Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Экспертное мнение
№1
Апрель
2016

Доходы минус процент. Комментарий Нины Динес - руководителя юридической службы Общественного Совета

В проект перечня поручений заседания Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга вошло предложение о необходимости внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36 «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» в части снижения ставки налога с 6 до 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются «доходы».

Руководитель юридической службы Общественного Совета Нина Динес прокомментировала для нашего журнала, чем обусловлена необходимость внесения данного изменения:

– Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) – пожалуй, самая применяемая субъектами малого и среднего предпринимательства система налогообложения. Порядок и условия ее применения определены главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодатель устанавливает две налоговые базы, а именно: 1) «доходы» и 2) «доходы минус расходы», позволяя хозяйствующему субъекту самостоятельно определиться в выборе налоговой базы.

Первоначально в Налоговом кодексе устанавливались две налоговые ставки:

1) база «доходы» облагалась налогом по ставке 6%;

2) база «доходы минус расходы» облагалась по ставке 15%.

С учетом кризисных явлений законодатель ввел ряд норм, позволяющих снижать налоговую нагрузку. Вначале Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было введено условие, позволяющее субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15%, в зависимости от категорий налогоплательщиков, при применении налоговой базы «доходы минус расходы».

Год назад на Общественном Совете была озвучена возможность снижения ставки, данная регионам, и Санкт-Петербург стал одним из первых городов, который отреагировал на такие изменения. У нас налоговая ставка была уменьшена вначале до 10, а затем – до 7%. Однако предприниматели, применяющие УСН с налоговой базой «доходы», продолжают применять ставку 6%. Ставки практически сравнялись, а вот базы для исчисления налогов значительно разнятся.

Малый и средний бизнес ждал изменений. Начало таким изменениям положено. Федеральным законом от 13.07.2015 № 232-ФЗ в пункт 1 статьи 346.20 Налогового кодекса внесены изменения, которые также дают право регионам Российской Федерации своими законами уменьшать ставку УСН с базой «доходы» до 1%

Власти Санкт-Петербурга ведут значительную работу, направленную на снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Губернатор Санкт-Петербурга поручил Комитету финансов города рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 № 185-36 «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» в части снижения ставки налога с 6 до 5% для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае если объектом налогообложения являются «доходы».

Если соответствующий закон Санкт-Петербурга будет принят, то с 01.01.2017 (или ранее) может появиться возможность применения пониженной налоговой ставки.

Статьей 5 Налогового кодекса определяется действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В УСН налоговым периодом признается календарный год.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.