Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-навигаторБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№4
июль
2016

Энергетический вопрос - он самый главный

Зачастую для осуществления предпринимательской деятельности – будь то торговля, производство или сфера предоставления услуг – возникает потребность в заключении договора энергоснабжения, договоров на отпуск питьевой воды, а также на прием сточных вод и загрязняющих веществ.

Как показывает практика, одна из ключевых проблем, с которой сталкивается предприниматель (как начинающий, так и опытный), связана с технологическим присоединением к электросетям.

Процедура технологического присоединения выполняется в случаях:

  • присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
  • увеличения максимальной мощности ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств;
  • изменения категории надежности электроснабжения энергопринимающих устройств;
  • изменения точек присоединения к сети;
  • изменения вида производственной деятельности, не влекущего пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющего схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.

Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых, на момент подачи заявки, присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) объекты электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей в целях временного технологического присоединения) включены в инвестиционные программы субъектов естественных монополий. Это является основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в пунктах «а» – «в».

В целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в пунктах «а» – «в», заявитель вправе обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.

Орган федерального государственного энергетического надзора направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.

ВНИМАНИЕ!

В случае несоблюдения любого из указанных критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Если у сетевой организации техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, отсутствует, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на возмездной основе, на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и заявителем (юридическим лицом, физическим лицом, индивидуальным предпринимателем).

Для заявителей до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) плата за технологическое присоединение составляет не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) – при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.    

Для заявителей от 15 до 150 кВт (юридические лица и индивидуальные предприниматели) включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в договоре (по желанию таких заявителей) предусматривается беспроцентная рассрочка платежа в размере 95% платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до трех лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.  ТАК?

Восстановление ранее выданных технических условий, утрата которых наступила в связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам, не требует технологического присоединения (заключения договора).

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению:

– заявители до 15 кВт – 6 мес. в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

– заявители от 15 до 150 кВт – 6 мес. в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

– заявители от 150 до 670 кВт – один год, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

– заявители свыше 670 кВт – два года, если иные сроки (но не более четырех лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Индивидуальный проект не применяется к заявителям до 150 кВт и заявителям до 15 кВт в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно;

– заявители, осуществляющие технологическое присоединение посредством перераспределения максимальной мощности – 6 мес., в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Процедура технологического присоединения регламентирована Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

«Дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»

Важно отметить, что процедура технологического присоединения – сложный и порой весьма длительный процесс. Для уменьшения количества процедур присоединения потребителей к энергосети и сокращения сроков подключения потребителей к энергосети, а также снижения затрат на подключение к энергосети Правительством РФ в 2012 году была утверждена «дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Реализация такой «дорожной карты» призвана облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России. «Дорожная карта» реализуется Агентством стратегических инициатив.

В конце 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило новую редакцию «дорожной карты» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Нововведения коснулись ключевых показателей «дорожной карты». До 2018 года схема присоединения должна уменьшиться до 3 этапов, сроки подключения к энергосети – сократиться до 90 дней, а затраты на получение доступа к сети – снизиться до 20% от ВВП на душу населения.

Фото: АСИ

– Амбициозная задача по вхождению страны в двадцатку лучших по показателю подключения к энергосетям к 2018 году, конечно, требует скорейшей реализации всех ранее запланированных мероприятий, – сказал Сергей Мироносецкий – руководитель рабочей группы АСИ по повышению доступности энергетической инфраструктуры. – Кроме того, жизнь не стоит на месте; современные условия диктуют необходимость новых и дополнительных шагов, нашедших отражение в обновленной редакции «дорожной карты». Однако ключевая цель осталась прежней: максимальное упрощение и удешевление процедур подключения к энергосети и, как результат, – улучшение инвестиционного климата нашей страны.

Так, в «дорожную карту» внесены изменения, позволяющие сетевым компаниям вводить в эксплуатацию линейные объекты электросетевой инфраструктуры с классом напряжения до 20 кВ в уведомительном порядке. Помимо этого, планируется дальнейшее упрощение и оптимизация процедур выделения земель для целей строительства объектов электросетевой инфраструктуры.

В рамках реализации новой редакции планируется создать систему мониторинга выполнения заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям потребителей. Кроме того, планируется активное применение лучших региональных практик по оптимизации сроков и процедур выполнения мероприятий по технологическому присоединению – они станут рекомендованной основой для внедрения регламента взаимодействия между сетевыми организациями и региональными органами исполнительной власти.

Эти меры предполагается реализовать до конца 2017 года.

При обращении в сетевую компанию с заявлением о техприсоединении потребитель вправе указать, с каким гарантирующим поставщиком он хочет заключить договор. Все дальнейшее взаимодействие сетевой и сбытовой компаний происходит уже без участия потребителя, что сокращает срок подключения к электроэнергии на 30 дней.

