Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Стандарт профилактики нарушений обязательных требований будет дополнен интерактивными сервисами

15.09.2017
Стандарт профилактики нарушений обязательных требований будет дополнен интерактивными сервисами

Проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» рассмотрел и одобрил стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований и счёл необходимым дополнить его интерактивными сервисами, которые должны быть нормативно закреплены до 1 мая. 

Также были одобрены перечни показателей результативности и эффективности по видам государственного контроля (надзора), осуществляемым тремя контрольно-надзорными органами — Ростехнадзор, ФАС, ФТС. До 31 октября такие КПЭ своими приказами должны утвердить все 12 надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе. Помимо этого, по проверочным листам (чек-листам) было решено разработать понятные инструкции о порядке их использования, а по мере их внедрения будет введён переходный период для анализа работы. Свои предложения по работе с чек-листами можно будет вносить до 15 декабря. Заседание прошло под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, который курирует реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности.

Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований разрабатывался Минэком вместе с Аналитическим центром при правительстве, экспертами и Общественно-деловым советом, созданным при проектном комитете. Всем надзорным ведомствам рекомендовано определить заместителя руководителя, ответственного за профилактику, и внести изменения в свои документы, связанные с профилактикой, исходя из того, что предложено в стандарте. Сам документ будет сокращён, дополнен интерактивными сервисами, объясняющими, как пользоваться этим стандартом и как его применять.

Нужно подготовить предложения о развитии федеральных и отраслевых интерактивных сервисов, сервисов по профилактике для применения персоналом, инспекторским составом. Поднадзорные субъекты должны иметь возможность использовать понятные презентационные материалы о порядке использования стандарта, возможно, в виде интерактивных картинок, потому что профилактика для них — это обратное зеркало того, что мы здесь делаем. Также в течение месяца по стандарту необходимо провести общий семинар-совещание с участием инспекторского состава из федеральных и территориальных органов надзора», — отметил Михаил Абызов.

Помимо этого, министр порекомендовал до 1 марта определить два органа, где буквально в ручном режиме будет применяться стандарт, чтобы оценить качество его реализации. Таким образом, до 1 мая нужно успеть внести в стандарт необходимые изменения, дополнения и соответствующим образом его закрепить, пояснил министр.

Перечни показателей эффективности прошли детальное обсуждение с экспертами и рабочими группами Общественно-делового совета, в которые входят предприниматели и чиновники. Отдельные замечания решено дополнительно проработать, например, замечания, касающиеся перечня МВД с показателем в сфере безопасности дорожного движения: в частности, ведомство выступает против включения в показатели материального ущерба от дорожно-транспортных происшествий, так как определение ущерба от ДТП входит в область работы страховых компаний, и у органов внутренних дел нет соответствующей статистики.

Министр Михаил Абызов, в свою очередь, порекомендовал проектному комитету подготовить предложения по данному вопросу с учётом отраслевой и межведомственной статистики.

Надо посмотреть и проанализировать, какая информация есть в доступе у Ространснадзора. В любом случае, необходимо двигаться в этом направлении, потому что сейчас вся система страхования становится прозрачной. Хорошо было бы на базе МВД провести обсуждение, связанное с ведомственной статистикой, с границами ответственности, межведомственным определением рисков, с участием потребителей этого надзора и регионов, где и фиксируется первичная статистика», — предложил Михаил Абызов.

В вопросе о нормативно-правовых актах, закрепляющих использование проверочных листов, решено на первоначальном этапе вводить переходный период для бизнеса и контролёров, чтобы дать им возможность ознакомиться с бланками чек-листов во избежание рисков.

До 1 июля 2018 года все надзорные мероприятия в отношении бизнеса должны быть переведены на чек-листы, которые будут предварительно опубликованы в открытом и понятном формате. После каждого перевода при необходимости может быть установлен переходный период для понимания. С 1 октября мы запускаем первую партию чек-листов, по которым начнут проверять первые надзорные органы. Мы будем внимательно анализировать этот опыт, следующая партия проверочных листов пойдёт с 1 января. При этом в любое время до 15 декабря в бланки можно будет внести дополнительные предложения, этим будут заниматься Общественно-деловой совет и Минюст», — поддержал идею Михаил Абызов.

Хорошую работу в данном направлении провели Роспотребнадзор и МЧС, отметили участники проектного комитета.

