Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Реформирование МВД – главное событие 2010 года

24 декабря 2009 года Дмитрий Медведев подписал Указ о мерах по совершенствованию работы МВД. Документ стал ответом на многочисленные правонарушения, совершенные сотрудниками милиции в 2009 году. В то же время президент объявил о грядущих сокращениях в милиции.


Фото пресс-службы Кремля

Согласно Указу Правительство Российской Федерации было обязано подготовить до 31 марта 2010 г. предложения, предусматривающие, что с 1 января 2012 г.:

  • финансирование милиции общественной безопасности осуществляется исключительно за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;
  • состав и численность сотрудников милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации её подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Правительству также надлежало рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе за счёт средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 г. представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов.

Указом было предусмотрено до 1 января 2012 г. сократить численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов.

Появление Указа о мерах по совершенствованию работы МВД дало старт началу реформы милиции.

Этапы преобразований:

3 февраля 2010 года состоялось совещание по вопросам реформирования Министерства внутренних дел.

Глава ведомства Рашид Нургалиев представил Президенту предложения по совершенствованию деятельности МВД. Дмитрий Медведев дал ряд поручений по подготовке нормативных документов по данному вопросу.

18 февраля 2010 года подписан Указ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указ касается исключения дублирующих, избыточных и не свойственных милиции функций, оптимизации структуры и численности работников МВД, увеличения стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел и обеспечения их жильём.

Согласно Указу Правительству Российской Федерации поручается осуществить мероприятия по исключению дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций. В этих целях предусматриваются разработка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о милиции, определяющего основные цели деятельности милиции – противодействие преступности и обеспечение общественного порядка, а также выработка решений по вопросам: передачи ФМС России функций МВД России по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации; передачи медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел Российской Федерации в ведение органов управления здравоохранением; передачи полномочий по проведению технического осмотра транспортных средств с сохранением за Госавтоинспекцией полномочий по осуществлению государственного контроля за проведением такого технического осмотра.

7 июня 2010 года Президент провел совещание по вопросам реформирования МВД, на котором заявил, что приоритетными направлениями реформы системы органов внутренних дел остаются организационные и кадровые преобразования, а также материальное обеспечение сотрудников.

Глава государства подчеркнул, что наряду с повышением социального статуса сотрудников МВД необходимо добиваться и качественных перемен в их работе.

Президент отметил, что проведение реформы МВД потребует значительных ассигнований из федерального бюджета. Глава государства уточнил, что финансовые потребности должны быть обоснованными и соотноситься с параметрами бюджета.

Кроме того, необходим постоянный мониторинг деятельности милиции – как государственный, так и общественный, подчеркнул Д.Медведев.

6 июля 2010 года Президент провёл совещание, посвящённое разработке новой редакции закона «О милиции» - закона, который должен определить правовой статус милиции, соответствующий современной жизни.

Новый закон «О милиции» должен чётко определить права и обязанности милиционеров, а также исключить нормы, которые не имеют чёткого юридического содержания, но дают возможность сотрудникам МВД произвольно ограничивать права граждан и организаций, подчеркнул Д.Медведев.

Глава государства заявил, что в законе должна быть усилена антикоррупционная направленность: необходимо предусмотреть перечень ограничений, основанный на запретах для государственных гражданских служащих, но с учётом специфики правоохранительной службы.

Кроме того, по мнению Президента, особое внимание при разработке закона должно быть уделено социальной составляющей. Президент не исключил возможности принятия отдельного закона для обеспечения социальных гарантий для сотрудников Министерства.

Дмитрий Медведев отметил, что главным критерием оценки эффективности работы милиции должно стать общественное мнение. Глава государства подчеркнул, что, как только будет готова новая редакция закона, нужно организовать её широкое обсуждение, собрать предложения от граждан и общественных организаций.

В совещании приняли участие Руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин, заместитель Руководителя Администрации Президента Алексей Громов, Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, помощник Президента – начальник Государственно-правового управления Президента Лариса Брычёва, помощник Президента – начальник Контрольного управления Президента Константин Чуйченко, Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, заместитель Министра внутренних дел Сергей Булавин.

Фото пресс-службы Кремля

22 июля 2010 года в ходе рабочей встречи с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым Дмитрий Медведев сообщил о том, что подписал, пять законов, направленных на эффективную деятельность МВД.

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года.

Федеральный закон направлен на усиление защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел.

Федеральным законом вносятся в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, которыми устанавливается, что совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел является обстоятельством, отягчающим наказание.

Одновременно Уголовный кодекс Российской Федерации пополняется статьёй 2861, устанавливающей уголовную ответственность сотрудника органа внутренних дел за умышленное неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяются подследственность и подсудность преступления, предусмотренного статьёй 2861 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также вводятся положения, устанавливающие, что в случае задержания или заключения под стражу сотрудника органа внутренних дел об этом уведомляется начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 16 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 19 июля 2010 года.

