Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Итоги XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства

В выставочном комплексе «Ленэкспо» 5 и 6 декабря  2018 года проходила работа XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

День первый: 5 декабря

XVI Форум субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга и выставка «Малый бизнес Санкт-Петербурга» открылся 5 декабря 2018 года.

Церемонию открытия провели временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели

С приветственным словом к участникам и гостям Форума обратился Александр Беглов.

-  У нас сегодня прекрасный повод для встречи – открытие очередного Форума, участниками которого становитесь Вы – креативные и продвинутые люди.

Я прекрасно знаю, что заниматься бизнесом не просто. У меня тоже был такой опыт и поэтому я прекрасно знаю Ваши проблемы.

И, кстати, знаете ли Вы чем отличается бизнес от предпринимательства? Бизнес берет существующую модель  внедряет ее в жизнь, а предприниматель придумывает что-то новое.

И сегодня на Форуме собрались и бизнесмены, и предприниматели. И это здорово!

Профессор Стэнфордского университета Тина Силиг сказала, что быть предпринимателем - это не превращать лимоны в лимонад, а это превращать лимонад в вертолёты. Думаю, у вас это тоже получится. Готов вам в этом помогать. Потому что именно вы создаете рабочие места, товары и услуги для жителей нашего города. И за это я говорю вам спасибо. Нам вместе предстоит решить задачи, поставленные майскими указами президента и оправдать ожиданиями горожан по улучшению их жизни.

Елена Церетели также обратилась к предпринимателям с приветствием:

-  В 16 раз мы собрались вместе для обмена информацией и получения актуальных новостей, связанных с бизнесом. И, конечно, для  общения с властью.

Как и в предыдущие годы, организаторы Форума подготовили для участников и гостей интересную и насыщенную деловую программу. На протяжении двух дней пройдет 33 «круглых стола», множество семинаров, конференций и других мероприятий, которые будут Вам полезны.

Я считаю, что Форум малого и среднего бизнеса – это действительно то место, где бизнес и власть находят точки соприкосновения.

После приветственных слов XVI Форум субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга был объявлен открытым и Александр Беглов и Елена Церетели начали осмотр выставки «Малый бизнес Санкт-Петербурга». На 18 коллективных стендов были представлены современные элементы системы «Умный город», инновационные разработки для производства, медицины, жилищно-коммунального хозяйства, новые технологии в образовании. Всего участие в выставке приняли 200 компаний.

Так, на стенде Выборгского района врио губернатору продемонстрировали светодиодную скамейку, систему умных светофоров и автоматического распознавания лиц в общественных местах, а на стенде Колпинского района – уникальный автомобиль-аквариум…

Уже не первый год в рамках Форума работал стенд Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга. В 2-дневную программу мероприятий вошли биржа поставщиков для производственников, «круглые столы», семинары и мастер - классы по актуальным проблем предпринимательства.

Также в рамках программы Форума состоялась презентация нового портала Центра развития и поддержки предпринимательства. Директор СПб ГБУ «ЦРПП» Лев Кузнецов рассказал об обновленном функционале и возможностях портала. Участники форума смогли увидеть современный дизайн и удобный интерфейс сайта. Запуск для широкой аудитории запланирован на декабрь-январь.

Кроме того состоялось торжественное подписание двух соглашений между Центром развития и поддержки предпринимательства и ПАО «Сбербанк» о взаимовыгодном информационном сотрудничестве и об установлении и расширении партнерских отношений, развитии долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в целях реализации: 

  • механизмов для упрощенной продажи российской продукции и услуг на мировых рынках; 
  • продвижения площадки Bank of Business Partners (www.bankofpartners.com); 
  • организации и проведения совместных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам развития внешнеэкономической деятельности. 

Помимо этого было подписано соглашение между СПб ГБУ «ЦРПП» и ИП Булгаковым И.В. Предметом данного соглашения стало взаимовыгодное информационное сотрудничество, в том числе организация совместных мероприятий с привлеченными экспертами сторон, взаимное содействие продвижению информации о проводимых совместных мероприятиях в целях расширения информационного поля среди предпринимателей Санкт-Петербурга. В частности, речь идет о реализации совместного проекта - «Онлайн-сервис для предпринимателей».

Кроме того, прошла инвестиционная сессия Акселератора Единого центра предпринимательства, в ходе которой были презентованы 16 различных проектов из сферы здоровья и полезного питания. 

