращивается по правилам развития венчурного бизнеса.

 

Любой успешный инновационный бизнес начинается с определения уникальной потребительской ценности, которую он стремится создать. «Иннователь» создает инновационную ценность для различных своих целевых групп: детей 6-10 лет, подростков 11-15 лет, молодежи 12-30+ лет, зрелого бизнеса, правительства региона и региона в целом.

 

Например, для детей 6-10 лет это: развитие творческих способностей, рост в благоприятной среде, новые хорошие друзья, оригинальные самодельные подарки и сувениры высокого качества для родственников и друзей, признание, доход от творческой деятельности и хорошие перспективы превращения предпринимательского творчества в очень доходную профессию.

 

"Иннователь" активно вовлекает в творческую активность детей-инвалидов, воспитанников детских домов и детей с врожденными аномалиями (напр. синдром Дауна).

 

«Иннователь» строит свой радикально инновационный бизнес на основе синергичной комбинации конкурентных преимуществ, которая не может быть скопирована конкурентами. В них входят сильная и опытная команда, сильный бренд, синергичная комбинация услуг и авторских программ (в частности, Ten3 Бизнес е-Коуч) для расширенной целевой аудитории и сильные каналы маркетинга.

 

Заключение

 

В 2009 году в 11 регионах России: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Нижегородская область, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Тверская область, Томская область, Тюменская область, в рамках реализации «антикризисного пакета мер» была профинансирована Программа обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования).

 

Субсидии федерального бюджета использовались для предоставления предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий, проведения аудиторских проверок и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования и стимулирование привлечения учащейся молодежи (в возрасте до 30 лет) к использованию услуг бизнес-инкубаторов.

 

В 2010 году в рамках федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается:

 
  • совместно с Минобрнауки России обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», сформировать нормативную правовую базу, предоставляющую возможность высшим образовательным учреждениям и государственным академиям наук на базе закрепленного за ними федерального имущества создавать инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования;
  • увеличить число создаваемых за счет средств субсидии федерального бюджетов промышленных парков и технопарков (за период 2005-2009 годов поддержан один проект промышленного парка (Республика Татарстан) и один проект технопарка (Оренбургская область).
 

Информационные источники, используемые в работе:

 
  1. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ;
  2. Официальный сайт КЭРППиТ;
  3. Официальный сайт Агентства по развитию инновационного предпринимательства;
  4. Официальный сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства;
  5. Агентство по развитию малого бизнеса Санкт-Петербурга;
  6. Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса.
 

Обзор подготовлен Лейлой Церетели

    Важные новости