Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

«Предприниматели должны знать, что мы защищаем их интересы»

30.07.2010
«Предприниматели должны знать, что мы защищаем их интересы»

Мы продолжаем знакомить наших читателей с деятельностью районных Общественных Советов. И наш сегодняшний гость – Николай Нажа, генеральный директор ООО «Культурная инициатива», председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

AAA_2481.jpg

- Вы сравнительно недавно избраны председателем Общественного
Совета, и поэтому интересно узнать, некоторые факты Вашей биографии: где Вы учились, с чего началась Ваша трудовая и общественная деятельность?

- 30 лет назад я окончил ЛЭТИ по специальности «инженер-электрик» и 5 лет проработал на предприятии, которое сейчас называется НПО «Кварц». Занимался разработкой оборудования по волоконно-оптической тематике и внедрением его в производство. Как принято сейчас говорить, моя работа была связана с инновациями.

Естественно, как и многие молодые люди в то время, активно занимался общественной работой: в течение трех лет был секретарем комсомольской организации нашего предприятия. А в 1985 году меня пригласили на работу в Красногвардейский райком комсомола. Сначала работал инструктором, потом заведующим отделом пропаганды и культмассовой работы.

Одним из направлений моей деятельности стало создание районного молодежного центра.

В то время вышло постановление ЦК ВЛКСМ, определяющее порядок создания и работы молодежных центров. Этот документ открыл двери для создания подобных коммерческих организаций. Благодаря этому, уже через несколько месяцев после открытия в 1987 году «Молодежного центра Красногвардейского района», у нас работало несколько сотен трудовых коллективов.

Работал Молодежный центр следующим образом: была единая администрация, состоящая из шести человек - я был председателем правления Молодежного центра, а все коллективы работали на принципах хозрасчета и бригадного подряда. Любой молодой человек мог прийти в центр со своей идеей. Правление ее рассматривало, и если идея казалась нам интересной и перспективной, предоставляли соискателю помещение, а при необходимости обеспечивали финансовыми ресурсами и оборудованием. Единовременно у нас было трудоустроено более 1, 5 тысяч человек, работающих в различных сферах народного хозяйства. Молодежный центр был даже не инкубатором, а настоящей «несушкой» начинающих предпринимателей.

Следует отметить, что большим подспорьем в нашей работе, было то, что согласно законодательству в то время, молодежные центры первые три года не платили налоги. Благодаря этому, значительные финансовые ресурсы вкладывались в развитие организации: в аренду помещений, приобретение оборудования. Много средств мы направляли и на благотворительность: организовывали и проводили за свой счет все массовые праздники, которые проходили в районе, поддерживали театральные и хоровые коллективы.

В 1991 году, когда комсомол прекратил свое существование, а мы были в структуре ВЛКСМ, наш центр был реорганизован. Часть подразделений осталась во вновь созданной организации, а некоторые – выделились в отдельные предприятия.

В дальнейшем, я руководил компаниями, работающими в сферах строительства, оптовой и розничной торговли, общественного питания, организации досуга и зрелищных мероприятий. Был даже директором молочного завода.

Сегодня основное направление деятельности моей организации - реализация инвестиционного проекта строительства спортивного теннисного комплекса в Красногвардейском районе.

В 2001 году для реализации благотворительных программ на территории Красногвардейского района была учреждена некоммерческая организация «Фонд социальных инициатив Николая Нажа». В течение нескольких лет Фонд проводил в школах района мероприятия по профориентации старшеклассников. Мы также организовали «Службу муниципального старосты», где юристы – конфликтологи занимались разрешением бытовых конфликтов. И, естественно, Фонд постоянно поддерживал ветеранов ВОВ и блокадников.

Что касается общественной работы, то в последние годы я дважды избирался депутатом муниципального образования «Пороховые», возглавлял сначала бюджетную, а затем ревизионную комиссии.

- А когда началась Ваша деятельность в Общественном Совете по малому предпринимательству, и что Вам удалось уже сделать?

- Примерно полгода назад мне предложили войти в состав Общественного Совета по малому предпринимательству при администрации Фрунзенского района. А в конце марта 2010 года члены Общественного Совета избрали меня председателем.

Свою деятельность на новом поприще я начал с изучения принципа работы Общественного Совета и определил для себя главное, с чем согласились и члены Совета – Совет должен работать не от семинара к семинару, а постоянно.

Мне повезло, в Общественный Совет удалось привлечь активных предпринимателей, которые хотят работать, а не просто числиться в составе Совета. Благодаря этому за достаточно короткий срок нам удалось сделать многое.

