Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться при наличии признаков административного правонарушения

02.09.2010
Оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться при наличии признаков административного правонарушения

После того, как будет принят Федеральный закон «О полиции», потребуется привести в соответствие с его нормами ряд Федеральных законов и нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников милиции: Федеральный закон РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Приказ МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях".

DSCF3242.JPG

Поправки будет нужно внести и в отдельные статьи Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

- Очевидно, что законопроект «О полиции» нужно рассматривать только во взаимодействии с другими федеральными законами, - говорит Алия Никулина, юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. - В настоящее время в соответствие с п.9 ст.10 Закона РФ «О милиции», милиция в рамках поставленных перед ней задач обязана осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; контролировать: исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; соблюдение правил частной детективной деятельности и правил оборота служебного и гражданского оружия. Других контрольно-надзорных полномочий на органы внутренних дел федеральным законодательством не возложено. Таким образом, лишь государственная инспекция безопасности дорожного движения и Служба лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью являются контролирующими органами в отношении хозяйствующих субъектов.

Теперь обратимся к законопроекту «О полиции». Согласно п. 5 ч.1 ст.13 полиции предоставляется право «беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации», а в соответствии с п.2 ст. 32 нового закона «требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное» (данное положение в пояснительной записке к законопроекту определено как «презумпция законности деятельности сотрудников полиции»). В этой связи, важно подчеркнуть, что Конституцией РФ, а так же ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и другими законодательными актами закреплено право, оспаривать действия сотрудников полиции (милиции), если они нарушают наши права.

Сегодня согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц…» действие закона не применяется к:

  • мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
  • действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ими являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ)

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 Кодекса об административных правонарушениях).

Таким образом, при обнаружении должностными лицами достаточных данных или при поступлении сообщений или заявлений, зарегистрированных надлежащим образом в соответствии с Приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», сначала должно быть возбуждено дело об административном правонарушении и (или) административном расследование. И только после этого в соответствии с КоАП РФ сотрудники милиции могут осматривать помещения, а так же находящиеся там вещи.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Если рассматривать законопроект «О полиции» так же как и закон «О милиции» в свете других федеральных законов, то становиться, очевидно, что ссылка должностных лиц, проводящих контрольное мероприятие на закон «Об оперативно розыскной деятельности» не будет иметь под собой оснований. Должностные лица, уполномоченные составлять, протокол об административных правонарушениях не наделены правом для проведения оперативно-розыскных мероприятий и не относятся к оперативным подразделениям.

Следует отметить, что органы милиции, а далее и полиции, несмотря на расширившийся и открытый перечень их полномочий, за исключением служб ГИБДД и Служб лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, не вправе проводить выездные проверки субъектов предпринимательской деятельности по заявлениям (обращениям), если соответствующий контролирующий орган не направит запрос в МВД или Полицию на проведение такого мероприятия.

Положения статей 28.1 и 28.2 КоАП РФ позволяют сделать вывод, что в случае поступления заявления, обращения гражданина с просьбой привлечь определенных лиц к административной ответственности по статьям КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (ч.1 ст.23.3. и п.1 ч.2. ст.28.3 КоАП РФ), а далее и полиции, при составлении соответствующего протокола об административном правонарушении, вправе собирать доказательства в рамках полномочий предусмотренных КоАП РФ (а не законом «О Полиции»). И это не дает им право на проведение проверок хозяйствующих субъектов до момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Таким образом, проверка хозяйственной, финансовой, предпринимательской и торговой деятельности юридических лиц и частных предпринимателей не в рамках, УПК РФ, КоАП РФ (то есть без наличия какой-либо информации о совершении противоправных деяний или информации, не содержащей сведений, позволяющих незамедлительно возбудить дело об административном правонарушении) не может быть проведена органами милиции и полиции.

Конституционный суд РФ в своем Определении № 86 от 14.07.1998 г. указал, что под противоправным деянием закон «Об оперативно-розыскной деятельности» подразумевает лишь уголовно-наказуемое деяние (так как оперативно-розыскное мероприятие указано только в УПК), т.е. преступление, предусмотренное уголовным кодексом.

В Определение сказано: «Если же в ходе оперативно- розыскного мероприятия обнаружится, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статьи 2 и части 4 статьи 10 дело оперативного учета подлежит прекращению. …».

Следовательно, оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться при наличии признаков административного правонарушения.

Важная информация:

На сегодняшний день взаимоотношения предпринимателей с правоохранительными органами считаются самыми сложными и проблемными. Милиция может привлекать предпринимателей к ответственности по целому ряду статей:

Статья 7.19. Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа

Статья 7.20. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, -

(в части соблюдения требований законодательства об оружии),

Статья 14.7. Обман потребителей (по обращению граждан)

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

(в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе)

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

( в части п.3, п.4)

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

Статья 14.37. Нарушения требований к установке рекламной конструкции и

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.

Все новости

Важные новости