Федеральный закон направлен на дальнейшее совершенствование прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.

В этих целях Федеральным законом вносятся изменения в отдельные положения Закона Российской Федерации «О милиции» и в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992г. №4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

В частности, положениями Федерального закона регулируются правоотношения, связанные с нахождением сотрудника в распоряжении органа внутренних дел, освобождением сотрудника органов внутренних дел от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. Кроме того, Федеральным законом определяется исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины, являющихся основанием увольнения сотрудника из органов внутренних дел.

Реализация положений Федерального закона будет способствовать формированию профессионального кадрового состава органов внутренних дел, повышению дисциплины и эффективности профессиональной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, что в конечном итоге отразится на обеспечении законных прав и интересов граждан.

3. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 9 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года.

Федеральным законом территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции отнесены к органам дознания.

В соответствии со статьёй 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со статьями 8 и 9 Закона Российской Федерации «О милиции» к органам дознания относятся криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

Министерством внутренних дел Российской Федерации проводится работа, направленная на оптимизацию структуры органов внутренних дел Российской Федерации путём объединения в единый орган внутренних дел нескольких органов внутренних дел и реорганизации их в управления (отделы, отделения) милиции. Начальники отдельных созданных управлений (отделов, отделений) милиции, находящихся на значительном удалении от органа внутренних дел, не обладают процессуальными полномочиями начальника органа дознания, что приводит к нарушению сроков принятия процессуальных решений.

Федеральный закон направлен на устранение указанных пробелов в правоприменительной практике.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации «О милиции» и Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 2 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года.

Федеральным законом устраняются пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел.

В частности, Федеральным законом дополняются перечень ограничений в приёме на службу в органы внутренних дел граждан Российской Федерации, а также перечень оснований для увольнения из органов внутренних дел.

Согласно Федеральному закону на службу в органы внутренних дел не могут быть приняты граждане Российской Федерации, имеющие либо имевшие судимость, а также граждане, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям: истечение срока давности уголовного преследования; прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон, за исключением дел частного обвинения; прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии; прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.

5.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года.

Федеральный закон инициирован Правительством Российской Федерации в целях устранения пробелов в правовом регулировании вопросов предоставления военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов выплаты для оплаты стоимости путёвок в организации отдыха и оздоровления их детей школьного возраста, возникших в связи с изменением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Федеральным законом предусматривается предоставление военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов выплаты для оплаты стоимости путёвок их детей школьного возраста (от шести с половиной до пятнадцати лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от возможностей использования других источников финансирования для указанных целей.

Федеральным законом для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, устанавливается единый подход к осуществлению указанной выплаты, а также фиксированный максимальный размер такой выплаты на каждого ребёнка школьного возраста в сумме 10 800 рублей. Одновременно Правительство Российской Федерации наделяется правом осуществлять увеличение (индексацию) максимального размера выплаты.

6 августа 2010 года на совещании с участием президента, Дмитрий Медведев сообщил, что специально для обсуждения такого важного документа, как закон о милиции, создан сайт zakonoproekt2010.ru, Впервые законопроект, затрагивающий интересы каждого гражданина, выносится на широкое обсуждение.

В частности, новый закон должен чётко определить и конкретизировать права и обязанности сотрудников правоохранительных органов, избавив их от несвойственных функций. Это даст возможность сконцентрировать их усилия на выполнении основной задачи – обеспечении правопорядка.

Особое внимание будет уделено проверке сотрудников на профессиональную пригодность. Принципиально важно, чтобы недобросовестные кандидаты не имели возможности поступить на службу в органы правопорядка, подчеркнул Д.Медведев.

Закон «О полиции: цели и задачи

На главный вопрос: почему милицию решили переименовать в полицию? – Дмитрий Медведев ответил накануне обнародования закона, 6 августа 2010 года: «Наконец, самое последнее. Вещь скорее внешняя, но, на мой взгляд, важная. Ещё со времён Октябрьской революции органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией. Тем самым подчёркивался их народный или, как принято, было говорить, рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что это, по сути, дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции её прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией. Предлагаю обсудить и этот вопрос...»

Чуть позже на этот вопрос ответил и министр МВД Рашид Нургалиев:

- Не случайно новый закон называется «О полиции». Созданная в начале XX века рабоче-крестьянская милиция прошла большой исторический путь. С её деятельностью связана целая эпоха в жизни нашей страны. Сотни тысяч судеб, героев и рядовых сотрудников вместили несколько десятилетий работы советской, а затем российской милиции по защите граждан, охране правопорядка. Но мы должны понимать, что сейчас другое время.

В последние годы милиция, созданная изначально из числа народных ополченцев, всё отчётливее выполняла традиционные полицейские функции специализированного профессионального органа по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

И сегодня настало время возврата к традиционному для этого ключевого органа правоохранительной системы названия.