На Форуме была организована  презентационная конференция «Биржа поставщиков». Мероприятие направлено на развитие и укрепление кооперационных связей между крупными предприятиями города и малым бизнесом. В качестве заказчика выступила строительная компания ООО «Бонава Санкт-Петербург». Также в проведении Биржи приняли участие представители Комитета по строительству Санкт-Петербурга; НП «Объединение производителей строительных материаловСанкт-Петербурга»; ООО «Северо-Западный региональный союз проектировщиков». Участие приняли представители 20 субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

На стенде Первого городского бизнес-инкубатора, на протяжении двух дней  проходили семинары и мастер-классы от успешных предпринимателей и бизнес-консультантов Санкт-Петербурга, посвященные вопросам развития компании, бизнес-стратегий, рекламы и интернет-маркетинга.

В рамках XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, 5-6 декабря 2018 года впервые был организован стенд компании Global Intellect Service и ее  флагманского продукта UDS Game (единое цифровое решение для предпринимателей).

 

На протяжении двух дней любой предприниматель -представитель малого и среднего бизнеса  мог бесплатно получить программу лояльности на базе мобильного приложения UDS Game (единая бонусная карта являлась небольшой частью функционала, позволяющего оцифровать все ключевые бизнес-процессы).

Стоит отметить, что стенд и решение для бизнеса UDS Game вызвали большой интерес у участников и гостей Форума: за 2 дня произошло более сотни скачиваний пользовательского приложения и оставлено несколько десятков заявок на подключение к платформе.

Вице-губернатор Санкт- Петербурга Сергей Мовчан, посетив стенд компании и пообщавшись с предпринимателями - положительно оценил результаты использования UDS Game.

Кроме того, участники и гости очередного мероприятия смогли познакомиться с работой Союза предпринимателей Санкт-Петербурга, а также НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания».

На стенде Общественного Совета и Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предприниматели города получат индивидуальные консультации юридической службы Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга.

На площадке Форума также работал коллективный стенд Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, где сотрудники и члены Палаты проводили консультации по вопросам деятельности и оказываемых услуг.

Активное участие в работе Форума приняли видные финансовые организации города: Промсвязьбанк, Банк Санкт-Петербург и СМП Банк.

После осмотра выставки исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов и председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели провели церемонию награждения победителей конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга – 2018».

Призы и Благодарственные письма получили предприниматели, представляющие различные направления малого бизнеса.

  • В номинации «Промышленное производство» - компания Колпинского района: ООО «Изотерм». Генеральный директор – Нестерова Виктория Сергеевна.
  • В номинации «Инновационная деятельность» - компания Калининского района: ООО «Центр лазерных технологий». Генеральный директор –  Величко Ольга Валерьевна.
  • В номинации «Торговля» - компания Московского района: ИП Белозеров (магазин «Русские колбасы»). Генеральный директор – Белозеров Андрей Владимирович.
  • В номинации «Услуги населению» - компания Приморского района: ООО «Приморское агентство». Генеральный директор –  Лозовая Светлана Дмитриевна.
  • В номинации «Общественное питание» - компания  Курортного района: ИП Кузнецова (Other cakes). Генеральный директор – Кузнецова Наталия Николаевна.
  • В номинации «Гостиничный бизнес» - компания  Адмиралтейского района: ЗАО «Матисов домик» (Отель «Матисов домик»). Генеральный директор – Мовчанюк Вадим Михайлович.
  • В номинации «Социально-ответственный бизнес» - компания Красногвардейского района: ООО «Сколиолоджик.ру». Генеральный директор  - Леин Григорий Аркадьевич.

После награждения временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил, что в настоящее время в Петербурге работает 362 тысячи предприятий малого и среднего бизнеса. За прошлый год они принесли городскому бюджету 32 миллиарда рублей. Они обеспечивают занятость 1 миллиону 100 тысячам жителей, а это каждое третье рабочее место в Петербурге.

«Майский» Указ Президента Российской Федерации поставил задачу создать 200 тысяч рабочих мест среднего и малого бизнеса. Это задача не простая, тем не менее, нам необходимо вместе ее решать. Для этого нужно создавать хорошие условия для развития бизнеса, снимать административные барьеры», - сказал Александр Беглов, подчеркнув, что Правительство города открыто к диалогу с предпринимателями и готово рассмотреть предложения по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге.

«Сегодня жилищная застройка опережает социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. Городская инфраструктура нуждается в развитии, а для этого мы должны иметь хороший бюджет и развивать предпринимательство. Если не будут создаваться новые рабочие места, наш город превратится в город-музей и спальный город, который его обслуживает», - сказал временно исполняющий обязанности Губернатора.

В том числе, Александр Беглов выразил готовность вместе с участниками рынка обсудить изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40, которое регулирует сферу городской рекламы и вызывает вопросы у предпринимателей.

