Круглые столы
Актуальные проблемы предпринимательства обсудили на «круглых столах»
В рамках XIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга состоялось 10 «круглых столов» на следующие темы:
1. «Анализ проблем потребительского рынка»;
2. «Роль малых средств размещения в индустрии гостеприимства. Проблемы и пути их решений»;
3. «Размещения рекламы и информации в Санкт-Петербурге – новое в законодательстве, практика правоприменения»;
4. «Актуальные вопросы взаиморасчетов управляющих и ресурсоснабжающих организаций в жилищной сфере»;
5. «Административные барьеры в сфере арендных отношений, тормозящие развитие предпринимательства в Санкт-Петербурге. Возможные пути решения»;
6. «Проблемы доступа к энергоресурсам, возникающие у предпринимателей Санкт-Петербурга»;
7. «Развитие малых и средних инновационных предприятий в рамках кластерных инициатив. Развитие импортозамещения в РФ»;
8. «Доступ к финансовым ресурсам для малого и среднего предпринимательства: институты, программы, проекты»;
9. «Итоги Евразийского женского форума: «Женщина – лидер в кризисных экономических условиях»;
10. «Пичинг по интернационализации «Экспортный лифт».
«Круглый стол» по теме «Анализ проблем потребительского рынка», модератором которого стал Владимир Меньшиков – исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» – по уже сложившейся традиции, получился дискуссионным.
В работе «круглого стола» приняли участие Начальник Управления развития потребительского рынка Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Елена Капустина и заместитель начальника Управления земельных ресурсов Комитета имущественных отношений Николай Крутицкий.
К обсуждению были предложены следующие вопросы:
- Развитие конкуренции;
- Увеличение прямого доступа потребителей к товарам местного производства;
- Доступ к госимуществу для ведения предпринимательской деятельности. Противодействие несанкционированной торговле.
Среди требований участников рынка – в том числе продлить срок действия договоров размещения с 3 до 5 лет.
Николай Крутицкий пояснил, что Комитет (КИО) старается автоматизировать общение с бизнесом и частое продление для него – один из немногих оставшихся инструментов контроля за тем, добросовестно ли работает арендатор. «При этом продлять или нет – решает комиссия, и я гарантирую, что субъективности на ней не будет», – заявил чиновник.
Участники круглого стола, обсудив вопросы развития потребительского рынка в Санкт-Петербурге в текущем году, выделили актуальные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются организации малого и среднего бизнеса и включили их в Резолюцию мероприятия.
Организатором «круглого стола» «Роль малых средств размещения в индустрии гостеприимства. Проблемы и пути их решений» выступило Некоммерческое Партнерство «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга».
А модератором мероприятия стал президент НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга» Владимир Васильев.
В работе «круглого стола» приняли участие заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия и председатель Комиссии по туристской индустрии Законодательного Собрания Светлана Нестерова.
В рамках «круглого стола» обсуждались вопросы, связанные с проблемами развития малых средств размещения, продуктивность работы малых средств размещения для СПБ, их становление и улучшение качества предоставляемых услуг, роль в системе гостеприимства СПб.
Участникам мероприятия для дискуссии были предложены следующие вопросы:
1. Малые средства размещения Санкт-Петербургу. Итоги 15-летней деятельности НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга»».
2. Организация и проведение обязательной классификации малых средств размещения в Санкт-Петербурге
3. Представление нового консультационного центра по поддержке проведения обязательной классификации малых средств размещения в Санкт-Петербурге.
4. Совершенствование законодательной базы для малых средств размещения.
В рамках XIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга 22 декабря 2015 года состоялся круглый стол на тему «Размещение рекламы и информации в Санкт-Петербурге – новое в законодательстве, практика правоприменения».
В мероприятии приняли участие представители Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитета по печати и взаимодействию со СМИ и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В заседании также участвовали предприниматели, работающие на рекламном рынке.
Вел это мероприятие руководитель Комиссии по рекламе и информации Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Роман Шайхайдаров.