Новый порядок взаимодействия потребителя с другими участниками рынка утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2016 года № 128.

– Данный документ уточняет порядок взаимодействия трех субъектов рынка электроэнергетики, введенный еще в 2014 году, – пояснил Александр Павлов – ведущий советник отдела развития нормативной базы отрасли Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России. – Уже на стадии подачи заявки на технологическое присоединение потребитель может полностью реализовать свое право на получение электроэнергии в рамках «одного окна».

Утвержденный порядок обязывает гарантирующих поставщиков заключать договоры купли-продажи электроэнергии и мощности с потребителем, не дожидаясь окончания процедуры технологического присоединения. А сбытовая компания, получив от сетевой организации документы заявителя, должна в 10-дневный срок предоставить подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения.

Если потребитель не сообщил в заявлении о гарантирующем поставщике, сетевая компания не вправе отказать в приеме документов.

«Энергетический вопрос» – в центре внимания Общественного Совета 

Следует отметить, что еще до появления «дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга неоднократно включал «энергетический вопрос» в повестку дня своих заседаний.

Так, 16 мая 2011 года в Смольном состоялось очередное заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга с участием экс-губернатора города Валентины Матвиенко, на котором рассматривался рост тарифов на электроэнергию.

В тот год электрическая энергия впервые начала реализовываться по свободным (нерегулируемым) ценам. Это обстоятельство и стало одной из причин резкого роста тарифов. Для получения объективной картины Общественный Совет провел анкетирование среди предпринимателей и выяснил величину изменения тарифов. Как отметила председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, результаты опроса свидетельствовали о том, что тарифы на электрическую энергию увеличились не на 20–30%, как было «запланировано», а в отдельных отраслях – аж до 70%. Самый высокий рост тарифов наблюдался в розничной торговле; затем шли обрабатывающая промышленность, сфера услуг и предприятия общественного питания.

С учетом данных показателей Общественный Совет попросил Правительство Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о снижении тарифов по передаче электрической энергии на уровне регионального законодательства и предложил:

·         предусмотреть возможность малым предпринимателям определять авансовые платежи на весь год заранее не в натуральных, а в стоимостных фиксированных величинах;

·         предусмотреть возможность малым предпринимателям превышать фактическое потребление электроэнергии по отношению к планируемому в объеме до 15% без последствий в виде начисления штрафных неустоек;

·         снизить пени за несвоевременную уплату авансовых платежей с 0,5 до 0,2%.

…Следующее заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга, на котором обсуждались энергетические проблемы, состоялось 16 октября 2013 года. В заседании также приняла участие Ирина Масалева – директор Департамента перспективного развития сети и технологического присоединения ОАО «Россети».

С основным докладом на том заседании выступил Андрей Горюнов – первый заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Он рассказал о том, какие трудности предпринимательскому сообществу приходится преодолевать при присоединении к электрическим сетям:

– Выделилась одна проблема, которая характерна только для Петербурга, что стало интересно и на федеральном уровне. Город у нас большой, здания – в основном, старой постройки. И помещения подключены самыми разными способами, – начал свое выступление Андрей Горюнов. – Постановление, по сути, было правильным в рамках России, но в особенностях нашего исторического центра местные предприниматели попали на очень большие деньги.

Следует отметить, что на момент вступления в силу Постановления Правительства № 442, как уже не раз отмечалось, в городе было около 15 тысяч «бездоговорников»; из них около 10 тысяч являлись арендаторами государственной собственности. И получается, что эта категория предпринимателей оказалось в сложной ситуации совсем не по своей воле.

А чтобы понять, о чем я говорю, нужно вернуться в 2009 год.
Именно тогда на заседании Общественного Совета я поднимал вопрос о том, что в помещениях, которые предприниматели арендуют у КУГИ, нет в наличии энергомощности. Как следствие, предпринимателям приходится самим проходить процедуру технологического подключения. Тогда экс-губернатор города Валентина Матвиенко дала поручение руководству КУГИ разобраться с данным вопросом, и каждому помещению, сдаваемому в аренду, выделить энергомощность. К сожалению, это поручение так и осталось поручением...