Роспотребнадзор и МЧС — единственные надзоры, которые удобно декомпозировали чек-листы по характеру хозяйствующего поднадзорного субъекта, для каждого свой проверочный лист: парикмахерская — чек-лист, торговля — чек-лист, общепит — чек-лист. Это то, как в идеале должна выглядеть картинка. Это могут сделать не все надзоры, но надо стремиться к индивидуализации», — подчеркнул министр.

По его мнению, то, что эти ведомства сделали по поднадзорным субъектам, — это именно то, как в будущем должна выглядеть работа по чек-листам.

Здесь всё должно быть информатизировано: поднадзорный объект заходит в профиль, заполняет анкету из 15 вопросов, идентифицирует себя, получает чек-лист из требований, которым он должен соответствовать. И всё это делается в формате онлайн. Нужно перевести всю базу требований на информационные рельсы», — добавил Михаил Абызов.

Протокольным решением контрольно-надзорным органам поручено доработать проверочные листы по имеющимся замечаниям, а также при внедрении чек-листов проводить ежемесячный анализ их применения на предмет выявления фактов чрезмерного административного давления, устаревших и избыточных обязательных требований, с последующим внесением изменений в проверочные листы. Анализ соответствующей деятельности будет проводить Аналитический центр при правительстве.

Эксперты ещё раз обратили внимание руководителей надзорных ведомств на необходимость внутриведомственной работы с инспекторским составом и с территориальными органами, разъяснения порядка правоприменения чек-листов.

Министр РФ обратился к Аналитическому центру при правительстве с предложением разработать для этих целей простые, понятные инструкции, презентации о порядке использования чек-листов, и эти инструкции должны быть у каждого ведомства. Кроме того, органам власти совместно с Минкомсвязью необходимо продумать возможности использования современных ИТ-решений при работе с проверочными листами с целью обеспечения прозрачности и повышения удобства как для проверяемых субъектов, так и для инспекторов.

В заключение проектный комитет рассмотрел и одобрил «дорожные карты» по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сферах гражданской авиации, розничной торговли и производства продуктов питания. Однако эксперты пришли к выводу, что в данных документах существует проблематика требований: есть и технологически и морально устаревшие требования.

По мнению статс-секретаря, заместителя министра юстиции РФ Юрия Любимова, некоторые из карт имеют для делового сообщества очень высокую стоимость. Например, утоняет Любимов, устаревшее требование в сфере лицензирования алкогольной продукции, где по расчётам Минюста экономия может составить более 1 млрд рублей в год. Или пункт изменения порядка работы с биологическими отходами путём уточнения нормативных признаков биологических отходов, которые были поддержаны Россельхознадзором, — здесь экономия по розничным сетям составит более 4 млрд рублей в год, подчеркнул заместитель министра.

В свою очередь, Михаил Абызов подчеркнул, что это первый опыт работы с обязательными требованиями.

Все проекты «дорожных карт» направлены в Общественно-деловой совет.

Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждён на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которое прошло 21 декабря под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В паспорте приоритетной программы определены три ключевые цели реформы: снижение ущерба по контролируемым государством рискам, сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества всей системы государственного контроля. Также в документе прописаны целевые результаты реформы в привязке к конкретным срокам.

Реформа контрольно-надзорной деятельности уже начала приносить первые позитивные результаты. По ряду видов контроля (надзора) разработаны критерии отнесения субъектов государственного контроля (надзора) к группам рисков в рамках внедрения риск-ориентированного подхода, в результате чего начиная с 2018 года периодичность плановых проверок будет зависеть от степени опасности объекта и вероятности наступления вреда. Для ФОИВ — участников проекта утверждаются показатели результативности и эффективности, направленные на снижение числа погибших и пострадавших, снижение материального ущерба.

Для ряда ФОИВ — участников проекта начиная с октября 2017 года вступает в силу обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. При этом предмет проверки ограничивается требованиями, изложенными в проверочном листе. Параллельно с этим продолжается работа экспертных рабочих групп совместно с заинтересованными ФОИВ, Минюстом по пересмотру обязательных требований с целью отмены избыточных, устаревших и дублирующих требований.

Министром Михаилом Абызовым совместно с руководителями ФОИВ, территориальных ФОИВ, руководителями субъектов РФ проведено большое количество публичных балансовых мероприятий по вопросам правоприменительной практики.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости