Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы

Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет в России уже 13-й год, однако что она собой представляет, жители страны, по сути, не знают. Подавляющее большинство россиян ассоциируют реформу ЖКХ с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги и постепенным переходом на их 100-процентную оплату.

Между тем эта реформа была задумана с целью привлечения значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, изношенность которых составляет свыше 60 %. В качестве основных задач реформирования правительством обозначены демонополизация коммунального сектора и привлечение на рынок частных компаний, которые должны будут составить конкуренцию государственным ДЕЗам и ЖЭКам. Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.

Запланировано, что к 2010 г. большая часть жилого фонда должна быть приватизирована, а в качестве структур ЖКХ должны остаться только ТСЖ и выбранные на конкурсе управляющие компании.
Принимая во внимание все вышеизложенное, в данной аналитической записке мы постараемся проинформировать предпринимателей об актуальных проблемах жилищно-коммунального хозяйства и роли малого бизнеса в сфере ЖКХ.


К истории вопроса

В начале 90-х гг. население России оплачивало всего 4 % эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета. В условиях перехода на рыночную экономику стало очевидно, что сложившаяся система финансирования ЖКХ полностью себя изжила. Возникла необходимость в реформировании отрасли, совершенствовании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы в сфере производства услуг ЖКХ России.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации” утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.

Основными целями реформирования ЖКХ являются:
  • обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
  • снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
  • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Но и сегодня, состояние жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерации по-прежнему остается неудовлетворительным.


В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:
  • велик (70–75 %) износ основных фондов;
  • около 5 % жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
  • медленно идет процесс коммерциализации;
  • финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики;
  • у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
  • велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли населения – реального потребителя коммунальных услуг;
  • частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.


Эксперты в один голос утверждают, что осуществляемая с 1993 г. экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, а полученные результаты пока незначительны.

Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

Целесообразно постепенно увеличивать тарифы за коммунальные услуги для физических лиц, с тем, чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.

Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.

Сегодня очевидно одно: на всех уровнях власти должны более серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок.


Анализ преобразований жилищной системы

Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. После приватизации доля частного жилищного фонда составила более 60 % (включая жилищные и жилищно-строительные кооперативы). Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан. Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья. Однако и сегодня сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг. Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы. Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следствие, количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.

Необходимость активного участия государства в обеспечении нормального функционирования ЖКХ определяется тем, что ЖКХ является не просто одной из отраслей экономики, но сферой жизнеобеспечения российских граждан, т.е. фактором, обуславливающим состояние национальной безопасности. Анализ основных результатов проведения преобразований позволяет сделать следующие выводы: Провозглашенная новая жилищная политика являлась взаимосвязанной и согласованной по своим основным направлениям, исходя из установленных целей, что позволило на федеральном уровне формировать основную законодательную и нормативную базу. Темпы проведения намеченных преобразований сдерживались как внутренними сложностями установления баланса между принципами экономической и социальной эффективности в жилищной сфере, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным продвижением по проведению структурных реформ. Глубокого реформирования в сфере ЖКХ за эти годы не произошло. В целом система функционирования жилищно-коммунального комплекса остается неэффективной, обеспечить осуществление модернизации ЖКХ и приостановить нарастание негативных тенденций в отрасли не удалось. Серьезной проблемой является отсутствие комплексного подхода к реформированию жилищно-коммунальной сфере. Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объемов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идет в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны и убыточны. Кроме того, ЖКХ характеризуется большой затратностью, значительными материальными потерями, низкой зарплатой и отсутствием увеличения прибыли.


Источники финансирования организаций ЖКХ

Рыночная экономика охватывает целый ряд отраслей, особое место среди которых занимает ЖКХ. Рынок жилья и коммунальных услуг открывает возможности для свободного перелива капиталов, притока финансовых ресурсов в отрасль. Одновременно функционирование рынка жилья создает заинтересованность работников в результатах своего труда. Рыночные принципы хозяйствования осуществляются в рамках начавшейся жилищно-коммунальной реформы.
Финансовые отношения предприятий жилищно-коммунального комплекса не соответствуют требованиям рыночной экономики. Их состав и, главное, структура должны быть усовершенствованы с учетом развития финансово-кредитных отношений в отраслях, где предприятия были приватизированы, а экономические реформы начаты еще
в 1992 г.
Главная задача экономической реформы ЖКХ состоит в переходе от бесплатного или почти бесплатного предоставления жилья и коммунальных услуг к оплачиваемому населением, с учетом его качества.
Выполнение этой задачи началось с 1997 г. в условиях снижения реального уровня жизни населения, сложившейся привычки людей к бесплатному предоставлению жилья и низкой, в пределах 4%, оплаты населением коммунальных услуг. На начальном этапе реформы наблюдались коренное изменение жилищного законодательства, изменение структуры жилищного фонда и предприятий отрасли по формам собственности, переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и предприятий ЖКХ, совершенствование финансовых отношений в отрасли. Повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг сочеталось с одновременным применением мер социальной защиты населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, антимонопольного регулирования и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.


Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:
  • платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
  • платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
  • платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
  • дотации федерального бюджета;
  • дотации региональных бюджетов.

До реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.
За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.
Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.

Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.
Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению.
Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие.


Основные цели реформирования ЖКХ России:
  • обеспечение населению условий проживания, отвечающих стандартам качества;
  • снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
  • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья, и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
  • переход отрасли на самоокупаемость.


Основные способы достижения указанных целей:
  • совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
  • переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т. ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
  • совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.


Реформа ЖКХ предполагает:
  • переход к самофинансированию отраслевых организаций путем снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию
  • перекрестного субсидирования;
  • увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора
  • организаций, предоставляющих эти услуги.
  • Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
  • сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и
  • коммунальных услуг семьям с низким доходом;
  • необоснованного снижения качества услуг по сравнению с тем, которое предусмотрено
  • договорами найма;
  • введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Реформа ЖКХ носит комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы деятельности муниципального образования: хозяйственно-финансовую, организационно-правовую, социально-политическую, экологическую, техническую, кредитную и другие стороны деятельности. Главное направление реформирования – совершенствование финансовых отношений предприятий ЖКХ.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие ключевые задачи:

  • создать и усовершенствовать экономические и организационные механизмы снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении их качества и устойчивости работы отрасли;
  • совершенствовать тарифную политику на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей;
  • повысить инвестиционную привлекательность ЖКХ;
  • сократить бюджетное дотирование отрасли и использовать высвобождающиеся бюджетные ресурсы на социальные цели;
  • повысить долю внебюджетного финансирования ЖКХ за счет средств населения при обеспечение эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.


Единая государственная политика в области ЖКХ

Важнейшей задачей государства являются координация основных мероприятий реформы ЖКХ с другими проводимыми реформами и обеспечение согласованности действий на федеральном, региональном и местном уровнях. Успех реформирования во многом будет определяться тем, насколько полноценно будут финансово обеспечены расходные обязательства по поддержке ЖКХ, которые передаются на муниципальный уровень. Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать такие управляющие компании (муниципальные предприятия или организации другой формы собственности), которые будут самостоятельны в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКХ целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования. В этом случае управляющая компания будет нести ответственность в пределах платежей населения, а администрация МО - в пределах сумм бюджетного дотирования предоставляемых услуг. Главное - найти паритет интересов муниципалитета, инвестора и населения. Одним из возможных стимулов создания объединений жильцов было бы введение механизма адресной помощи объединениям собственников. В настоящее время, декларируемое равенство прав на финансовую поддержку граждан, входящих в ТСЖ, и остальной части населения не реализуется, что ведет к возникновению задолженности ТСЖ перед коммунальными службами. Должны быть созданы механизмы, которые обеспечат профессиональное конкурентное управление жилищным фондом. При этом собственник (в том числе муниципалитет) или их объединение (товарищество собственников жилья) будет выбирать ту управляющую компанию, которая в пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание здания и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Решать эти задачи такая управляющая компания может через заключение договоров с другими организациями, а также собственными силами. Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения. Важная задача - стимулирование через договорные отношения перехода на приборный учет потребляемых ресурсов, на возможность потребителем регулировать объем потребления (например, теплоносителя) и на оплату по фактическому потреблению ресурсов.


Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РФ и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с переходной экономикой оплата ЖКУ не играет такой большой роли в бюджетах домохозяйств, как в России. Так, доля расходов на ЖКУ колеблется от 9,2 % совокупного семейного дохода в Австрии до 3,4 % в Швеции; в Венгрии - 10,8 %; в Польше - 9,9 %. По выводам многих специалистов, доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10 % от семейного дохода, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей, а, кроме того, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.