Мы стали ежемесячно проводить семинары для предпринимателей района, причем, помимо тех, которые организовывает Общественный Совет при губернаторе. Так, один семинар был посвящен такой актуальной теме, как размещение информационных и рекламных вывесок, а второй – методике оформления праздничных мероприятий воздушными шарами.

Ежемесячно проводятся заседания Общественного Совета, на которых мы обсуждаем результаты нашей работы и планируем будущие мероприятия. Вопросов для обсуждения всегда много.

Еще одним нашим достижением считаю то, как в этом году мы провели «День предпринимателя». Обычно, в этот день, предприниматели посещали школы района и выступали перед старшеклассниками. В этом году в нескольких школах мы провели традиционный урок предпринимательства. Также на базе районного Дома молодежи для старшеклассников пяти школ района была проведена деловая игра «Инвестиции в ваше будущее». Игру нам помогли организовать и провести преподаватели лицея № 226. Кроме того, для старшеклассников были организованы экскурсии на малые предприятия района. В итоге День предпринимателя прошел неформально и запомнился и школьникам, и предпринимателям.

- Что собой представляет предпринимательская структура района?

- Во Фрунзенском районе есть все предпосылки для развития малого бизнеса, но, как и в большинстве районов города, лидирующие позиции занимают предприятия потребительского рынка. По состоянию на 01.07.2010 года во Фрунзенском районе осуществляют свою деятельность 670 объектов стационарной розничной торговли, из них:

- 226 продовольственных магазинов;

- 444 непродовольственных магазинов. В течение I полугодия 2010 года в районе открылись 41 магазин с общей площадью торговых залов 4841,93 кв.м.

В районе активно реализуется программа размещения магазинов пешеходной доступности. На данный момент работает 10 таких магазинов. По предложению администрации района в Перечень территорий, на которых планируется разместить новые магазины пешеходной доступности, включены пять адресов.

Что касается общественного питания, то на данный момент в районе осуществляют деятельность 328 предприятий, в том числе 298 стационарных объектов в 18337 посадочными местами. В течение I полугодия 2010 года в районе открылись 13 предприятий общественного питания.

Развивается в районе и бытовое обслуживания населения. 597 предприятий бытового обслуживания предоставляют различные услуги жителям Фрунзенского района.

Все эти цифры свидетельствуют о том, что малое и среднее предпринимательство является важной составной частью района и играет существенную роль в формировании налогооблагаемой базы, обеспечении потребностей населения и промышленного производства, а также в научно-технической и инновационной деятельности Фрунзенского района. Важна роль развития малого бизнеса в социальном плане: прежде всего это – создание новых рабочих мест, что серьёзно влияет на уменьшение уровня безработицы в районе.

- Каково отношение к малому бизнесу и деятельности Общественного Совета администрации Фрунзенского района?

- Я считаю нашим достижением то, что Общественный Совет наладил конструктивный диалог с администрацией района. В состав Общественного Совета входят заместитель главы и специалист отдела экономического развития и потребительского рынка администрации района. Благодаря этому, зачастую многие спорные вопросы удается решить прямо на заседаниях Совета.

Примером эффективной совместной работы можно назвать формирование адресной программы размещения объектов потребительского рынка на территории района. Не могу сказать, что все прошло без проблем – сложности были, но по всем вопросам мы достигли взаимопонимания. Конечно, и у членов Общественного Совета, и у предпринимателей есть претензии к самому документу, регулирующему данную программу. Например, те магистрали, на которых нельзя устанавливать новые торговые объекты, с точки зрения предпринимательства являются наиболее выгодными и перспективными улицами города. И если раньше в «черный» список было включено 3 улицы Фрунзенского района, то теперь их число достигло 8.

Конечно, большой плюс в том, что данная программа появилась, но такие нюансы, как ограничение развития сети объектов потребительского рынка на некоторых магистралях – это «ложка дегтя в бочке меда». И мне кажется, это необходимо учесть и внести поправки в законодательство.

- С какими, еще проблемами приходится сталкиваться предпринимателям Вашего района?

- Эти проблемы, к сожалению, типичны не только для предпринимателей Фрунзенского района, но и для всего города, и даже страны.

Во-первых, это ограниченный доступ к финансовым ресурсам и высокая процентная ставка банковских кредитов.

Во-вторых, по-прежнему сохраняется высокий уровень налогов.

В- третьих, длительный срок согласования документов и непрозрачность принятия решений в государственных структурах. Хотя, конечно, в этом направлении, за последние три года сделан большой шаг вперед и во многих сферах бизнеса количество необходимых разрешительных процедур и согласований сокращено, но это лишь малая часть большой проблемы.

