Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Внедрять конкуренцию непросто

Развитию конкуренции не всегда препятствуют монополии, чаще в этом виновны сложившиеся взаимоотношения власти и бизнеса, считает глава УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров.

Вопрос о том, могут ли предприниматели честно соревноваться друг с другом в борьбе за потребителя, обсудили на XVI Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению Владимирова, состояние конкуренции в Северной столице неудовлетворительное, хотя именно в нашем городе в 2016 году был разработан стандарт, вошедший в Национальный план развития конкуренции. Это план был принят в конце прошлого года.
 
«Говорить о конкуренции в целом – бессмысленно, – отмечает антимонополист, – необходимо рассматривать состояние конкуренции в каждой отрасли отдельно, потому что она зависит от многих составляющих».
 
Взять, к примеру, потребительский рынок. Налицо – развитая конкуренция. Но есть свои нюансы. Почти 87,5% торговли – это 5 крупных сетей, хотя ни одна из них не нарушает закон о конкуренции, пока её объемы не превысят 25% рынка. В настоящий момент только «Перекресток» приблизился к данной границе – 23% товарооборота, остальные и близко не стояли. Но если взглянуть на ситуацию с точки зрения малого бизнеса, то сразу видно: сети постепенно уничтожают предпринимательство, ни о какой развитой конкуренции тут и речи нет.
 
Впрочем, председатель КРППР Эльгиз Качаев уверен, что это далеко не так.
 
«За последние 5 лет в два раза выросло количество земельных участков под НТО в Схеме размещения, – утверждает он. – А если взглянуть на первые этажи жилых зданий, то говорить о сокращении малого бизнеса и вовсе несправедливо. Не только в центре, но и в спальных районах на первых этажах расположены небольшие магазинчики, кафе, бары, ателье».
Поддержал коллегу и вице-губернатор Сергей Мовчан.
 
«В 2016 году, внедрив стандарт развития конкуренции, Санкт-Петербург по этому показателю поднялся в международном рейтинге с 45 на 16 место», – напомнил чиновник. Но согласился с тем, что проблемы на отдельных рынках существуют. Например, в здравоохранении, ЖКХ, образовании, транспорте.
 
Председатель Общественного совета по развитию предпринимательству при губернаторе Елена Церетели подчеркнула, что в 8 отраслях из 33, где Санкт-Петербург развивает конкуренцию, «дело пахнет керосином». Благодаря действующему законодательству, в этих отраслях доминируют предприятия с госучастием. Например, в ЖКХ. В городе 70, если не 80% жилых домов обслуживают ЖКС, на 100% принадлежащие государству. Более того, квитанции выписывает ГУП «ВЦКП», принадлежащее Жилищному комитету. И административный ресурс в этой отрасли используется по полной программе: управляющие организации обязывают заключать договора с ВЦКП, которому они вынуждены отчислять по 4% с каждой квитанции, с одной стороны, и при малейшем нарушении отбирают жилые дома, передавая их ЖКС, с другой. Только в одном Красносельском районе нынешней осенью у частных компаний отобрали 50 домов.
 
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Абросимов привел другой пример отсутствия конкуренции. По его информации, три года назад на Госсовете подняли проблему обеспечения россиян машинами скорой помощи. «И приняли решение, что скорая помощь должна стать полностью государственной, – рассказал он. – К тому времени в Санкт-Петербурге порядка 10 частных компаний предоставляли эту услугу. И все они ощутили на себе некомпетентность чиновников. А теперь еще порядка 100 компаний собираются уничтожить, введя институт единого оператора по переработке мусора». Впрочем, считает Абросимов, у Северной столицы ещё есть время на изменение ситуации: Госдума приняла закон, позволяющий трём федеральным городам отсрочить переход на новую систему сбора и переработки твёрдых коммунальных отходов на 3 года».
 
Проблемами в частном дошкольном образовании поделилась генеральный директор Образовательного учреждения педагогических новаций и технологий «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «ПРЕСТО» Наталья Потёмкина. По её информации, в реестре Комитета по образованию значатся только 39 частных детских садов, тогда как в реальности их порядка 1000. Причем, многие расположены в обычных квартирах многоквартирных домов (МКД).
 
А все потому, что требования к небольшим частным детским садам предъявляются ровно те же, что и к бюджетным учреждениям на 200-300 детей. Эксперт согласна с тем, что для безопасности детей помещение детского сада должно быть оборудовано вторым выходом. Однако, где найти такие помещения для небольшого учреждения? По мнению Потёмкиной, город должен договориться с застройщиками, чтобы они строили небольшие помещения в первых этажах МКД для частных детских садов и сдавали их в аренду предпринимателям. Но это не единственная проблема, нужно пройти лицензирование, а это недешевое удовольствие. Кроме того, плата в частных детсадах высокая, так как в группах по 3-4 ребенка.
Поэтому, замечает эксперт, город мог бы выдавать родителям, которые не смогли или не захотели отдать ребёнка в государственное учреждение, родительские сертификаты, а частные детсады могли бы принимать их в оплату собственных услуг.
 
Участники пленарного заседания XVI Форума малого и среднего предпринимательства пришли к мнению, что развитие конкуренции зависит, прежде всего от органов власти. Если власть хотя бы часть своей доли в ЖКС отдаст бизнесу, качество услуг в ЖКХ вырастет, а их стоимость снизится. Если ГУПы приватизируют, как то предписывает новый закон, то этот рынок станет гораздо конкурентнее, от чего выиграют, прежде всего, горожане, но и власть тоже, потому что в рыночной конкурентной среде качество услуг растёт, а значит, будет меньше претензий к должностным лицам.
 
Назад к списку

Важные новости