В Калининском районе обсудили актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства
17 ноября 2016 года Общественный Совет по малому предпринимательству при Администрации Калининского района Санкт-Петербурга провел ежегодную отчетную конференцию «Актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Антикоррупционное законодательство».
В мероприятии приняли участие председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при главе Администрации Калининского района Ольга Величко, главный специалист отдела государственного регулирования предпринимательской деятельности Управления развития предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Сергей Кузин.
На конференции присутствовали представители Администрации Калининского района, прокуратуры, МИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, а также субъекты малого и среднего предпринимательства.
После презентации проекта «Общественное пространство «Бенуа 1890», которую провела Мария Лушникова – руководитель проекта перед участниками конференции выступила Ольга Величко. Она представила отчет о работе Общественного Совета по малому предпринимательству при главе Администрации Калининского района.
- Мы живем в кризисное время и роль малого и среднего предпринимательства в экономике города очевидна как никогда. Это создание рабочих мест, занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами и, конечно же, налоговые отчисления. Помощь предпринимателям по-прежнему остается одним из приоритетов городского Правительства, это отражается в постоянном развитии инфраструктуры поддержки.
Одним из важных событий для малого бизнеса в этом году являются «надзорные каникулы», которые продлятся до 2018 года. Предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек не будут подвергаться плановым проверкам в течение трех следующих лет.
Конечно, имеется ряд исключений, каникулы не коснутся компаний, работающих в сферах образования, медицины и социального обслуживания. Также предприятия, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок, также будут проверяться.
Внеплановые проверки, как и раньше, будут проводиться после поступления жалоб на компании в надзорные инстанции.
Если обратиться к статистике, то в 1 полугодии 2016 года отмечен рост количества субъектов малого предпринимательства, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В Калининском районе (по состоянию на 01 июля 2016 года) зарегистрировано 27 041 субъект малого предпринимательства, что на 12,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, из них:
- 16724 (15 501 за 2015 год) малых предприятий;
- 10317 (9 276 за 2015 год) индивидуальных предпринимателей.
Отраслевая структура малого предпринимательства Калининского района на протяжении многих лет остается практически неизменной и по-прежнему характеризуется высокой долей оптовой и розничной торговли (40,2%), на втором месте предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,5%), на третьем месте предприятия в сфере транспорта и связи (11,4%), на четвёртом - предприятия, связанные со строительством (9,4%)
По данным МИ ФНС № 18 по Санкт-Петербургу поступления в консолидированный Бюджет Санкт-Петербурга за 9 месяцев 2016 года от налогоплательщиков, относящихся к категории малого бизнеса, поступило 3, 2 млрд. руб., что составляет 26,2 % от общей суммы поступлений (12,4 млрд. руб.)
Для сравнения в 2015 - 3,0 млрд. руб., в 2014 г – 2,5 млрд. руб., в 2013 -2,1 млрд. руб. Прослеживается явная положительная динамика.
В Санкт-Петербурге продолжена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем реализации государственной программы «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554).
В текущем году, в рамках указанной программы за 9 месяцев 2016 года поддержку получили 11 субъектов малого и среднего предпринимательства Калининского района на общую сумму 6 млн. руб. В 2015 году эта цифра была существенно ниже, всего 4 субъекта получили помощь на общую сумму 2,3 млн. руб.
Большую роль в поддержке малого бизнеса играет деятельность некоммерческой организации "Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса". По данным фонда, предприниматели Калининского района с начала 2016 года активно пользовались данными программами государственной поддержки.
За 9 месяцев 2016 года было заключено 18 договоров поручительства с субъектами малого и среднего предпринимательства Калининского района на общую сумму 105,2 млн руб., что позволило субъектам малого
и среднего предпринимательства района привлечь кредитные средства в размере 248,9 млн. руб. За аналогичный период в 2015 году было заключено также 18 договоров, но на меньшую общую сумму 81,6 млн. руб., что позволило привлечь кредитных средств на сумму 195 ,2 млн. руб.
Как и в предыдущие года, Общественный совет продолжает работу по информационной поддержке предпринимательского сообщества. В течение года в общественную приемную Совета Калининского района поступило более 250 обращений.
Не может не радовать, что все чаще обращаются с вопросами по порядку открытия в районе собственного дела, что говорит об увеличении предпринимательской активности среди граждан. Также в приемную часто обращаются за разъяснениями механизмов получения финансовой поддержки, нововведений в законах, регулирующих деятельность бизнеса, присоединения к электросетям, аренды и выкупа объектов недвижимого имущества, а также размещения рекламных и информационных конструкций.