В – четвертых, сохраняется несовершенная процедура проведения торгов и аукционов при сдаче в аренду земельных участков и нежилых помещений, что приводит к многократному превышению стоимости аренды и способствует мошенничеству в этой сфере.

- А насколько активно предприниматели района пользуются программами поддержки, реализуемыми в городе?

- Если судить по тем цифрам, которыми я располагаю, предприниматели Фрунзенского района информированы о программах поддержки и принимают в них участие.

Наиболее востребованная специальная программа - «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», которая предусматривает возмещение субъектам малого предпринимательства из бюджета Санкт-Петербурга затрат, связанных с получением кредита в коммерческом банке в размере до 90% этих затрат.

За 2009 год во Фрунзенское отделение Сберегательного банка России обратилось более 70 субъектов малого и среднего предпринимательства, заключено кредитных договоров на сумму около 1,5 млрд. руб.

Общественный Совет постоянно осуществляет информационное взаимодействие с коммерческими банками по вопросам расширения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, проводит семинары на эту тему.

Еще одна пользующаяся повышенным спросом специальная программа - «Сертификация продукции, работ, услуг».

Нельзя не отметить и программу«Субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для Санкт-Петербурга виды деятельности». По этой программе в 2009 году получили субсидии:

- компания «Адель Санкт-Петербург» - официальный представитель компании Адель®, ведущего российского производителя профессионального алмазного режущего инструмента для строительства и камнеобработки в Северо-Западном регионе, открывшая завод по производству алмазного инструмента в районе;

- фирма «ЭТА» — занимается более 10 лет разработкой, производством, поставкой и ремонтом электротехнического оборудования самого различного назначения.

К сожалению, и здесь не обошлось без «ложки дегтя». Некоторые предприятия, подавшие документы на участие в программах поддержки в прошлом году, так и не дождались обещаных денег.

Одним из инструментов поддержки малых предприятий является размещение государственными заказчиками заказа у субъектов малого предпринимательства.

На 01.01.2010 года доля закупок продукции для государственных нужд у субъектов малого предпринимательства района составила 74,57% от общего объема закупок на сумму 780, 69 млн. рублей.

- В каком направлении Вы планируете развивать деятельность Общественного Совета?

- На мой взгляд, предприниматели района недостаточно информированы о деятельности Общественного Совета. Именно поэтому мы решили пойти по пути популяризации нашей работы и продвижению брэнда «Общественный Совет по малому предпринимательству при администрации Фрунзенского района».

Предприниматели должны знать, что мы защищаем их интересы. Именно поэтому со своими проблемами и предложениями они, в первую очередь, могут приходить к нам.

И первое, что мы сделали для поднятия имиджа Общественного Совета – организовали силами предпринимателей района плодоовощную ярмарку «Дары лета».

Жители района могли не только купить продукцию российских производителей по низким ценам, но и принять участие в различных конкурсах, победители которых получили памятные призы от Общественного Совета.

Ярмарка удалась. В «Книге предложений» жители Фрунзенского района искренне благодарили нас и предпринимателей за организацию ярмарки.

Мы добились того, что работа Общественного Совета освещается во всех районных средствах массовой информации. В каждом номере газеты «Фрунзенский район» есть материал о деятельности Совета. Сейчас готовится серия публикаций о предпринимателях, участвовавших в специальных программах поддержки. Надеюсь, они расскажут о том, как эта поддержка им помогла.

На сайте района есть страница, посвященная деятельности Общественного Совета. Там мы регулярно размещаем информацию о своих мероприятиях: заседаниях Совета, семинарах для предпринимателей, программах поддержки предпринимательства.

«День предпринимателя» освещался районным кабельным телевидением.

- И последний вопрос: Ваши планы?

- Мы бы хотели развить структуру Общественного Совета за счет создания Советов по предпринимательству при администрациях муниципальных образований. Муниципальные образования - это первичный уровень, который необходимо использовать для эффективной работы.

Также мы планируем создать информационную службу по объектам недвижимости. Предприниматели смогут получить бесплатную информацию по вопросу аренды нежилых помещений.

Еще мы хотим наладить систему профориентации и обучения предпринимательству в школах, которая будет основываться на трех принципах: теория, практика и профотбор. Теория предпринимательства сейчас преподается во многих школах и нужно только расширить это направление. На следующем этапе школьники будут проходить практику на малых предприятиях. И третий этап – профотбор. На этом этапе предприятие может оплатить дальнейшее обучение своего будущего работника в лицее или высшем учебном заведении. В этом может быть заинтересовано и предприятие, и школьники.

И, конечно, в планах – достойно представить малый бизнес района на ежегодном Форуме малого предпринимательства Санкт-Петербурга.


Интервью провела Лейла Церетели
Все новости

Важные новости