Александр Беглов упомянул проблемы, которые касаются новых правил работы в сфере обращения с отходами. Как известно, с 1 января 2019 года в каждом субъекте Российской Федерации должен действовать единый региональный оператор по обращению с отходами. «Городу удалось получить отсрочку на 3 года. В этой сфере работает порядка 100 организаций, и нельзя оставить их без работы. У нас есть время, чтобы принять соответствующие решения и сохранить рабочие места», - сказал действующий глава города. Он отметил новые разработки в этой сфере петербургских предпринимателей - уничтожение мусора с помощью пара.  

Затем началось пленарное заседание, которое уже в третий раз прошло в формате панельной дискуссии на тему «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров работ и услуг в Санкт-Петербурге».

В мероприятии приняли участие временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, руководитель Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

Роль экспертов в панельной дискуссии сыграли генеральный директор частного образовательного учреждения дополнительного образования педагогических новаций и технологий «Учебный центр «ПРЕСТО» Наталья Потемкина, директор по развитию и правовому сопровождению Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Аслан Назаров, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов и председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров.

Модератором панельной дискуссии выступил Роман Герасимов – ведущий «Пятого канала».

Участники дискуссии обсудили 5 блоков проблем: 1) Состояние конкурентной среды на рынке услуг дошкольного образования и дополнительного образования, 2) Состояние конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства, 3) Состояние конкурентной среды в сфере розничной торговли (потребительский рынок), 4) Состояние конкурентной среды в транспортной сфере (сфера заказных автобусных перевозок), 5) Новый порядок обращения с отходами. Взаимодействие единого регионального оператора с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Роман Герасимов, открывая панельную дискуссию, напомнил, что в конце 2017 года принят указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Данный документ заложил фундаментальные основы развития конкуренции в стране.

Сергей Мовчан, продолживший дискуссию, отметил, что помимо упомянутого указа значимость конкуренции в стране была обозначена Владимиром Путиным во время заседания Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции, которое прошло в Кремле 5 апреля 2018 года. Именно тогда было принято немало судьбоносных решений по развитию конкуренции в России.

Он также отметил, что Санкт-Петербург активно включился в реализацию указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», который был подписан в декабре 2017-го, а также Национального плана развития конкуренции на 2018–2020 годы. В Петербурге принят План содействия развитию конкуренции на период до конца 2020 года, который охватывает 11 социально значимых рынков.

Благодаря совместной работе исполнительных органов власти, Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и предпринимательского сообщества, городу удалось существенно улучшить свои позиции в федеральном рейтинге российских регионов по уровню содействия конкуренции. По итогам 2016 года Петербург поднялся сразу на 29 пунктов и занял 16 место.

«Как вы оцениваете конкурентную среду Санкт-Петербурга и что удалось сделать в 2018 году», – поинтересовался Роман Герасимов  у Вадима Владимирова.

- Я не могу сказать, что сегодняшнее положение развития конкуренции удовлетворяет нашу службу. Именно это и послужило одной из причин того, что весной 2018 года состоялся Госсовет, на котором Президент страны Владимир Путин  поставил задачу перед всеми губернаторами: включить в перечень оценки эффективности их деятельности именно развитие конкуренции. Тогда же, как уже было указано, был принят национальный План развития конкуренции, который включил в себя и внедренный в Санкт-Петербурге Стандарт развития конкуренции.

Это все рамочные мероприятия, направленные на то, чтобы в стране улучшилось положение в сфере развития конкуренции. Но пока говорить о том, что в течение 2018 года произошли какие-то глобальные изменения в данном вопросе – не приходится.

Негативное влияние оказывают много факторов, в том числе экономическая, политическая и финансовая конъюнктуры. Но, несмотря на это, я считаю, что у Санкт-Петербурга в данном вопросе есть перспективы, и в 2019 году работа по содействию в развитии конкуренции будет продолжена.

Ведущий панельной дискуссии поинтересовался у Елены Церетели: «В текущем году Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга активно занимался данным вопросом. Каких результатов удалось добиться?»

- Это действительно так! И для начала поясню почему. В соответствии со стандартом развития конкуренции, в Санкт-Петербурге коллегиальным органом по рассмотрению вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (губернатора) определен Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. Это закреплено постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 10.06.2015 № 41-пг). И таким образом на протяжении 3 лет Общественный Совет занимается вопросами развития конкуренции.

Чего нам удалось добиться? В течение 2018 года мы провели анализ 8 отраслей бизнеса, наиболее активно влияющих на предпринимательский климат города, и установили доминирование государственных или аффилированных с ними структур. Об этом как раз сегодня и расскажут эксперты, которых представил ведущий.

