Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Цифровизация, оптимизация и профилактика приоритеты реформы госконтроля в регионах

26.02.2018
Цифровизация, оптимизация и профилактика приоритеты реформы госконтроля в регионах

Для успешной реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в регионах ведомства должны провести внутреннюю оптимизацию, внедрить в свою работу цифровые технологии и развивать новые, интересные методы профилактики нарушений. 

Такие рекомендации дал представителям субъектов РФ куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 22 февраля на конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности: новое качество государственного контроля в регионах».
Первая рекомендация — займитесь вопросами, связанными с оптимизацией структуры управления. У нас есть куда оптимизироваться, это я точно говорю. Пример — Калининград, где создано единое министерство контроля и надзора. Я не говорю, что это универсальный рецепт, но подумать надо. Второе — это информатизация и цифровизация. Цифровая экономика будет на ближайшие годы топовым приоритетом федеральной власти, президента, председателя правительства. Люди, которые занимаются контролем и надзором, должны быть первыми в этой повестке», — сказал Михаил Абызов.
Без информатизации чек-листы — списки контрольных вопросов, внедряемые сейчас при проведении проверок, — принесут не пользу, а большой вред. Инспекторы «окажутся заваленными макулатурой» и будут анализировать «кипу галочек и клеточек», предостерёг министр. Все чек-листы, по его мнению, нужно перевести в «цифру». Каждому инспектору в его планшете должны быть доступны электронные протоколы проверок, которые затем сразу будут уходить в «облако». Такой подход уже позволил Москве в 3 раза повысить эффективность деятельности линейных инспекторов.
В каждом регионе, желательно по всем региональным видам контроля, за один год нужно провести работу по полной информатизации, подчеркнул Михаил Абызов. Стоит задача в течение пяти лет перейти на модель единого цифрового пространства для всех поднадзорных объектов в части взаимоотношений с контролем и надзором. За этот год, по словам министра, необходимо создать на федеральном уровне такую систему, в которой контрольно-надзорные органы в состоянии будут ежемесячно, а потом еженедельно и ежедневно подводить баланс работы сотрудников контрольно-надзорного органа: сколько времени и где провёл инспектор, начиная от проверки и заканчивая составлением отчётов и аналитикой первичных данных.
Третье важное направление работы — это профилактика нарушений. Профилактика должна быть интересной, подчеркнул Михаил Абызов.
Профилактика — это та материя, которая требует нестандартных подходов. Вы должны придумывать, как вовлечь в профилактику, как сделать её интересной и для инспекторского состава, и для поднадзорных объектов. Соберите предпринимательское сообщество, сделайте для них презентацию того, что будете делать. Они не понимают многих нюансов, куда мы развиваемся. В советское время была школа профилактики, плакаты, в кинотеатрах показывали ролики про пожарную и дорожную безопасность до начала сеансов. Сейчас этого нет. Нужно придумывать новые форматы», — отметил Михаил Абызов.
Министр также предложил создавать при губернаторах конфликтные комиссии, куда люди могли бы жаловаться на различные случаи недопонимания с органами контроля и надзора. Благодаря таким комиссиям инспекторы смогут увидеть, какая существует правоприменительная практика, а граждане увидят объективный диалог.
Масштаб работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, проведённой за 2017 год, впечатляет. Мы изначально ставили достаточно амбициозные задачи. Безусловно, есть вещи, которые мы не успели сделать. Мы понимаем, по каким объективным причинам, а зачастую и субъективным причинам, это не получилось. Важно не стараться каким-то образом ретушировать отклонения. Надо объективно оценивать результаты и не бояться фиксировать неисполнение. Только так можно корректно планировать и видеть изменения в будущем», — отметил Михаил Абызов.
Если говорить о региональном аспекте реформы, то за прошедший год, по его словам, были наработаны очень разные практики. Поэтому было принято решение не задавать единую структуру надзорной деятельности от Калининграда до Камчатки. В части муниципального контроля и надзора, напротив, нужны типовые модели. По словам Михаила Абызова, надо дать субъектам РФ и губернаторам, а также их командам, которые работают над реализацией реформы, единую матрицу действий.
Также Михаил Абызов подчеркнул необходимость разграничения полномочий надзорных органов на федеральном и региональном уровне. Для этого, по его мнению, можно было бы заключать соглашения в регионах между региональным и федеральным надзором по пересекающимся прямо или косвенно полномочиям, в рамках которых они договорились бы о режиме совместных проверок.
Проанализировать виды контроля на предмет дублирования и решить проблему разграничения полномочий между «федералами» и регионами необходимо до принятия конкретных решений по внедрению системы управления рисками, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Только после этого нужно принимать решение о целесообразности внедрения системы риск-ориентированного подхода по конкретным видам регионального контроля.
У нас в части реформирования системы госуправления не так много удачно реализованных проектов. Задача моя, команды, которую мы объединили на федеральном уровне, и регионов — сделать эту реформу успешной. Судя по тому, как мы прошли 2017 год, я абсолютно уверен, что это может быть самая успешная реформа в части государственного управления. Для этого очень важно поддерживать высокий уровень вовлечённости первого руководителя региона», — заключил Михаил Абызов.
 
Все новости

Важные новости