В рамках «круглого стола» состоялось обсуждение текущей ситуации, сложившейся вокруг согласования информационных конструкций, после вступления в силу поправок в постановление Правительства Санкт-Петербурга № 576 от 13.07.2015.
Участники мероприятия также обсудили следующие вопросы:
- художественный уровень реализации объектов наружной рекламы в Санкт-Петербурге;
- как регулируются взаимоотношения владельцев с собственниками объектов;
- демонтаж вывесок;
- практические рекомендации предпринимателям;
- состояние процедуры «Подача заявлений через электронную приемную».
По итогам «круглого стола» была принята Резолюция, в которой его участники предложили следующее:
- Для целей исключения возможности субъективного подхода при принятии сотрудниками КГА решений согласования размещения информационных конструкций абзацы 1, 11, 12 пункта 4-1.3.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 №1135 «Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге» - исключить.
- Для целей реализации упрощенного порядка получения разрешений на типовые конструкции, Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитету по градостроительству и архитектуре разработать и ввести в действие упрощенный порядок выдачи разрешений на установку (перемещение) типовых информационных конструкций, предусмотренных «Архитектурно-художественным регламентом объектов для размещения информации и типовых объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге»;
- Предусмотреть уведомительный порядок для размещения информационных досок, устанавливаемых в соответствие с требованиями Закона «О защите прав потребителей».
- Для нормализации процесса приема заявлений на выдачу разрешений на установку (перемещение) объектов для размещения информации, а также в целях соблюдения сроков выдачи соответствующих разрешений (отказов), Комитету по печати и взаимодействию со СМИ инициировать прием документов от заявителей в электронном виде, с разработкой соответствующих нормативно - правовых документов.
- Для устранения возможности злоупотреблений со стороны Управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК при установлении тарифов за пользование имуществом при размещении информационных и рекламных конструкций на фасадах зданий, Общественный Совет готовит и направляет в Жилищный комитет предложения по разработке нормативного акта (по аналогии с Распоряжением Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2007 N 39-р) с целью установления предельного размера вышеназванных тарифов.
- С целью информирования предпринимателей о применении архитектурно-художественных регламентов провести серию обучающих семинаров на площадке Дома предпринимателя, с участием представителей КГА, КГиОП, Комитета по печати и взаимодействию со СМИ
- С целью повышения конкурентоспособности промышленности, развития и эффективного использования инновационного потенциала Санкт-Петербурга в рамках Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 495 от 23.06.2014 "О Государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 год" и рамках Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 355 от 13 мая 2014 г. «О стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 г.» рекомендовать Комитету по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга и Комитету по развитию предпринимательства и потребительского Санкт-Петербурга реализовать проект «Центр промышленного и инновационного дизайна Санкт-Петербурга».
«Актуальные вопросы взаиморасчетов управляющих и ресурсоснабжающих организаций в жилищной сфере» - тема «круглого стола», модераторами которого выступили председатель Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Андрей Обрядин и председатель Совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин.
Участниками «круглого стола» «Актуальные вопросы взаиморасчетов управляющих и ресурсоснабжающих организаций в жилищной сфере» было отмечено, что в настоящее время сложилась тяжелая ситуация в связи с долгами организаций, занимающихся управлением многоквартирными домами – управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов – перед ресурсоснабжающими организациями. Только в Санкт-Петербурге по состоянию на декабрь 2015 года просроченная задолженность управляющих организаций перед ресурсоснабжающими составляет порядка 18 млрд рублей.
При этом причины возникновения задолженности не всегда связаны с качеством работы управляющих организаций, с их низкой платежной дисциплиной или нецелевым расходованием ими денежных средств, поступивших за жилищно-коммунальные услуги от граждан. Часть задолженности обусловлена тем, что управляющие организации вынуждены нести расходы, связанные с работой с должниками (управляющая организация тратится на оплату госпошлины, юридических услуг и т.д.), часть задолженности возникает из-за того, что действующее законодательство не позволяет полностью распределить расходы за потребленные коммунальные ресурсы на собственников помещений: существуют ограничения по росту тарифов, по нормативам.