Проблема стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС и возможной отмены этого налога в отраслях ЖКХ в период проведения реформ. Проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-3%. Очевидно, что замена оборудования увеличивает долю амортизации до 30-40 %, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно - к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере. Важнейшая задача - стабилизация налоговой политики. Надо определить условия налогообложения в ЖКХ, закрепив на перспективу уровень нагрузки на инвестора. В любом случае большая ясность в отношении налоговой политики будет способствовать снижению рисков для инвесторов в сферу ЖКХ.
Особое внимание следует также обратить на то, что сложившиеся в настоящее время отношения между участниками инвестиционного процесса в жилищном строительстве требуют совершенствования нормативной базы, регламентирующей процесс с момента выдачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе принятия мер, исключающих возможность осуществлять строительство без наличия разрешения на него. Очевидно, что многие положения реализуемой в настоящее время программы реформы ЖКХ нуждаются в корректировке и дальнейшей проработке. Изложенные выше предложения в случае их реализации способны ускорить реформу, придать ей позитивный характер. Жилищно-коммунальная сфера должна превратится в сферу динамичного развития и социальной стабильности.

Малый бизнес и ЖКХ

Прежде чем рассматривать положение малого бизнеса в системе ЖКХ, целесообразно задаться несколькими вопросами, которые возникают из словосочетания «малый бизнес и ЖКХ».
Во-первых, считаем, необходимым обосновать актуальность темы ЖКХ и малого бизнеса. Почему обозначенная тема вызывает споры? Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ? В чем выгода предпринимателей в области ЖКХ?
Во-вторых, важно выявить проблематику сферы ЖКХ и малого бизнеса. Какие сложности возникают у предпринимателей? С чем это связано?
Эксперты, исследующие проблемы ЖКХ считают, что для создания благоприятных условий представителям малого бизнеса и привлечения их в жилищную и коммунальную сферы необходимо:
  • осуществить финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса;
  • законодательно установить единый порядок тарифного регулирования;
  • перевести отдельные виды услуг на самоокупаемость;
  • провести детальный анализ системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований;
  • создать реальные рыночные отношения в сфере управления жилищным фондом.


А для выполнения всех этих условий, как уже говорилось, требуется государственная поддержка модернизации и реконструкции объектов ЖКХ.

За время проведения реформы в некоторых российских регионах наметились положительные тенденции. К примеру, в Иркутской области на территории трех муниципальных образований проведен эксперимент по передаче в доверительное управление частным предпринимателям жилищного фонда, созданы частные управляющие компании. В ряде городов России осуществлен перевод отдельных видов услуг на полную оплату населением, что является привлекательным для частных предприятий. В 19 субъектах Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению новой экономической модели реформы ЖКХ путем перевода бюджетных дотаций на персонифицированные социальные счета граждан. В ряде регионов функции по социальной защите граждан при оплате жилья и коммунальных услуг переданы органам соцзащиты.


Применение тех или иных механизмов привлечения частного бизнеса в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг зависит от норм действующего законодательства, определенных местных условий, а в большей степени воли органов местного самоуправления, их желания навести порядок в этой сфере муниципального хозяйства.

Безусловно, в нашей стране, в сфере ЖКХ – очень большие проблемы и не всякий предприниматель рискнет своим бизнесом, погружаясь в них. Более 290 миллионов квадратных метров или 11 процентов всего жилого фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения. Еще 250 миллионов квадратных метров или 9 процентов требуют реконструкции. Около 20 процентов городского жилого фонда не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом по России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 миллионов человек - каждый третий-четвертый.
Для достижения намеченных целей необходимо, как считают эксперты, обеспечить финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, оказывать государственную поддержку модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.

Программные мероприятия включают инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению услуг, совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирование благоприятных условий для привлечения в нее инвестиций.
Слаженные действия всех уровней власти, выполнение ими поставленных подпрограммой задач позволят обеспечить повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг - главные цели проводимых преобразований в ЖКХ.


Петербург и реформа ЖКХ

В Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы сказано, что кризисное состояние комплекса городского хозяйства Санкт-Петербурга обусловлено недостаточно эффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективным управлением, большими потерями энергоресурсов.


Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга.

Первоначально предполагалось, что при проведении экономических реформ в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию городского хозяйства, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.
В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.

Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики Санкт-Петербурга и превращается в источник угроз для социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса в целях реализации адресных программ капитального ремонта и развития привело к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Так 40 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 процентов суточного потребления. Средний возраст основных фондов «Ленэнерго» составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет.


По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и отчистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
В то же время анализ большинства реализуемых в Санкт-Петербурге инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться построения полноценных договорных отношений. По этой же причине не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, не созданы равные условия для участников рынка разных форм собственности.
Монополизм коммунальных предприятий, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Несовершенным и недостаточно управляемым является и транспортный комплекс Санкт-Петербурга.

Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства, необходимо использование программно-целевого метода.


Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004 – 2010 годы (далее – Концепция) включает в себя комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования, обеспечивающих:
  • совершенствование управления городским хозяйством;
  • улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания;
  • ликвидацию дотационности отраслей городского хозяйства и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования;
  • адресную социальную защиту населения Санкт-Петербурга при оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • повышение надежности и безопасности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения Санкт-Петербурга;
  • формирование благоприятных условий и механизмов для привлечения инвестиций в городское хозяйство;
  • повышение доходности отраслей городского хозяйства;
  • привлечение в эту предприятий малого и среднего бизнеса;
  • создание условий для перспективного развития городского хозяйства.
Естественно, что в сегодняшней кризисной ситуации городу самому не справиться с той финансовой нагрузкой, которая необходима для реализации всех намеченных планов. Помощь пришла от федеральной власти. 2 июля состоялось подписание договора о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда и дополнительного соглашения к указанному договору между государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ и администрацией Санкт-Петербурга.

Перед подписанием договора Владимир Путин отметил, что в соответствии с данным документом Санкт-Петербург получит "дополнительно 3,6 млрд. рублей на проведение капитального ремонта многоквартирных домов". "Это позволит отремонтировать 1207 домов, в том числе в исторической застройке Санкт-Петербурга. Условия проживания смогут улучшить 366 тысяч человек", - сказал глава правительства.

Договор о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда со стороны Фонда ЖКХ подписал генеральный директор Константин Цицин, со стороны администрации города - губернатор Валентина Матвиенко.
Комментируя подписание договора, генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин отметил, что сотрудничество Санкт-Петербурга и Фонда ЖКХ - пример использования кризиса как шанса. "Нестабильность всегда открывает возможность применять передовые решения, даже в такой традиционной отрасли экономики как ЖКХ. Приложив должные усилия к реформированию коммунальной сферы, Санкт-Петербург смог привлечь средства Фонда ЖКХ и весьма своевременно направить в отрасль почти 5 миллиардов рублей", - сказал он.
По словам Константина Цицина, эти средства позволят не только провести капитальный ремонт исторической застройки Санкт-Петербурга, но и обеспечат рабочими местами около 48 тысяч человек.

Что же касается предпринимательства, то сфера ЖКХ давно признана приоритетным направлением для реализации городской программы поддержки малого бизнеса. Поэтому создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач правительства Санкт-Петербурга. Малый бизнес Санкт-Петербурга стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Однако для того чтобы начать свое дело, малому бизнесу зачастую нужна поддержка городских властей, в том числе и финансовая.

Сегодня можно смело утверждать, что основную нагрузку по решению проблем малого бизнеса в ЖКХ взял на себя Общественный совет по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга. В рамках Совета создана комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству, которая занимается всеми вопросами, связанными с деятельностью ЖКХ. Общественным советом были подготовлены и проведены несколько «круглых столов» на тему: «Почему малый бизнес не спешит в ЖКХ?»


Вопросы ЖКХ и участия в нем малого бизнеса обсуждались на VI Форуме малого предпринимательства Санкт-Петербурга в декабре 2008 года. Более того, в Резолюцию Форума вошел целый блок рекомендаций в части поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ.

В Резолюции, в частности, записано:
«Для обеспечения формирования рыночных отношений в ЖКХ и вовлечения малого бизнеса в жилищно-коммунальный сектор необходимо:
  • обеспечить разделение функций социальной защиты населения и функцию обеспечения качественных услуг ЖКХ, для чего создать механизм перехода к предоставлению льгот в ЖКХ в денежной форме;
  • при формировании и принятии новых тарифов на коммунальные услуги предприятий-монополистов предусматривать и указывать в нормативном акте составляющую на компенсацию управленческих расходов (агентского вознаграждения управляющих организаций) не менее 10% от основного тарифа;
  • разработать единую информационную политику для привлечения малого бизнеса в ЖКХ и просвещения населения о своих правах и обязанностях, об объёмах обязательных услуг по содержанию дома и их стоимости, усилить информационное влияние посредством СМИ».