Одним из таких экспертов оказалась Наталья Потёмкина. Она рассказала о конкуренции на рынке услуг дошкольного и дополнительного образования, отметив, что за последние годы нормативная база была значительно модернизирована. В Санкт-Петербурге необходимость развития частного дошкольного образования отражена в ряде важнейших документов, в том числе и в Стандарте развития конкуренции. Более того, рынок частного дошкольного образования включен в список приоритетных, что свидетельствует о необходимости его развития.

- Сегодня в Санкт-Петербурге нет недостатка в детских центрах развития, многие из них называют себя клубами, но фактически работают как детские сады без лицензирования образовательной деятельности, что противоречит действующему законодательству. Для справки: в реестре комитета по образованию Санкт-Петербурга около 50 частных детских дошкольных учреждений, имеющих лицензию. А если проанализировать соцсети и популярные интернет-каталоги, обнаруживается более 500 частных детских садов, по факту же, их число превышает тысячу.

Почему же при такой необходимости и высокой востребованности частных детских садов не становится больше? Прежде всего, из-за особых требований к помещениям, в которых можно открыть детский сад. Эти требования ставят в неравные условия государственные и частные образовательные учреждения. Государственные учреждения размещаются в полностью оснащенных и оборудованных помещениях, пригодных для организации детского сада. Свободных площадей, подходящих для организации детского сада, для частных учреждений у города нет.

На сегодняшний день допускаются послабления для детских садов, размещенных в квартирах, однако если предприниматель захочет обзавестись лицензией на такой детский сад, он не сможет получить заключение Пожнадзора, без которого эта процедура невозможна.

Что касается большей части коммерческих площадей, то они пригодны только для организации центров развития и не соответствуют нормам для организации детского сада. Чтобы привести такие помещения в соответствие с подобными нормами, требуются значительные денежные вложения и длительная процедура согласования перепланировки.

Еще один существенный нюанс: на коммерческие площади не распространяется коэффициент социальной значимости. Основную часть дохода «съедает» арендная плата, что вынуждает предпринимателя держать довольно высокую цену за услуги в частном образовательном учреждении.

В завершение своего выступления Наталья Потёмкина озвучила предложения по расширению перечня мероприятий действующего плана по содействию развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования:

1) Разработать региональную программу по строительству, а также выкупу уже имеющихся помещений, пригодных для размещения частных ДОУ, у строительных компаний в собственность государства и последующую их передачу в оперативное управление либо в долгосрочную аренду с коэффициентом социальной значимости частным образовательным учреждениям.

Преимущества такой программы очевидны:

  1. Застройщик, имея государственные гарантии, будет мотивирован проектировать и строить частные детские сады в новых жилых комплексах.
  2. Государство сможет регулировать, какие из частных образовательных организаций получат в пользование данные объекты, и в последствии будут осуществлять контроль над их деятельностью.
  3. Снизится бремя государства по содержанию данных объектов, поскольку  текущий ремонт, обеспечение фонда оплаты труда и прочие расходы будут осуществлять частные образовательные учреждения.
  4. Льготные условия аренды повлекут за собой значительное снижение стоимости услуг частных детских садов, размещающихся на этих площадях.
  5. Родители получат право выбора и доступные частные детские сады, дети- комфортные и безопасные условия в них.
  6. Состояние конкурентной среды на рынке дошкольного образования значительно улучшится, что приведет к повышению качества образовательных услуг.

Аслан Назаров, выступая с анализом состояния конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг Санкт-Петербурга, отметил, что предупреждение и пресечение монополии и недобросовестной конкуренции являются основой защиты и развития добросовестной конкуренции. В реальности все иначе: в сфере ЖКХ используются инструменты недобросовестной конкуренции и созданы крупные монополии.

- Проблема №1. Монополия единого расчетного центра – ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (далее  - ВЦКП). ВЦКП обслуживает порядка 1,4 млн. лицевых счетов. Деятельность платежного агента координирует жилищный комитет Санкт-Петербурга.  70–80% всех платежей горожан за жилищно – коммунальные услуги поступают на счета ВЦКП. Стоимость услуг ВЦКП определена в одностороннем порядке. Кроме того нельзя не упомянуть об административном воздействии (ресурсе), так или иначе направленном на понуждение управляющих организаций к заключению агентских договоров с ВЦКП на невыгодных для себя условиях.

Проблема №2. Монополия районных жилкомсервисов. Речь идет о непосредственном, фактическом участии Санкт-Петербурга (на 100 %) в их деятельности, в управлении которых находится более 62 % многоквартирных домов от общего числа МКД, обслуживаемых управляющими организациями.

