Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Как «фирме-газели» не споткнуться: что происходит с инновационными МСП в России

24.05.2018
Как «фирме-газели» не споткнуться: что происходит с инновационными МСП в России

Консолидированные меры поддержки высокотехнологичных субъектов малого и среднего предпринимательства обсудили на панельной сессии «Технологический прорыв: роль малых и средних инновационных, высокотехнологичных компаний в российской экономике», которая прошла 23 мая в рамках Форума МСП.

Главный редактор журнала «Стимул», директор Института менеджмента инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дан Медовников, открывая дискуссию, напомнил, что технологический прорыв невозможен без предприятий малого и среднего бизнеса. Однако российские «фирмы-газели» (т. е. быстрорастущие, высокотехнологичные средние компании) испытали проблемы в связи с кризисом 2008 года, поэтому государству пришлось запускать программу поддержки подобных предприятий.
 
Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев отметил, что в России сформирована комплексная национальная инновационная система, однако она недокапитализирована. «У нас есть институты поддержки малого бизнеса, Российская венчурная компания, Корпорация МСП, грантовые программы „Сколково“ и так далее, но все зарубежные аналоги этих организаций имеют больше ресурсов, чем наши», – сказал Олег Фомичев.
 
Он добавил, что еще одним препятствием долгое время являлось параллельное существование двух систем поддержки – инновационного и малого бизнеса, хотя первый является частью второго и система поддержки должна быть общая. Кроме того, перед властью поставлена задача создания 8 млн рабочих мест в малом бизнесе, и созданные инструменты будут ориентироваться на производственные и технологические субъекты малого и среднего бизнеса. Помощь МСП оказывают Фонд «Содействие» и РВК. Следующим этапом будет распространение инструментов поддержки на региональных «чемпионов».
 
Генеральный директор, председатель правления «Корпорации «МСП» Александр Браверман рассказал о направлениях работы своей компании. Речь идет о поддержке стартапов, инвестиционном лифте. «В прошлом году мы профинансировали стартапы на более чем 2 млрд рублей, но количество компаний было небольшим. Мы собираемся наращивать эту поддержку», – отметил Александр Браверман. Кроме того, закупки у высокотехнологичных компаний растут – если в 2016 году речь шла о 1,5 трлн рублей, то в 2018 году Корпорация МСП планирует выйти на 3 трлн.
 
Первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова в своем выступлении акцентировала внимание на содействии росту человеческого капитала, которое является приоритетной для компании деятельностью. «Иннопрактика» займется оценкой «фирм-газелей» на предмет соответствия параметрам, по которым будет оказана поддержка, а также поможет «свести» высокотехнологичные МСП и крупные корпорации, которые нуждаются в подобном продукте.
 
Проректор по перспективным проектам ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Алексей Боровков в своем докладе отметил удобство пространства университетов в качестве экосистемы для роста «газелей».
 
Председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов в своем выступлении был настроен скептически. «Инновационные компании могут конкурировать на внешних рынках – это очень неплохо, но еще не вечер, так как высокотехнологичных предприятий пока маловато», – сказал он. Сергей Борисов также добавил, что экосистема – инфраструктура, технопарки, бизнес-инкубаторы, – созданная для роста таких компаний, весьма неплоха, но необходимы постоянная ревизия, обновление, программа кластеров для размещения производств и так далее. В России всего 1,5% компаний можно считать инновационными, и очень мало ярких «газелей». Также Сергей Борисов рекомендовал не стесняться учиться у иностранных коллег и использовать их опыт, а не топтаться на месте.
 
Затем представители крупных корпораций и представители инновационных «фирм-газелей» рассказали об опыте взаимодействия друг с другом в российских реалиях. Начальник центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» Ирина Митичкина сказала, что корпорация увеличивает закупки у высокотехнологичных субъектов МСП. А в «Русгидро» на тендерах размещают не технические характеристики продукта, а потребительские свойства – таким образом корпорация стимулирует рынок предлагать альтернативные решения, рассказал директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования ПАО «РусГидро» Денис Торопов.
Все новости

Важные новости