«Одна из основных задач стоящих сегодня перед ОМСУ, - задача привлечения малого бизнеса в ЖКХ, - рассказывает Андрей Обрядин – руководитель Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе города. - Для этого Министерством регионального развития РФ были разработаны нормативные документы и создана система отчётности, по которой успехи регионов в реформировании ЖКХ определялись по таким показателям, как, например: соотношение количества жилищного фонда управляемого частными и государственными предприятиями, количество жилищного фонда переданного в управление ТСЖ и т.д. Однако вместо действительного создания условий для пробуждения инициативы собственников помещений в многоквартирных домах и активности предпринимателей в Санкт-Петербурге эта задача решается формально. Поэтому вместо реальной реформы мы получаем её иллюзию.

В результате сохраняется монополия на рынке ЖКХ, доля малого бизнеса по факту остаётся неизменной. Надо было создать иллюзию привлечения частных компаний в ЖКХ, - пожалуйста: госпредприятия перерегистрируются в хозяйственные общества, а чтобы по первичным документам выглядело всё красиво, ЖКС № 2 Московского района стал владельцем 80 % долей в более чем двадцати таких же ЖКСов города. И вот вам, - более 50 % городского жилищного фонда обслуживается без участия государства. Но, организовав такие «частные» конторы и поставив перед ними задачу, стать конкурентно способными предприятиями, администрация стала всячески лоббировать их интересы, создавая только этим предприятиям благоприятные экономические и организационные условия для работы. Таким образом, вопреки собственным целям создания конкурентного рынка, государство стало самым мощным конкурентом для частного бизнеса, не имеющего административной поддержки. Усилия всего административного аппарата невольно оказались направлены на дискредитацию частных компаний, на создание им искусственных препятствий и продвижение своих, сменивших название контор. В таких условиях перспективы развития частных компаний, в особенности малых, оказались весьма сомнительными. Отсюда и возникли такие проблемы, как искусственное создание препятствий частникам со стороны администрации в передаче управления многоквартирными домами; создание неравных условий для участия в адресных программах и финансирования жилищного фонда, находящегося у частных компаний и бывших госпредприятий и др. А недавно проведённые торги по продаже долей шести ЖКСов опять же принесли отрицательный результат работе по привлечению в ЖКХ малого бизнеса, так как своими же руками город создал крупнейшую в мире управляющую организацию».

В 2007-2008 годах, несмотря на неоднократные обращения управляющих организаций о необходимости в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 доначислений убытков по теплу, воде и вывозу мусора на граждан, позиция Жилищного комитета не позволила этого сделать. А именно ВЦКП отказывался производить какие-либо доначисления, ссылаясь на руководство Жилищного комитета, которое боялось возмущений граждан. В результате за 2007-2008 годы у управляющих организаций сложились большие убытки, которые сегодня покрываются кредиторской задолженностью перед ресурсоснабжающими организациями. В настоящее время ГУП ВЦКП ЖХ производит доначисления лишь по текущим убыткам УО и ТСЖ, вводя повышающий коэффициент. Но этого недостаточно, для того, чтобы в течение какого-то реального срока погасить задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, так как действующие коэффициенты рассчитаны исходя из предположения 100% собираемости и не учитывают потери от неплательщиков.

«Президент РФ как-то назвал жилищно-коммунальное хозяйство России самой коррумпированной отраслью экономики страны, - говорит А. Обрядин.- Причиной коррупции здесь является не только сохраняющаяся система управления, но и сохраняющаяся система финансирования ЖКХ. До сих пор огромные денежные потоки продолжают распределяться чиновниками. Это и бюджетные субсидии гражданам, и бюджетное дотирование предприятий ЖКХ, и распределение бюджетных средств на капитальные ремонты. Эти денежные потоки не дают сформировать класс собственников среди граждан, так и создает место для коррупции».

Жилищно-коммунальный сектор во всём мире является одним из самых надёжных заёмщиков и практически не подвержен влиянию финансовых кризисов, однако до настоящего времени система кредитования в ЖКХ не работала. Сегодня, в связи с принятием закона «О фонде поддержки реформирования ЖКХ» необходимо в ближайшие два года внедрить систему кредитования собственников на капитальный ремонт многоквартирного дома. Необходимо на местном уровне сделать так, чтобы бюджетные деньги работали на обеспечение гарантии возврата и компенсации процентной ставки по кредитам, выданным собственникам на капитальный ремонт общедомового имущества, а не превращались в неэффективные подачки, часть из которых будут просто разворовываться. В противном случае, несмотря на принятые законодательные акты, государство будет и после 1 января 2012 года так же неэффективно тратить деньги на капитальный ремонт имущества, которое государству не принадлежит. Попытки создания подобной нормативной базы на местном уровне уже есть, - это некоторые города Восточной Сибири и Ленинградской области.

