Проектный комитет утвердил антикоррупционную методичку для надзорных органов
Проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвердил методические рекомендации, разъясняющие сотрудникам надзорных органов, как минимизировать риски коррупции в их работе.
Комплексную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2-3 года. На основе этой оценки должна быть разработана карта коррупционных рисков, актуализировать её необходимо будет как минимум раз в год. Также проектный комитет одобрил проекты постановлений правительства о внедрении риск-ориентированного подхода в ряде видов контроля и надзора и утвердил требования к модернизации Единого реестра проверок. Кроме того, решено повышать качество публичных мероприятий, на которых инспекторы и предприниматели обсуждают проведённые проверки и выявленные нарушения. В сентябре будет представлен условный рейтинг надзорных ведомств по качеству организации этой работы.
Антикоррупционные методрекомендации для надзорных органов, по словам замглавы Минтруда Алексея Черкасова, — это логичное продолжение уже применяемых на протяжении 3 лет общих рекомендаций по оценке коррупционных рисков. Однако в новом документе заложен более углублённый подход к оценке рисков, учитывающий специфику контрольно-надзорных органов. Методрекомендации, как ожидается, позволят минимизировать формальный подход при составлении ведомственных планов по противодействию коррупции, на который неоднократно указывал Экспертный совет при правительстве.
По результатам первого этапа работы с этим документом мы будем возвращаться к нему и совершенствовать. Но уже сейчас мы имеем хороший, предметный фундамент. Это шаг вперёд относительно той работы, которую мы вели в рамках президентского нацплана по противодействию коррупции, который предписывал всем ведомствам иметь антикоррупционные планы», — считает министр РФ Михаил Абызов.
Карты коррупционных рисков должны быть составлены ведомствами к 31 августа, а к 31 октября — утверждены вместе с комплексом мер по минимизации коррупционных рисков.
Согласно методичке, к коррупционно опасным функциям контрольно-надзорных ведомств может быть отнесено осуществление разрешительных и регистрационных функций, государственной экспертизы и выдачи заключений, расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций и так далее. Среди признаков коррупционного поведения — необоснованное затягивание сроков принятия решений, использование служебных полномочий при решении личных вопросов, протекционизм и др. Документ предполагает, что контрольно-надзорные ведомства должны будут уточнить перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Для оценки коррупционных рисков ведомствам рекомендуется создать рабочую группу, а к самой оценке привлекать внешних экспертов — представителей научного сообщества, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, правоохранительных органов. При оценке рисков коррупции будут учитываться социологические исследования, обращения граждан, а также сообщения в СМИ. Среди предложений, направленных на противодействие коррупции, — перераспределение функций между подразделениями ведомств и сокращение числа должностных лиц, участвующих в принятии управленческих решений. Для противодействия коррупционным проявлениям надзорным ведомствам рекомендуется внедрять проверочные листы, актуализировать требования к бизнесу, использовать информационные технологии, а также делать информацию о подконтрольных субъектах более понятной и доступной.
На повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности будет направлено дальнейшее совершенствование Единого реестра проверок, который работает с июля 2015 года. Утверждённые проектным комитетом требования к модернизации ресурса, по словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, предусматривают полный перевод в электронный формат всех согласований, которые осуществляются надзорными органами с Генпрокуратурой. Будет введён электронный паспорт контрольного мероприятия, который должен описывать полный цикл его проведения. Главным принципом работы реестра станет прозрачность и доступность всей содержащейся в нём информации, в том числе в формате открытых данных. Это позволит анализировать информацию из реестра с привлечением экспертного сообщества. На аналитику должна быть «заточена» и ГАС «Управление» — в этой системе необходимо собрать максимально возможный массив данных, которые позволят оценивать эффективность мероприятий с точки зрения расходов и кадровых ресурсов и составлять различные рейтинги.
По мнению Михаила Абызова, функционал Единого реестра проверок должен стать более сервисным для предпринимателей.
Есть предложение проработать в пилотном режиме сервисы, которые дали бы возможность поднадзорным субъектам предлагать надзорному ведомству приемлемый и комфортный для них календарный график проведения плановых проверок. Кому-то удобно, чтобы приходили все сразу, кому-то — наоборот», — пояснил министр.
Михаил Абызов также считает, что при переходе на риск-ориентированный подход в будущем нужно будет отказаться от моратория на проверки бизнеса исходя из его размеров — от так называемых надзорных каникул для малого и среднего бизнеса. Нередко малые предприятия представляют большую угрозу, а большие — малую, пояснил он.
На плановые проверки с учётом рисков все контрольно-надзорные ведомства, участвующие в приоритетной программе, должны перейти уже с 2018 года. Для этого им необходимо определить критерии рисков и распределить поднадзорные объекты по категориям, от которых будет зависеть частота проверок. На заседании проектного комитета были одобрены соответствующие проекты постановлений правительства, подготовленные МВД, ФАС, Минтрансом и Минсельхозом. Работа по подготовке остальных постановлений о риск-ориентированном подходе должна быть завершена в месячный срок, подчеркнул Михаил Абызов.
В реформе контрольно-надзорной деятельности участвуют не только федеральные контрольно-надзорные органы, но и их территориальные подразделения. В регионах с апреля этого года проводятся ежеквартальные публичные обсуждения правоприменительной практики, цель которых — профилактика нарушений и налаживание диалога между проверяющими и проверяемыми.
Нам необходимо оценить качество проведённой работы. Я дал поручение Аналитическому центру при правительстве проанализировать все сайты террорганов на предмет исполнения методрекомендаций по проведению таких мероприятий. Нужно посмотреть, публикуются ли презентации о правоприменительной практике, ответы на вопросы, которые поступили в ходе "балансовых", размещаются ли видеозаписи и протоколы по итогам. По результатам этого анализа можно будет сделать выводы о том, как эти мероприятия были проведены. Необходимо в сентябре представить своеобразный условный рейтинг», — сказал Михаил Абызов.
Степень вовлечённости губернаторов в реализацию приоритетной программы разная, заметил министр. Плотную коммуникацию с региональными властями, по его словам, удалось наладить не во всех субъектах РФ. Для повышения качества проведения публичных мероприятий с бизнесом подготовлены специальные методрекомендации для губернаторов.
Источник: Открытое Правительство.
Все новости