Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Особая экономическая зона

Установление льготных режимов осуществления хозяйственной деятельности на определенной ограниченной территории государства представляется довольно распространенным явлением в международной экономической практике, получившим название экономического зонирования. По данным ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), к началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов. По оценкам специалистов, в настоящее время функционируют около 1500 предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).

Опыт создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) имеют подавляющее большинство европейских стран, в том числе и Россия. В данном аналитическом материале мы рассмотрим условия создания особых экономических зон, определенные особенности и заслуживающие внимания тенденции развития.

 

Виды особых экономических зон: термины и определения

В России законодательство об особых экономических зонах (ОЭЗ) состоит из нескольких самостоятельных блоков. Первый из них включает Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и принятые на его основе подзаконные нормативные акты. Второй блок – Федеральный закон от 10 января 2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и нормативные акты, определяющие правовой режим названной зоны. Третий блок – Федеральный закон от 31 мая 1999 г. №104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» и относящиеся к нему нормативные акты. Самостоятельной составляющей выступают нормы налогового законодательства, устанавливающие налоговые льготы и особый порядок уплаты налогов резидентами названных зон. Такая структура законодательства предопределена тем, что общий закон об ОЭЗ не распространяет свое действие на ОЭЗ в Калининградской области и ОЭЗ в Магаданской области.

 

Согласно статье 2 Закона № 116-ФЗ, под особой экономической зоной понимается часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Разные цели создания подобных зон и различные правила ведения предпринимательской деятельности на их территории обуславливают многообразие терминов для обозначения таких зон и затрудняют сравнительный анализ их правовых режимов. Наиболее общим и самым распространенным названием зон с особыми условиями хозяйствования в мировой практике является словосочетание «свободные экономические зоны», которое используется как родовое понятие. Именно это словосочетание используется в законодательстве многих европейских стран, в том числе и наших соседей (Республики Беларусь, Литвы, Латвии). В Польше и Украине они именуются специальными экономическими зонами. Применяются также в качестве общего понятия названия «свободная зона» (Сербия, Македония), «экономическая зона» (Нидерланды), «предпринимательская зона» (Великобритания, Франция, Венгрия), «промышленная зона» (Чехия, Словакия) либо указывается на конкретные виды зон: зона свободной торговли, свободный порт, свободный склад, промышленный парк, научный парк, технопарк и т.д.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Создание соответствующих зон предполагается на земельных участках, площадь которых составляет не более 20 квадратных километров, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Особые экономические зоны создаются сроком на 20 лет без возможности продления. Соответствующее решение принимается Правительством РФ.

В постановлении о создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.

 

Основными целями создания ОЭЗ являются:

  • развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 3 июня 2006 г. в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов:

  • промышленно-производственные,
  • технико-внедренческие,
  • туристско-рекреационные
  • и портовые.

 

Характеристика ОЭЗ промышленно-производственного типа:

  • размещение объектов промышленного назначения;
  • площадь не более 20 кв. км.;
  • не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  • не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. (часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Срок существования не более 20 лет.

На территории промышленно-производственной особой экономической зоны не допускается:

  • размещение объектов жилищного фонда (часть четвертая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности; (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ);
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов; (п. 2 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ)
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне (часть шестая в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ).

Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Управление особыми экономическими зонами осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.07.2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ. Данная структура призвана разработать единую государственную политику в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

Органы управления особой экономической зоны осуществляют регистрацию резидентов особой экономической зоны, управляют и распоряжаются расположенными на территории особых экономических зон и находящимися в государственной или муниципальной собственности объектами недвижимости, осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, а также осуществляют иные полномочия.

Резидентом промышленно-производственной зоны может стать коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, а резидентом технико-внедренческой – индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Для этого необходимо заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, соответственно.

По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности, резидент особой экономической зоны обязуется вести в течение срока действия соглашения промышленно-производственную деятельность и осуществить инвестиции в предусмотренных соглашением объеме и сроке (сумма инвестиций должна быть эквивалентной не менее десяти миллионам евро, из которых не менее одного миллиона должно быть вложено в течение года с момента заключения соглашения). На органы управления особыми экономическими зонами возложена обязанность, заключить с резидентом договор аренды земельного участка. Соглашение может также предусматривать обязанность органов управления заключить с резидентом договор аренды находящегося на участке государственного или муниципального недвижимого имущества.

