Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

О внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности

24.10.2019
О внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности

23 октября 2019 года Дмитрий Медведев провел совещание о внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил офисное здание ПАО «СИБУР Холдинг», где ознакомился с пилотным проектом применения цифровых инструментов при обходах производства, а также с пилотными проектами цифровых систем ECONS («Экономическая консультация») и «Чёрный экран».

Система дистанционного контроля (надзора) промышленной безопасности (СДК ПБ) опасных производственных объектов – комплекс программных и программно-аппаратных средств, а также специализированных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения функционирования опасного производственного объекта, определяющих его безопасность, о состоянии систем противоаварийной защиты и их срабатывании, состоянии технических устройств, а также о регистрации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

Целью создания СДК ПБ является управление рисками возникновения аварий на опасных производственных объектах, раннее распознавание и прогнозирование развития предаварийных ситуаций, обеспечение возможности принятия превентивных мер для предотвращения аварий.

С 2015 года на площадке ЗАО «Российская корпорация средств связи» реализуется пилотный проект Ситуационно-аналитического центра (САЦ) СДК ПБ, предназначенного для персональной и коллективной организационно-аналитической работы по формированию глобальной картины состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах. В период с 2016 года по настоящее время к центру подключены предприятия ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «Лукойл», АО «СУЭК», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Газпром».

Д. Медведев: Тема у нас сегодня, коллеги, – одно из направлений контрольно-надзорной деятельности, за  совершенствование которой мы активно взялись.

Сегодня поговорим о такой специфической задаче, как мониторинг промышленных объектов (причём мониторинг удалённый) – объектов, которые являются большими, опасными. Собственно, поэтому мы и приехали в гости в «Сибур», который тоже меняется. Я здесь был 18 лет назад – выглядело всё иначе абсолютно в тот период. Это уже совершенно другой офис, что, наверное, и правильно.

К таким объектам относятся предприятия в области добычи и переработки угля, нефти, газа. Всё это сложные производства, и контроль за ними связан с очень большим количеством проверок и большим числом проверяющих. Причём, с одной стороны, эти проверки абсолютно необходимы, поскольку это опасные производства. С другой стороны, всякие проверки могут быть изменены и усовершенствованы с учётом более современных требований и, конечно, научно-технического прогресса, технологических изменений.

Уверен, что и государство, и бизнес в одинаковой степени заинтересованы в том, чтобы таких ситуаций было меньше. Я имею в виду прежде всего опасность для жизни и здоровья людей. Нельзя не учитывать и экологические риски, и прямые денежные потери, которые связаны с расходами на ликвидацию последствий аварий, затраты на компенсации, которые связаны с устранением последствий аварий, штрафы, неустойки и так далее.

Сейчас систему удалённого мониторинга состояния опасных объектов тестирует Ростехнадзор вместе с корпорацией «Ростех». Эта система позволяет в онлайн-режиме получать информацию о состоянии объекта, выявлять отклонения, которые связаны с нарушением технологических процессов, – в общем, отклонения от нормальных технологических параметров. На самой ранней стадии прогнозировать возможные инциденты, предаварийные ситуации. И главное – оперативно принимать превентивные меры, чтобы не было аварий. Аварии, трагедии, к сожалению, всё равно случаются. Такого рода трагедия недавно произошла в Красноярском крае. Поэтому важно послушать, что делается в разных компаниях.

Несколько пилотных проектов было запущено на предприятиях «Лукойла», СУЭК, «Газпрома», «Газпром нефти». Все они должны работать на российских программных продуктах.

Мы сегодня посмотрели, как эта система работает в «Сибуре». Опыт по использованию удалённого контроля есть и у тех, кто занимается контролем немного другого порядка. Например, в Федеральной налоговой службе есть подобная система.

При этом необходимо всё полезное, естественно, учесть, подумать, каким образом применить имеющийся у нас опыт деятельности в других контрольно-надзорных органах, чтобы перенести акцент с наказания на профилактику, на превенцию, на предотвращение опасности. Важно внедрять механизм дистанционного контроля в области промышленной безопасности, но не только. В целом это, конечно, и других областей касается – экологического, санитарного и других видов надзора. Поэтому руководителей надзоров я тоже позвал на это совещание. Кроме того, нам нужно – и это, наверное, самое важное и сложное – подготовить изменения в законодательстве.

Сейчас Правительство завершает работу над базовыми законопроектами, которые направлены на реформирование сферы надзора и контроля. Это законопроект «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». У них разное назначение, и обсуждение этих документов, так или иначе, ведётся.