Так, например, на территории Санкт-Петербурга осуществляет деятельность ООО Жилкомсервис № 2 Московского района, учредителем которого на 100 % является комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.

Вместе с тем, ООО «Жилкомсервис» № 2 Московского района участвует на 80 %, а город на 20 % в деятельности 33 управляющих организаций (все они районные жилкомсервисы).

Таким образом обеспечивается 100 % подконтрольность Санкт-Петербургу 34 управляющих организаций в управлении которых находится подавляющее большинство МКД.

Такая монополия предусматривает активное участие административного ресурса в укрупнении районных жилкомсервисов за счет независимых управляющих организаций.

Так, например, с 01.09.2018 по 01.11.2018 в Красносельском районе Санкт-Петербурга порядка 50 МКД, находившихся в управлении управляющей организации, были поделены между районными жилкомсервисами.

Проблема №3. Реестр лицензий Санкт-Петербурга используется как инструмент недобросовестной конкуренции.

Право управления МКД (право осуществления предпринимательской деятельности) возникает у лицензиата (управляющей организации) с момента внесения сведений о таком доме в реестр лицензий согласно положениям ЖК РФ.

ГЖИ СПБ вносит изменения в реестр лицензий Санкт-Петербурга в соответствии с приказом Минстроя России № 938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – приказ Минстроя России № 938/пр), на основании поступившего заявления от лицензиата (например) в связи с заключением договора управления.

При этом, федеральным нормативным актом предусматривается формальная проверка пакета документов, представленного лицензиатом – заявителем,
на предмет наличия таких документов согласно исчерпывающему перечню. Кроме того решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, направляется исключительно лицензиату – заявителю.

Недобросовестные управляющие организации пользуются правовыми пробелами приказа Минстроя и формальной проверкой документов (протокола общего собрания и т.д.).

На практике получается, что управляющая организация узнает о выборе собственниками помещений новой управляющей организации только в случае получения соответствующего запроса ГЖИ СПБ или на сайте ГИС ЖКХ по факту исключения сведений о таком доме из реестра лицензий.

При этом ГЖИ СПБ не обладает полномочиями по установлению факта проведения общего собрания собственников и достоверности принятого общим собранием решения.

Что нужно сделать для того, чтобы изменить существующее положение дел?

Во-первых, сократить монополию единого расчетного центра:

  • Уменьшив долю участия ВЦКП в приеме платежей петербуржцев до 20 %.
  • Предоставив возможность и создав условия для организации расчетного обслуживания в сфере ЖКХ частными субъектами малого предпринимательства.
  • Способствовать увеличению доли участия частных субъектов малого предпринимательства на рынке услуг по расчетному обслуживанию до 80%.

Во-вторых, уменьшить монополию районных жилкомсервисов:

  • Сократив долю многоквартирных домов, находящихся в управлении районных Жилкомсервисов до 20 % от общего числа МКД, обслуживаемых управляющими организациями.
  • Продав долю участия города в районных жилкомсервисах
    на конкурсной основе частным субъектам малого и среднего предпринимательства.
  • Продав 51 % доли участия КИО в Жилкомсервисе № 2 Московского района.

И в-третьих, пересмотреть вопрос реестра лицензий Санкт – Петербурга:

Обратиться в Минстрой России с предложением о внесении изменений в приказ № 938/пр.

Хочу сказать, подводя итог данному вопросу, что реализация вышеперечисленных предложений будет способствовать добросовестной конкуренции в сфере ЖКХ, а также позволит снизить стоимость услуг платежного агента и стоимость жилищных услуг при повышении их качества. 

Еще один вопрос был предложен для обсуждения участникам панельной дискуссии – «Новый порядок обращения с отходами. Взаимодействие единого регионального оператора с субъектами малого и среднего предпринимательства». Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров напомнил о том, что может ожидать малый и средний бизнес в связи с реформированием отрасли обращения с отходами. 

Основная цель реформирования – это увеличение доли переработки отходов в сравнении с прямым захоронением. В 2022 году доля переработки отходов в Санкт-Петербурге должна достигнуть 38%. Сегодня перерабатывается только 15%.

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ, с 01.01.2019 года в Санкт-Петербурге начинает действовать единый региональный оператор по обращению с отходами. Этим единым оператором является завод «МПБО-2». Таким образом с 1-го января 2019 года 362 тысячи предприятий Петербурга должны заключить соглашение с единым региональным оператором по обращению с ТКО о вывозе и переработке мусора.

На вопрос Сергея Фёдорова о том, есть ли в зале компании, уже заключившие договоры с «МПБО-2», никто из присутствующих не поднял руки (а в зале находилось около сотни человек).

