Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Проверять наличие энергопаспортов имеют право 9 контролирующих организаций

29.07.2010
Проверять наличие  энергопаспортов имеют право 9 контролирующих организаций

13 ноября 2009 года Правительство РФ утвердило «Энергетическую стратегию России на период до 2030 года», целью которой является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Стратегия определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, предусмотренными Энергетической стратегией России на период до 2020 года, являются:

  • переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
  • изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;
  • создание конкурентной рыночной среды;
  • интеграция в мировую энергетическую систему.

Закономерен вопрос: чем данная стратегия «грозит» малому бизнесу? Оказывается, очень многим. В рамках Стратегии принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, отдельные статьи которого затрагивают интересы каждого предпринимателя, использующего энергоресурсы.

Прокомментировать положения Федерального закона мы попросили Виталия Млынчика, председателя Совета некоммерческого партнерства «Энергоэффективность. Энергосбережение. Энергобезопасность», руководителя комиссии по строительству и комиссии по энергетике Санкт-Петербургского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ».

DSC02582.JPG

- Согласно Федеральному закону к 2012 году каждое российское здание должно пройти процедуру энергетического обследования и получить соответствующий документ - энергетический паспорт. Кто имеет право проводить энергоаудит зданий и выдавать энергетические паспорта?

- Федеральным законом определено, что оформлять паспорта имеют право только члены саморегулируемых организаций по энергообследованиям. Данные организации будут включены в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, который сейчас готовиться. И соответственно, любой предприниматель всегда сможет проверить, состоит ли в СРО организация, предлагающая свои услуги по проведению энергоаудита.

Мой совет, если возникают вопросы – обращайтесь в СРО. И там вам всегда подскажут, с какой компанией лучше работать.

Энергетические паспорта регистрируются в Российском энергетическом агентстве, которое специально создано для этих целей. (ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России создано в декабре 2009 года на базе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития).

Федеральный закон обязывает получать энергетические паспорта все организации, в том числе, и относящиеся к малому бизнесу.

Требования закона не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров.

По результатам энергообследования специализированная организация предоставляет заказчику энергопаспорт, а копию направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МинэнергоРоссии), который устанавливает требования к энергопаспорту. Информацию, не указанную в энергопаспорте, исполнитель передает заказчику энергообследования в форме отчета.

Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать следующую информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

(Требования по оформлению энергопаспорта утверждены Приказом Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. N 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования).

- В какие сроки необходимо провести энергоаудит и получить энергетический паспорт?

- 1 декабря 2009 года Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленный на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Планом предусмотрено, что работы по проведению энергетического аудита (энергетическое обследование) должны завершиться 31 декабря 2012 г., последующие - не реже чем один раз в 5 лет.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов с участием организаций, осуществляющих подачу потребителям соответствующего энергоресурса, обязаны оснастить приборами учета энергетических ресурсов здания, строения, сооружения и иные объекты юридических лиц.

Планом также определен конечный срок получения энергетических паспортов.

- Закон устанавливает обязательные условия энергосервисных контрактов, позволяющие физическим и юридическим лицам достичь экономии энергоресурсов без вложения собственных средств, за счет средств энергосервисной компании. О чем идет речь, и кто имеет право составлять энергосервисные контракты?

- Экономия энергоресурсов может быть достигнута следующим образом. Инвестор с подрядчиком проводят энергетическое обследование здания и за свой счет устанавливают приборы учета, проводят реконструкцию электрических сетей и т.д. Деньги с потребителя они начинают брать позже и в рассрочку, с учетом той экономии, которая была достигнута за счет проведенных работ и усовершенствования приборов и техники.

На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация - функции по оформлению энергосервисных контрактов решили возложить на себя сбытовые компании. Они убеждают ТСЖ и потребителей, что за свой счет проведут все мероприятия по энергосбережению, а потом предоставят отсрочку по платежам.

И здесь сразу просматривается принципиальное несоответствие духу бизнеса. Сбытовые компании – продавцы электроэнергии. А главная цель энергосервисного контракта – уменьшить плату за потребление электроэнергии. И что получается? Продавец сам уменьшает плату за свой продукт? Конечно, сбытовые компании заинтересованы в получении дополнительного источника доходов, но с точки зрения эффективности оформление энергосервисных контрактов не может быть выгодным.

И сейчас, когда на различных конференция и встречах, мы задаем этот вопрос представителям сбытовых компаний, они говорят следующее: «Заниматься энергосервисными контрактами нам поручило Правительство Российской Федерации». Это ложь! Планом мероприятий, утвержденным Распоряжением Правительства РФ № 1830-р от 1 декабря 2009 года предусмотрено, что сбытовые компании должны оснастить здания, строения и сооружения приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию. И все. Про энергосервисные контракты не сказано ни слова.

Главная идея, которую необходимо сегодня донести и до предпринимателей, и до потребителей – сбытовые компании не заинтересованы экономить чьи-то деньги. Именно поэтому заниматься энергоэффективностью должны представители малого и среднего бизнеса. Но, естественно, сбытовые компании так просто не сдадутся и будут «душить» предпринимателей.

- Сколько будут стоить работы по проведению энергоаудита и получению энергопаспортов?

- На данный момент государственных расценок на проведение энергоаудита нет и поэтому никто точно сказать не может, сколько будут стоить данные работы. Но если взять за основу сметные расценки на испытания и измерения, которые проводит Ростехнадзор, то стоимость энергоаудита с составлением энергетического паспорта примерно будет равна 3 -5% от годовой нормы потребления. Для небольших предприятий: магазинчиков, кафе эта цифра может находиться в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей. Но все будет зависеть от состояния предприятия и методики проведения обследования.

- Кто будут иметь право проверять наличие энергопаспортов, и какая ответственность предусмотрена за их отсутствие?

- Федеральным законом установлено, что проверять наличие паспортов имеют право 9 контролирующих организаций. Что касается ответственности, то в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом введена статья 9.16. «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Так, несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, а также требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - десяти тысяч рублей.

Остается добавить, что до 1 августа 2010 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны разработать региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Некоммерческое партнерство "Объединение участников рынка энергетического обследования и энергосбережения "Энергоэффективность, Энергосбережение, Энергобезопасность" - www.sro-enef.ru

Читайте также:

Все новости

Важные новости