В своем выступлении Андрей Горюнов отметил, что энергетики города пошли навстречу предпринимателям и предложили альтернативные варианты решения проблем, связанных с технологическим присоединением. В частности, ОАО «Ленэнерго» сократило срок рассмотрения заявок на подключение до 1 мес. и с февраля 2013 года начало осуществлять бесплатное подключение до 3 кВт как на государственных, так и на частных объектах.
С мая 2013 года ОАО «Ленэнерго» начало бесплатную установку счетчиков. ПСК также сократило срок рассмотрения документов на подключение от одного до двух месяцев.
– Инициативы энергетиков нельзя не отметить, но, учитывая тот факт, что мы арендуем помещения у города в лице КУГИ, как мне кажется, именно эта структура и должна была проявить активность в решении проблем, связанных с технологическим подключением, а не ОАО «Ленэнерго» и ПСК, – сказал он. –
И что мы видим в результате? Огромные потери бизнеса! Это полное неуважение к бизнесу, люди закрываются! Это миллиардные потери – и никому до этого дела нет! Полное молчание... А ведь эксплуатируется народная собственность! Сотрудники КУГИ получают зарплату из бюджета, который на 30% сформирован за счет малого бизнеса.

Представитель КУГИ, комментируя выступление Андрея Горюнова, тогда отметил, что участники рынка должны взаимодействовать с ресурсопоставляющими организациями самостоятельно.

Ирина Масалева – представитель ОАО «Россети» – не согласилась с утверждением относительно того, что город не должен брать на себя функции по технологическому подключению:

– Никаким законодательством не запрещено собственнику помещения (КУГИ) обращаться самостоятельно за технологическим присоединением. Эта норма соответствует Гражданскому кодексу.

…На очередном заседании Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, состоявшемся 26 июня 2014 года, обсуждалось закрепление мощности за объектами государственного имущества.

Андрей Сорочинский, являвшийся в то время генеральным директором ОАО «Ленэнерго», отметил, что совместными усилиями органов исполнительной власти города и «Ленэнерго» начата работа по закреплению мощности за объектами, находящимися в собственности города. В рамках пилотного проекта 200 помещений в Красносельском районе Санкт-Петербурга должны были получить закрепленные энергомощности.
Размер мощности для каждого объекта планировалось определять индивидуально: на основании документации «Ленэнерго» и проектов электроснабжения зданий. По итогам пилотного проекта энергетики собирались начать закрепление мощностей за объектами КУГИ в других районах города.

Кроме того, Андрей Сорочинский отметил, что реализация данных мероприятий зависит от конструктивного взаимодействия профильных государственных органов, а также от привлечения к данной работе смежных комитетов и «Ленэнерго». Совместная работа была начата в рамках созданной рабочей группы с участием «Ленэнерго», КУГИ, а также Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.

– Основной результат совместной работы – легализация на территории Санкт-Петербурга бездоговорного, безучетного потребления электроэнергии объектами малого и среднего бизнеса, а кроме того, – наведение порядка в данной сфере. Мы серьезно работаем в рамках данной группы и ожидаем определенный серьезный промежуточный результат уже к концу текущего года, – сказал он.
Тогда после выступления руководителя «Ленэнерго» Георгий Полтавченко поинтересовался конкретным сроком, когда системные проблемы, о которых говорится уже не один год, будут решены.
– Мы планируем, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, полностью погасить накопленные просроченные обязательства по технологическому присоединению в 2016 году. Соответственно, с этого периода мы рассчитываем выйти на режим текущего исполнения обязательств.
Речь идет, конечно, в первую очередь, о крупных абонентах, где требуются серьезные затраты на технологическое присоединение; затраты, связанные со строительством подстанций, линий и выдачей мощностей, – ответил Андрей Сорочинский.
– В КУГИ создана рабочая группа, в рамках которой мы с «Ленэнерго» утвердили план-график передачи сведений по объектам, и уже начали работу с Колпинского района, – добавила Мария Смирнова – экс-председатель КУГИ. – Будем рады и благодарны, если к нам присоединятся коллеги из Общественного Совета. Нам потребуется помощь в тех случаях, когда мощность закреплена за юридическими лицами.
В этом вопросе нам не обойтись без представителей бизнеса, потому что зачастую мощности привязаны не к объекту, а к юридическому лицу, у которого могут быть несколько объектов.
Если говорить о сроках, то до конца года мы собираемся разобраться со всеми проблемными объектами по всем районам города. А в отношении тех объектов, которые находятся в собственности Санкт-Петербурга, я думаю, контрольный срок – середина следующего года.

…Прошел почти год, и 29 июня 2015 года, на очередном заседании Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Елена Церетели вновь напомнила об энергетических проблемах:

– Как известно, на заседании Общественного Совета, состоявшемся в 2014 году, Губернатор Санкт-Петербурга дал поручение тогда еще КУГИ начать работу по закреплению энергомощностей за госимуществом. Необходимость в этом была вызвана тем обстоятельством, что Санкт-Петербург является одним из немногих российских регионов, где госимущество сдается в аренду без наличия договора на энергоснабжение.
По этой причине большинство арендаторов платило по так называемому «среднему», однако выход Постановления Правительства РФ № 442 привел к тому, что более 15 тысяч представителей малого и среднего бизнеса стали платить по сечению кабеля, а это суммы, подчас превышающие оборот таких компаний. Решением проблемы должно было стать закрепление мощностей за гособъектами. Однако эта работа совпала с реформой КУГИ и в результате сегодня практически заморожена.