По мнению бизнес-сообщества, которое сложилось после взаимодействия с представителями оператора, завод не готов к подобному масштабу работ: типовые договора, размещенные на сайте не учитывают специфику различных форматов предприятий; колл-центр перегружен, и невозможно дозвониться; не проведена должная разъяснительная  работа с населением и бизнесом.

Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга»  были разработаны нормативы накопления ТКО. Кроме того, комитетом по тарифам Санкт-Петербурга утвержден единый тариф на услуги регионального оператора.

Сергей Фёдоров отметил, что новые правила увеличат нагрузку на бизнес в 2-9 раз, так как все будут платить за вывоз мусора по новому, увеличенному тарифу.

Единственный положительный момент в данной истории связан с тем, что в  Санкт-Петербурге в силу сложившихся объективных обстоятельств, а также ввиду принятого депутатами Государственной Думы в первом чтении законопроекта о продлении срока реализации реформы отрасли для городов федерального значения  до 2023 года, в 2019 году сохранятся существующие отношения между перевозчиками и образователями отходов. Никаких изменений в организационной части в этом направлении с 1 января 2019 года не произойдет. Федеральным законодательством ст. 23 ч.6 ФЗ №458 предусмотрена норма «Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Продолживший мероприятие председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков рассказал о состоянии конкуренции на рынке розничной торговли Санкт-Петербурга, отметив основные проблемы, с которыми сталкиваются представители малого и среднего бизнеса: низкий уровень конкуренции, отсутствие доступа на рынок региональным производителям и фермерам, конкуренция НТО с нелегальными торговцами, сложности вовлечения нежилых помещений в деловой оборот, постоянно меняющееся законодательство. Все это приводит к тому, что ухудшается качество предлагаемой продукции, сокращается ассортимент и повышаются цены. А значит, проблемы розничной торговли влияют на каждого жителя города.

В настоящее время в Санкт-Петербурге работает около 9 000 НТО. Это не только киоски и павильоны розничной торговли. НТО - это также летние кафе, небольшие рестораны, станции автосервиса, малые предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и многое другое.

НТО - удобный и недорогой формат, который органично вписался в инфраструктуру Санкт-Петербурга, позволяя оперативно делать покупки и получать услуги жителям и гостям города, с одной стороны, и развивать малые предприятия с другой. Как показывает практика, работа в НТО может стать хорошим стартом для успешного бизнеса (компании «Буше», «Теремок», «Крошка-картошка» хорошее тому подтверждение).

И несмотря на все это, в настоящее время в Санкт-Петербурге запущен процесс ликвидации свыше 5 000 НТО. Это означает, что в предвыборный для Санкт-Петербурга год доход потеряют несколько тысяч предпринимателей, а примерно 50000 петербуржцев лишатся рабочих мест. 

Повод для сокращения НТО - новое трактование положений подпункта 4 пункта 2 статьи 29 федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому пользователям автомобильных дорог запрещается «создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения». Спустя 11 лет после принятия названного закона, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, с учетом позиции УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, стали рассматривать размещение НТО на тротуарах автомобильных дорог как создание препятствий для обеспечения безопасности пешеходов (в соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ тротуар является составной частью (элементом обустройства) автомобильной дороги и в равной мере должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге). Вместе с тем, нет четких определений и обоснованных расчетов - что будет являться условием создания препятствий для обеспечения безопасности, а что нет. Например, будет ли являться угрозой безопасности НТО площадью 6 м2, размещенный на тротуаре шириной 15 метров, при условии, что свободная часть тротуара позволяет легко передвигаться пешеходам, уборочной технике и транспорту экстренных служб?

Ситуацию усугубил вступивший в силу и обязательный к применению с 01.09.2018 года ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ), согласно пункту 5.1.1 которого тротуары «должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства». В данном случае НТО рассматриваются как посторонние предметы, размещение которых на тротуарах запрещено.

Таким образом, начиная с 01.09.2018 года, комитет по благоустройству Санкт-Петербурга при выявлении факта расположения НТО на тротуарах начал отказывать в согласовании включения новых объектов в Схему размещения НТО, а также формировать в Региональной геоинформационной системе Санкт-Петербурга предложения по исключению из Схемы размещения НТО ранее согласованных объектов в связи с несоответствием требованиям федерального законодательства.