Сдерживающим фактором на пути малого бизнеса в ЖКХ является и сложившаяся практика взаимоотношений с предприятиями – поставщиками энергоресурсов. Огромные сложности возникают при попытках перезаключения договоров поставки коммунальных услуг при смене управляющей организации. Предприятия–монополисты ведут политику ограбления частных компаний, заставляя их нести непосильные расходы на изготовление новой технической документации, которая была утрачена либо потеряла свою актуальность. При этом представители Администрации города часто стараются занимать позицию невмешательства в конфликт, либо идут на поводу у монополистов.
14 апреля 2006 г. в Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 902 от 31.08.1994 г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» были внесены изменения в части порядка оформления актов готовности многоквартирных домов к отопительному сезону. Указанные изменения увеличили количество надзорных структур, участвующих в подписании паспортов готовности объектов к отопительному сезону. В настоящее время это привело к развитию коррупции в процессе сдачи домов. Кроме этого, указанные поправки вошли в противоречие с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц в РФ» требующего ограничить количество плановых проверок предприятий малого бизнеса до одной в три года. А по указанному распоряжению к проверкам готовности домов к зиме привлекалась Государственная жилищная инспекция, то есть проверки стали ежегодными.

29 июля проблемы ЖКХ и малого бизнеса будут обсуждать на заседании Общественного Совета с участием губернатора города. В связи с этим, Комиссия подготовила свои рекомендации по отдельным вопросам деятельности ЖКХ:
  1. Размеры конкурсных участков не должны быть более 300 тыс.кв.м. общей площади объектов. Запретить участие в этих конкурсах самим ЖКС-ам. Определить условия конкурсов, так чтобы частные предприятия могли принимать участие не более, чем в трёх лотах одновременно. Оставить в управлении ЖКС только тот жилищный фонд, конкурсы по которым будут признаны несостоявшимися.
  2. Компенсировать убытки 2007-2008 гг. УО и ТСЖ за счёт средств бюджета, либо произвести доначисления указанных убытков на граждан за счёт увеличения повышающих коэффициентов, рассчитанных по данным управляющих организаций
  3. В соответствии с требованием федерального законодательства до января 2010 года обеспечить предоставление бюджетных средств для целей содержания многоквартирных домов только напрямую гражданам. Предприятия должны получать деньги из единственного источника, а именно от того, кому они предоставляют свои услуги, - от населения. То есть все бюджетные выплаты должны идти напрямую гражданам. Это касается всех бюджетных средств, работающих в ЖКХ: и социальных выплат и средств, идущих на различные ремонты. Когда собственник будет сам решать, кому и сколько платить, тогда исчезнет экономическая и организационная база для коррупции. Указанные нововведения в настоящее время продекларированы на уровне Законодательного собрания. Необходимо довести дело до реального исполнения.
  4. КЭРППиТ разработать и внедрить систему предоставления государственных гарантий обеспечения долгосрочных кредитов для управляющих организаций и ТСЖ на цели проведения капитального ремонта многоквартирных домов, при условии принятия решения собственниками о финансировании указанных работ.
  5. Комитету по энергетике и инженерному обеспечению согласовать с ресурсоснабжающими организациями новый порядок перезаключения договоров, указать, что при смене управляющей организации действующий по объекту договор заключается с новой компанией путём замены лица в обязательстве, так как фактический владелец не меняется.
  6. Отменить указанные поправки к Распоряжению Мэра Санкт-Петербурга № 902, изложив «ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» в первоначальном виде.
  7. Организовать площадки по сбору и сортировки бытовых отходов по образцу западных стран. Организовать встречу в жилищном комитете по вопросу привлечения малого бизнеса в процесс вывоза и переработки бытовых отходов от населения с участием частных перевозчиков.
  8. Передать органам местного самоуправления (муниципальным советам) ответственность и бюджетное финансирование для организации содержания указанных территорий (газонов, тротуаров и прилотковой зоны). Муниципальным советам передать содержание этих территорий по конкурсам небольшими лотами.


ЖКХ и экономический кризис: пути решения проблем

Реформа ЖКХ идет тяжело. Владимир Путин даже назвал это борьбой с хронической болезнью. Но сумма, в этом году выделенная регионам на эту борьбу, говорит о многом - 100 миллиардов рублей. Это почти в два раза больше, чем в прошлом. Правда, деньги будут выделяться только под четкие программы и на условиях их софинансирования со стороны регионов и муниципалитетов. Успех этих планов не в последнюю очередь зависит и от решимости граждан брать судьбу своих домов в свои руки, создавать товарищества собственников жилья, устанавливать счетчики потребления в домах и квартирах.

