Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Актуальное интервью
№7
сентябрь
2018

Саморегулирование в рекламе началось! Комментарий Сергея Пилатова

В июне Министерством юстиции зарегистрирована саморегулируемая организация Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (АМИ РС). Определен ее состав и структура. О целях и задачах организации «Вестнику предпринимателя Санкт-Петербурга» рассказал председатель правления АМИ «РС» Сергей Пилатов – президент Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга.

- Сергей, с какой целью создана данная организация?

- Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (АМИ РС) создана с целью развития процессов рекламного саморегулирования в России.  Её создание предусмотрено Меморандумом «О разработке «дорожной карты» по созданию и организации деятельности органа рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по развитию деятельности СРО», подписанным 28 сентября 2017 года Федеральной антимонопольной службой, Правительством Санкт-Петербурга и Европейским альянсом по рекламным стандартам.  

В большинстве европейских стран, ряде стран Азии и Америки рекламная деятельность регулируется не столько законами, сколько саморегулируемыми кодексами и стандартами, за исполнение которых отвечают органы рекламного саморегулирования (ОРС). Рекламная индустрия стремиться строить свою деятельность самостоятельно с минимальным вмешательством государства.  В странах, где десятилетиями развиваются процессы саморегулирования, как правило, действует наиболее либеральное рекламное законодательство.  
Что касается российского законодательства роль саморегулируемых организаций в сфере рекламы, их  права  и ответственность прописаны в главе 4 Закона «О рекламе».  

- А какие основные задачи стоят перед «Рекламным Советом»?

- Задач перед Ассоциацией стоит очень много.  Назову наиболее важные.

Первая задача - добиться передачи части полномочий от государственного регулятора - Федеральной антимонопольной службы (ФАС)  к ОРС ,  то есть к Ассоциации «Рекламный Совет».  В ближайшее время планируем подписать соответствующее соглашение между ФАС РФ и АМИ РС.

Вторая задача -  добиться внесения изменений в законодательство РФ, предусматривающее, в том числе, разделение степени ответственности за нарушения Закона «О рекламе» добросовестными участниками рынка в случае добровольного прекращения распространения рекламы, на которую поступила жалоба и  организациями постоянно допускающими нарушения, как закона, так и рекламных стандартов.

Третья задача - создание системы возможности получения рекламодателями, рекламораспространителями и рекламопроизводителями предварительных консультаций по содержанию рекламы на предмет её соответствия законодательству.

Четвёртая задача - рассмотрение жалоб потребителей на рекламу и  споров между участниками индустрии в досудебном порядке

И, наконец, пятая задача - разработка рекламных стандартов и постепенная либерализация рекламного законодательства и так далее.

- В СМИ прошла информация, что на сегодняшний день АМИ «РС» насчитывает 60 участников, из которых 12 – крупнейшие петербургские и федеральные индустриальные объединения. По какому принципу формируется состав участников?

- Сегодня рекламный рынок в России достаточно структурирован с точки зрения созданных индустриальных объединений и организаций.  Потому стать участником Ассоциации и войти в реестр членов ОРС возможно через ту или иную ассоциацию, союз или объединение, которое является членом Ассоциации или с которой у Ассоциации имеется соглашение. Список этих организаций будет представлен на сайте Ассоциации, который заработает в октябре этого года. 

Действительно, на сегодняшний день общественных объединений, официально оформивших свои отношения с Ассоциацией не менее 12. Среди них петербургские ассоциации:  Ассоциация операторов наружной рекламы, Ассоциация рекламы в метрополитене, Ассоциация «Балтийская пресса»,  Объединение строителей, среди федеральных ассоциаций:   Ассоциация коммуникационных агентств России, Союз издателей ГИПП, Ассоциация рекламодателей, Национальная ассоциация визуальных коммуникаций, Российское отделение Международной рекламной ассоциации, Российская академия радио, Некоммерческое партнерство содействия развитию интерактивной рекламы IAB Russia. В состав Ассоциации также вошли холдинг «Европейская медиа группа» и «Новая сервисная компания».  Количество объединений, который изъявляют желание присоединиться к ОРС постоянно увеличивается.  Санкт-Петербургская Торгово- промышленная палата, Ассоциация банков Северо-запада, Российская академия рекламы строят свои отношения с АМИ РС на основе соглашений.  Для учёта мнений крупных и авторитетных игроков рекламной индустрии в Ассоциации имеется специальный орган - Палата лидеров. В ней состоят организации, как индивидуальные привилегированные члены. 

- Если кто-то из наших читателей захочет стать участником Ассоциации, что для этого нужно сделать?

- Если организация, которую представляет Ваш читатель, является представителем рекламной индустрии (рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем) и не входит ни в одну из общественных организаций, которая является членом Ассоциации, вступить в ОРС можно через Санкт-Петербургскую ТПП.  Годовой взнос составит 25 000 рублей и можно стать одновременно и членом ТПП, и членом Ассоциации «Рекламный Совет».  Для этого в Санкт-Петербургской ТПП создан специальный подкомитет по саморегулированию рекламы.

- Удачи!

От редакции:

В Таврическом дворце 31 июля 2018 года состоялся «круглый стол» по теме «Законодательная инициатива развития саморегулирования маркетинговой индустрии в России», на котором присутствующие обсудили работу Рекламного совета.

В мероприятии приняли участие исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга  Александр Говорунов, председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев, депутат Государственной Думы Российской Федерации Михаил Романов, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров, первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета Илья Дементьев, а также представители правоохранительных, законодательных органов, исполнительной власти, деловых кругов и общественных организаций.

В приветственном слове Александр Говорунов напомнил собравшимся, что, согласно меморандуму, подписанному на Всемирном коммуникационном саммите в сентябре прошлого года, Петербург стал пилотным субъектом по созданию органа рекламного саморегулирования в Российской Федерации (14 июня 2018 года Министерство юстиции РФ утвердило создание первой саморегулируемой организации – Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» в Министерстве юстиции РФ). К реализации проекта подключились рекламный бизнес, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Ассоциация банков Северо-Запада, Союз строителей и другие.

– Принципиально важно, что профессиональное сообщество активно выступило за формирование цивилизованной системы работы на этом рынке. По сути, речь идет о создании «кодекса чести» для специалистов рекламной сферы. Отмечу, что мы уверенно движемся по составленной «дорожной карте». В июне этого года Минюст зарегистрировал Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный совет». В настоящее время, чтобы двигаться дальше, необходимы изменения федерального законодательства. Мы обратились к депутатам Государственной Думы, петербургским депутатам, получили первичную поддержку. Прежде чем перенести разговор на площадку Госдумы, необходима заинтересованная дискуссия специалистов, – сказал Александр Говорунов.

Он также отметил, что в СРО могут войти независимые эксперты и представители бизнеса. Это открытая организация, которая не должна быть обременена жесткими условиями.

– Истинная цель – это то, что рынок должен регулировать себя сам. То, что реклама, которую рынок считает вредной, он сам и должен уничтожать, а не посредством вмешательства антимонопольной службы и органов власти, – отметил Александр Говорунов.

Вице-губернатор поблагодарил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России за поддержку петербургской инициативы. Опыт Петербурга в дальнейшем будут перенимать и другие регионы страны. Он также подчеркнул важность того факта, что Северная столица выбрана местом проведения в мае 2020 года 45-го Всемирного конгресса Международной рекламной ассоциации.

Более подробно познакомиться с хроникой создания ОРС в России и с перспективами развития Ассоциации можно на сайте СИИ «Рекламный совет»: http://sovetreklama.org/organ-reklamnogo-samoregulirovaniya/