Интервью с Натальей Томак, коммерческим директором ООО "Бриг", победителя конкурса "Лучший стенд района"
На прошлом Форуме малого предпринимательства Адмиралтейский район победил в конкурсе «Лучший стенд района». Истинным украшением стенда стала модель – копия научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников», изготовленная петербургским предприятием «Бриг».
О необычном бизнесе и его особенностях рассказывает Наталья Томак – коммерческий директор ООО «Бриг».
– Компания «Бриг» является разработчиком и изготовителем моделей – копий различной техники по заказам предприятий, организаций и музеев. В арсенале предприятия – модели судов, авиационной, автотранспортной, железнодорожной техники, а также подъемно-транспортного оборудования.
– Наталья Анатольевна, а кто является заказчиком подобной продукции?
– Как известно, большинство крупных компаний – производителей техники, принимают участие в российских и международных выставках. И, естественно, не у всех есть возможность представить ту или иную технику или оборудование в реальном размере. Как, например, привезти на выставку ледокол или карьерный экскаватор? Именно для таких случаев и заказывают модели техники. Модель – это маленькая копия чего-то большого.
Нашими клиентами также являются музеи. Компания «Бриг» активно сотрудничает, например, с Центральным военно-морским музеем по программе обновления экспозиции современного военного флота России. Для Санкт-Петербургского Центрального музея связи имени А. С. Попова – одного из старейших научно-технических музеев мира, компания «Бриг» создала экспозицию на тему: «Внедрение радиосвязи в народное хозяйство России за период 1930-80-х годов».
Основной материал, используемый специалистами компании для изготовления моделей, – металл. Благодаря металлу достигается высокая степень копийности и проработки деталей.
– И кто же был инициатором создания такого уникального предприятия?
– Идея принадлежит нашему генеральному директору – Александру Юрьевичу Карагину. Александр Юрьевич с 7 лет занимался автомодельным спортом, был неоднократным победителем детско-юношеских соревнований. В зрелом возрасте работал в ЦНИИ «Морфизприбор», на опытном производстве, где за короткое время стал ведущим специалистом в области применения новых технологий. Постепенно создание макетов переросло в хобби, а позже, во времена перестройки, – в бизнес.
В 1990 году была создана фирма «Барс», которая занималась разработкой и производством товаров для детского технического творчества. До 2003 года фирма производила наборы сборных моделей (всего их было выпущено более 30 видов), активно участвовала в развитии и пропаганде технического творчества.
В 1992-м фирмой был создан консультационный центр «Моделист», располагавшийся на проспекте Культуры. «Барс» активно сотрудничал с организациями дополнительного образования не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах СНГ. Продукцию «ПТО «Барс» знают моделисты Польши, Англии, Франции.
В нашем городе «Барс» активно сотрудничал с Центральным железнодорожным музеем, Центральным военно-морским музеем, Музеем этнографии; компания внесла большой вклад в работу музея «Ледокол «Красин».
В тесном сотрудничестве с сотрудниками музея за короткие сроки была разработана и выпущена его сборная модель, богатая иллюстрированными архивными фотографиями и содержащая развернутую историю создания и службы ледокола.
В 2002 году фирма «Барс» начала осваивать изготовление моделей-копий; в том же году была выпущена и первая модель-копия «Броненосец «Князь Суворов».
В 2004-м, при реорганизации, фирма сменила название на «Бриг», полностью сохранив профиль деятельности. Первой моделью, которую мы сделали уже под маркой компании «Бриг», стала копия танкера «Астана» для Выборгского судостроительного завода.
В настоящее время мы сотрудничаем с 30 компаниями, в числе которых – такие известные предприятия, как «Балтийский завод», ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Совкомфлот», ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова», ОАО «РЖД». Ленинградский крановый завод «АСК», СПБ ГУП «Горэлектротранс» и другие.
– Наталья Анатольевна, глядя на «кораблики» и «трамвайчики», складывается впечатление, что изготовить модель – просто. Так ли это?
– Напротив: у нас – довольно сложное производство, состоящее из нескольких подразделений. Это непосредственно столярное производство, сборочный участок, участок окраски и множество разных технологических процессов.