Необходимо отметить, что в настоящее время пункт 5.1.1 ГОСТа признан необязательным к применению, но тем не менее, комитет по благоустройству Санкт-Петербурга не сдает свои позиции по данному вопросу. В связи с чем, предприниматели города просят ускорить принятие  поправок в закон Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов», которые предусматривают возможность предоставления предпринимателям альтернативных земельных участков в случае прекращения договоров аренды земельных участков и договоров на размещение нестационарных торговых объектов по основаниям, не связанным с неисполнением арендаторами обязательств по указанным договорам (в том числе при исключении НТО из схемы размещения).

Необходимо также ввести мораторий на исключение НТО из схемы размещения в соответствии с ГОСТом.

Также необходимо дать возможность предпринимателям, имеющим действующий договор аренды или договор на размещение НТО, предоставлять частично или полностью в аренду принадлежащие им на праве собственности НТО.

Председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов познакомил участников панельной дискуссии с состоянием конкурентной среды в транспортной сфере (сфере заказных автобусных перевозок). Он отметил, что основная проблема автоперевозчиков – это несовершенство федерального законодательства, которое очень сложно изменить. Речь идет о федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлении Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и о федеральном законе от  13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Но работа в этом направлении ведется постоянно, и экспертами Ассоциации разрабатываются соответствующие предложения.

Что касается регионального уровня, то одна из главных проблем – это неразвитость транспортной инфраструктуры, обеспечивающей отправление регулярных пригородных, межрегиональных и международных автобусных маршрутов и включающей автовокзалы, автостанции и остановочные пункты.

- Проще говоря, в настоящее время на территории Санкт-Петербурга из объектов транспортной инфраструктуры действует только один автовокзал, расположенный в центре города, по адресу: набережная Обводного канала, дом 36. Этот автовокзал передан городом в управление Государственному унитарному предприятию «Пассажиравтотранс». Территория автовокзала маленькая, нет возможности обеспечить межрейсовый отстой автобусов на территории автовокзала, поэтому все подъездные пути к автовокзалу забиты стоящими автобусами. Выезды с территории автовокзала автобусов за пределы Санкт-Петербурга занимают 1.5 – 2 часа в «часы пик», что увеличивает продолжительность рейсов и стоимость проезда для пассажиров.

Для примера: в Москве действуют около 46 объектов транспортной инфраструктуры, включая автовокзалы и автостанции, которые обеспечивают движение автобусов в регулярном сообщении из Москвы и их прибытие в Москву.

Отсутствие транспортной инфраструктуры создает проблемы не только предпринимателям, но и ставит в сложное положение администрацию Санкт-Петербурга, не позволяя эффективно бороться с нелегальными перевозчиками пассажиров, которые отправляются в рейсы с периферии Санкт-Петербурга от ближайших к границам города станций метро. Нелегальные перевозчики привлекают пассажиров как сокращенными, по сравнению с рейсами, отправляющимися с автовокзала на Обводном канале 36, расстояниями и временем в пути, так и более низкой, в связи с этим, стоимостью проезда. Единственный способ борьбы с нелегальными перевозками пассажиров – создание сети автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, на которую необходимо опереться при легализации существующей «серой» сети автобусных перевозок из Санкт-Петербурга…

После основных докладов предприниматели – участники панельной дискуссии смогли задать интересующие их вопросы членам президиума. 

После пленарного заседания деловая программа Форума была продолжена. Уже не первый  год в «Ленэкспо» работал презентационный стенд. На протяжении 2 дней предприниматели смогли поучаствовать в «круглых столах» по темам «Перспективы развития молодежного предпринимательства «Ключевая роль промышленного дизайна в разработке конкурентоспособного инновационного продукта», «Ведение бизнеса в Германии», «Создание комфортной предпринимательской среды для лиц предпенсионного и пенсионного возраста», «Роль автотранспортных перевозок в жизни города и туристической сфере».

 

Организаторы Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга постарались сделать так, чтобы мероприятие запомнилось участникам и гостям не только уникальной инновационной продукцией, представленной на районных стендах, но и насыщенной конгрессной программой. На семинарах, «круглых столах», панельных дискуссиях обсуждались актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга. 

По традиции, были подняты такие темы, как проблемы размещения рекламы и информация, анализ проблем потребительского рынка, поддержка экспорта, доступ к финансовым ресурсам, молодежное предпринимательство и другие.

В тоже время впервые на площадке Форума обсуждались такие вопросы, как «Конструктивный диалог «Бизнес и власть»: 30-летний опыт Санкт-Петербургского Союза предпринимателей», «Привлечение и удержание клиентов через цифровые технологии», «Повышение роли Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга в формировании положительного бизнес-климата Санкт-Петербурга», «Качество питания – забота женщин о здоровье семьи»,  «Новые возможности для поставок российской продукции в Китай» и «Ключевая роль промышленного дизайна в разработке конкурентоспособного инновационного продукта».