Также, одним из приоритетных направлений работы Совета является организация бесплатных семинаров для предпринимателей района.
22 марта на семинаре были освещены вопросы по темам: «Изменения в налоговом законодательстве в 2016 году»; «Досудебное урегулирование налоговых споров. Предоставление имущественных и социальных вычетов». Также на семинаре выступил представитель Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу для разъяснений по вопросу взаимодействия с надзорными органами
16 июня состоялся семинар на тему «Участие субъектов малого и среднего бизнеса в государственном заказе. Поддержка предпринимательства в Санкт-Петербурге в 2016 году». В рамках семинара предприниматели получили разъяснения по Федеральному закону от № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Были подробно освещены правила осуществления государственных закупок и участие в торгах субъектов малого предпринимательства.
7 июля совместно с Ассоциацией Банков Северо-Запада был организован семинар на тему «Кредитование бизнеса».
20 сентября предпринимателям было рассказано о концепции государственной миграционной политики, об адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Также были рассмотрены вопросы профилактики экстремизма.
Традиционно, большим успехом пользуются бесплатные 3-х часовые семинары для начинающих предпринимателей «10 шагов к бизнесу» – Что надо знать перед открытием своего дела?» на которых начинающих предпринимателей знакомят с основами налогового законодательства, делопроизводства и юридическими аспектами предпринимательской деятельности в Российской Федерации и Санкт-Петербурге. В 2016 году при содействии Общественного совета по малому предпринимательству Калининского района было проведено 5 семинаров.
Не менее двух раз в год в администрации Калининского района проводятся встречи бизнес-сообщества с представителями Прокуратуры Калининского района, правоохранительных и контролирующих органов. Организации могут задать интересующие их вопросы, в том числе в части правомерности действий контролирующих органов при осуществлении проверок. В этом году первая встреча состоялась 23 июня, а вторая запланирована на декабрь. В целях информирования, приглашения будут разосланы по электронной почте, также объявление будет опубликовано на официальном портале администрации Калининского района kalininnews.ru
В городе готовится к запуску еще один городской проект по поддержке малого и среднего предпринимательства - Единый центр предпринимательства и Бизнес-инкубатор по адресу: Полюстровский пр., д. 61.
В этом году Советом Калининского района и администрацией было инициировано несколько встреч представителей Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, и Политехнического университета Петра Великого для обсуждения возможных вариантов взаимодействия по данному проекту.
Неотъемлемой частью развития предпринимательства является популяризация этого понятия среди молодого поколения. Этому способствуют мероприятия, приуроченные к нашему с вами профессиональному празднику «Дню Предпринимателя».
В этом году «День предпринимателя» был организован уже традиционно совместно с благотворительным фондом «Знакомство с профессией»
В мероприятии приняли участие старшеклассники 6 школ района. Перед ребятами выступили молодые предприниматели района, которые презентовали свои компании и рассказали о том, с чего начинался их бизнес.
После презентаций школьникам предложили разработать свой новый интересный и необычный продукт (товар, услугу), не имеющий аналогов, но который будет востребован на рынке. В помощь школьникам было предоставлено 5 инструментов для решения кейса: экономический, административный, рекламный, социальный и Интернет-ресурсы. Команды представили свои проекты, которые действительно поразили жюри своей оригинальностью.
В заключении, учениками и педагогами была дана высокая оценка проведенным мероприятиям и высказано пожелание о повторных встречах.
Помимо данного мероприятия, в этом году благотворительный фонд "Знакомство с профессией" при содействии Общественного Совета по малому предпринимательству при Администрации Калининского района Санкт-Петербурга выступили организаторами деловой игры для старшеклассников двадцати школ района - «Финансовые рынки». Она состоялась 17 марта на базе Международной Высшей Школы Управления ИЭИ СПб Политехнического Университета Петра Великого.
Главный итог игры – школьники получили полезные навыки работы на финансовых рынках, и еще раз убедились в правильности своего выбора – ведь все они собираются поступать на экономические специальности в разные ВУЗы и колледжи Петербурга.
Сейчас мы активно готовимся к еще одному большому событию, запланированному на текущий год. Это XIV Форум субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. На нем будет организована выставка «Малый и средний бизнес Санкт-Петербурга». Это не только площадка для обсуждения актуальных вопросов бизнеса и власти, но и место продвижения самых смелых идей, инновационных проектов.
На последних форумах стенд Калининского района всегда отличался креативностью и профессионализмом.
На данный момент мы собираем заявки на участие в выставке на стенде нашего района. Это уникальная возможность продемонстрировать свои достижения перед первыми лицами города.
