Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Экспертное мнение
№6
август
2018

Эффективность развития молодежного предпринимательства. Комментарий предпринимателей и представителей молодежных общественных объединений

«Как Вы оцениваете эффективность развития молодежного предпринимательства и какие инструменты поддержки необходимы?» С таким вопросом «Вестник предпринимателя Санкт-Петербурга» обратился к предпринимателям и к представителям молодежных общественных объединений.

Владислав Цветков – генеральный директор ООО «Коммуникационное агентство «ПРАВДА»:

– На мой взгляд, в Санкт-Петербурге существует достаточное количество инструментов для поддержки молодых предпринимателей. Это и программы ЦРПП, и общественные организации («Деловая Россия», «Деловая афиша» и другие). Существуют бизнес-инкубаторы, есть частные венчурные фонды и инвестиционные программы.

Но при всем при этом существует огромная проблема – разрозненность этих инструментов и отсутствие оповещения молодых предпринимателей о наличии тех или иных возможностей. Надеюсь, проект создания Бренда молодого предпринимателя, проводимый совместно КРППР, ЦРПП, Молодежной коллегией и нашей компанией, подстегнет и остальные организации к совместной работе и к общей синергии.

Алена Енова – генеральный директор и основатель «ТАЙГА Hostel&Hotel»:

– Поддержка молодежного предпринимательства в настоящее время действительно набирает обороты. Более того: быть предпринимателем сейчас не просто интересно, престижно, но даже модно. Свободный график, отсутствие начальства и большие деньги – это одна стороны медали, которая, к сожалению, манит всех, но открывается, зачастую, единицам.

На сегодняшний день, у начинающих бизнесменов очень большой пул поддержки идет от государства: Центр развития и поддержки предпринимательства, большое количество программ для развития, обучения и общения стартаперов.

Безусловно, это очень важно, ведь каждый, кто выходит на тропу самостоятельного заработка, неустойчив в своих первых шагах. Зачастую начинать и страшно, и непонятно: с чего же стартовать? А точно не оштрафуют – ведь я ничего не знаю! А точно пойдет – ведь такая конкуренция вокруг? Или, может, лучше не начинать?..

Но когда, вдохновленные СМИ и интернет-историями успешных предпринимателей, молодые люди приходят на обучение, семинары или лекции, происходит естественный отбор: те, кто хотели легких денег, разворачиваются со словами: «В России бизнес построить невозможно, это всем им просто повезло!».

Бывает и по-другому: молодежь заряжается такими эмоциями, которые помогают ей сделать самое главное – тот самый первый шаг или просто заставить себя встать с дивана и начать что-то предпринимать. А ведь именно с этого и начинается предпринимательство!

Вадим Синильников – руководитель комиссии по экономике, инновациям и молодежному предпринимательству Молодежной Коллегии Санкт-Петербурга третьего созыва:                                                

– Молодежная Коллегия активно сотрудничает с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга по популяризации предпринимательства среди молодежи. Сегодня Правительством Санкт-Петербурга создана целая инфраструктура для помощи начинающим предпринимателям: Первый городской бизнес-инкубатор, Центр развития
и поддержки предпринимательства, а также другие организации.

Ключевой же проблемой является слабое позиционирование. К сожалению, это недостаток большинства органов исполнительной государственной власти – люди понятия не имеют не только о том, чем заняты сотрудники того или иного комитета, но и как с ними можно эффективно взаимодействовать. Иными словами, нет диалога, информация не доходит ни сверху вниз, ни снизу вверх.

Всем мерам поддержки, программам, начинаниям, которые инициирует Правительство Санкт-Петербурга, нужен PR, но не просто реклама, а именно то, что обозначает эта аббревиатура – public relations: связи (общение и взаимодействие) с общественностью. Люди должны знать, что правительство города заинтересовано в оказании поддержки предпринимателям.

По мере же роста доверия и спроса на уже существующие меры поддержки можно будет говорить о разработке новых направлений. Но не нужно изобретать колесо – необходимо брать лучшие мировые практики поддержки и развития предпринимательства и внедрять их у нас. Между начинающим предпринимателем из США, Германии и России нет никакой разницы: наоборот, все они очень похожи – это проактивные люди, которые хотят создать что-то нужное обществу и готовы за это взять на себя ответственность.

Максим Баланевисполнительный директор «Региональный Интегрированный Центр – Санкт-Петербург»:

– На мой взгляд, в Санкт-Петербурге сформирована эффективная система поддержки молодежного предпринимательства. В качестве примера приведу некоторые результаты деятельности нашей организации.

«Региональный Интегрированный Центр – Санкт-Петербург» является программой поддержки, нацеленной на помощь малым и средним компаниям, в том числе стартапам, в налаживании международного делового и научно-технического сотрудничества. 

В 2018 году, в партнерстве с Акселератором Центра развития и поддержки предпринимательства и Фестивалем перспективных проектов в рамках «Big Business Fun Festival», был проведен комплекс мероприятий, в том числе объявлено о приеме заявок на конкурс для cleantech стартапов Балтийского моря «StartUp Challenge – 2018». Главный приз – полностью оплаченная поездка в Швецию для участия в международном акселераторе. Вторая волна приема заявок на конкурс открыта 15 августа и продолжится до 15 сентября 2018 года. 

Несомненно, начинающим компаниям, для продвижения на международные рынки необходимы контакты с международными менторами, партнерами. Кроме того, важно заявить о своей бизнес-идее, поэтому эффективным инструментом развития является участие в бизнес-миссиях. 

Совсем недавно, 1–2 августа 2018 года, для компаний Санкт-Петербурга была организована бизнес-миссия на Международный фестиваль стартапов «*Ship» (Котка, Финляндия). Отметим, что 3 компании из Санкт-Петербурга вошли в десятку лучших компаний по результатам главной питчинг-сессии фестиваля.   

Под занавес текущего года, 4–5 декабря 2018 года, АО «Российский Экспортный Центр» организует бизнес-миссию на Международный фестиваль стартапов «Slush», который пройдет в Хельсинки. Компании смогут принять участие в бизнес-миссии с компенсацией затрат до 80%. 

Я, пользуясь случаем, приглашаю представителей начинающих и опытных компаний к участию в мероприятиях РИЦ – Санкт-Петербург и партнерских мероприятиях!