День второй: 6 декабря

Во второй день работы XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства, 6 декабря 2018 года, участники и гости мероприятия смогли продолжить знакомство с выставкой «Малый бизнес Санкт-Петербурга».

Кроме того, участники и гости Форума могли получить индивидуальные консультации на стендах НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания», Центра развития и поддержки предпринимательства Санкт-Петербурга, Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Первого городского бизнес-инкубатора.

Во второй день проведения мероприятия вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан и члены Конкурсной комиссии по присуждению звания «Лучший стенд района Санкт-Петербурга» приступили к осмотру 18 коллективных стендов.

В течение дня проходила работа следующих «круглых столов», семинаров и конференций: «Социальное предпринимательство – бизнес решение социальных задач», «Второй Евразийский женский форум: эффективность перемен, перспективы, региональное сотрудничество. Проект «Второе дыхание, 50 +», «Ведение бизнеса в Германии», «Анализ проблем потребительского рынка и пути их решения», «Перспективы развития гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге. Проблемы сохранения малых средств размещения с учетом специфики Санкт-Петербурга. Контроль и регулирование малых средств размещения», «Разработка основных направлений развития легкой промышленности Санкт-Петербурга на период до 2030 года»,  «Проблемы размещения рекламы и информации в Санкт-Петербурге – новое в законодательстве», «Создание комфортной предпринимательской среды для лиц предпенсионного и пенсионного возраста», Конференция: «ВЭД и логистика: как драйверы развития экономики региона», «Доступ к финансовым ресурсам для субъектов малого и среднего предпринимательства», «Вывоз, сортировка, переработка твердых коммунальных отходов (ТКО) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Проблемы и пути решения» «Роль автотранспортных перевозок в жизни города и туристической сфере».

Уже не первый год в рамках Форума прошло заседание рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти Санкт-Петербурга совместно с Общественным Советом центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». Очередное мероприятие прошло 6 декабря 2018 года.

Организатор мероприятия - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.

Для сотрудничества предпринимателей Санкт-Петербурга и Республики Крым было подписано соглашение между Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и Некоммерческой организацией «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства».

Соглашение подписали председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели и руководитель центра правовой поддержки «Бизнес-помощник» Некоммерческой организации «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства» Игорь Сарапулов.

Предметом соглашения между Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и Некоммерческой организацией «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства» стало обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами при организации и проведении мероприятий в рамках консультационно-информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное взаимодействие предполагает:

  • обмен актуальной информацией об основных тенденциях и событиях в ключевых отраслях деятельности, в том числе об изменениях в законодательстве, о проведении выставок, семинаров и других мероприятий, представляющих интерес для участников;
  • разработку и реализацию предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в соответствующей сфере деятельности;
  • проведение совместных рабочих встреч, тематических семинаров, «круглых столов» и других мероприятий в целях выработки предложений по проблемам, представляющим взаимный интерес;
  • принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов Сторон на основе новых информационных технологий;
  • повышение квалификации специалистов, осуществляющих, оказание информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • создание совместных координационных и совещательных органов с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций, в том числе для разработки методических документов по вопросам организации и осуществления информационно-консультационной поддержки;
  • проведение совместных информационно-консультационных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В тот же день состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александром Абросимовым и директором Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимиром Шамаховым.

6 декабря 2018 года состоялось подведению итогов Ежегодного фестиваля перспективных проектов. В рамках него прошла бизнес-игра в формате интеллектуально-развлекательного шоу «Игроки», по результатам которой были определены лучшие проекты и организации, оказывающие содействие в развитии предпринимательства.

Фестиваль служит площадкой для привлечения стартового капитала и средств на развитие бизнеса и социально значимых проектов с последующим направлением их в профильные объекты инфраструктуры. Он традиционно завершается выставкой, которая в этом году называлась «Кухня бизнеса».

Депутат Государственной Думы РФ Владимир Катенев, ознакомившись с экспозицией выставки «Кухня бизнеса» отметил, что по информации организаторов, в текущем году для участия в фестивале было подано более 3 тыс. заявок из 26 регионов России и 5 стран. Это подчеркивает значимую роль Петербурга как одного из центров реализации перспективных проектов, региона с высокой инвестиционной привлекательностью и благоприятным бизнес-климатом.

А завершился второй день работы, XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга церемонией награждения победителей и дипломантов конкурса «Лучший стенд района Санкт-Петербурга». Призовые места в этом году распределись следующим образом: первое занял стенд Невского района, второе – Выборгского, а третье место –  Калининского района.

    Важные новости