В этом году в апреле субъектам малого предпринимательства нашего района также была предоставлена возможность продемонстрировать свою продукцию и разработки на стенде Общественного совета Калининского района в рамках недели Импортозамещения Калининского района.
В заключение своего выступления, хотелось бы отметить, что от инициативы самих предпринимателей, их продуктивного взаимодействия с органами власти зависит формирование благоприятного климата для развития предпринимательства в районе. Нам необходимо выстраивать и укреплять партнерство между бизнесом и властью.
Конференцию продолжила Елена Церетели. Она познакомила предпринимателей с итогами работы Общественного Совета в 2016 году.
Федеральный уровень:
1. Общественным Советом были направлены предложения по внесению изменений в статьи 346.12, 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих повышение величины предельного размера дохода организации, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения - до 120 млн. рублей за отчетный (налоговый) период (соответственно до 90 млн. рублей по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения). И такие изменения были внесены в Налоговый кодекс.
2. Жилищному комитету Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга на основе положительного опыта Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере предлагалось рассмотреть возможность поддержки эксперимента, проводимого управляющими организациями Санкт-Петербурга, по реализации прямых платежей собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах ресурсоснабжающим организациям на базе многоквартирных домов, общие собрания собственников которых приняли соответствующее решение в части перевода расчетов платы за найм нанимателей жилищного фонда от ГУЖА районов Санкт-Петербурга к управляющим организациям.
И в настоящее время Минстроем подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность прямых платежей.
3. При активном участии Общественного Совета приостановлено принятие во втором чтении законопроекта № 876688-6 инициированного депутатом Государственной Думы Хованской Г.П., предусматривающего полный запрет на размещение мини отелей и хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов.
Региональный уровень
1. Удалось сохранить мораторий на введение торгового сбора на территории Санкт-Петербурга, предусмотренного главой 33 Налогового Кодекса Российской Федерации до конца 2017 года.
2. КИО, «Ленэнерго», ОАО «Петербургской сбытовой компанией» завершена работа по инвентаризации (мониторингу) электрических мощностей и энергопринимающих устройств объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга с целью фиксации сведений о наличии и величине присоединенной электрической мощности, закрепленной за каждым объектом нежилого фонда и составления Сводного информационного ресурса электрических мощностей объектов нежилого фонда.
3. Разработан и находится на выходе нормативный акт, обеспечивающий регулирование вопроса размещения передвижных средств развозной торговли производителей (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции).
4. С целью контроля за надлежащим исполнением условий договора на размещение передвижных средств развозной торговли (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции), рассмотреть возможность создания комиссии для определения (подтверждения) статуса производителя. Мы выступили с инициативой о проведении системного контроля всех объектов, работающих как механические транспортные средства, на предмет соответствия условиям договоров. И такая работа была проведена КИО.
5. Мы предлагали исключить из пункта 1.5-1 Приложения к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 27 сентября 2012 года N 1045 слова «до 31.12.2019» - поскольку положения пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающие сохранение НТО, возведенных до утверждения схемы размещения НТО, не содержат требования по ограничению срока их размещения после утверждения такой схемы.
Губернатором Санкт-Петербурга на заседании Совета одобрено предложение в части сохранения существующих временных объектов, не соответствующих предельным параметрам, если проектное архитектурное решение объекта было согласовано Комитетом по градостроительству и архитектуры.
6. Внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2015 г №165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов» в части увеличения срока действия договора на размещение НТО с 3-х до 5-ти лет.
7. Нам не удалось организовать выездные консультации специалистов КИО на базе Общественных Советов при районных администрациях, однако мы стали инициаторами создания постоянно действующей рабочей группы в состав которой вошли председатели всех районных Советов. Этот формат позволил поднять при общении с руководством КИО самые острые проблемы и решить оперативно конкретные вопросы предпринимателей районов.
8. Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации рассмотреть предложено провести обучающий семинар с целью ознакомления предпринимателей с работой программно-технического комплекса, позволяющего осуществлять согласование размещения информационных конструкций в электронном формате.
В настоящее время внесены изменения в постановление Правительства СПб от 20.09.2012 N 1002, предусматривающие возможность подачи документов в электронном виде, однако сам программный продукт не введен в эксплуатацию.
9. Мы настаивали на обязательном уведомлении Общественного Совета и иных бизнес-ассоциаций о публичных консультациях при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. И такая работа ведется.
Конференция завершилась церемоний награждения руководителей малых предприятий района – победителей районного этапа конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга-2016».