Учитывая, что расходы на оплату коммунальных услуг в т. н. квартирной плате составляют более 70%, нагрузка на управляющую организацию возложена неадекватно: 70% затрат связаны с обслуживанием финансовых потоков ресурсоснабжающих организаций, а не с управлением собственными денежными средствами. Управляющие организации не являются единственными участниками рынка ЖКХ, и подобное распределение нагрузки – только на управляющие организации – приводит к тому, что практически большинство управляющих организаций, проработав год, обязаны объявить себя банкротами, ведь средняя собираемость платежей по Санкт-Петербургу составляет 97%, и за год размер долга собственников помещений вырастает до 60% месячной платы за жилищно-коммунальные услуги.
Вышеперечисленные обстоятельства приводят к тому, что сегодня ресурсоснабжающие организации выигрывают суды, получают исполнительные листы, и со счетов управляющих организаций списываются все деньги, в том числе и те, что предназначены для оплаты жилищных услуг (вывоз мусора, обслуживание домофонов и т. п.), хотя другие участники рынка тоже имеют право на свое вознаграждение, получается необоснованный перекос.
В качестве одного из вариантов выхода из сложившейся ситуации участники «круглого стола» видят переход на прямые договоры между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. Участники «круглого стола» считают, что подобная схема позволит снять с управляющих организаций лишнюю нагрузку, распределить ее между всеми участниками рынка жилищно-коммунальных услуг пропорционально их доле в структуре платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги, что позволит остановить рост долга управляющих организаций перед ресурсоснабжающими.
Когда же ресурсоснабжающая организация должна будет самостоятельно заниматься печатью квитанций, сбором платы, работой с должниками, возможно, она решит, что выгодней передать этот комплекс услуг кому-то, и у нее возникнет необходимость — это оплачивать, т. о. появится рыночный механизм, который может открыть новые возможности для малого бизнеса (развитие расчетно-кассовых центров).
Одно из препятствий для реализации механизма прямых договоров в Санкт-Петербурге – нежелание районных жилищных агентств и администраций районов передать расчеты нанимателей жилищного фонда напрямую участникам этих расчетов. Также необходимо отметить, что необходимость сбора сведений по начислению льготным категориям граждан субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг не является препятствием для заключения прямых договоров. Этот вопрос решается заключением договора об информационном обмене между расчетным центром и управляющими организациями, согласно которому информация о тарифе на жилищные услуги и площадях будет передана управляющей организацией единому расчетному центру для расчета субсидий (т.к. размер платы фактически неизменен и рассчитывается на метр квадратный). Привязка платы за найм к общим платежам и попытка решить проблемы неплательщиков за счет управляющих организаций тормозит переход на прямые договоры, а значит, способствует росту задолженности и тормозит всю систему жилищно-коммунальных услуг в целом.
При подведении итогов мероприятия было отмечено, что администрация Санкт-Петербурга могла бы поддержать эксперимент по реализации схемы взаиморасчётов собственников и нанимателей напрямую поставщикам услуг, что позволило бы провести оценку эффективности перехода системы ЖКХ на прямые договоры между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.
В рамках XIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства 22 декабря 2015 года состоялся «круглый стол» по теме «Административные барьеры в сфере арендных отношений, тормозящие развитие предпринимательства в Санкт-Петербурге. Возможные пути решения».
Координатором мероприятия выступил Роман Пастухов – президент некоммерческого партнерства «Санкт-Петербургский Союз предпринимателей».
В дискуссии приняли участие председатель КИО Юлия Лудинова и заместитель председателя КИО Александр Никонов.
В начале работы круглого стола Юлия Лудинова подвела итоги работы КИО в 2015 году и ответила на ряд вопросов предпринимателей. Особое внимание было уделено вопросу работы ведомства по сбору арендных платежей по действующим договорам в отношении городского имущества и взысканию имеющейся задолженности. Так, глава КИО отметила, что в ведомстве создано специальное подразделение – Управление анализа сделок с объектами недвижимости, отвечающее за сбор арендных платежей и работающее с должниками, и призвала предпринимателей своевременно оплачивать арендную плату, а в случае наличия задолженности – оплатить долги до конца года.