Милиция (от лат. militia — «войско» или название народного ополчения) — система государственных органов, относящаяся к исполнительной ветви власти и выполняющая функции полиции. Призвана защищать жизнь, здоровье, права граждан, интересы общества и государства. В России входит в состав Министерства внутренних дел РФ. Задачи этой структуры регулируются Конституцией РФ, законом «О милиции», другими федеральными законами и международными договорами.

Милиция — временное или земское войско: ополченье, ратники, народная рать (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)

Милиция — Административный орган государства, осуществляющий охрану общественного порядка, ведущий борьбу с преступностью. Работники такого органа; милиционеры&helliphellip; (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

Милиция — в СССР административно-исполнительный орган государства, призванный обеспечивать охрану общественного порядка, социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. (Большая советская энциклопедия)

Милиция — (в России во время русскю-прусско-французсиой войны 1806-1807 гг.) - ополчение, созданное в связи с угрозой вторжения наполеоновских войск в пределы страны; набиралась из государственных и помещичьих крестьян, офицеры - из дворян; распущена после заключения Тильзитского мира (Энциклопедический словарь экономики и права)

В большинстве стран мира аналогичная система государственных органов называется полиция.

Полиция (фр. Police, от др.-греч. «государство, штат») — система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Все, конечно, правильно – нельзя отправляться в плаванье на новом корабле со старым названием. К тому же таким, которое в нашем обществе, давно не вызывает восторга. А «полиция» - совсем другое дело.

Одним словом 7 августа 2010 года на сайте zakonoproekt2010.ru, созданном администрацией президента, появился законопроект «О полиции» и всем предложили с ним ознакомиться и высказать замечания. «Только время для обсуждения выбрано странно, - удивляется член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. – Жара, пожары, сезон отпусков».

Проект федерального закона «О полиции» (далее – законопроект) подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Законопроект направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями.

Законопроектом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

При разработке законопроекта учитывались, во-первых, принципы и подходы к модернизации России, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г., во-вторых, преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере, в-третьих, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.

Основными целями законопроекта являются: закрепление партнёрской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; чёткое определение обязанностей и прав полиции и правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности её работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.

В законопроект включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах.

Кроме того, в законопроекте реализован положительный международный опыт в области строительства полицейских институтов, а также сохраняются отечественные традиции правового регулирования деятельности полиции.

Законопроект состоит из одиннадцати глав.

В главе 1 «Общие положения» раскрывается понятие «полиция», определяются её назначение и основные направления деятельности.

За полицией законодательно закрепляются правоохранительные функции. Существующие основные направления деятельности милиции, которые аналогичны направлениям деятельности полиции большинства зарубежных стран, сохранены. Вместе с тем некоторые направления деятельности, которые реализует милиция, скорректированы с учётом современных условий. Законопроектом предлагается определить следующие основные направления деятельности полиции:

  1. предупреждение преступлений и административных правонарушений;
  2. выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  3. розыск лиц и похищенного имущества;
  4. пресечение административных правонарушений и производство по делам об административных правонарушениях;
  5. охрана общественного порядка;
  6. обеспечение безопасности дорожного движения;
  7. контроль за оборотом оружия;
  8. контроль за частной детективной и охранной деятельностью;
  9. охрана имущества и объектов по договорам;
  10. государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов;
  11. оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав и законных интересов.

В статье, посвящённой организации деятельности полиции, закреплено, что руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые несут ответственность за надлежащее выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Глава 2 «Принципы деятельности полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции, разработанным с учётом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, её широких дискреционных полномочий.

Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. В законопроекте не только перечисляются принципы деятельности полиции. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи, в которой он наиболее полно раскрывается.

Открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия у граждан. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.

Предлагается обязать руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выступать с отчётами о результатах деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, – перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании.

Полиция должна информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах.

При оценке эффективности работы полиции мнению граждан о её деятельности отводится определяющая роль. В связи с этим на МВД России возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

При МВД России и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители трудовых коллективов, общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства, а также представители конфессий.

В главе 3 «Обязанности и права полиции» содержится перечень обязанностей полиции (в него включены функции, которые не были учтены в действующем Законе, но которые милиция осуществляла в соответствии с другими законодательными и иными нормативными правовыми актами).

В законопроекте определено, что перечень обязанностей полиции устанавливается только федеральным законом «О полиции» и возложение на полицию иных обязанностей может быть осуществлено только федеральным законом о внесении в него изменений.

Права полиции максимально конкретизированы. Исключены некоторые нормы, не имеющие чёткого юридического содержания и не позволяющие полиции произвольно (без необходимых оснований, должной процедуры и соблюдения определённых сроков) ограничивать права граждан и организаций, а также касающиеся несвойственных полиции функций в сфере контрольной и надзорной деятельности.

