Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Проектный комитет утвердил антикоррупционную методичку для надзорных органов

18.07.2017
Проектный комитет утвердил антикоррупционную методичку для надзорных органов

Проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утвердил методические рекомендации, разъясняющие сотрудникам надзорных органов, как минимизировать риски коррупции в их работе. 

Комплексную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2-3 года. На основе этой оценки должна быть разработана карта коррупционных рисков, актуализировать её необходимо будет как минимум раз в год. Также проектный комитет одобрил проекты постановлений правительства о внедрении риск-ориентированного подхода в ряде видов контроля и надзора и утвердил требования к модернизации Единого реестра проверок. Кроме того, решено повышать качество публичных мероприятий, на которых инспекторы и предприниматели обсуждают проведённые проверки и выявленные нарушения. В сентябре будет представлен условный рейтинг надзорных ведомств по качеству организации этой работы.

Антикоррупционные методрекомендации для надзорных органов, по словам замглавы Минтруда Алексея Черкасова, — это логичное продолжение уже применяемых на протяжении 3 лет общих рекомендаций по оценке коррупционных рисков. Однако в новом документе заложен более углублённый подход к оценке рисков, учитывающий специфику контрольно-надзорных органов. Методрекомендации, как ожидается, позволят минимизировать формальный подход при составлении ведомственных планов по противодействию коррупции, на который неоднократно указывал Экспертный совет при правительстве.

По результатам первого этапа работы с этим документом мы будем возвращаться к нему и совершенствовать. Но уже сейчас мы имеем хороший, предметный фундамент. Это шаг вперёд относительно той работы, которую мы вели в рамках президентского нацплана по противодействию коррупции, который предписывал всем ведомствам иметь антикоррупционные планы», — считает министр РФ Михаил Абызов.

Карты коррупционных рисков должны быть составлены ведомствами к 31 августа, а к 31 октября — утверждены вместе с комплексом мер по минимизации коррупционных рисков.

Согласно методичке, к коррупционно опасным функциям контрольно-надзорных ведомств может быть отнесено осуществление разрешительных и регистрационных функций, государственной экспертизы и выдачи заключений, расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций и так далее. Среди признаков коррупционного поведения — необоснованное затягивание сроков принятия решений, использование служебных полномочий при решении личных вопросов, протекционизм и др. Документ предполагает, что контрольно-надзорные ведомства должны будут уточнить перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Для оценки коррупционных рисков ведомствам рекомендуется создать рабочую группу, а к самой оценке привлекать внешних экспертов — представителей научного сообщества, некоммерческих организаций, бизнес-сообщества, правоохранительных органов. При оценке рисков коррупции будут учитываться социологические исследования, обращения граждан, а также сообщения в СМИ. Среди предложений, направленных на противодействие коррупции, — перераспределение функций между подразделениями ведомств и сокращение числа должностных лиц, участвующих в принятии управленческих решений. Для противодействия коррупционным проявлениям надзорным ведомствам рекомендуется внедрять проверочные листы, актуализировать требования к бизнесу, использовать информационные технологии, а также делать информацию о подконтрольных субъектах более понятной и доступной.

На повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности будет направлено дальнейшее совершенствование Единого реестра проверок, который работает с июля 2015 года. Утверждённые проектным комитетом требования к модернизации ресурса, по словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, предусматривают полный перевод в электронный формат всех согласований, которые осуществляются надзорными органами с Генпрокуратурой. Будет введён электронный паспорт контрольного мероприятия, который должен описывать полный цикл его проведения. Главным принципом работы реестра станет прозрачность и доступность всей содержащейся в нём информации, в том числе в формате открытых данных. Это позволит анализировать информацию из реестра с привлечением экспертного сообщества. На аналитику должна быть «заточена» и ГАС «Управление» — в этой системе необходимо собрать максимально возможный массив данных, которые позволят оценивать эффективность мероприятий с точки зрения расходов и кадровых ресурсов и составлять различные рейтинги.

По мнению Михаила Абызова, функционал Единого реестра проверок должен стать более сервисным для предпринимателей.

Есть предложение проработать в пилотном режиме сервисы, которые дали бы возможность поднадзорным субъектам предлагать надзорному ведомству приемлемый и комфортный для них календарный график проведения плановых проверок. Кому-то удобно, чтобы приходили все сразу, кому-то — наоборот», — пояснил министр.

Михаил Абызов также считает, что при переходе на риск-ориентированный подход в будущем нужно будет отказаться от моратория на проверки бизнеса исходя из его размеров — от так называемых надзорных каникул для малого и среднего бизнеса. Нередко малые предприятия представляют большую угрозу, а большие — малую, пояснил он.

На плановые проверки с учётом рисков все контрольно-надзорные ведомства, участвующие в приоритетной программе, должны перейти уже с 2018 года. Для этого им необходимо определить критерии рисков и распределить поднадзорные объекты по категориям, от которых будет зависеть частота проверок. На заседании проектного комитета были одобрены соответствующие проекты постановлений правительства, подготовленные МВД, ФАС, Минтрансом и Минсельхозом. Работа по подготовке остальных постановлений о риск-ориентированном подходе должна быть завершена в месячный срок, подчеркнул Михаил Абызов.

В реформе контрольно-надзорной деятельности участвуют не только федеральные контрольно-надзорные органы, но и их территориальные подразделения. В регионах с апреля этого года проводятся ежеквартальные публичные обсуждения правоприменительной практики, цель которых — профилактика нарушений и налаживание диалога между проверяющими и проверяемыми.

Нам необходимо оценить качество проведённой работы. Я дал поручение Аналитическому центру при правительстве проанализировать все сайты террорганов на предмет исполнения методрекомендаций по проведению таких мероприятий. Нужно посмотреть, публикуются ли презентации о правоприменительной практике, ответы на вопросы, которые поступили в ходе "балансовых", размещаются ли видеозаписи и протоколы по итогам. По результатам этого анализа можно будет сделать выводы о том, как эти мероприятия были проведены. Необходимо в сентябре представить своеобразный условный рейтинг», — сказал Михаил Абызов.

Степень вовлечённости губернаторов в реализацию приоритетной программы разная, заметил министр. Плотную коммуникацию с региональными властями, по его словам, удалось наладить не во всех субъектах РФ. Для повышения качества проведения публичных мероприятий с бизнесом подготовлены специальные методрекомендации для губернаторов.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости