«Что еще нужно для предпринимательства? Конечно, нужен азарт, трудолюбие, умение слушать, работать в команде и главное верить в то дело, которым ты занимаешься»
В конце прошлого года Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга подвел итоги конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга -2011». В номинации «Лучший предприниматель в сфере торговли: оптовая торговля, розничная торговля» победило ООО «Торговая фирма Андерсен». О том, как создавалась компания, и каких успехов она достигла, рассказывает Артур Аникиев – генеральный директор торговой фирмы «Андерсен».
- История «Торговой фирмы Андерсен» началась в 1994 году - предприятие тогда специализировалось на оказании услуг общественного питания‚ проведении банкетов и праздничных мероприятий. Позднее, в 2003 году, я с группой единомышленников купил компанию, и мы определили новое направление развития - производство и оптовая продажа замороженных полуфабрикатов из теста, чем «Торговая фирма Андерсен» занимается, и по сей день.
- Как и почему возникла идея создания подобной продукции?
- На тот момент шло бурное развитие сегмента замороженных полуфабрикатов, но это не касалось выпечки: замороженное тесто и изделия из него производили лишь несколько крупных хлебобулочных комбинатов. Это свидетельствовало о том, что существовал сегмент рынка, который могло занять малое предприятие.
- Артур, а ваша профессиональная деятельность или образование были как-то с этим связаны?
- Безусловно! Я окончил Университет низкотемпературных и пищевых технологий или как он раньше назывался «Холодильник» по специальности инженер-технолог хлебного производства. Но еще раньше, до поступления в институт, я работал укладчиком и пекарем на АО «Хлеб», то есть все этапы хлебного производства были мне знакомы.
После окончания института я стоял перед выбором: продолжить работу на хлебозаводе, или попробовать себя в новом качестве - директора типографии. Я выбрал последнее, так как всегда хотел двигаться вперед и чувствовал в себе силы занять столь ответственную позицию, несмотря на тогда еще молодой возраст.
И в течение пяти лет я, достаточно успешно, руководил типографией. Но, несмотря на это, я не переставал интересоваться развитием хлебобулочной промышленности. И в какой-то момент, с группой товарищей, с которыми работал еще на хлебозаводе, я задумался о создании собственного предприятия.
Как я уже сказал, нас привлекло производство замороженных полуфабрикатов. Но прежде чем приступить к созданию бизнеса, мы провели большую и серьезную подготовительную работу: проанализировали рынок, изучили ассортимент замороженных изделий из теста, имеющийся в магазинах города, разработали образцы продукции. И к 2003 году мы уже четко знали, что хотим создавать и что самое важное, есть ли на это спрос.
Первая партия нашей продукции делалась вручную, без использования какого-либо оборудования. Особый упор был сделан на оригинальность создаваемых новинок и использование ингредиентов высокого качества.
Мы быстро набрали обороты, итоги первого года показали серьезный спрос на нашу продукцию. Но мы постарались объективно оценить свои возможности. На начальном этапе многие малые предприятия сталкиваются с возможным кризисом роста – они начинают гнаться за объемом выпускаемой продукции, совершенно забывая о том, что основная задача любого бизнеса – зарабатывание денег, а не работа ради работы. К тому же, если гнаться за количеством, то обязательно понизиться качество продукции. Мы всегда учитывали этот факт и четко держались намеченного вектора.
- Что Вы можете сказать о сегодняшнем дне предприятия?
- Креативный подход в разработке и выпуске изделий неизменно высокого качества и профессионализм коллектива позволили компании «Андерсен» занять достаточно высокое положение на рынке.
Сегодня компания построена по принципу крупного предприятия - она имеет все узкопрофильные отделы, необходимые для стабильной работы. Благодаря такой структуре, мы можем детально изучать рынок, анализировать финансовые показатели деятельности предприятия, поддерживая тем самым сбалансированность ассортимента и высокую рентабельность продукции. Сегодня наши изделия представлены и в многочисленных торговых сетях, и в небольших магазинах Петербурга.
В планах компании - выход в Центральный федеральный округ. Основная работа в Москве начнется в 2015 году, но подготовительная ведется уже сейчас. Уже как год в Москве работает наше структурное подразделение, увеличивая свои показатели реализации согласно намеченному плану.
- Артур, как Вы считаете, что лежит в основе успешности Вашей компании?
- Я считаю, что залог нашего успеха – профессиональная команда сотрудников: каждый человек, который работает со мной – достоин внимания. Команда собиралась последовательно, начиная с 2003 года. Большинство из тех, кто когда-то начал с нами сотрудничать, продолжает работать до сих пор.
Работа в нашей компании организована по следующему принципу: чем дороже стоит руководитель структурного подразделения – тем ниже «цена» подчиненного, и наоборот. Я считаю, что если руководитель способен оптимизировать все процессы производства, упростить их, сделать понятными для сотрудников невысокой квалификации, то он вправе претендовать на высокую заработную плату.
- С какими проблемами чаще всего сталкиваются представители малого бизнеса на начальном этапе?
- Я бы назвал две проблемы – сложности в формировании команды и нежелание банков предоставлять кредиты начинающим предпринимателям.