Порядок реализации возложенных на полицию обязанностей и предоставленных ей прав, если он не урегулирован федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения»

содержит нормы, регламентирующие порядок применения полицией таких мер государственного принуждения, как: задержание граждан; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки; оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах.

В законопроекте определён исчерпывающий перечень граждан, в отношении которых полиция может применять задержание, а также определены основания такого задержания.

В соответствии с положениями Декларации о полиции, принятой в 1979 году Парламентской ассамблеей Совета Европы, и рекомендациями Европейского Суда по правам человека в законопроект включена норма, согласно которой задержанные и находящиеся под стражей лица должны содержаться в специально отведённых помещениях, под охраной, в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Законопроектом также устанавливается перечень случаев, когда полиция по решению руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лица, его замещающего, имеет право производить оцепление (блокирование) участков местности.

Для усиления гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина и в соответствии с Европейским кодексом полицейской этики законопроектом предусматривается ведение реестра лиц, подвергнутых задержанию.

В целях реализации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных» в законопроекте установлены полномочия полиции по сбору и обработке данных о гражданах.

Глава 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» разработана на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН.

В ней определяются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также особенности их применения, в частности особенности применения специальных средств и оружия в составе подразделения (группы) и в условиях массового скопления людей, основания и условия применения оружия ограниченного поражения. Кроме того, устанавливаются гарантии личной безопасности вооружённого сотрудника полиции.

Особое внимание в законопроекте уделяется вопросам проверки сотрудников полиции на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

При определении терминов «специальные средства», «применение оружия» устранены терминологические неточности и неоднозначность их толкования, которые существуют в действующем Законе.

В главе 6 «Правовое положение (статус) сотрудника полиции» определяется правовое положение сотрудника полиции, устанавливается перечень ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, перечисляются требования, предъявляемые к поведению сотрудников полиции, в том числе во внеслужебное время.

При приёме на службу в полицию действуют ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Дополнительно предлагается установить, что гражданин не может быть принят на службу в полицию в случае, если он имеет или имел судимость, а также если в отношении его уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям: истечение сроков давности уголовного преследования; прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон, за исключением дел частного обвинения; прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии; прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.

Помимо гарантий правовой защиты сотрудников полиции, предусмотренных действующим Законом, таких, как недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника полиции и доверие к его показаниям, устанавливаются презумпция законности деятельности сотрудников полиции и их государственная защита.

Каждый сотрудник полиции обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Урегулировано право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).

Закреплены правовой статус других сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции и привлекаемых к выполнению обязанностей полиции, а также ответственность сотрудника полиции.

В главе 7 «Прохождение службы в полиции» устанавливаются требования к поступлению на службу в полицию и особенности её прохождения.

Сотрудники полиции проходят службу на должностях рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы, с учётом особенностей, установленных данным федеральным законом.

В рамках решения задачи борьбы с коррупцией к личностным и профессиональным качествам сотрудников полиции предъявляются повышенные требования. Каждый гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в полицию, должен пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также испытание в целях проверки его морально-психологических, деловых и иных качеств, необходимых для замещения должности сотрудника полиции.

Законопроектом уточнены организация профессиональной подготовки сотрудников полиции, правовой статус слушателей и преподавательского состава, а также условия привлечения курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к участию в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан и к исполнению других обязанностей полиции.

В целях реализации требований Национальной стратегии противодействия коррупции в части, касающейся борьбы с правовым нигилизмом, установлена периодическая проверка знаний каждым сотрудником полиции Конституции Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих его служебную деятельность, в том числе международных документов.

За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудник полиции подлежит увольнению по следующим основаниям: неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме; прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию; отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования; лишение специального звания полиции; прекращение гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) другого государства.

Закреплены гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления.

В главе 8 «Социальная защита сотрудника полиции» регламентируются вопросы, касающиеся оплаты труда сотрудников полиции, страховых гарантий и выплат в целях возмещения вреда, причинённого в связи с выполнением служебных обязанностей, права сотрудника полиции на жилищное обеспечение и медицинское обслуживание, социальной защиты семей сотрудников полиции, потерявших кормильца, а также иных гарантий в связи с прохождением службы в полиции.

В главе 9 «Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции» определяется, что финансовое обеспечение деятельности полиции, а также гарантий и компенсаций, предоставляемых сотрудникам полиции и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности. Финансирование указанных расходов будет осуществляться за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Органам и подразделениям полиции, осуществляющим охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и безопасности граждан на транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи предоставляются на безвозмездной основе транспортными организациями.

Сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, для работы на обслуживаемых административных участках помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, предоставляются органами местного самоуправления. Кроме того, ими обеспечивается техническая эксплуатация этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт).