Вместе с тем, КИО готово пойти навстречу предпринимателям, испытывающим финансовые затруднения, и рассмотреть возможность предоставления рассрочки по арендным платежам или реструктуризации долга. Для этого должникам необходимо напрямую обратиться в КИО. В противном случае долги могут быть взысканы в судебном порядке.
«Мы понимаем, что сейчас непростая экономическая ситуация, но мы тоже находимся в ситуации финансовой зависимости. Поэтому, если сейчас есть возможность погасить задолженность – погасите, если нет возможности, но есть желание продолжить арендные отношения с городом, то можно обратиться в комитет с просьбой о предоставлении рассрочки или реструктуризации долга. Мы готовы к диалогу», – обратилась Юлия Лудинова в адрес предпринимательского сообщества.
В рамках Форума Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов провел круглый стол на тему «Проблемы доступа к энергоресурсам, возникающие у предпринимателей Санкт-Петербурга», на котором были обсуждены проблемы бездоговорного потребления в Санкт-Петербурге и пути их решения.
Сомодератором мероприятия выступил Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Виталий Фатеичев.
В работе круглого стола приняли участие Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова, Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Сергей Федоров, Исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, Заместитель председателя Комиссии по строительству и энергетике Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Аркадий Семьянинов, Заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Светлана Мельникова, Начальник отдела технологических присоединений и подключений Управления тарифного регулирования Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Елена Илларионова, Генеральный директор ОАО «Энергосервисная компания Ленэнерго» Сергей Крылов, представители ПАО «Ленэнерго», АО «ПСК», а также бизнес-сообщества.
В своем выступлении, Александр Абросимов обозначил основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес при взаимоотношениях с компаниями-монополистами. В частности, бизнес-омбудсмен отметил, что за бездоговорное потребление в год предприниматели платят порядка 1 млрд. рублей. В тоже время задолженность Ленэнерго перед бизнесом Санкт-Петербурга составляет порядка 19 млрд. рублей и не понятны сроки либо возврата денежных средств, либо выполнения работ. Уполномоченным был поднят вопрос неисполненных обязательств со стороны Ленэнерго перед предпринимателями, оплатившими подключение к сети.
Также Александр Абросимов отметил, что Ленэнерго не справляется со своими функциями и отдает их по агентскому договору гарантирующему поставщику. Таким образом, нарушается сама идея реформы электроэнергетики, которая предполагала разделение функций генерации, сетей и сбыта.
Кроме того, Уполномоченный затронул проблему нарушения норм законодательства со стороны АО «ПСК». В частности, компанией-монополистом, вопреки требованиям пункта 39 Постановления Правительства Российской Федерации № 442 АО «ПСК», не соблюдается 30-дневный срок заключения с предпринимателями города договоров энергоснабжения.
В ходе круглого стола, участники обсудили обозначенные Петербургским Уполномоченным проблемы. Стоит отметить, что одним из положительных результатов круглого стола стала выраженная со стороны представителей компаний-монополистов энергетического комплекса готовность к диалогу с предпринимателями для решения проблем. В частности, сотрудники Ленэнерго и ПСК предложили предпринимателям обращаться в открытый недавно Центр обслуживания клиентов на улице Красных текстильщиков.
В резолюцию мероприятия вошли предложения по улучшению ситуации в сфере энергетики. Так ПАО «Ленэнерго» было предложено в срок до 01.04.2016 составить и опубликовать план-график погашения неисполненных обязательств перед предпринимателями, оплатившими подключение к сети, но при этом длительное время не получавшими оплаченные услуги.
Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга было рекомендовано принять меры, направленные на завершение в 2016 году мероприятий по закреплению мощности за помещениями, находящимися в собственности Санкт-Петербурга и сдаваемыми в аренду.
Также в ходе мероприятия была обсуждена необходимость обратиться в Общественную палату Санкт-Петербурга и Региональный штаб Общероссийского Народного Фронта в Санкт-Петербурге с предложением организовать общественный контроль за исполнением компаниями-монополистами – поставщиками энергоресурсов требований законодательства и принятых договорных обязательств.
Еще один круглый стол на тему «Развитие малых и средних инновационных предприятий в рамках кластерных инициатив. Развитие импортозамещения в РФ» был организован как для руководителей кластеров Санкт-Петербурга, так и для представителей малого и среднего производственного бизнеса.
Модератором мероприятия выступила председатель Комиссии по производственным кластерам Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Марина Гирина.
В мероприятии приняла участие начальник отдела инновационной политики Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Светлана Бабакова.
В рамках «круглого стола» обсуждались следующие вопросы:
1. Государственная поддержка МСП;
2. Развитие малых и средних инновационных предприятий в рамках кластерных инициатив по развитию;
3. Импортозамещение в РФ;
4. Сертификация и лицензирование;
5. Образовательные программы
Управляющий партнер ГК SPG Ольга Самоварова выступила с докладом на тему «Программы инновационного развития предприятий с государственным участием как драйвер для развития малых и средних инновационных предприятий в рамках кластерных инициатив».
В своем выступлении она отметила наиболее критичные отрасли, нуждающиеся и имеющие перспективы к импортозамещению для субъектов МСП в рамках кластерных инициатив:
- Медицинская промышленность и фармацевтика (доля импорта – 70-90%);
- Тяжелое машиностроение (доля импорта – 60-80%);
- Судовое машиностроение (доля импорта – 80-85%);
- Приборостроение (доля импорта – до 85%);
- Станкостроение (доля импорта – свыше 90%);
- Радиоэлектроника (доля импорта – 80-90%);
- Легкая промышленность (доля импорта – 70-90%).
Кроме того, за рубежом закупается 80-85% всего аналитического исследовательского оборудования.
Значительная часть потребностей в импортозамещении формируется на уровне системообразующих предприятий, и предприятий с государственным участием. Именно на них должно быть сегодня направлено внимание кластеров в части их работы по импортозамещению в интересах своих членов.
В рамках XIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства обсудили кредитные продукты для предпринимателей. Модератором круглого стола «Доступ к финансовым ресурсам для малого и среднего предпринимательства: институты, программы, проекты» выступил президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.
В работе «круглого стола» приняли участие исполнительный директор «Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» Александра Питкянен и Людмила Белокрыльцева – начальник отдела развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
НП «Деловая Петербурженка» был организован «круглый стол» «Итоги Евразийского женского форума: «Женщина – лидер в кризисных экономических условиях».
Модератором мероприятия выступила Зоя Винниченко - Президент Некоммерческого партнерства «Объединение предпринимательских организаций «Деловая Петербурженка».
В работе круглого стола приняла участие Ирина Иванова – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
По итогам «круглого стола» принята Резолюция, в которой было предложено одобрить решение СФ о проведении Евразийского женского форума на регулярной основе. Кроме того, участники «круглого стола» предложили инициировать внесение изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исключающие из предмета ведения этого закона закупки и поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. А также предложили создать сеть государственных магазинов, как альтернативу торговым сетям и дополнительный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции для отечественных сельскохозяйственных производителей.
«Региональный Интегрированный Центр Санкт-Петербург» стал организатором «круглого стола» «Пичинг по интернационализации «Экспортный лифт».
Спикеры мероприятия:
- Максим Баланев - исполнительный директор «Региональный интегрированный Центр – Санкт-Петербург»;
- Екатерина Лебедева – вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты;
- Владимир Маринович - председатель совета директоров бизнес-школы "ВВЕРХ".
Цель мероприятия - повысить мотивацию малых и средних компаний для начала экспортной деятельности путем проведения форсайт-сессии на примере конкретного кейса компании. Для этого 3 потенциальных или действующих экспортера получают возможность для разбора деятельности своей компании на международном рынке.
Ключевые преимущества концепции «Экспортного лифта»:
- Практические пошаговые рекомендации по решению конкретной проблемы предприятия;
- Секретные фишки и техники из личного опыта экспертов, которые нельзя узнать из книг или с помощью обучающих программ;
- Возможность «в живую» обогатить свои знания, изучая опыт коллег;
- Возможность лично познакомиться с игроками рынка и наладить деловые контакты.