Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Электронные площадки для госзаказа работают со значительными перебоями

25.04.2011
Электронные площадки для госзаказа работают со значительными перебоями

«Всеобщей аукционизацией всей страны» назвала ситуацию с 94-ФЗ замминистра экономики Московской области Лидия Никифорова. По ее словам конкурсные процедуры – это адекватная мера расходования бюджетных средств, но проводимые сегодня аукционы несовершенны. Панацея минимальной цены приводит к снижению качества закупаемого продукта или услуги, к снижению зарплат, отсутствию ресурсов для модернизации производств. Это при том, что «экономия на торгах не превышает 3%». По ее мнению выход из сложившейся ситуации – формирование контрактной системы.

noutbuk_news.uvaga_.ru_.jpg

21 апреля Комитет по строительству и земельным отношениям провел парламентские слушания на тему «Новая редакция федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд: концептуальные изменения и их реализация». В слушаниях участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, представители органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, руководители отраслевых ассоциаций, саморегулируемых организаций, представители науки и бизнеса.

Председательствующий на слушаниях Мартин Шаккум, подчеркнул, что госзаказ – одна из важнейших государственных функций, однако «практика говорит о ее невысокой эффективности». По словам депутата, черту под дискуссией о необходимости совершенствования закона подвел Президент – «законодательство необходимо переписать». «При этом нужна системность, поэтому переписать придется не только 94-ФЗ», – уверен М.Шаккум. Говоря о направлениях совершенствования закона, он подчеркнул необходимость создания системы определения справедливой цены, многообразия форм размещения заказа, повышения ответственности заказчика за результат. Кроме того, необходимо предоставить заказчику больше возможностей при размещении заказов: выбирать способ закупки, устанавливать дополнительные требования. «При этом необходимо сместить центр тяжести от контроля за процедурами к контролю за результатом», – отметил депутат. Он также добавил, что необходимо повышать информационную открытость, прозрачность закупок. «При этом необходимо предусмотреть ответственность за это не только заказчиков, но и электронных площадок, организаций, которые занимаются обслуживанием сайтов». Оценивая результаты работы электронных площадок, депутат заявил, что не только не удалось устранить сговор в ходе аукционов, но и появился новый вид мошенничества. Кроме того, площадки не обеспечивают бесперебойность торгов, а за постоянные технологические сбои в работе площадок нет никакой ответственности. «Электронные площадки толком не администрируются, а многомиллиардные операции проходят без какой-либо ответственности. Выбор ограниченного числа площадок снижает конкуренцию. Заказчики не защищены от недобросовестных поставщиков. ФАС необоснованно останавливаются торги и аннулируются результаты. А в результате больницы остаются без необходимого оборудования и лекарств, больные без льготных лекарств, возникают проблемы с оборонзаказом, простаивают строительные и дорожные контракты и т.д.» – сообщил М.Шаккум. Поэтому необходимо продолжить работу над новым законом, который должен кардинально изменить ситуацию с госзаказом и госзакупками.

«Всеобщей аукционизацией всей страны» назвала ситуацию с 94-ФЗ замминистра экономики Московской области Лидия Никифорова. По ее словам конкурсные процедуры – это адекватная мера расходования бюджетных средств, но проводимые сегодня аукционы несовершенны. Панацея минимальной цены приводит к снижению качества закупаемого продукта или услуги, к снижению зарплат, отсутствию ресурсов для модернизации производств. Это при том, что «экономия на торгах не превышает 3%». По ее мнению выход из сложившейся ситуации – формирование контрактной системы.

Директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Высшей школы экономики Ирина Кузнецова рассказала о результатах проведенного ими мониторинга работы электронных площадок. По ее словам, электронные площадки работают со значительными перебоями, из пяти аккредитованных всего три работают в полную силу: ЭП Татарстана, ЭП Москвы и ЭП Сбербанка. При этом «аукцион не привел к развитию конкуренции и экономии бюджетных средств, снижение цены лотов по состоявшимся аукционам по этим трем площадкам составило 4 – 6%».

Заместитель гендиректора Единой электронной торговой площадки Андрей Черногоров сообщил, что операторы и так несут большую ответственность за технические сбои на площадках. «За любой подтвержденный факт нарушения регламента, в том числе технического, оператор должен заплатить штраф в размере 300 тысяч рублей. Если фактов нарушения наберется более четырех за квартал, оператор может вовсе лишиться лицензии», – пояснил он.

Выступивший на слушаниях заместитель министра обороны Владимир Поповкин сообщил, что Минобороны поддерживает контрактную систему, разработкой которой сейчас занимается Минэкономразвития. Такая позиция министерства связана с тем, что слепой подход к аукциону без учета особенностей гособорнзаказа не дал ожидаемого результата. «Электронные торги убивают все инновационные составляющие и модернизацию», – заявил замминистра. По его словам в новом законе необходимо заказчику дать право расторгать в одностороннем порядке контракт в случае невыполнения обязательств, предусмотреть двухэтапные торги с предквалификацией, а в условиях изменения условий контракта – менять его цену (изменение цены при дефектации продукции и изменения объема работ).

Заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев рассказал об основных направлениях работы министерства по совершенствованию 94-ФЗ. «Новая редакция закона должна быть подготовлена к 1 сентября», – сообщил А.Лихачев. Онсообщил, что Минэкономразвития расходятся с Федеральной антимонопольной службой в вопросе разработки новой редакции закона. Если ФАС считает, что необходимо основной составляющей оставить электронные торги, то министерство разрабатывает концепцию изменения законодательства о госзакупках в целом, включая Гражданский и Бюджетные кодексы. По его словам, речь идет о создании плановой системы госзаказа с включением в нее госзакупок. Он также сообщил, что в соответствии с принятыми поправками в 94-ФЗ многие решения теперь будет принимать Правительство РФ. «Таким образом, у нас есть сейчас возможность эту практику наработать. Через эти решения попробовать применять новые инструменты, а потом в отработанном виде прописать их в федеральном законе» – сказал замминистра.

Все участники парламентских слушаний выступали за разработку новой редакции закона о госзакупках. Главным результатом слушаний стало решение о формировании рабочей группы Минэкономразвития и комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям по вопросам реформирования госзаказа. Именно она займется проработкой всех предложений поступивших в ходе слушаний. «Мы уже сегодня ждем предложений и поправок, которые смогут улучшить ситуацию», – заключил М.Шаккум.

Источник: Официальный сайт Госдумы России

Все новости

Важные новости