Нужно обратить внимание на активное использование в контрольно-надзорной деятельности дистанционных технологий контроля – это действительно важно и удобно – и проработать связанные с этим вопросы, тем более что раньше такого механизма в законодательстве не было. Стало быть, законодательные решения, которые с этим связаны, тоже должны быть новыми.

Это повестка дня. Давайте послушаем наших коллег, которые с разных сторон поговорят об этих проблемах. Послушаем сначала выступление руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексея Владиславовича Алёшина.

А.Алёшин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Основными функциями надзорного органа являются нормативно-правовое регулирование, контрольно-надзорные мероприятия (проведение проверок) и оказание госуслуг.

При осуществлении всех этих функций уже сейчас широко применяются различные информационные системы. Но если при нормативном регулировании и оказании госуслуг современные цифровые технологии используются главным образом для создания различных баз данных, то в области контрольно-надзорной деятельности у нас появилась возможность перехода к абсолютно новым формам и методам осуществления контрольных мероприятий.

Применительно к деятельности Ростехнадзора любую проверку можно разделить на три этапа: сбор информации о состоянии промышленной безопасности, анализ собранной информации и принятие решений по итогам анализа.

Источниками такой информации являются два информационных потока. Первый – это различные документы, которые наши поднадзорные обязаны в соответствии с существующей нормативной базой составлять. И второй – информация о порядке организации производственных процессов, о состоянии оборудования, которое в этих производственных процессах участвует. Эту информацию мы получаем путём визуального осмотра, изучения различных документов, показателей различных датчиков, записей в журналах событий и тому подобного.

Этап анализа собранной информации заключается, по существу, в сравнении собранной информации с эталонными требованиями. Применительно к документам, которые мы изучаем, такими эталонными требованиями являются обязательные требования, которые прописаны в различных нормативных документах.

В свою очередь применительно к информации о технологических процессах и состоянии оборудования эталонными являются требования о порядке организации технологических процессов, содержащиеся в нормативно-технических документах и инструкциях к технологическому оборудованию.

Таким образом, и источники информации о состоянии промышленной безопасности, и способы их обработки могут быть переведены в цифровой формат.

Примерно 70% объёма любой проверки занимает изучение различного рода документов. Для перевода этой рутинной работы – как для наших поднадзорных, так и для наших инспекторов – в цифровой формат мы предлагаем внедрить информационную систему с условным названием «Электронный инспектор».

Суть системы заключается в том, чтобы всю обязательную документацию, которая ведётся эксплуатирующей опасный производственный объект организацией, перевести из бумажного в электронный вид и заполнять её непосредственно в личном кабинете, который будет у каждой организации в нашей информационной системе. Программа в автоматическом режиме сравнит с эталонами всю внесённую документацию и выдаст информацию о возможных ошибках и нарушениях. Соответственно, у эксплуатирующей организации появится возможность фактически в постоянном режиме осуществлять самопроверку и исправлять нарушения, не дожидаясь прихода инспектора.

Статус разработки этой системы. У нас уже есть техническое решение по созданию программного продукта. Его реализация начнётся после завершения мероприятий в рамках «регуляторной гильотины». Нам нужно будет разработать и внести в эту систему новые обязательные требования и соответствующие новые стандартные формы документов. После утверждения всех новых требований ориентировочный срок внедрения этой системы составит около шести месяцев. Но мы не ждём окончания этих мероприятий и начинаем уже сейчас опытную эксплуатацию на двух предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Система дистанционного мониторинга технологических процессов – это более сложная и интересная задача, которую мы решаем вместе с разработчиками программного обеспечения и нашими поднадзорными организациями. В рамках решения этой проблемы была поставлена задача найти такой агрегированный показатель, который мог бы информацию, поступающую от сотен и даже тысяч различных датчиков, контролирующих различные технологические процессы и режимы работы оборудования, превратить в простую актуальную информацию о состоянии промышленной безопасности. Таким агрегированным показателем стал расчёт риска наступления аварии.

Суть этой системы в следующем. Производственный объект или технологическая линия рассматривается как неустойчивая система, зависящая от работы и взаимодействия различных элементов, составляющих эту систему. Иными словами, от технологического оборудования и производственных процессов, которые там происходят. Параметры этого оборудования постоянно меняются: что-то включается, что-то выключается, меняется температура, объём, давление, вибрация, происходят скачки напряжения и тому подобное. Расчётным путём определяется, при каких параметрах система наиболее устойчива и, следовательно, риск развития аварии наименьший. Затем делаются расчёты, каким образом изменения параметров работы отдельных элементов влияют на риск развития аварии. В результате появляется график, который показывает, в какой зоне риска то или иное производство в данный момент находится: зелёная зона – риск минимальный, жёлтая зона – отклонения зафиксированы, риска развития аварии ещё фактически нет, но необходимо обратить внимание на отклонение, чтобы предотвратить переход в красную зону – зону чрезвычайно высокого риска наступления аварии. Но в этом случае предполагается, что система предупреждает не об уже начавшейся аварии, а о высоком риске её наступления, оставляя время для принятия чрезвычайных оперативных мер, которые как минимум позволят спасти людей, как максимум предотвратить аварию.

