Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Что Госдума собирается сделать для МСБ в 2010 году?

22.12.2009
Что Госдума собирается сделать для МСБ в 2010 году?

Этот год выдался для российских предпринимателей непростым. В контексте антикризисных мер о малом и среднем бизнесмене говорилось много. Кому-то инициативы властей действительно облегчили жизнь, для других прошли незамеченными. Тем не менее законодательная работа над проблемами предпринимателей велась и будет вестись в 2010 году. О ее основных приоритетах побеседовали с членом Комитета по собственности Государственной думы РФ Екатериной Семеновой.

В.: В конце года мы всегда подводим итоги. Итак, что же такого значимого было сделано для малого российского предпринимателя в 2009 году?

   
О.: Первое, что следует выделить особо, - это пакет антикризисных мер. Наше правительство развязало руки властям на местах, предоставив им в распоряжение серьезные инструменты для поддержания и развития собственного малого и среднего предпринимательства. Так, в самом начале года Госдума приняла закон, снижающий с 15 до 5% процентную ставку для предпринимателей, работающих по упрощенной схеме налогообложения. Каждый регион самостоятельно решал, как реализовывать данный закон. А кто-то вообще не воспользовался этой нормой. 27 регионов не выразили желания помочь собственному малому бизнесу. Такое отношение - своего рода лакмусовая бумажка. Какого бы уровня бюджетной наполняемости ни был регион, настоящий хозяйственник понимает, что стимулирование малого предпринимательства, пусть даже за счет снижения налоговых поступлений в местный бюджет, - это поступок на перспективу.

   В.: Какие еще расходы были реально снижены для наших предпринимателей?

   
О.: Более 30 млрд рублей нам удалось сэкономить для малого бизнеса на покупке новых контрольно-кассовых машин и почти столько же - на их обслуживании. Но и здесь не обошлось без недоразумений. Некоторые предприниматели решили оставить ККМ для внутреннего оперативного учета, контроля за сотрудниками и защиты интересов потребителей. То есть в абсолютно благих целях. Но наши налоговики настроены жестко. Во всех развитых странах основная задача налоговых органов - помощь в организации знаний налоговых законов и грамотного их исполнения. У нас наоборот. Поэтому наши налоговые инспекторы приходят на предприятия, на которых решили оставить ККМ, штрафуют их за то, что они обязаны либо вообще не использовать контрольно-кассовую технику, либо поставить ее снова на учет и нести все расходы, связанные с содержанием и отчетностью. С таким же успехом можно было бы заставить предпринимателей регистрировать и прочую вычислительную технику, которая используется для контроля оперативного и управленческого учета. Устранение этой коллизии будет одной из наших задач в следующем году.

   Одним из самых прогрессивных со стороны федеральных и региональных органов законом является закон об имущественной поддержке малого и среднего бизнеса. Можно много и долго спорить о том, что было первично: кредитование, финансирование, налоговое стимулирование малого бизнеса или его имущественная поддержка. На мой взгляд, никакие программы регионального или федерального уровня не дадут того эффекта естественного кредитования, который способны обеспечить коммерческие банки. А они, в свою очередь, по наиболее низким процентным ставкам кредитуют те предприятия, у которых есть собственность, причем в виде недвижимости. И серьезный прорыв в данном направлении - ФЗ-159, принятый в августе 2008 года. Над его усовершенствованием, облегчением условий выкупа помещений, арендуемых малым и средним бизнесом, мы будем активно работать и в следующем году.

   В.: Какие еще хорошие новости ожидают малый бизнес в следующем году?

   
О.: Я хочу упомянуть один уже внесенный законопроект. Речь идет о специальных налоговых режимах - системе упрощенного налогообложения. Предлагается сохранить данную льготу за предприятием малого бизнеса даже в том случае, если компания открывает свои филиалы и представительства в других городах страны.

   Таким образом, появляется реальная возможность без потери преференций развивать бизнес по всей территории России. Мировой экономике уже давно известен феномен малых ТНК - транснациональных компаний. Речь идет о небольших и чаще всего малых фирмах, успешно развивающих свою деятельность не только в рамках одного города или одной страны, а по всему миру. Штат подобных ТНК может быть менее 30 человек. Благодаря глобализации, интернету, новым технологиям ведения бизнеса малая фирма имеет все шансы на покорение мирового рынка. Данная законодательная норма даст возможность создавать свои представительства и филиалы, то есть расширять бизнес с минимальными административными затратами. Фирме не нужно будет по новой проходить регистрацию, открывать новое юридическое лицо, нанимать дополнительных сотрудников для ведения дополнительной бухгалтерии. Одновременно за малой фирмой сохраняется и право на упрощенное налогообложение. С продвижением данной законодательной инициативы мы также будем активно работать в 2010 году.

   В.: Что будет со снижением административной нагрузки?

   
О.: Работа над процессом минимизации проверок будет продолжена и в следующем году. Но при этом надо все сделать таким образом, чтобы не ущемлять права граждан, третьих лиц - потребителей. Сегодня все больше говорят о саморегулировании. Приведу мой самый любимый пример. Кого больше всего боится пивовар в Германии? Надзорных органов, налоговых инспекторов или каких-то других фискальных органов? Нет! Предприниматели, которые варят пиво, боятся Ассоциации пивоваров Германии, а точнее, проверяющих этой ассоциации. Члены ассоциации коллегиально разработали именно такие стандарты продукции, производства, которые обеспечивают достойное качество знаменитого немецкого пива. И не государство следит за тем, как варится хмельной напиток, а сами пивовары.

   Саморегулирование упорно внедряется и в нашу систему. Уже перешли полностью на СРО общества оценщиков и арбитражных управляющих. Успешно переходят на саморегулирование управляющие компании в сфере ЖКХ. Готовятся строители, в процессе - транспортные организации, врачи. Посредством саморегулирования бизнес-сообщество потихоньку будет вытравливать коррупцию, с одной стороны, ненадежных представителей бизнеса, с другой, одновременно повышая качество и завоевывая доверие потребителей.

   В.: Поддержка предпринимателя - это снижение налоговой нагрузки. А налоги - важная часть бюджетного дохода. Как вы собираетесь совмещать эти взаимоисключающие вещи в следующем году?

   
О.: Согласно Стратегии-2020, доля малого и среднего бизнеса должна составлять не менее 60% ВНП. Традиционно русским способом 'кнута', без создания комфортных условий для предпринимательства, мы данной задачи никогда не решим. Между тем снижение налогов возможно и при одновременном увеличении профицита бюджета. Приведу простой пример. В Швеции, Дании, Бельгии, Финляндии и Австрии налоговая нагрузка на малый бизнес существенно ниже, чем во Франции. Но в первых странах налогов собирается значительно больше. В то время как Франция характеризуется более низкими налоговыми сборами и расширенным теневым сектором. Как результат - французское правительство ориентировано не на налоговые, а на прочие доходы, и ему приходится ломать голову над тем, на что кормить свою 'социалку'. У Великобритании такой головной боли нет. Ее малый бизнес платит минимальные по сравнению с остальными компаниями налоги, а государство 'добирает' уже с корпораций, крупных компаний и физических лиц - облагает их подоходным налогом, налогом на имущество и т.д. А ведь есть еще и полностью офшорные зоны - тот же Кипр, например.

Источник:
ИА 'Альянс Медиа' по материалам газеты 'Московский комсомолец'
Все новости

Важные новости