По соглашению о ведении технико-внедренческой деятельности резидент особой экономической зоны обязуется вести в течение срока действия соглашения предусмотренную соглашением технико-внедренческую деятельность, а органы управления – заключить с резидентом договор аренды государственного или муниципального имущества, расположенного на земельных участках в пределах территории особой экономической зоны.

Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашениям о ведении промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности другим лицам. Он также не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, (в том числе, иностранные физические и юридические лица) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории особой экономической зоны действует режим свободной таможенной зоны. Это означает, что иностранные товары размещаются, и используется в пределах этой зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к данным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары могут быть помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны только резидентами особой экономической зоны в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Законодательство РФ о налогах и сборах, ухудшающее положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (за исключением актов законодательства РФ о налогах и сборов, касающихся подакцизных товаров).

 

Мировой опыт

Большая часть существующих в мире особых (свободных) экономических зон - это зоны производственного типа.

Так, в Бразилии в 1967 году была создана свободная зона площадью 3,6 млн. кв. км - «промышленный округ свободной зоны Манаус» (Амазония). Зоной были охвачены 30 промышленных предприятий, экспорт продукции которых составлял, всего 3-5 % от общего объема их производства и продукция которых, была необходима для внутреннего рынка. Стимулирование развития производства происходило через предоставление налоговых льгот.

Мексика достигла прогрессирующей диверсификации промышленного сектора вследствие успешного внедрения программы промышленного развития maquiladora (промышленные предприятия, занимающиеся сборкой или обработкой иностранных компонентов и полуфабрикатов, временно импортируемых беспошлинно и реэкспортируемых обратно после сборки и переработки). Мексикой сделан особый упор на те, которые являются наиболее существенными стимулами для прямых иностранных инвестиций: не дискриминация и национальный режим.

В Китае с 1984 года в рамках политики привлечения иностранных инвестиций в 14 городах были созданы зоны экономического и технологического развития. Предприятиям с иностранным капиталом предоставлялись налоговые льготы. Тем из них, которые осуществляли реализацию инвестиционных проектов, рассчитанных на 10 лет и более, освобождались от уплаты налога на прибыль на два года с начала получения прибыли. В последующие три-пять лет они уплачивали половину установленной ставки налога, а предприятия, поставляющие на экспорт более 70 % объемов готовой продукции - лишь треть установленной ставки. До настоящего времени с середины 80-х годов ежегодный среднеприведенный объем инвестиций в одну зону в Китае составляет около 1 млрд. долл. США.

В США к началу 80-х годов насчитывалось 84 научно-технические зоны. Наиболее крупная - «Силиконовая долина», на территории которой в настоящее время сосредоточено 20 % мирового производства компьютеров и вычислительной техники. Среднестатистический объем затрат федерального бюджета США на организацию одного рабочего места в таких зонах составляет 35 000 долл. США. В ближайшем будущем в США планируется создать до 1000 свободных экономических зон, с объемом ежегодных инвестиций - 3 млрд. долл. США и числом дополнительно созданных рабочих мест - 100 тыс.

В большом количестве технопарки, производственные зоны и технополисы существуют в настоящее время в Голландии (45), ФРГ (50), Великобритании (25) и Японии (14) обеспечивая работой сотни тысяч специалистов и привлекая ежегодно десятки млрд. долл.

Мировой опыт показывает, что ряд фундаментальных проблем, стоящих перед российской экономикой, может быть разрешен именно с помощью особых экономических зон, предоставляющих благоприятный инвестиционный режим для работающих в них организаций. Эти проблемы включают и изменение структуры экономики на основе смещения инвестиционных приоритетов в сторону высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности; и создания рабочих мест. Таким образом, путем создания особых экономических зон государство может решать не только сугубо экономические вопросы, но и смягчать социальную напряженность. Как правило, внутри особых экономических зон развиваются все виды бизнеса - как с точки зрения отраслевой направленности, так и с точки зрения размера производства, а также происхождения капитала.

 

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа Санкт-Петербурга

Решение о создании особой экономической зоны на территории г. Санкт-Петербурга принято Правительством Российской Федерации на основании проведенного конкурса заявок субъектов РФ. В ноябре 2005 года Санкт-Петербург стал одним из победителей конкурса на право создания особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. На конкурс поступило 72 заявки, из них на организацию технико-внедренческих ОЭЗ – 29 заявок. Правительство Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга 18 января 2006 года заключили Соглашение о создании особой экономической зоны.

