Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

В Санкт-Петербурге обсудили организацию и перспективы развития торговли

28.09.2017
В Санкт-Петербурге обсудили организацию и перспективы развития торговли

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга совместно с НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» 26 сентября 2017 года провели конференцию «Организация и перспективы развития сферы торговли в Санкт-Петербурге».

В мероприятии приняли участие представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, а также предприниматели, работающие в сфере розничной торговли.

В рамках конференции были освещены следующие вопросы:

  • создание благоприятных условий для развития конкуренции в сфере розничной торговли в Санкт-Петербурге;
  • механизм борьбы с торговлей в неустановленных местах;
  • тенденции рынка дистанционной торговли Санкт-Петербурга;
  • оптовая торговля в современных условиях;
  • формы поддержки малого и среднего предпринимательства сферы торговли.

С анализом законодательства, регулирующем розничную торговлю выступила председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели. 

- В моем выступлении я попробую не просто рассмотреть ключевой нормативный акт, регулирующий торговую деятельность, но и попробую ответить на дискуссионный вопрос: нуждается ли отрасль в дополнительном регулировании или достаточно просто исполнять уже принятый закон?

Итак, как всем известно, главным документом для отрасли является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», принятый в 2009 году.

Напомню, целями закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Перечислю безусловные достоинства закона. Наконец-то описаны правовые отношения между поставщиками и гипер-розницей, установлен запрет на регулирование цен со стороны государства, кроме социально значимых групп товаров, целый раздел посвящен антимонопольному законодательству, определены правила формирования схемы размещения торговых объектов.

Как эти положительные нормы работают на практике Вы знаете не хуже меня.  Гипермаркеты и сетевые магазины научились получать вознаграждение от поставщиков за реализацию, выкладку и прочие услуги, существенно превышающую разрешенные законом 5%, доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети в нашем регионе давно превысила допустимые законом 25%, и лежит в диапазоне от 70 до 80%. И, наконец, схема размещения.  Номер документа, регламентирующего этот вопрос, не знает только ленивый.  Постановление №1045 может войти в книгу рекордов Гинесса по количеству внесенных изменений, которые подчас противоречат ранее внесенным, и федеральному закону в том числе. А ведь в статье 6. ФЗ №381 четко сформулировано: «Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы». А что на практике, сегодня у нас возникла очередная проблема - расстояние до метро изменилось, а значит, тысячи объектов могут оказаться опять вне закона.

Возвращаясь к Федеральному закону. Было бы неправильно считать его идеальным. Так разработчики не учли целые торговые форматы, такие как: оптовая торговля, дилеры, дистрибьюторы, торговые дома, и конечно, электронную торговлю.

Эти пробелы создают сложности не только представителям перечисленных видов и торговых форматов, но и отсутствие регулирования влияет на вопрос, связанный с безопасностью товаров.

Это тема актуальна сегодня как никогда. Как известно число фальсифицированных товаров на российском рынке огромно. По мнению экспертов, необходимо принятие программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности и защите потребителя, а также широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях.

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне Союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории. А значит, использование этого продукта продолжается в самых невероятных количествах и продуктах.
 

Какое же регулирование отрасли необходимо с точки зрения бизнеса?

Нужны законы, направленные на устранение излишних административных барьеров в торговле, формирование конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров. Сегодня отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский Кодекс РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства. Однако публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются.

В настоящее время основной задачей, по мнению экспертов Общественного Совета, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство.

Но даже совершенное законодательство потребует исполнительской дисциплины, как со стороны бизнеса, так и со стороны власти. А с этим у нас большая проблема. Как и с пониманием того, что избыточное регулирование влияет на конкуренцию, а чем она ниже, тем ниже качество услуги. На сегодняшний день торговля остается одной из наиболее рыночных областей экономики и не нужно ей в этом мешать.

Напомню, в целом в России всё ещё низкая насыщенность торговыми площадями на душу населения — в 2015 году мы занимали лишь 28. А значит, нам есть куда расти...

 

Все новости

Важные новости