Такой подход впервые позволяет видеть в реальном времени не только сиюминутную ситуацию на производстве, но и прогноз, что может произойти на данном производстве, и примерное время наступления этих негативных событий. Кроме того, система по принципу матрёшки даёт подсказку, на каком именно участке или на каком оборудовании происходит опасный сбой. Эта система может не только спрогнозировать риски аварий в понимании Ростехнадзора, но и передать информацию о происходящих отклонениях в работе, которые могут привести к различным негативным последствиям, например, к выбросам вредных веществ. Эти показатели могут быть интересны и другим органам – в первую очередь МЧС.

Предлагаемые решения не требуют от предприятия внедрения какого-то особенного, дорогостоящего оборудования. По сути, это программно-аппаратный комплекс, который подключается к уже действующим системам, в первую очередь к АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). Пользователям системы «Электронный инспектор» также будет достаточно обычных компьютеров, уже имеющихся на опасном производственном объекте.

Вся эта работа пока проводится без привлечения бюджетных средств. В настоящее время система проходит опытную эксплуатацию на предприятиях нефтегазовой, горно-металлургической, энергетической и угольной отраслей.

Особо хочу отметить, что данный проект является исключительно российской разработкой, нигде в мире ничего подобного нет. Я был на многих международных форумах, встречался со своими коллегами из развитых стран. Когда мы рассказывали им об этой системе, они были очень удивлены, что в России подобная система. Они заявляют, что в таком виде – прогнозном – нигде эту задачу не смогли пока решить.

У нас есть понимание, как полноценно внедрить систему дистанционного мониторинга. Для этого необходима реализация трёх ключевых факторов.

Во-первых, создать необходимую нормативную базу. В этой части нами разработан и внесён в Правительство проект изменений в федеральный закон о промышленной безопасности, который предполагает возможность осуществления дистанционного мониторинга процессов, происходящих на опасных производственных объектах. По нашим расчётам, после его подписания и принятия потребуется порядка шести-восьми месяцев для масштабирования системы, а также разработки необходимых подзаконных актов.

Во-вторых, необходимо обеспечить сотрудников надзорной службы инструментами для работы с цифровыми данными. В этих целях в рамках национальной программы «Цифровая экономика» планируется создать цифровую платформу Ростехнадзора. Наши предложения по данному вопросу были рассмотрены и одобрены Максимом Алексеевичем Акимовым. На текущий момент процесс перераспределения лимитов ещё не завершён, но надеюсь, что это решение в ближайшее время будет реализовано.

Кроме того, у нас очень высокая степень износа физической части IT-инфраструктуры, которая практически не обновлялась с 2014 года, что не позволяет полноценно использовать современные информационные технологии. Для справки: 90% компьютеров и оргтехники эксплуатируется уже более пяти лет. Они устарели не только морально, но и физически. В этой связи нами была направлена заявка в отделение дополнительного финансирования на модернизацию IT-инфраструктуры, но в проекте бюджета на 2020–2022 годы соответствующие средства предусмотрены не были.

В то же время есть Ваше, уважаемый Дмитрий Анатольевич, протокольное поручение от 11 сентября Министерству финансов о необходимости предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования в проекте закона о бюджете на 2020–2022 годы. Однако, согласно доступной нам информации из системы «Электронный бюджет», указанное поручение на текущий момент не выполнено.

Без выделения этих средств реализация указанных проектов будет крайне затруднительна, учитывая высокую степень износа оборудования. 

В этой связи просим поручить Минфину России при подготовке проекта поправок к федеральному бюджету на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов обеспечить дополнительные бюджетные ассигнования на модернизацию информационно-коммуникационной инфраструктуры Ростехнадзора в объёме, согласованном Министерством цифрового развития.

И в-третьих, обеспечение технологической готовности предприятий к обмену данными. Об этом на примере одного из предприятий «Сибур Холдинга», где эксперимент по внедрению систем дистанционного мониторинга мы проводим уже с 2016 года, доложит Дмитрий Владимирович Конов…

Источник: Правительство РФ.

Все новости

Важные новости