Владимир Путин: "Потому что жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они реально получают, а не за то, что им рисуют в квитанциях. Только так можно выстроить цивилизованные отношения между производителями и потребителями в сфере ЖКХ. Обеспечить повышение качества услуг и приемлемый, не обременительный для людей уровень коммунальных тарифов".

По официальным данным, в среднем по России, потери горячей воды достигают 40 %. Чаще из-за нерасторопности коммунальщиков и теплосетей. Стоит ли говорить, что именно малый бизнес может сегодня помочь в реформировании ЖКХ.

27 февраля в рамках рабочей поездки в Республику Башкортостан генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин принял участие в работе съезда предпринимателей и осмотрел выставку «Инновационное предпринимательство».

Выступая на мероприятии, Константин Цицин напомнил участникам основные положения Закона № 185, а также проинформировал их о работе Фонда ЖКХ.

- Деньги на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья направляются только в те субъекты Федерации, где местными властями созданы условия для реализации собственниками жилья своих прав и обязанностей. Чтобы получить финансовую поддержку за счёт средств Фонда субъектам Федерации надо выполнить ряд требований: коммунальная отрасль должна быть демонополизирована и переведена на рыночные формы работы; должны быть реализованы права собственников жилья в части управления своим имуществом в виде функционирования товариществ собственников жилья и тому подобных структур; должны быть введены единые для всех типов потребителей тарифы. Условия жесткие, но, как показала практика, выполнимые.

По словам Константина Цицина, на сегодняшний день принято положительное решение о выделении средств Фонда на капитальный ремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья по 162 заявкам 78 субъектов федерации на общую сумму 76,8 миллиарда рублей. В том числе по программе ускоренного решения проблемы аварийного жилья, предусматривающей направление 50 миллиардов рублей на приобретение у застройщиков жилья высокой степени готовности, удовлетворены заявки 38 регионов на сумму 23,2 миллиарда рублей.

Было отмечено и то, что все направляемые в регионы собственникам жилья деньги Фонда в конечном счёте пополняют оборотные средства подрядных организаций, занимающихся капитальным ремонтом и строительством жилья, а это, в основном, малый и средний бизнес.

В условиях кризиса от лишних трудовых ресурсов избавляются банки, агентства недвижимости, промышленные предприятия. Зачастую это квалифицированные, но оставшиеся не у дел работники. Вместе с тем в сфере ЖКХ наблюдается существенный дефицит кадров. Специалистов по созданию новых управляющих компаний, частных фирм по оказанию жилищно-коммунальных услуг не хватает.

Разумное решение - привлекать высвобождающиеся из-за кризиса кадры в сферу ЖКХ. Квалифицированные кадры там нужны, - комментирует ситуацию генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. - Отрадно, что в ряде городов России от предварительных планов уже перешли к конкретным действиям.
В Перми потерявших работу людей на специальных курсах переучат на управляющих многоквартирными домами, а затем помогут создать управляющую компанию.
Похожим путем пошли и в Кургане. На базе Главного управления труда и занятости Курганской области открываются курсы председателей и бухгалтеров товариществ собственников жилья (ТСЖ), которых научат распоряжаться общественным имуществом.

Задумываются об использовании высвобождающихся из-за кризиса кадров и в других городах.