В главу 10 «Контроль и надзор за деятельностью полиции» в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» включена ещё одна форма контроля за деятельностью полиции (кроме государственного контроля и прокурорского надзора) – общественный контроль, который осуществляется общественными наблюдательными комиссиями и их членами, в частности за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, имеющихся в полиции. Он может осуществляться совместно с общественными советами, создаваемыми при территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 11 «Заключительные и переходные положения» содержит нормы о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов), о вступлении в силу закона с 1 января 2011 г., о распространении действия отдельных его положений, касающихся особенностей прохождения государственной службы в полиции и социальной защиты, на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.

Из истории российской полиции/милиции

Пока идет обсуждение законопроекта «О полиции» обратимся к истории и вспомним основные этапы становления российской полиции/милиции.

В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решетками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост. До этого Губные грамоты носили характер пожалования, и давались по челобитью самого населения. Губная грамота давала разрешение местному обществу самостоятельно ведать в области Губное дело.

В городах полицейские функции исполняли Городничие, введённые вместо Огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году, и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, «которым разбойные дела приказаны». Ученые полагают, что это была временная комиссия, учрежденная для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную, и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам. Царь Алексей Михайлович в апреле 1649 года издал Наказ до городского благочиния касающийся. По наказу в Белом городе была создана команда под руководством Ивана Новикова и подьячего Викулы Панова. Им были преданы пять решеточных «прикащиков» и один человек с 10 дворов с рогатинами, топорами и водоливными трубами. Отряд наблюдал за пожарной безопасностью и порядком.

Полицейских служителей в крупных городах называли «земские ярышки». Земские ярышки в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».

В 1669 году вместо Губных старост и Губных целовальников были повсеместно введены сыщики.

7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную Полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города — мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.

19 января 1722 года была учреждена полиция в Москве во главе с обер-полицмейстером. 10 декабря 1722 года была издана Полицмейстерская инструкция, состоящая из 40 пунктов.

С 1775 года (после «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи») городничих начал назначать Сенат.

В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.

После Февральской революции были ликвидированы корпус жандармов и Департамент полиции (постановления Временного правительства от 6 марта 1917 года и от 10 марта 1917 года). Тогда же была провозглашена замена полиции «народной милицией», которая была создана на основании постановления «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года. Таким образом, созданная под наименованием «милиция» система фактически была полицией (государственной службой поддержания порядка). Наименование было изменено, чтобы подчеркнуть близость к интересам народа, и чтобы новая организация не ассоциировалась со старой полицией и жандармерией, служившими символами старого порядка. Параллельно с государственной народной милицией продолжали организовываться и существовать отряды рабочей милиции, создаваемые местными Советами для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны предприятий.

Октябрьская революция отменила всю систему государственных учреждений, в том числе и милицию. В то время в правящей верхушке России господствовало мнение, что армия и полиция должны быть упразднены, а их функции — переданы непосредственно вооружённому народу (см. Анархия). Декретом НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было установлено:

«Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, Военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казенным оружием, Настоящий закон вводится в действие по телеграфу».

Таким образом, милиция была учреждена, но милицейские органы не имели штатной структуры и были, фактически, добровольческими формированиями. Около года после этого милиции, как государственной организации, не существовало. На местах ранее существовавшие формирования милиции были где-то распущены, где-то реорганизованы. Местные Советы создавали и поддерживали собственные милицейские отряды.

Очень скоро было осознано, что система охраны правопорядка не может существовать и эффективно функционировать, будучи набором самодеятельных добровольческих отрядов. В марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед правительством вопрос о воссоздании милиции в качестве государственной организации. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены». На его основании были сформированы организационные документы, составлен проект «рабоче-крестьянской милиции». 21 октября 1918 года НКВД и НКЮ утвердили «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции».

Заключение

19 августа в Пятигорске Дмитрий Медведев обсудил с представителями правоохранительных органов и общественности законопроект «О полиции». В ходе встречи Президент подчеркнул, что новый закон должен содержать максимально чёткие и понятные определения и должен быть очищен от неоднозначных формулировок. Глава государства отметил важность широкого общественного обсуждения законопроекта.

Дмитрий Медведев также подчеркнул, что децентрализация системы МВД может произойти только после коренной реформы органов внутренних дел и придания им нового облика. В перспективе же необходимо создать такую систему полиции, которая будет иметь мощную федеральную, региональную и муниципальную составляющую. Действующее законодательство это предусматривает, но реальное исполнение этих полномочий, финансовое, организационное исполнение страдает, поэтому в этом законе применена федеральная модель обеспечения деятельности полиции, сказал Дмитрий Медведев.

Президент согласился с тем, что в законопроекте должен быть чётко прописан механизм формирования органов общественного контроля. Закон «О полиции» – это закон прямого действия, и, будучи открыт любым гражданином, он должен ответить на все вопросы, подчеркнул глава государства. По словам Президента, милиция – это на сегодняшний день самая близкая к обществу правоохранительная структура, поэтому нужно серьёзно подумать над тем, как выстроить модель их взаимоотношений. В законопроекте предлагается установить новую, партнёрскую модель взаимоотношений полиции и общества. При органах внутренних дел будут создаваться общественные советы, а участковых и милицейских руководителей обяжут регулярно встречаться.

