Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

На совещании Общественного Совета в очередной раз обсудили вопросы развития конкуренции в Санкт-Петербурге

13.06.2018
На совещании Общественного Совета в очередной раз обсудили вопросы развития конкуренции в Санкт-Петербурге

5 июня 2018 года в Едином центре предпринимательства прошло совещание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга по вопросу подготовки предложений по расширению перечня мероприятий действующего плана по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 №65-рп.

В мероприятии приняли участие  Даниил Старковской, начальник Управления развития предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Владислав Фролов, начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию, Сергей Асмыкович, начальник отдела туристской инфраструктуры Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, Михаил Потапов, ведущий специалист отдела нормативно-методического обеспечения Управления нормативно-методического обеспечения, планирования и координации проектно-изыскательских работ Комитета по строительству

В роли экспертов на совещании выступили генеральный директор Частного образовательного учреждения дополнительного образования педагогических новаций и технологий "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "ПРЕССТО" Наталья Потемкина, Вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний "Союзпетрострой" Лев Каплан, Президент Некоммерческого Партнерства «Ассоциация Малых Гостиниц Санкт-Петербурга Владимир Васильев.

Модератором мероприятия стала Елена Церетели - председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Участники дискуссии обсудили 3 блока проблем: 1) рынок услуг дошкольного образования 2) рынок жилищного строительства, 3) рынок услуг в сфере туризма и гостиничного сервиса.

Открывая мероприятие Елена Церетели отметила, что 25 апреля Общественный Совет уже проводил подобное совещание, где было рассмотрено 4 отрасли бизнеса. Кроме того, в повестке очередного заседания Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга с участием губернатора города будет рассмотрена тема: «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг Санкт-Петербурга».

Далее, о конкуренции на рынке услуг дошкольного образования рассказала Наталья Потемкина. Она отметила, что за последние годы были предприняты важные шаги по созданию современной сети государственных детских дошкольных учреждений, что нельзя сказать о негосударственных. До недавнего времени частные дошкольные учреждения, по сути, были под негласным запретом, потому что существующие нормативы, не позволяли их создание.

За последние годы нормативная база значительно модернизирована. Необходимость развивать частное дошкольное образование отражена в ряде важнейших документов, в том числе и в стандарте развития конкуренции в Санкт-Петербурге. Рынок частного дошкольного образования включён в список приоритетных и сейчас ни у кого не возникает сомнений по поводу необходимости его развития.

Комитет по образованию инициировал и с 2015 года проводит ежегодные конкурсы для негосударственных образовательных организаций, что способствует повышению уровня компетенции педагогического состава и повышению значимости частных учреждений в общей системе образования нашего города.

Генеральный директор Частного образовательного учреждения дополнительного образования педагогических новаций и технологий "УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР "ПРЕССТО" сообщила, что большая часть государственных дошкольных учреждений сфокусирована на программах для детей от 3 до 7 лет. Произошло сокращение сети яслей. Однако эта услуга очень востребована и частные образовательные организации сейчас успешно участвуют в решении этой проблемы.

Развивая сеть частных детских садов, мы удовлетворяем право граждан на выбор учреждения. Родители могут выбрать детский сад с удобным для них графиком работы (у частных учреждений есть разнообразные предложения). Также можно отметить, что часть родителей не устраивает рацион питания в государственных учреждениях, который не предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Немаловажно и малое количество детей в группах частных детских садов, что влечёт за собой не только снижение уровня заболеваемости детей, но и создание более благоприятных и психологически комфортных условий. В штат сотрудников, как правило, включены такие специалисты, как психологи, логопеды и дефектологи. Частные детские сады больше ориентированы на потребителя и осуществляют семейный подход к своим «клиентам» - детям и их родителям.

Очень важный аспект - развитие инновационных форм образования. Отрабатывать инновационные модели и пробовать новые подходы наиболее удобно и легко в частных образовательных организациях, где чаще всего эта инициатива и предпринимается.

Далее Наталья Потемкина рассказала об основных причинах, тормозящих развитие частного дошкольного образования.

Прежде всего, это требования, выдвигаемые к помещениям для организации детского сада – они ставят в неравные условия государственные и частные образовательные учреждения. Государственные учреждения размещаются в полностью оснащённых и оборудованных помещениях пригодных для организации детского сада. Свободных площадей, пригодных для организации детского сада, у города для частных учреждений нет.

На сегодняшний день допускаются послабления для детских садов, размещённых в квартирах. Однако, если предприниматель захочет получить лицензию на такой детский сад, он не сможет получить заключение Пожнадзора, без которого не возможна эта процедура.

Что касается большей части коммерческих площадей, то они пригодны только для организации центров развития и не соответствуют нормам для организации детского сада. Чтобы привести в соответствие с нормами такие помещения, требуются значительные денежные вложения и длительная процедура согласования перепланировки.

Ещё один существенный нюанс – на коммерческие площади не распространяется коэффициент социальной значимости. Основную часть дохода «съедает» арендная плата, что вынуждает предпринимателя держать довольно высокую цену за услуги в частном образовательном учреждении.

В завершение своего выступления Наталья Потёмкина озвучила предложения по расширению перечня мероприятий действующего плана по содействию развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования:

1. Проработать возможность изменения нормативов для частных детских садов, вследствие чего станет возможным открытие таких садов на коммерческих площадях различного назначения.