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» создается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) площадью 18,9 гектаров и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский площаью более 112 гектаров) Санкт-Петербурга.

В Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, которая была принята два года назад, есть три сценария: Петербург – город, открытый миру, транспортно-логистический центр и инновационный центр мирового уровня. Все они между собой взаимосвязаны. Цель достижения статуса мирового инновационного центра и легла в основу инновационной политики городского правительства. Именно ей оно руководствовалось, когда в 2007 году принимали первый документ, направленный на инновационное развитие Петербурга – Постановление Правительства «Об основах инновационной политики Санкт-Петербурга на 2008–2011 годы». В нем впервые закрепили ряд терминов, определяющих инновационный глоссарий, определили цели и задачи инновационной политики, ее основные направления, закрепили за нашим Комитетом роль координирующего органа исполнительной власти при реализации поставленных задач.

«Через полгода после принятия этого Постановления, в начале 2008 года, мы на заседании городского Правительства утвердили Комплексную программу мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008–2011 годы, - рассказывает Сергей Фивейский, первый заместитель председателя КЭРППиТ. - Эта программа определяла основные практические шаги по стимулированию инновационной деятельности в городе. Она состоит из двух блоков – мероприятий, реализуемых за счет бюджета Петербурга, и мероприятий, основанных на совместном финансировании из федерального и местного бюджетов.

В первом блоке программы среди основных направлений – подготовка и переподготовка кадров, развитие инновационной инфраструктуры, реализация мероприятий кластерной политики, продолжение создания нормативно-правовой базы, содействие увеличению спроса на инновационную продукцию и ее экспорту, продвижение инновационной продукции, содействие в участии в федеральных целевых программах. Второй блок представляет собой комплекс мероприятий по реализации в городе четырех крупных федеральных проектов – особой экономической зоны технико-внедренческого типа, Технопарка «Ингрия», Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, Наукограда в г. Петергоф.

Отмечу, во-первых, что главным итогом нашей работы в прошлом году я бы назвал то, что Программа начала действовать, к ней появился реальный интерес со стороны многих участников инновационного процесса. Да, мы не сделали все, что запланировали, но удалось многое, был заложен определенный фундамент дальнейших наших действий. Что касается ее конкретных итогов, то начну с федеральных проектов.

За 2008 год количество резидентов особой экономической зоны увеличилось более чем в два раза – с 12 до 26. Сейчас их количество составляет уже 31 компанию. Напомню, что ОЭЗ создается на двух площадках – «Нойдорф» на юге города и в «Ново-Орловской» на севере. Общая площадь этих территорий порядка . Они создавались фактически с нуля, на пустом месте, поэтому довольно много времени ушло на проведение изыскательских работ, инженерную подготовку территорий, создание соответствующей инфраструктуры. Нам удалось в прошлом году на территории «Нойдорф» начать строительство административно-делового центра общей площадью . Сегодня уже фактически построены все его 8 этажей, и осенью он будет сдан. Также здесь созданы два контрольно-пропускных пункта, дорожная инфраструктура. Резиденты площадки начинают строительство своих объектов за собственные средства, а в конце года состоится открытие первой очереди «Нойдорфа». Комплекс работ по «Ново-Орловской» шире, так как эта территория в несколько раз больше. Но при этом и здесь с некоторыми резидентами уже заключены договора аренды земельных участков, происходит межевание участков, начинают проектироваться объекты. В 2010 году мы планируем запустить первую очередь и этой площадки».

«С открытием административно-делового центра, построенного за государственные средства, начинается реальная работа на территории ОЭЗ, тогда как предыдущие этапы создания особой экономической зоны в Санкт-Петербурге были скорее строительными, - говорит Сергей Фивейский. – В центр на правах арендаторов смогут въехать целый ряд компаний, работающих преимущественно в сфере информационных технологий. Размещение компаний ведется в сотрудничестве с крупнейшей ассоциацией этой сферы – НП «РУССОФТ». Работа в центре позволит инновационным предприятиям гибко реагировать на свои потребности в развитии и использовать для этого предоставленные здесь возможности. Широкий спектр необходимых для инновационной деятельности услуг будет снижать расходы, связанные, в первую очередь, с научными исследованиями и опытными разработками».

