Мы продолжаем знакомить предпринимателей с деятельностью районных Общественных Советов и сегодня представляем Жанну Морозову – председателя Общественного Совета при Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.
– Жанна Геннадьевна, Вы сравнительно недавно стали председателем Общественного Совета, поэтому всем интересно узнать: где Вы учились, работали; чем занимаетесь сегодня…
– Я родом из Белоруссии. Но, как и многие, после окончания школы переехала в город на Неве и поступила в Ленинградский техникум общественного питания, который окончила с отличием. С выбором заведения не сомневалась: я всегда любила готовить. После окончания техникума какое-то время работала в ресторане «Дружба»: сначала поваром, а затем – заведующей производством.
Следующий этап моей профессиональной деятельности начался в 1999 году: когда я открыла собственное кафе «Огонек». Позже мне удалось открыть и магазин.
В 2004 году мне предложили открыть столовую на территории Ижорских заводов. Помню, как я со своими сотрудниками долго отмывала предоставленное помещение – оно все было в копоти и саже, потому что в период «застоя» долгое время не эксплуатировалось.
Следует отметить, что после того как мы открыли на территории Ижорских заводов три столовые, к нам стали обращаться и другие крупные предприятия Колпина с просьбой организовать подобные предприятия общественного питания.
И сегодня, спустя годы, мы имеем сеть предприятий общественного питания, в которую, помимо упомянутых столовых, входят РК «ПонтиЛемон», открытый в 2006 году, и кафе «Карамель», начавшее работу в 2007 году.
Предприятия, возглавляемые мной, неоднократно становились призерами различных конкурсов, в том числе «Золотая Кулина», «Золотой Гермес» и других.
Кроме того, я награждена дипломами и грамотами за вклад в развитие общественного питания в Колпинском районе, а также являюсь лауреатом конкурса «Деловая Петербурженка».
– Колпино – это один из крупных промышленных районов Санкт-Петербурга. А как живется там малому и среднему бизнесу?
– В нашем районе малый бизнес, несмотря ни на что, продолжает развиваться. По состоянию на 1 апреля 2016 года, на территории Колпинского района функционируют 2 673 малых предприятия, что на 77 единиц больше, чем на ту же дату прошлого года. Предприятий без образования юридических лиц насчитывается 3 672, что на 284 единицы больше, чем в прошлом году. С начала этого года количество предпринимателей увеличилось на 86 единиц. Однако следует отметить и тот факт, что с начала 2016 года прекратили свою деятельность 92 малых предприятия.
Малый бизнес охватывает весь спектр экономики, а это не только потребительско-бытовой сектор, но и производственно-инновационная сфера. У нас в районе функционируют 492 промышленных предприятия. Это ЗАО ИПО «Сопот», ЗАО НПО «Центр профессионального снаряжения «Архимет», ООО «Картонный дом», ООО «Гефест» и другие.
Как сказал Владимир Путин, сегодня малый бизнес является резервом страны. И я согласна с этим утверждением! Ведь именно малый бизнес, обладая способностью быстро адаптироваться к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, имея возможность производить оборот капитала в короткие сроки, способен поднять и поддержать экономику нашей страны.
– Жанна Геннадьевна, а с какими проблемами обращаются в Общественный Совет предприниматели района?
- Это все те проблемы, с которыми сталкиваюсь в своей предпринимательской деятельности и я: сложности с получением помещений, высокие арендные ставки, отсутствие необходимых мощностей при подключении к электросетям, трудности с получением банковских кредитов… Многих предпринимателей интересует механизм участия в городских программах поддержки.
Проблема номер один – это трудности с получением банковских кредитов. Я могу даже утверждать, что кредитование просто недоступно! Даже под большие проценты кредит взять сейчас невозможно. Такие же трудности – и с получением банковских гарантий. Проблема номер два – недоступность госзаказа. Чтобы подготовить соответствующую документацию, предпринимателю нужно иметь штат специально обученных сотрудников. И когда причиной отказа участия в тендере является несоответствие технической характеристики стального прута для забора (он на два миллиметра меньше или больше) – все!!! Несоответствие ГОСТу, конечно, обидно.
Сложности подключения к электросетям, высокие тарифы на электричество и тепловую энергию являются еще одной важной проблемой.
С 2011 года малый бизнес подкосили изменения в налоговом законодательстве, а именно: ставки страховых взносов, которые работодатель платит из фонда заработной платы, были повышены с 26 до 34 процентов. В таких условиях очень сложно увеличивать зарплату. А если зарплата невысока, на предприятии возникают проблемы с квалифицированными кадрами.
Еще одна серьезная проблема – аренда. Понятно, что зачастую она касается взаимодействия хозяйствующих субъектов, но тем не менее. Чтобы бизнес развивался (получение лицензий, разрешений, сертификатов), необходимо заключать длительные договора аренды. К сожалению, арендодатели не всегда идут на это (в силу разных причин).
Мы неоднократно обращались в Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга по поводу завышенных арендных ставок. Если предприятие арендовало помещение, сделало ремонт, установило оборудование, то оно не может в одночасье переехать в другое помещение из-за повышения арендной платы. А потому вынуждено платить все больше и больше…
Еще одна проблема, которая касается предпринимателей, работающих в сфере общественного питания, – введенный несколько лет назад запрет на курение в общественных местах. Данная мера очень серьезно сказалась на товарообороте ресторанов и кафе, поскольку значительная часть посетителей ушла из-за некомфортных условий. Безусловно, все мы – за здоровье нации, но интересы предпринимателей тоже необходимо учитывать.
Не могу я не сказать и о системе ХАССП. Как известно, все компании, задействованные в цепочке производства пищевой продукции – заводы по производству и по упаковке продуктов питания, транспортные организации, перевозящие пищевую продукцию, а также заведения общепита, – должны были внедрить принципы ХАССП на своем предприятии не позднее 15 февраля 2015 года.
Но я считаю, что для предприятий малого бизнеса, работающих на внутреннем рынке, имеющим договора аренды и на оказание услуг питания на определенное время, вводить систему ХАССП, которая прорабатывается и внедряется полгода и стоимость которой составляет тысячи рублей, необходимости нет.
Сложное законодательство и постоянно меняющиеся правила ведения бизнеса осложняют жизнь предпринимателей, но, тем ни менее, повторюсь: малый бизнес развивается, несмотря ни на что!!!
– Какое направление в деятельности Общественного Совета Вы считаете наиболее важным?
– В качестве одного из первых шагов хотелось бы провести маркетинговые исследования, которые показали, какие ниши предпринимательской деятельности еще не освоены в Колпинском районе. Это поможет молодым предпринимателям чувствовать себя увереннее на потребительском рынке в вопросах спроса и предложения. А самое главное, чтобы работа Общественного Совета не строилась формально. Хочется доверительного общения и участия всех и каждого в общем деле, и тогда, верю, у нас все получится!
– Жанна Геннадьевна, что Вы можете сказать о планах Общественного Совета?
– Общественный Совет по малому предпринимательству при Администрации Колпинского района давно вынашивает идею по созданию технопарка. Валерий Викторович Синельников, ранее возглавлявший Общественный Совет совместно с сотрудниками НИИ ФА, пять лет занимался разработкой данного проекта, но, к сожалению, он так и не был реализован.
Именно поэтому я бы хотела обратиться к руководству района с просьбой рассмотреть возможность разработки городской Программы по развитию технопарков с использованием свободных помещений и площадок неэффективно развивающихся промышленных предприятий, а также специальных программ для финансирования закупки оборудования и подготовки этих площадок.
– Удачи!