Специалисты «Брига», обладая собственной станочной базой, имеют возможность изготавливать модели любого масштаба. Творческий коллектив, разрабатывая дизайн будущей модели, подходит к решению задачи комплексно, то есть в едином стиле изготавливаются подставка под модель, тумба (если таковая необходима), прозрачный защитный колпак и транспортировочная тара – для перевозки модели.
Если говорить о времени, то на изготовление одной модели уходит около 3 месяцев. Следует отметить, что если раньше мы выпускали единичные экземпляры, то теперь, чаще всего, нам заказывают партии изделий: от 10 штук. Например, «Горэлектротранс» к своему 100-летнему юбилею заказал нам модель – копию трамвая английской компании «Bruch»: первого трамвая, появившегося в Санкт-Петербурге в 1907 году. Мы изготовили 11 номерных копий. Модель под № 1 была подарена бывшему Губернатору города Валентине Матвиенко.
В прошлом году по заказу компании «Посейдон», которая специализируется на организации экскурсий на ледокол «50 лет Победы», мы изготовили 100 его моделей-копий.
– С какими сложностями Вы сталкиваетесь в предпринимательской деятельности?
– Если говорить о проблемах, то, наверное, в первую очередь следует отметить, что специалистов по изготовлению моделей никто не готовит. Именно поэтому наш директор,
Александр Карагин, благодаря своему многолетнему опыту и знаниям, обучает кадры сам. На это уходит немало времени и, конечно, если такой специалист по какой-либо причине увольняется, возникают определенные сложности, так как на подготовку следующего сотрудника потребуется не менее полугода.
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся, как и большинство предпринимателей, – это постоянно увеличивающаяся арендная плата. К сожалению, у компании нет собственного помещения, и мы вынуждены его арендовать у коммерческой структуры.
Как следствие, мы находимся в постоянной зависимости от роста арендной ставки. Так, с апреля нынешнего года она увеличилась в полтора раза. Для малого предприятия это очень существенно.
– Наталья Анатольевна, как Вы думаете: может ли город помочь Вам в решении данной проблемы?
– Как мне кажется, выход из данной ситуации есть. Нужно открыть производственный Технопарк, причем строить его не обязательно – можно использовать производственные мощности тех промышленных предприятий, которые сегодня, в силу различных причин, не работают.
– Технопарк – это выгодно и удобно, так как в одном месте могут разместиться малые предприятия, выпускающие разнообразную продукцию, или, наоборот, использующие одинаковые технологии.
– Например, мы, закупая для работы металл, проволоку, краску и многое другое, вынуждены ездить за всем этим в разные концы города. А если бы производители данной продукции или оптовые поставщики размещались на одних с нами площадях, это привело бы к сокращению временных и финансовых издержек всех предприятий, находящихся в Технопарке.
– Планы компании?..
– В планах компании – производство сувенирной продукции. Ко дню Военно-морского флота России мы решили создать «Морскую» коллекцию, состоящую из моделей кораблей 6-7 сантиметров в длину. Эту продукцию мы планируем реализовывать через специализированные магазины. Интерес к подобной продукции есть: модель первой подводной лодки «Шильдера», 100 экземпляров которой мы сделали, пользовалась большим спросом.
Мы также продолжим работать с музеями. Как я уже говорила, компания «Бриг» активно сотрудничает с Центральным военно-морским музеем по программе обновления экспозиции современного военного флота России. Это очень интересное направление, для поддержки которого мы привлекаем предпринимателей.
Так, сейчас мы изготавливаем модель самой большой в мире атомной подводной лодки «Акула». Ее длина составит 2,5 метра, масштаб – 1:100. Модель большая, сложная, и для того чтобы ее сделать, нужны значительные средства, которых у музея нет. Именно поэтому мы привлекли спонсора – группу компаний «АФК».
Спонсорство – это не только реклама: «АФК» становится почетным членом Клуба Военно-морского музея. Кроме того, на табличке, прикрепленной к модели, будет размещена информация о компании-спонсоре.
Для музея мы создаем 10 моделей-копий кораблей, так что, пользуясь, случаем, приглашаем читателей «Вестника» – предпринимателей к совместной реализации данного проекта.
Лейла Церетели