- Экономический кризис - повод для поиска оптимальных решений. Оперативная переподготовка кадров для нужд ЖКХ и последующее создание рабочих мест наглядный тому пример, - резюмирует глава Фонда ЖКХ Константин Цицин.
Сегодня, когда мировой финансовый кризис заставляет всех пересмотреть свои приоритеты, правительство России в качестве антикризисных мер рассматривает и реформирование ЖКХ. В марте, давая интервью «Российской газете» глава Минрегиона Виктор Басаргин, в частности, сказал:
«В качестве антикризисных мер приняты решения о выделении средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья на сумму 55 миллиардов рублей. Всего в настоящее время в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвуют 79 регионов. Общий объем осваиваемых средств с учетом долевого финансирования субъектам Федерации достиг уже 116 миллиардов рублей. Благодаря этим средствам в регионах сегодня ведутся основные объемы жилищного строительства.
Значение реализации региональных адресных программ, финансируемых с участием средств Фонда ЖКХ трудно переоценить: они обеспечивают занятость 1,5 миллиона человек, а участие субъектов Федерации в программах фонда увеличивает доходы региональных и местных бюджетов на 30 процентов».
1 июля в Кремле под председательством Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева состоялось заседание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике по вопросу «О реализации и развитии приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России».
После завершения заседания Совета принимавший в нем участие генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин отметил, что Президент РФ Дмитрий Медведев поставил перед Фондом задачу в установленные сроки, то есть до конца 2011 года, выполнить стоящие перед госкорпорацией задачи по реформированию отрасли, капитальному ремонту многоквартирных домов и расселению аварийного жилья.
- Фонду и регионам поставлена четкая задача - не снижать набранных темпов реализации ФЗ №185, - отметил генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин.
2 июля вступил в силу Федеральный Закон «Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году», согласно которому наблюдательному совету Фонда ЖКХ предоставляется право устанавливать ограничения объема средств, предоставляемых регионам с 1 января по 31 декабря 2009 года.
Также введено ограничение на предоставление в фонд повторной заявки от субъектов РФ, уже получивших финансовую поддержку в 2009 году. Исключение делается только для заявок на переселение граждан из аварийного жилого фонда.
Фонд содействия развитию ЖКХ, созданный в 2007 году, призван на долевой основе с регионами, финансировать капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из жилфонда, признанного аварийным и подлежащего сносу. В уставной капитал фонда государство внесло 240 миллиардов рублей. Согласно антикризисным поправкам в Бюджетный кодекс, правительству в этом году разрешается вернуть в бюджет часть временно свободных средств Фонда ЖКХ.
По данным самого фонда, на начало мая в программе фонда участвовали 79 субъектов РФ. Общий объем осваиваемых средств (с учетом софинансирования субъектов) составлял 170,2 миллиарда рублей. В течение 2009-2011 годов госкорпорация планировала выделить регионам около 200 миллиардов рублей.
Как видно, все меры поддержки ЖКХ в полной мере могут способствовать приходу в отрасль представителей малого и среднего бизнеса.

Законодательство в сфере ЖКХ
  1. О ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ОПЛАТЫ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 2009 - 2011 ГОДЫ (Постановление, Правительство РФ, № 960, от 18.12.2008)
  2. ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 185-ФЗ, от 21.07.2007)
  3. О РАЗМЕЩЕНИИ В 2009 ГОДУ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ - ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (Постановление, Правительство РФ, № 29, от 27.01.2009)
  4. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (Постановление, Правительство РФ, № 1001, от 24.12.2008)
  5. ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 23.07.2008) (Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 188-ФЗ, от 29.12.2004)
  6. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 23.07.2008) (Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 190-ФЗ, от 29.12.2004)
  7. ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 210-ФЗ, от 30.12.2004)
  8. ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ, НАДБАВОК И ПРЕДЕЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (Постановление, Правительство РФ, № 520, от 14.07.2008)
  9. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ОБЪЕКТИВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЛИЯЕТ НА СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (Постановление, Правительство РФ, № 316, от 24.05.2007)
  10. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВ (Постановление, Правительство РФ, № 491, от 13.08.2006)
  11. О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (Постановление, Правительство РФ, № 761, от 14.12.2005)
  12. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" (РЕДАКЦИЯ НА 26.07.2004)(Постановление, Правительство РФ, № 595, от 20.06.1993)
  13. О РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 17.02.2003) (Приказ, Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, № 290, от 26.12.2001)
  14. О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2002 - 2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 26.07.2004) (Постановление, Правительство РФ, № 675, от 17.09.2001)
  15. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ И ПРАВИЛ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО УПРАВЛЕНИЮ, СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВ (Постановление, Правительство РФ, № 491, от 13.08.2006)
  16. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ
  17. (Постановление, Правительство РФ, № 47, от 28.01.2006)


Список использованных ресурсов:
  1. Официальный портал Жилищно-коммунального комплекса Санкт-Петербурга;
  2. Портал поддержки предпринимательства в Жилищно-коммунальном хозяйстве;
  3. Официальный портал Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
  4. Информационный портал ООО «Лекс-Консалтинг»;
  5. Информационный портал «Российской газеты»;
  6. Большой портал недвижимости;
  7. Специализированный портал «Помощь бизнесу».
Список экспертов, оказавших содействие в подготовке материала:
  • Андрей Станиславович Обрядин – руководитель Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе города.

Подборка материалов по теме "Малый бизнес и ЖКХ" - законодательные и регламентирующие документы, комментарии специалистов, новости.

 

    Важные новости