Общественный Совет просит руководство КИО провести совещание с участием всех заинтересованных сторон, включая Общественный Совет, чтобы проанализировать причины остановки процесса закрепления и продолжить данную работу. Напомню, что в резолюции прошлогоднего Форума субъектов малого и среднего бизнеса зафиксировано, что эта работа должна завершиться в декабре 2015 года…

…Прошел еще год, и в конце июня 2016 года «Ленэнерго» (входит в группу «Россети») наконец-то полностью выполнило обязательства по программе закрепления мощностей за нежилыми помещениями. По всем помещениям, на которые поступали заявки в «Ленэнерго», акты технологического присоединения подготовлены и переданы на подпись в КИО.

Там был сформирован список помещений, которые сдаются в аренду и по которым нет соответствующих документов (и договоров) на энергоснабжение. «Ленэнерго» проработало список и выдало 11 444 акта техприсоединения по заявленным помещениям. Программа охватывает весь Санкт-Петербург; большинство помещений находится в Центральном, Петроградском и Василеостровском районах.

Программа по закреплению мощностей позволяет представителям малого и среднего бизнеса легализовать бездоговорное потребление электроэнергии. Предприниматели, получив на руки подписанный акт технологического присоединения, должны заключить договор энергоснабжения со сбытовой компанией. Только после этого шага потребление электроэнергии будет узаконено.

Программа предполагает, что в будущем к договору аренды будет прикладываться копия акта техприсоединения, а также прописана обязанность новых арендаторов заключать договор энергоснабжения со сбытовой компанией.

Вместо эпилога

На заседании рабочей группы АСИ по повышению доступности, состоявшемся 3 июня 2016 года, эксперты рассмотрели проект постановления, регулирующий введение единых стандартных тарифных ставок на технологическое присоединение.

Фото: АСИ

По новым правилам, региональные энергетические комиссии сформируют тарифную ставку – единую для всех территориальных сетевых организаций (ТСО) в этом регионе. Исключение составят случаи технологического присоединения, по которым плата будет определяться по индивидуальному проекту. 

Расчет будет производиться на основе данных всех ТСО, которые ежегодно до 1 ноября должны направлять в региональные энергетические комиссии информацию о своих расходах за 3 предыдущих года, а также прогноз по тратам на следующий календарный год. 

В расходах будут отдельно выделяться категории потребителей, уровень напряжения электрических сетей, а также объемы присоединяемой максимальной мощности.

Напомним, что сейчас региональные энергетические комиссии формируют усредненную стандартизированную ставку на подключение потребителей к электроэнергии – действительную, в основном, для крупных ТСО. Если нового абонента присоединяет небольшая ТСО, то ей зачастую приходится выяснять, по какой ставке рассчитывать стоимость подключения. Это затягивает и усложняет процедуру присоединения для конечного потребителя.

Изменения, которые описаны в проекте постановления, предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 232 Федерального закона «Об электроэнергетике».         

Что касается региональных планов, то они были озвучены 12 июля 2016 года на совещании по вопросу выполнения обязательств ПАО «Ленэнерго» по договорам технологического присоединения потребителей к электрическим сетям. В ходе совещания рассмотрены материалы и отчеты ПАО «Ленэнерго» по исполнению накопленных обязательств по договорам технологического присоединения потребителей к электрическим сетям. На территории Санкт-Петербурга у электросетевой компании, на начало 2016 года, накопились около 4 000 договоров на техприсоединение, которые необходимо исполнить в этом году. По состоянию на 11 июля текущего года, это количество уменьшилось до 2 265 договоров.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, учитывая недостаточный темп исполнения обязательств по присоединению потребителей к электрическим сетям, поручил ПАО «Ленэнерго» разработать график ликвидации сложившегося отставания и обеспечить выполнение всех накопленных обязательств по договорам, заключенным до 1 января 2016 г., в срок до 1 декабря 2016 года.

Полезная информация:

  • Агентство стратегических инициатив /Дорожные карты – http://asi.ru/investclimate/energetica/;
  • ПАО «Ленэнерго» /Технологическое подключение – https://lkk.lenenergo.ru/SiteAssets/tags.aspx;
  • Единый контакт-центр – 8-800-700-14-71;
  • Центр по работе с клиентами и присоединению: ул. Красного Текстильщика, д. 10–12, лит. О, г. Санкт-Петербург, 191124, Единый центр документов (вход со стороны Синопской наб.)​.