Одним словом, реформирование МВД началось, и мы с нетерпением будем ждать результатов.

Информационные источники:

  1. Официальный сайт Президента России;
  2. Официальный сайт законопроекта «О полиции»;
  3. Интернет-портал Правительства РФ;
  4. Сайт МВД России.

 

 

(Эксперты Общественного Совета готовят анализ отдельных статей законопроекта «О полиции», которые могут затрагивать интересы предпринимателей, и в ближайшее время мы опубликуем данные материалы).

 

Обзор подготовлен Лейлой Церетели

Реформа милиции необходима, но она должна затронуть всю правоохранительную систему в целом

В проекте Федерального закона "О полиции", подготовленном в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации", много нового и позитивного.

Это и общественный контроль, и повышение публичности и открытости ведомства, и ужесточение отбора сотрудников, и детализация обязанностей будущих полицейских перед гражданами. В то же время, отдельные статьи законопроекта вызывают вопросы и требуют разъяснений. За помощью мы обратились к Юлии Чарноцкой, юристу-эксперту Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

- Прежде всего, следует знать, что по новому Закону полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, с финансированием из федерального бюджета и с жесткой вертикалью управления,при этом состав и структура полиции определяется Президентом РФ.

В соответствие со ст. 3 Законопроекта правовую основу деятельности полиции составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В законопроекте исключена ссылка на конституции, уставы, законы и иные, нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.

Таким образом, при принятии закона в данной редакции, возможность влияния субъектов РФ на деятельность нового органа охраны правопорядка будет практически исключена.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право, лишь осуществлять, расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности.

В то же время, важным достижением нового закона является наличие в нем статей, по-видимому, призванных обеспечить «закрепление партнёрской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества». Так, в соответствии со ст. 5 Законопроекта «полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения прав и свобод граждан, их законных интересов, уважения их достоинства». Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина находит свое отражение во многих статьях действующего Закона о милиции, однако в законе «О полиции» содержится ряд принципиально новых положений.

Например, ст. 8 Законопроекта обязывает руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выступать с отчётами о результатах деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, - перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании. Статья 9 нового закона определяет, что полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, а одним из основных критериев официальной оценки работы полиции является «мнение граждан о деятельности полиции».

Как и Закон «О милиции», новый закон дублирует положения международных стандартов в области прав человека и устанавливает, что милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Однако в новом законе законодатель счел необходимым дополнить статью следующим образом: «Сотрудник полиции не должен поощрять и осуществлять любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или за действия, в совершении которых они подозреваются». Важно подчеркнуть, что ч. 2 ст. 302 УК РФ устанавливает ответственность за принуждение к даче показаний с применением насилия, издевательств, пытки.

Обязанности полиции зафиксированы ст.12 законопроекта. Отметим, что перечень обязанностей почти не изменился, а некоторые пункты целиком перенесены из старого закона о милиции. Так, полиция, как и раньше, обязана:

- направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

- уведомлять налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

В целом, обязанности полиции в проекте закона прописаны более детально, чем в действующем до настоящего времени законе «О милиции», что согласуется с задачами, поставленными пред авторами законопроекта Президентом РФ.

Обсуждаемый законопроект затрагивает интересы абсолютного большинства граждан, в связи с чем, особое внимание следует уделить правам, предоставленным в новом законе, самой полиции.

Согласно законопроекту, полиция унаследует от милиции право беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, транспортными средствами, принадлежащими организациям и гражданам, а также право участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации. Данное полномочие коррелирует с п. 1 ст. 36 НК РФ, устанавливающей, что ОВД по запросу налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Сотрудники полиции, так же как и милиционеры, сейчас, будут иметь право составлять протоколы об административных правонарушениях, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с КоАП РФ сотрудники милиции вправе составлять протоколы:

- по административным правонарушениям, дела о которых уполномочены рассматривать органы внутренних дел (милиция) (Перечень этих правонарушений содержит ст. 23.3 КоАП РФ);

- по административным правонарушениям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Дела о данных правонарушениях подведомственны не органам внутренних дел (милиции), а иным субъектам административной юрисдикции. Однако сотрудники милиции уполномочены составлять протоколы о совершении указанных административных правонарушений.

Обязательные реквизиты протокола об административном правонарушении, а так же порядок его составления приведен в ст. 28.2 КоАП РФ.

В качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях гл. 27 КоАП РФ предусматривает следующие: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности.

Следует отметить, что новый Закон, наряду с сохранением прежних полномочий сотрудников правоохранительных органов, предусматривает значительное расширение прав полиции.