«В центре для эффективного развития инновационных компаний будет создана так называемая система «одного окна», - добавляет руководитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Михайлов. - Это позволит предприятиям, которые здесь расположатся, оперативно решать вопросы, находящиеся в ведении представительств Федеральной налоговой, таможенной и других служб».

 

Свободная таможенная зона

На территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа по г. Санкт-Петербургу действует режим свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам мер нетарифного регулирования.

Российские товары размещаются и используются на территории особой экономической зоны на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

В отношении российских и иностранных товаров таможенный режим свободной таможенной зоны может быть заявлен только резидентом особой экономической зоны.

Использование резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны таможенного режима свободной таможенной зоны возможно в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Таможенный режим свободной таможенной зоны носит разрешительный характер.

До подачи таможенной декларации резидент особой экономической зоны обязан не позднее, чем за пятнадцать дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, – не позднее чем за пятнадцать дней до подачи таможенной декларации, представить в письменной форме:

  • сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;
  • сведения о совершаемых с товарами операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций.

Перечисленные сведения подлежат согласованию с органами управления особыми экономическими зонами.

Под таможенный режим свободной таможенной зоны могут помещаться:

  • иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
  • российские и иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ;
  • российские и иностранные товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

В двух последних случаях иностранные товары рассматриваются как вывозимые за пределы таможенной территории РФ с возможностью освобождения от уплаты или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного налога на добавленную стоимость.

При нахождении товаров в режиме свободной таможенной зоны допускается совершение с ними любых операций в соответствии с условиями соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.

Территория особой экономической зоны имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. Резиденты и нерезиденты обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории особой экономической зоны и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.

Таможенный режим свободной таможенной зоны может быть завершен одним из следующих способов.

Выпуск товаров для свободного обращения на остальной части таможенной территории РФ или отчуждение товаров в пользу нерезидентов особой экономической зоны.

При выпуске для свободного обращения иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом таможенной декларации в связи с завершением режима свободной таможенной зоны. Акцизы подлежат уплате только при выпуске для свободного обращения продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.

1.1. Исчисление таможенных пошлин (ч.20 ст.37 Федерального Закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ) возможно:

  • с применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию особой экономической зоны;
  • с применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов переработки (товара, изготовленного на территории особой экономической зоны).

Платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе подвергшихся переработке, на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны (без учета добавленной стоимости переработки, в том числе без учета стоимости и количества российских товаров, использованных для изготовления продуктов переработки).

 

1.2. Исчисление НДС и акциза.

Для исчисления налога на добавленную стоимость и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при завершении таможенного режима свободной таможенной зоны.

Законом предусмотрены некоторые особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для свободного обращения, а именно:

  • в случае применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью считается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, продаваемые резидентом особой экономической зоны нерезиденту особой экономической зоны;
  • местом прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию РФ считается место их вывоза с территории особой экономической зоны, а при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны – территория последней.

При вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, подлежат уплате:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акциз (в отношении продуктов переработки российских товаров, не являющихся подакцизными при помещении их под режим свободной таможенной зоны).

НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в связи с завершением таможенного режима свободной таможенной зоны.

При уплате НДС и акцизов в отношении российских товаров применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки российских товаров), имевшие место на день принятия таможенной декларации о завершении режима свободной таможенной зоны.

Стоимость товаров определяется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога на добавленную стоимость, а для акцизов – без включения в нее акцизов.

? Вывоз товаров (российских и иностранных) с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ.

При вывозе товаров с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ:

ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются;

? подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии.

 

Налоговые льготы

 

 

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Налог на прибыль организаций

15,5%

На срок существования ОЭЗ (20 лет)

п.1 ст. 284 НК РФ,

ст. 11-3 Закона Санкт-Петербурга

от 14.07.1995 № 81-11

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (20 лет)

  • Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п.2 ст. 262 НК РФ

Налог на имущество организаций

0%

5 лет с момента постановки на учет имущества

п. 17 ст. 381 НК РФ

Транспортный налог

0%

5 лет с момента регистрации ТС

(за искл. водных и воздушных)

ст.5-1 Закона Санкт-Петербурга

от 14.07.1995 № 81-11

Земельный налог

0%

5 лет с момента возникновения права собственности

п.9 ст. 395 НК РФ

ЕСН

14 % при з/п до 280 000 руб. в год

На срок существования ОЭЗ (20 лет)

п.1 ст. 241 НК РФ

39 200 руб. + 5,6 % с суммы свыше 280 000 руб. при з/п в год от 280 001 руб. до 600 000 руб. в год

57 120 рублей + 2,0 % с суммы свыше 600 000 руб. при з/п свыше 600 000 руб. в год

Как стать резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа?

В соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет в РосОЭЗ заявку на заключение Соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, которая должна содержать:

сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя;

сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Заявитель прилагает к заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности:

  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копию учредительных документов;
  • бизнес-план, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75.;
  • положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, соответствующими критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет в органы управления особыми экономическими зонами заявку на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, которая должна содержать:

  • сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;
  • сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя.
  • Заявитель прилагает к заявке на заключение соглашения о ведении технико- внедренческой деятельности:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копию учредительных документов (для юридических лиц);
  • бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

 

Документы, необходимые для заключения соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны, представляет в органы управления особыми экономическими зонами заявку на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, содержащую:

  • сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;
  • сведения о площади земельного участка, необходимого для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;
  • сведения о государственном и (или) муниципальном имуществе, необходимом для осуществления предполагаемой деятельности заявителя.
  • Заявитель прилагает к заявке на заключение соглашения об осуществлении туристско- рекреационной деятельности:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копии учредительных документов (для юридических лиц);
  • бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
  • положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
  • иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для осуществления туристско-рекреационной деятельности.

 

Документы, необходимые для заключения соглашения обосуществлении портовой деятельности

Лицо, намеревающееся получить статус резидента портовой особой экономической зоны, представляет в органы управления особыми экономическими зонами заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, которая должна содержать:

  • сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;
  • сведения о площади земельного участка, необходимой для осуществления предполагаемой деятельности заявителя;
  • сведения о предполагаемом объеме капитальных вложений, в том числе об объеме капитальных вложений, которые будут осуществлены в течение года со дня заключения такого соглашения;
  • сведения о принятии таможенным органом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьей 31.11 настоящего Федерального закона.
  • Заявитель прилагает к заявке на заключение соглашения об осуществлении портовой деятельности:
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • копию учредительных документов;
  • бизнес-план, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
  • положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют критериям, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
  • копии лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие сведения о принятии таможенным органом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных статьей 31.11 настоящего Федерального закона.

Подводя итоги

В целях реализации Программы поддержки резидентов ОЭЗ в условиях мирового кризиса в части содействия резидентам ОЭЗ в получении дополнительных финансовых ресурсов на реализацию проектов на территориях ОЭЗ руководителем РосОЭЗ А.А. Алпатовым 14 июля 2009 г. подписано Распоряжение № Р/0010 , определяющее основные направления и первоочередные меры по организации взаимодействия РосОЭЗ с государственными корпорациями, кредитными учреждениями и венчурными фондами, сроки реализации мероприятий, направленных на организацию указанного взаимодействия.

В рамках взаимодействия предполагается привлечение средств для реализации проектов резидентов ОЭЗ, в том числе, средств ГК «Внешэкономбанк», ГК «Роснано», ОАО «РВК», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российский банк развития», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Банк ВТБ 24».

Организация взаимодействия с указанными государственными корпорациями, кредитными учреждениями и венчурными фондами позволит обеспечить закрепление достигнутых темпов развития ОЭЗ, будет способствовать реализации проектов резидентов ОЭЗ на территориях ОЭЗ, а также привлечению новых инвесторов в ОЭЗ.

 

Документы, регламентирующие деятельность особых экономических зон

Федеральные законы:

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 30.10.2007 № 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.06.2006 № 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".


Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2005 № 758 "Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны".
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 564 "Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны".
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 563 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономически зон".

 

Приказы Минэкономразвития России:

  1. Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2006 № 84 "Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны".

Информационные источники, которые использовались при подготовке материала:

  1. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - www.rosoez.ru
  2. Астраханский регион - www.astrakhan.net
  3. Официальный портал КЭРППиТ - www.cedipt.spb.ru
  4. Официальный портал Министерства экономического развития РФ - www.economy.gov.ru
  5. Официальный портал «Российской газеты» - www.rg.ru
  6. Портал «Российские особые экономические зоны» - www.rosez.ru.

 

    Важные новости