Не секрет, что у малого предприятия, которое только начинает свою деятельность, чаще всего нет основных средств. И когда оно решается взять кредит в банке, то отсутствие ликвидного залога может стать помехой на пути его получения. Доказать банку, что продукция, которую предприятие планирует выпускать, будет хорошо продаваться, очень сложно.
Конечно, сегодня у нас безупречная кредитная история и проблем с получением кредитов нет, но когда мы начинали – все было иначе. Нам приходилось надеяться только на себя.
Вторая проблема, как я уже сказал – это создание команды. Малое предприятие, как правило, не располагает достаточными ресурсами, чтобы «купить» дорогих специалистов узкого профиля. Поэтому было принято решение брать на работу молодых специалистов, которые подчас обладают только теоретическими знаниями, но благодаря своим амбициям и желанию работать, становятся профессионалами.
И, конечно, на начальном этапе очень многое зависит от руководителя компании. От него требуется уверенность в правильности выбранного пути и вера в то дело, которым он занимается. Без веры малое предприятие не может быть успешным.
- Приходилось ли Вам пользоваться программами поддержки, реализуемыми городом? Если да, то, как Вы оцениваете их эффективность?
- Специальные программы – это реальная помощь тем, кто сегодня рвется в бой. Но мы, наверное, уже выросли и поэтому не стремимся получить грант или субсидию. А вот начинающему предпринимателю грантовые деньги очень пригодятся! Но следует признать, что многие компании, которые сегодня стартуют, через год-другой закрываются, потому что не имеют долгосрочных планов и не могут эффективно распорядиться выделенным ресурсом.
Программы поддержки – это здорово, но было бы неплохо, если б государство услышало и поддержало не только тех, кто сегодня стартует, но и тех, кто уже переходит на новый уровень – от малого предприятия к среднему. Я считаю, что поддержка таких предприятий, которые доказали свою состоятельность, намного эффективнее. Потому что новое предприятие – это очень хорошо, но, сколько из тех, кто получил гранты на начало бизнеса, задержался в предпринимателях?
Что касается нас, то нам интересен персональный диалог с теми, кто может помочь в решении существующих проблем. Например, мы хотим уйти от арендных отношений и построить собственный «дом». Для нас возможны два варианта: получение земельного участка, на котором мы могли бы построить производственное здание или приобретение имеющегося помещения.
Сейчас этот вопрос прорабатывается на уровне Общественного Совета Красногвардейского района. Но я надеюсь, что мы будем услышаны и на уровне городской администрации.
- Идти или не идти в предприниматели? Перед таким выбором стоят многие молодые люди. Чтобы Вы посоветовали?
- Руководитель собственного бизнеса должен обладать большим объемом знаний и их глубиной, т.к. ему предстоит выстраивать работу всего предприятия, для чего необходимо разбираться во многих областях, то есть быть специалистом широкого профиля. Что для руководителя в крупной компании совсем необязательно, так как он является узкопрофильным специалистом и лишь частью отлаженной структуры предприятия. При этом, заработок руководителя крупной компании, как правило, адекватен совокупному доходу собственника малого бизнеса. И это важно понимать и делать выбор, реально оценивая свои возможности.
Также стоит отметить, что управление малым предприятием не дает того объема знаний, ощущения целостности рынка, его структуры, как при руководстве большой компанией. Но для дальнейшего развития и роста малого предприятия это необходимо, то есть, чтобы успешно руководить малым предприятием, нужно представлять, что это транснациональная корпорация.
Еще я бы посоветовал тем, кто раздумывает над тем быть предпринимателем или нет - избавиться от иллюзии, что собственник малого бизнеса - сам себе хозяин. Это далеко не так. Как только руководитель малого предприятия начинает себя позиционировать как человека, имеющего право единолично принимать решения – это влечет за собой негативные последствия.
Во всех крупных компаниях, решения принимаются коллегиально, а руководитель лишь задает вектор направления. А владельцы малого бизнеса подчас считают себя единоличными руководителями: они могут сегодня прийти на работу, а завтра – не прийти.
Что еще нужно для предпринимательства? Конечно, нужен азарт, трудолюбие, умение слушать, работать в команде и главное верить в то дело, которым ты занимаешься. Если все то, что я перечислил, у молодого человека есть, ему стоит попробовать.
- Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?
- На сегодняшний день «Торговая фирма Андерсен» подошла к очередному этапу своего развития - мы занимаемся подготовкой к объединению с одним крупным хлебозаводом, который хочет присовокупить к своей деятельности производство замороженных полуфабрикатов.
Благодаря правильному построению системы управления предприятием, мы пришли к тому, что стали интересны для более крупного бизнеса не только с точки зрения того направления деятельности, которым мы занимаемся - менеджмент нашей компании рассматривается в качестве основного руководящего состава объединения. Получается, что организация бизнес - процесса на малом предприятии находится на ступень выше, чем на крупном, и, соответственно, при слиянии, большинство руководящих постов, предлагаются представителям малого бизнеса. Это, на мой взгляд, хороший пример карьерного роста предприятия: от малого мы переходим к среднему, а потом, вполне возможно, перейдем и к крупному бизнесу. Чем не история Золушки?
Лейла Церетели