Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Эксперты назвали ключевые тенденции развития потребительского рынка в новых экономических условиях

28.07.2022

27 июля в Санкт-Петербурге состоялась конференция, приуроченная ко Дню работника торговли на тему «Перезагрузка сферы торговли 2022: Экспертный взгляд на новые тенденции».

Организатором отраслевого мероприятия по традиции выступил Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Городская конференция прошла при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города и собрала в гибридном формате более 400 представителей отрасли.

Зал в деловом центре «Невская Ратуша» был полон. Обсудить отраслевую проблематику в реалиях экономического кризиса пришли руководители отраслевых ассоциаций и союзов, ведущие эксперты отрасли, представители крупнейших вузов Санкт-Петербурга, а также бизнес-сообщества города. Почетным гостем стал Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. 

Открывая городскую конференцию, председатель Общественного совета Елена Церетели поздравила отраслевое сообщество с праздником и подчеркнула, что Общественный Совет считает важным, нужным и значимым сохранить традицию празднования Дня Торговли.

«Анализируя ситуацию в других регионах страны, можно сказать, что у нас ситуация типичная. Потребительский рынок - основной и ключевой в структуре малого и среднего бизнеса», - отметила Елена Церетели, - «Практически 16% поступлений в бюджет — это результат деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Цифры говорят сами за себя».

Перспективы развития потребительского рынка напрямую связаны с выстраиванием диалога власти и бизнеса, считает Игорь Бухаров.  По мнению отраслевого эксперта, мэрия Москвы внесла существенный вклад в возвращение столичных ресторанов в предковидным показателям. 

«Ресторанный бизнес играет важную роль в жизни города, поэтому с владельцев летних кафе в столице не берут денег за размещение, но требуют выполнения типовых стандартов, чтобы не нарушался архитектурный облик столицы», - поделился опытом столицы глава Федерации рестораторов и отельеров России», -«Десять лет назад в столице было полторы тысячи летних площадок.  На сегодняшний день - четыре тысячи».   

И все-таки несмотря на то, что в столице налажен диалог бизнеса и власти, есть и схожие с Петербургом проблемы. Например, запрещено менять назначение торгового объекта. А между тем, в Москве растет число кофеин, регистрирующихся как розничная торговля.

«Нам нужно договориться на этом рынке, иначе мы начнем толкаться», - считает Игорь Бухаров.   

В Петербурге круглогодичных летних площадок – 570. Растет число предприятий общественного питания. Сейчас их число приближается к 9 тысячам. Развивается ярморочная деятельность. В прошлом году проведено 172 ярмарки. В текущем году по плану их должно быть не меньше 200-т, а это тысячи торговых мест.   Потребительский рынок города и соседнего региона вместе -  второй по величине в России. В различных сферах торговли занято 23% от всего трудоспособного населения Петербурга. В абсолютных цифрах – это порядка 760 тысяч горожан. Об этом рассказал начальник отдела торговли и общественного питания управления развития потребительского рынка Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Алексей Литвенюк.

О факторах устойчивого развития потребительского рынка Петербурга говорил Владимир Меньшиков. Разрешение на установку уличной мебели вблизи нестационарных  торговых объектов – это хорошо, но от бизнеса поступает запрос на новые формы поддержки. Глава Союза малых предприятий города считает, что своевременной мерой поддержки малого бизнеса станет создание сети мелкооптовых продуктовых баз.

«С появлением таких баз цена на продукцию может снизиться до 8 %», - аргументировал эксперт.

В своем выступлении он также поднял острую для предпринимателей проблему о продлении договоров аренды на земельные участки для нестационарных торговых объектов на 7 лет. В Петербурге исполнение федеральной инициативы пока пробуксовывает, что вызывает законное негодование в предпринимательской среде. Общественный совет со своей стороны направил обращение в Законодательное Собрание   Петербурга.

По мнению Ольги Волковой, возглавляющей комитет по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты в современных реалиях залог развития— это партнерский бизнес.

«Торговые сети приветствуют малые форматы торговли. Мы с МСП партнеры», - подчеркнула эксперт, - «Крупный, малый, средний бизнес – мы все оказались в стрессе. Но нас объединяет общая задача – сдерживание инфляции на полке».

Доля ритейла на потребительском рынке Петербурга – 60 %.  По оценке УФАС  на первом месте Х5 ритейл групп — 28,9%, на втором месте — «Лента» — 17,55%.  Немногим более 10% занимает Окей.

По мнению Веры Ильиной, создавшей на пике пандемии цветочный онлай-маркет, вызовы нового времени подталкивают предпринимателей к поиску нестандартных подходов к ведению бизнеса.  Залог успеха ее бизнеса — это премиальный сервис при низком чеке, отказ от штатной службы доставки, автоматизация всех процессов, новые коллаборации.

«Мы не заставляем клиента думать о том, чего бы он хотел. Мы сразу просчитываем, что для нашего покупателя будет лучшим решением», - поделилась опытом предпринимательница.

О важности синергии, но уже применительно к сфере взаимодействия науки и бизнеса говорили спикеры из ведущих вузов города. И здесь больше вопросов, чем ответов.

«В разрезе задач по импортозамещению нам необходимо развивать как фундаментальную, так и прикладную науку. По экспертным оценкам дальнейшее развитие этого сектора должно обеспечиваться за счет включения бизнеса, вклад которого оценивается в 2% ВВП. В   условиях нынешнего времени бизнес имеет низкую мотоватою для поддержки науки. Поэтому очевидно, что решение этой задачи должно обеспечиваться государством» - считает профессор кафедры экономики предприятия и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета Елена Мидлер.

В целом участники городской конференции сошлись на мнении, что текущий кризис делает предпринимательское сообщество лишь сильнее.

«Малый бизнес готов искать в сложившейся ситуации возможности и решения для развития - и находит их», - подвела черту под дискуссией Елена Церетели.

В рамках городской конференции Елена Церетели вручила благодарственные письма Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. В этом году отмечены 19 представителей потребительского рынка города. В числе награжденных предприниматели, возглавляющие на общественных началах районные советы по малому предпринимательству, руководители отделов потребительского рынка при администрациях города.

За личный вклад в становление, сохранение и развитие потребительского рынка страны и активную общественную деятельность благодарственным письмом отмечен  президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

 

Все важные новости

Важные новости