Так, согласно Законопроекту, с 01.01.2011г., полиция получит право «запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, а также персональные данные лиц, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных; при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…»

Сотрудникам полиции в соответствии с п. 5 ч.1 ст.13 Законопроекта предоставляется право «беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации».

П. 2. ч.1 ст. 13 нового Закона по сути повторяющий положения, п.2 ст. 11 Закона «О милиции» дает полномочия полицейским «также проверять иные документы».

При этом, Законопроект не разъясняет, что считать: «иной необходимой информацией», «иными сведениями», «иными документами», тем самым сотруднику полиции, предоставляется право самостоятельно определять какую информацию, сведения, документы ему затребовать. Очевидно, что подобные формулировки статей, содержащие «открытые» перечни, оставляют множество места для злоупотреблений.

Полиции так же предоставлено право «производить в соответствии с федеральным законом изъятие документов, материалов, сообщений и предметов».

Важно подчеркнуть, что указанные выше нововведения не означают, что каждый, «проходящий мимо» сотрудник полиции получает право вторгаться на объект и требовать у предпринимателей их документацию. Но в то же время, в Законопроекте нет указаний на то, в каких именно случаях или при наступлении каких обстоятельств полицейский получает право «беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами….», но очевидно, что нельзя рассматривать отдельно взятый закон (норму закона) в отрыве от остального законодательства, действующего на территории РФ. Положения, ограничивающие полномочия сотрудников милиции по данному вопросу содержаться, например, в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а кроме того в Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Приказе МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях".

Новым правом, предоставленным полиции, является формирование ведение и использование банков данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использование банков данных других государственных органов и организаций, в том числе персональных данных лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное.

В перечне прав полиции появился пункт позволяющий «применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом».

Другими словами, у любого рядового полицейского появилась возможность ограничить свободу человека просто забывшего дома паспорт, или показавшегося сотруднику подозрительным.

Проникновение в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые организациями согласно новому закону, возможно с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу. При принятии закона в данной редакции, законным основанием для взлома будет «наличие достаточных оснований полагать, что там совершается преступление». Согласно ст. 25 Конституции РФ «жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В данном случае проект федерального закона, как и ныне действующий закон «О милиции» соблюдение гарантированных Конституцией свобод ставит в зависимость от оценочных понятий, от квалификации сотрудников полиции, которыми, согласно переходным положениям Законопроекта, автоматически (без переаттестации п.6 ст.56 законопроекта) становятся сотрудники милиции, давшие на то свое письменное согласие.

Согласно новому Закону требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное. В пояснительной записке к проекту федерального закона данное нововведение определено как «презумпция законности деятельности сотрудников полиции». Таким образом, в момент совершения все действия полицейского считаются законными. Заметим, что такое предписание должного поведения опирается на полномочия полиции, и при отсутствии у сотрудника полиции соответствующего права и, следовательно, установленной обязанности гражданина (должностного лица) он не может предъявить ему требование, т.е. вне круга полномочий полиции, требования сотрудника полиции не являются обязательными.

Согласно п.4 ст.14 «Лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента водворения его в специально отведенное помещение». Здесь имеет место явное нарушение п.2 ст. 48 Конституции РФ: «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

Безусловно, в Законопроекте есть и «положительные» моменты. Так, сотрудникам полиции запретили наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место, не допускается и применение водометов при температуре ниже нуля градусов Цельсия.

Новый Закон наряду с государственным контролем за деятельностью полиции и прокурорским надзором, впервые предусматривает общественный контроль. Для этого будут созданы общественные советы при федеральном и территориальных органах полиции, которые будут осуществлять контроль над деятельностью полиции в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. руководитель федерального органа полиции сам будет решать как лучше контролировать его структуру.

Новым Законом также установлено, что вопросы, касающиеся организации деятельности полиции, тактики, методов и средств ее осуществления, не являются предметом прокурорского надзора.

Статьей 56 Законопроекта разрешено федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, входящим в его систему территориальным органам, учреждениям и иными организациям до 1 января 2012 года использовать служебные удостоверения, бланки, печати и штампы милиции.

Итак, новый Закон не вносит принципиальных изменений в сферу деятельности органов внутренних дел, структура обязанностей остается прежней, но произошло расширение полномочий полиции, затрагивающие права и свободы граждан. Закон сохранил за полицией «несвойственные функции» (лицензирование, функции ГИБДД, контроль за соблюдением правил регистрационного учета, правилами въезда и пребывания на территории РФ иностранных граждан), ввел понятие «презумпция законности деятельности сотрудников полиции» и весьма сомнительную систему общественного контроля.

Разработка Законопроекта «О полиции» является одним из первых шагов на пути реформирования МВД, но вступление в силу закона в данной редакции не позволит провести реформу эффективно. Очевидно, что реформа необходима, но она должна затронуть не только МВД, но и всю правоохранительную систему в целом.


Оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться при наличии признаков административного правонарушения

После того, как будет принят Федеральный закон «О полиции», потребуется привести в соответствие с его нормами ряд Федеральных законов и нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников милиции: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Приказ МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях".



Поправки будет нужно внести и в отдельные статьи Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

- Очевидно, что законопроект «О полиции» нужно рассматривать только во взаимодействии с другими федеральными законами, - говорит Алия Никулина, юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. - В настоящее время в соответствие с п.9 ст.10 Закона РФ «О милиции», милиция в рамках поставленных перед ней задач обязана осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; контролировать: исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; соблюдение правил частной детективной деятельности и правил оборота служебного и гражданского оружия. Других контрольно-надзорных полномочий на органы внутренних дел федеральным законодательством не возложено. Таким образом, лишь государственная инспекция безопасности дорожного движения и Служба лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью являются контролирующими органами в отношении хозяйствующих субъектов.

Теперь обратимся к законопроекту «О полиции». Согласно п. 5 ч.1 ст.13 полиции предоставляется право «беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации», а в соответствии с п.2 ст. 32 нового закона «требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное» (данное положение в пояснительной записке к законопроекту определено как «презумпция законности деятельности сотрудников полиции»). В этой связи, важно подчеркнуть, что Конституцией РФ, а так же ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и другими законодательными актами закреплено право, оспаривать действия сотрудников полиции (милиции), если они нарушают наши права.

Сегодня согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц…» действие закона не применяется к:

  • мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
  • действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ими являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

  1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  3. (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)
  4. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  5. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 Кодекса об административных правонарушениях).

Таким образом, при обнаружении должностными лицами достаточных данных или при поступлении сообщений или заявлений, зарегистрированных надлежащим образом в соответствии с Приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», сначала должно быть возбуждено дело об административном правонарушении и (или) административном расследование. И только после этого в соответствии с КоАП РФ сотрудники милиции могут осматривать помещения, а так же находящиеся там вещи.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Если рассматривать законопроект «О полиции» так же как и закон «О милиции» в свете других федеральных законов, то становиться, очевидно, что ссылка должностных лиц, проводящих контрольное мероприятие на закон «Об оперативно розыскной деятельности» не будет иметь под собой оснований. Должностные лица, уполномоченные составлять, протокол об административных правонарушениях не наделены правом для проведения оперативно-розыскных мероприятий и не относятся к оперативным подразделениям.

Следует отметить, что органы милиции, а далее и полиции, несмотря на расширившийся и открытый перечень их полномочий, за исключением служб ГИБДД и Служб лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, не вправе проводить выездные проверки субъектов предпринимательской деятельности по заявлениям (обращениям), если соответствующий контролирующий орган не направит запрос в МВД или Полицию на проведение такого мероприятия.

Положения статей 28.1 и 28.2 КоАП РФ позволяют сделать вывод, что в случае поступления заявления, обращения гражданина с просьбой привлечь определенных лиц к административной ответственности по статьям КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (ч.1 ст.23.3. и п.1 ч.2. ст.28.3 КоАП РФ), а далее и полиции, при составлении соответствующего протокола об административном правонарушении, вправе собирать доказательства в рамках полномочий предусмотренных КоАП РФ (а не законом «О Полиции»). И это не дает им право на проведение проверок хозяйствующих субъектов до момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Таким образом, проверка хозяйственной, финансовой, предпринимательской и торговой деятельности юридических лиц и частных предпринимателей не в рамках, УПК РФ, КоАП РФ (то есть без наличия какой-либо информации о совершении противоправных деяний или информации, не содержащей сведений, позволяющих незамедлительно возбудить дело об административном правонарушении) не может быть проведена органами милиции и полиции.

Конституционный суд РФ в своем Определении № 86 от 14.07.1998 г. указал, что под противоправным деянием закон «Об оперативно-розыскной деятельности» подразумевает лишь уголовно-наказуемое деяние (так как оперативно-розыскное мероприятие указано только в УПК), т.е. преступление, предусмотренное уголовным кодексом.

В Определение сказано: «Если же в ходе оперативно- розыскного мероприятия обнаружится, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статьи 2 и части 4 статьи 10 дело оперативного учета подлежит прекращению. …».

Следовательно, оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться при наличии признаков административного правонарушения.

Важная информация:

На сегодняшний день взаимоотношения предпринимателей с правоохранительными органами считаются самыми сложными и проблемными. Милиция может привлекать предпринимателей к ответственности по целому ряду статей:

Статья 7.19. Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа

Статья 7.20. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, -

(в части соблюдения требований законодательства об оружии),

Статья 14.7. Обман потребителей (по обращению граждан)

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

(в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе)

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

( в части п.3, п.4)

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

Статья 14.37. Нарушения требований к установке рекламной конструкции и

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.

 

    Важные новости