2. Разработать региональную программу по строительству, а также выкупу уже имеющихся помещений, пригодных для размещения частных ДОУ у строительных компаний в собственность государства и последующую их передачу в оперативное управление, либо в долгосрочную аренду с коэффициентом социальной значимости частным образовательным учреждениям, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Далее Лев Каплан рассказал о конкуренции на рынке жилищного строительства в Санкт-Петербурге. Он отметил, что положение малого и среднего строительного бизнеса в Санкт-Петербурге следует признать критическим. Доля работ, выполняемых СМСП, постоянно снижается и в настоящее время достигла критического уровня 5-6%. В строительном комплексе города все больше набирают силы монопольные структуры. Так в 2017 году 16 крупных инвестиционно-строительных компаний ввели в эксплуатацию 94% всего объема жилищного строительства, выполняя собственными силами все мелкие работы.

Малый и средний строительный бизнес, работающий, как правило, в качестве субподрядчиков по специальным видам работ, практически лишен доступа к этим работам. В прошлом году обанкротилось более 1000 компаний, в основном, малого и среднего бизнеса. Число работающих в этом секторе уменьшилось на 12500 тысяч человек.

Также Лев Каплан обратил внимание, что Союзом разработана Концепция развития малого и среднего строительного бизнеса, рассмотренная и одобренная осенью 2017 года на совещании у вице-губернатора С. Н. Мовчана, которая в данный момент «застряла» в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

В плане мероприятий по содействию развитию конкуренции на рынке товаров, работ и услуг Санкт-Петербурга в 2018-2020 гг. развитию конкуренции в строительной сфере уделен лишь один пункт 2.13.1. Но только рынку жилищного строительства и то только количеству земельных участков, представленных на торгах с индикатором 5% прироста к предыдущему году, причем ничего не сказано о малом и среднем бизнесе и не указано базисное значение – к 2017 году, когда действительно торгов не проводилось.

Так Лев Каплан предложил переработать и существенно расширить  раздел плана мероприятий по содействию развитию конкуренции на рынке товаров, работ и услуг Санкт-Петербурга. И учитывать не только рынок жилищного строительства, а в целом рынок строительства и промышленности строительных материалов.

Кроме того, «Союзпетростроем» разработана и представлена в Смольный программа («дорожная карта») создания реестра компаний строительного комплекса Санкт-Петербурга, как составной части действующей государственной информационной системы города - «Единой системы строительного комплекса Санкт-Петербурга». Предложение о таком реестре открытых компаний строительного комплекса (строительных, изыскательских, проектных, производителей строительных материалов, логистики) одобрено в рабочей группе по развитию предпринимательства в сфере строительства. Предполагается, что все компании, работающие на рынке строительства, должны представить в Единый реестр сведения о себе по определенному набору параметров.  В настоящее время Единая система строительного комплекса предусматривает только  предоставление госуслуг застройщикам, что не соответствует ее названию. Утверждение «Концепции развития малого и среднего строительного бизнеса» и принятие Постановления правительства Санкт-Петербурга о реестре компаний строительного комплекса позволит осуществить в строительной сфере мероприятия, предусмотренные п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.9, 1.11, 1.12, 1.13, 1.16, 1.17, 1.18 и 2.11.13 «Плана мероприятий», утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 65-рп.

21 марта 2016 года было утверждено Распоряжение Правительства РФ №471-р, утвердившее перечень товаров, работ и услуг, закупки по которым проводятся только в форме электронного аукциона (по принципу минимальной цены). Три пункта в нём касаются строительной отрасли. В связи с этим считаем необходимым обращение в федеральные органы государственной власти с предложением корректировки Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» в части исключения из указанного Перечня п.41.2 Здания и работы по возведению зданий, п.42 Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства и п.43 Работы строительные специализированные – в целях осуществления возможности проведения по ним конкурсов (победитель – предложение лучших условий контракта) взамен аукционов (победитель – предложение наименьшей цены контракта).

В завершении выступления Лев Каплан предложил внести данное изменение в Приложение 3 «Плана мероприятий», утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 65-рп.

Далее о конкуренции на рынке услуг в сфере туризма и гостиничного сервиса рассказал Президент НП «Ассоциация Малых Гостиниц Санкт-Петербурга Владимир Васильев. Он сообщил, что на сегодняшний день, на гостиничном рынке Санкт-Петербурга можно выделить несколько актуальных проблем. В условиях состояния гостиничного рынка наблюдается сокращение туристического потока в силу внешнеэкономических проблем и падения платежеспособного спроса россиян. Существенно снизилось финансирование бюджетных организаций, отправляющих своих сотрудников в командировки, в связи с чем у гостиниц произошло снижение бронирований от корпоративных клиентов.

Наиболее уязвимыми являются предприятия эконом-класса, поскольку крупные отели в этих условиях демпингуют цены, предлагая услуги 3- и 4-звёздочных отелей по цене эконом-класса. Наблюдается большое количество технических проблем, связанных с ростом тарифов на все виды услуг и с увеличением расходов.

Кроме того, в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении Законопроект № 876688-6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривающий прямой запрет на использование жилых помещений для размещения гостиниц, а также использования их для предоставления гостиничных услуг и услуг по временному размещению. Названный законопроект вызвал широкий резонанс в обществе и уже более двух лет держит в напряжении профильное бизнес сообщество всей страны.

Владимир Васильев отметил, что Правительству Санкт-Петербурга необходимо поддержать внесение изменений в Жилищный Кодекс РФ, направленных на сохранение возможности осуществления деятельности малых средств размещения в жилых помещениях многоквартирных домов.

Все новости

Важные новости